Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

Учебно-тематический план

2 год обучения

(формирующий этап)



Наименование разделов и тем

Всего

Теория

Практика

1.Формирование навыков игры с соблюдением главного шахматного закона – ограничения ударной силы фигур соперника

28

12

16

1.1.Приемы заграждений

4

2

2

1.2.Приемы отрезания полей

4

2

2

1.3.Приемы стеснения положения, оттеснения фигур соперника на край доски

4

2

2

1.4.Приемы перегрузки по защите важных пунктов

4

2

2

1.5.Приемы связки

4

1

3

1.6.Прием выигрыша темпов (во времени) по перемещению фигур на активные позиции

8

3

5

2.Формирование комбинационных навыков игры фигурами, имеющих различные логические действия

24

6

18

2.1.Ладья

4

1

3

2.2.Слон

4

1

3

2.3.Ферзь

4

1

3

2.4.Конь

4

1

3

2.5.Пешка

4

1

3

2.6.Король

4

1

3

3.Изучение техники пешечного эндшпиля

40

10

30

3.1. Оппозиция

4

1

3

3.2. Поля соответствия. Треугольник

4

1

3

3.3. Правило квадрата

4

1

3

3.4. Отдаленная проходная

4

1

3

3.5. Игра на поле

4

1

3

3.6. Отталкивание плечом

4

1

3

3.7. Прорыв

4

1

3

3.8. Пространство

4

1

3

3.9. Ферзь против, стоящей на предпоследней горизонтали и поддерживаемой королем

4

1

3

3.10. Ладья и пешка против ладьи

4

1

3

4.Изучение дебютов в объеме формирующего уровня

48

16

32

4.1.Открытые начала

24

8

16

4.2.Полуоткрытые начала

12

4

8

4.3.Закрытые дебюты

12

4

8

5.Изучение основ стратегии в объеме формирующего уровня

40

10

30

5.1.Пешечные слабости

4

1

3

5.2.Сдвоенные пешки

4

1

3

5.3.Отсталая пешка на полуоткрытой линии

4

1

3

5.4.Проходная пешка

4

1

3

5.5.Слабые поля в лагере противника

4

1

3

5.6.Использование открытых и полуоткрытых линий

4

1

3

5.7.Борьба за открытую линию

4

1

3

5.8.Форпост на открытой и полуоткрытой линии

4

1

3

5.9.Слабость комплекса полей

4

1

3

5.10.Открытые и полуоткрытые линии и атака на короля

4

1

3

6. Турниры. Подведение итогов обучения

36

4

32

6.1.Квалификационный турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени(1 час на партию каждому игроку)

32

0

32

6.2.Подведение итогов обучения

4

0

4

ИТОГО

216

58

158


Содержание

1.Формирование навыков игры с соблюдением главного шахматного закона – ограничения ударной силы фигур соперника

Ограничение ударной силы соперника. Ограничение подвижности: заграждение, отрезание полей, край доски, защищающая фигура, связка, отсутствие времени.



Практика. Игровая практика.

2.Формирование комбинационных навыков игры фигурами, имеющих различные логические действия

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Темы завлечений.



Практика. Игровая практика

3.Изучение техники пешечного эндшпиля

Два элементарных правила:1) выигрывает более отдаленная пешка;2) выигрывает защищенная проходная пешка. Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Король помогает своей пешке. Ключевые поля. Оппозиция. Ничейные положения.



Практика. Решение задания «Квадрат». Игровая практика

4.Изучение дебютов в объеме формирующего уровня

Итальянская партия, гамбит Эванса. Защита двух коней, дебют слона. Дебют четырех коней, латышский гамбит. Венская партия, центральный дебют. Королевский гамбит, русская партия. Испанская партия, шотландская партия.

Сицилийская защита. Защита Филидора. Французская защита. Принятый ферзевой гамбит, дебют ферзевых пешек, отказанный ферзевый гамбит. Защита Грюнфельда. Защита Нимцовича.

Практика. Задачи: «мат в один ход» (на втором либо третьем ходу партии) Игровая практика.

5.Изучение основ стратегии в объеме формирующего уровня

Различная подвижность (активность) фигур. Открытые и полуоткрытые линии. Слабые и сильные поля. Особенности расположения пешек.



Практика: Игровая практика

6. Турниры. Подведение итогов обучения

Привлечение ребят к участию в квалификационных турнирах и командных соревнованиях по своей возрастной группе. Конкурсы среди учащихся на решение задач или нахождение комбинаций, шахматные турниры внутри учебной группы.


Учебно – тематический план

3 год обучения

(развивающий этап)


Наименование разделов и тем

Всего

Теория

Практика

1. Анализ пешечной конфигурации и составление плана игр. Прием выключения фигур соперника из игры

24

6

18

1.1. Пешечная структура и положение в ней фигур

4

1

3

1.2. Хорошие и плохие слоны

4

1

3

1.3. Слон сильнее коня

4

1

3

1.4. Конь сильнее слона

4

1

3

1.5. Разноцветные слоны в миттельшпиле

4

1

3

1.6. Выключение фигур соперника из игры

4

1

3

2. Поиск матовых комбинаций, требующих взаимодействия фигур с различными логическими свойствами

36

9

27

2.1. Две ладьи

4

1

3

2.2. Ладья и слон

4

1

3

2.3. Ладья и конь

4

1

3

2.4.Два слона

4

1

3

2.5. Два коня

4

1

3

2.6. Слон и конь

4

1

3

2.7. Ферзь и слон

4

1

3

2.8. Ферзь и конь

4

1

3

2.9. три фигуры

4

1

3

3. Решение проблем центра

20

5

15

3.1. Борьба за создание пешечного центра

4

1

3

3.2. Подрыв пешечного центра

4

1

3

3.3. Фигуры против пешечного центра

4

1

3

3.4. Фигурно-пешечный центр

4

1

3

3.5. Роль центра при фланговых операциях

4

1

3

4. Тренировка техники расчета

20

5

15

4.1. Отбор целесообразных продолжений (ходов кандидатов). «Дерево расчета»

4

1

3

4.2. Длинный вариант с малым числом ответвлений. «Голый ствол»

4

1

3

4.3. Сеть коротких вариантов при большом количестве ходов кандидатов. «Кустарник»

4

1

3

4.4. Анализ обучающимися предложенной позиции (при 20-минутном обдумывании), нахождение выигрыша и доказательство в игре с сеансером

4

1

3

4.5. Анализ обучающимися предложенной позиции (при 10-минутном обдумывании), нахождение выигрыша и доказательство в игре с сеансером

4

1

3

5. Анализ и синтез типичных положений с поиском вариантов ведения игры

58

16

42

5.1. Использование пешечного перевеса на ферзевом фланге

4

1

3

5.2. Использование пешечного перевеса в центре и на королевском фланге

4

1

3

5.3. Борьба с пешечным перевесом на фланге

4

1

3

5.4. Пешечная цепь. Определение целесообразности атаки базы пешечной цепи

4

1

3

5.5. Атака базы, приводящая к разрушению пешечной цепи

4

1

3

5.6. Качественное пешечное превосходство

4

1

3

5.7. Ограничение подвижности пешки или пешек и их блокада

4

1

3

5.8. Пешечная пара «с3+d4» на полуоткрытых линиях и борьба против нее

4

1

3

5.9. Пешечная пара «с3+d4» на полуоткрытых линиях с активностью фигур на королевском фланге

4

1

3

5.10. Изолированная пешка в центре доски как слабость и как средство усиления игры

4

1

3

5.11. План игры против изолированной пешки в центре доски, связанный с упрощениями и переходом в эндшпиль

4

1

3

5.12. План игры с изолированной пешкой в центре доски при перевесе в развитии и прорывом d4 – d5

4

1

3

5.13. План игры с изолированной пешкой в центре доски с атакой на королевском фланге при поддержке форпостного коня е5 (е4) или игрой на открытой линии при слабости поля с6 (с3)

4

1

3

5.14. Висячие пешки и их минусы

2

1

1

5.15. Планы игры против висячих пешек, связанные с упрощениями и переходом в эндшпиль (план 1), фигурным давлением на них (план 2), подрыв висячих пешек пешкой «е» (план 3), подрыв висячих пешек пешкой «b»

2

1

1

5.16. Планы игры с висячими пешками, связанные с прорывом d4-d5 (d5 – d4) при активности фигур или использованием полуоткрытой вертикали на ферзевом фланге для давления на пешку «b»

2

1

1

6. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической работе с шахматной литературой

24

12

12

6.1. Организация и контроль за самостоятельным анализом детьми позиций с пешечной формацией под названием «Карлсбадская» структура и возможными планами игры

16

8

8

6.2. Организация и контроль за самостоятельным изучением литературы, подбираемой индивидуально для каждого ребенка, в соответствии с наклонностями и успехами в обучении

8

4

4

7. Турниры. Подведение итогов обучения.

34

2

32

7.1. Квалификационный турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени (1 час на партию каждому игроку)

32

0

32

7.2. Подведение итогов обучения

2

2

0

ИТОГО

216

55

146

Содержание

1. Анализ пешечной конфигурации и составление плана игр. Прием выключения фигур соперника из игры

2. Поиск матовых комбинаций, требующих взаимодействия фигур с различными логическими свойствами

3. Решение проблем центра

Сильный пешечный центр. Подрыв пешечного центра. Фигуры против пешечного центра. Фигурно-пешечный центр. Роль центра при фланговых операциях.



Практика. Решение задач по положению из партий.

<предыдущая страница | следующая страница>


Образовательная программа по шахматам для детей 7 18 лет cрок реализации 3 года

Рф на 2004-2006 гг. В соответствии с данной программой в 2004 г было подготовлено методическое письмо «Об опыте шахматного образования обучающихся»

414.35kb.

14 12 2014
3 стр.


Образовательная программа Рок-лаборатория Возраст детей: 12-18 лет Срок реализации: 3 года

Ведь именно в рок-искусстве немалая часть молодежи видит и находит возможность для моделирования своих идей, ожидаемый отклик на свои проблемы. Несколько слов о специфике жанра

429.99kb.

10 10 2014
2 стр.


Программа предназначена для детей 8-16 лет с ограниченными возможностями здоровья (дцп). Срок реализации 3 года
10.28kb.

14 12 2014
1 стр.


Образовательная программа дополнительного образования детей «Радиотехника» Возраст обучающихся 10-16 лет Срок реализации 3 года

Детям, сидящим за школьной партой, радиолюбительство помогает закреплять на практике знания, получаемые в школе, приобщает к общественно-полезному труду, расширяет их технический к

283.94kb.

02 10 2014
1 стр.


Образовательная программа объединения «Юниорский союз «Дорога» «Знакомство с тележурналистикой» для детей от 12 до 17 лет

Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы дюц социально-педагогической направленн

203.48kb.

13 10 2014
1 стр.


Программа включает в себя пять разделов: «Вступление в мир дерева», «Объемная резьба»

Программа предназначена для детей и подростков 10-15 лет. Срок реализации 5 лет

7.68kb.

10 09 2014
1 стр.


Образовательная программа дополнительного образования детей «лидер» Возраст обучающихся 8-15 лет Срок реализации программы 2 года

Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятся в том возрасте, ког

995.3kb.

27 09 2014
5 стр.


Образовательная программа подготовки профессионалов-любителей радиосвязи для детей в возрасте от 10 до 17 лет
170.05kb.

02 10 2014
1 стр.