4. Тренировка техники расчета
5. Анализ и синтез типичных положений с поиском вариантов ведения игры
6. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической работе с шахматной литературой
7. Турниры. Подведение итогов обучения.
Экзаменационные задания, сеансы одновременной игры, квалификационные турниры. Оценка работы старшей группы определяется по успехам учащихся в спортивных шахматных соревнованиях.
Методическое обеспечение занятий
Программа опирается на объяснительно – иллюстративный, проблемный, частично поисковый и исследовательский методы обучения. Проблемный метод стимулирует поиск оптимального решения предлагаемой задачи. Частично поисковый метод предоставляет детям возможности самостоятельного поиска пути решения поставленной задачи (оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности и т. д). Педагог только корректирует действия ребенка, но не вмешивается в сам процесс поиска решений. Исследовательский метод применяется в анализе сыгранных партий, исследовании различных позиций для определения вариантов их разыгрывания, подготовке дебютного репертуара и т.п.
Важной особенностью реализации программы является создание функционального комфорта обучения. С этой целью необходимо соблюдение ряда условий:
-
Формирование учебных групп должно производиться с учетом планки общего развития детей и сложности изучаемых тем. Уровень сложности должен находиться в некотором оптимальном диапазоне. При слишком низкой интеллектуальной нагрузке эффект развития детей мал, они не напрягаются, интерес к занятиям ослабевает. При слишком высоком уровне интеллектуальной нагрузки, при котором достигается максимальный эффект развития ребенка с учетом умеренных психических затрат.
-
Занятия должны вызывать у детей положительные эмоции. Поведение детей в большей мере регулируется эмоциями, чем рассуждениями. Эмоции являются одним из условий творческой деятельности и важным регулятором психических процессов, а, следовательно, и любых видов деятельности. Состояние, вызванное удивлением, заставляет замечать и хранить в памяти то, на что раньше не обращалось внимание.
-
Процессу обучения необходима непрерывная поддержка и мобилизация психофизиологических функций на усвоение новых знаний. Как правило, усвоение новых знаний, умений и навыков вызывает у детей положительные эмоции и воспринимается ими с удовольствием. Любое однообразие, повторение одного и того же порождает монотонность и ослабление интереса к занятиям. Объем новых знаний и соответствующие трудности при их усвоении необходимо дифференцировать с учетом возрастных характеристик детей, уровня развития их личности в сфере психических качеств и с учетом ранее полученных знаний.
-
Функциональный комфорт обучения во многом зависит от отношения педагога и детей. Спокойствие, терпимость, доброжелательность, участливое отношение к трудностям детей создают свой положительный настрой на занятиях. Дети тянутся к педагогу, хотят большего общения с ним. Отношение педагога к детям должно отвечать требованиям доброй справедливости: за каждое хорошее действие – похвала, а за каждый проступок – неодобрение, но в то же время участие. Прежде, чем пожурить , сначала нужно похвалить. Каждый ребенок должен чувствовать, что он не безразличен педагогу и уважаем им. Даже легкое прикосновение руки педагога к ребенку воспринимается им как знак участия, похвалы.
-
Немаловажное значение имеют санитарно – гигиенические условия и эстетическое оборудование кабинета. Присутствие детей в кабинете должно создавать у них чувство комфорта, удовлетворенности, эмоциональный подъем в ожидании занятии турниров и интересного общения с товарищами.
Технология изучения материала и формы занятий, планируемых по основным разделам программы.
В первый год обучения занятия нужны детям как средство эффективного развития творческих способностей, памяти, внимания, смекалки, логики, фантазии. Расширяется кругозор ребенка. В процессе шахматного творчества и спортивного соперничества за шахматной доской молодые спортсмены приобретают навыки по оценке обстановки, самостоятельному принятию решений. Детям в качестве домашнего задания предлагаются в основном двухходовые задачи, решение которых обсуждается на следующем занятии. Перед началом занятий преподаватель рассказывает о цели занятия. В конце каждого занятия называет фамилии и имена обучающихся, успешно усвоивших пройденную тему.
Психолого – возрастные особенности детей группы начального обучения определяют щадящий характер методик и форм проведения занятий. В первую очередь сюда необходимо отнести наглядность обучения. На первых порах все объяснения проводятся на доске, а не в уме. С повышением квалификации понемногу несложные примеры можно решать в уме, чтобы постепенно приучать детей рассчитывать ходы наперед.
Нельзя перегружать занятия объяснением теоретического плана. Ребенок в лучшем случае выдерживает 10-15 минут, т.к. нацелен на спортивную борьбу за шахматной доской. В ходе занятий полезно проводить физкультурные паузы.
Замечания педагога должны быть очень корректными, чтобы не страдало самолюбие ребенка.
Нельзя для детей первого года обучения прибегать к игре в быстрые шахматы с использованием шахматных часов. Для начинающих игроков они вредны, т.к. приучают к поверхностной игре, не прибавляя опыта.
Обязательным условием успешной работы педагога является индивидуальный подход к ребенку, изучение характера и способностей. Это– ключ, которым раскрываются творческие способности детей.
На втором году обучения выбор тем для изучения в учебно – тематическом плане осуществлен исходя из необходимости качественного и быстрого развития способностей молодого шахматиста в творческой игре. Рассказ, аналитический прогноз учащихся в уме, наглядный поэтапный показ разворачивающихся комбинаций фигур на шахматной демонстрационной доске, сочетание теории с практикой по изучаемой тематике урока являются основой технологии изучения материала.
Особое внимание уделяется динамике проведения урока и беспрерывной нагрузке на мыслительную деятельность учащихся. Позиции на шахматных демонстрационных досках должны готовится педагогом перед началом занятия. Трата времени педагога на расстановку изучаемых позиций во время занятия приводит к ослаблению внимания учащихся.
Особое внимание должно быть уделено развитию комбинационного зрения. Навыки развития дебютов даются на фоне коронных комбинационных партий.
Психолого – возрастные особенности детей данной возрастной категории определяют характер методик и форм проведения занятий. Наглядность обучения, как и для ребят первого года обучения, остается решающим средством обучения. Все объяснения проводятся на демонстрационной доске или непосредственно на шахматной доске.
Постепенно увеличивается сложность примеров, решаемых в уме в целях повышения навыков в расчете ходов вперед без передвижения фигур.
Присваиваются навыки чтения шахматной литературы без наличия шахматной доски.
Если вертикальные и горизонтальные поля легко воспринимаются обучающимися, то диагональные линии затрудняют учащихся. Педагогу целесообразно повторить занятия по тематике первого года обучения на шахматной доске, чтобы устранить трудности восприятия ребенком ходов по диагоналям шахматных фигур слонов и ферзей, когда перед глазами отсутствует шахматная доска.
Подростковый возраст очень чувствителен к выражению собственного «я». Поэтому лучше чаще использовать похвалы, чем критические замечания. Этот возраст требует большой индивидуальной работы с ребенком, включая не только аспекты шахматной игры, но и общественного поведения. Очень важно оградить ребят от попыток курить. Объяснить, что спортсмен и табак – вещи несовместимые.
Нельзя отказываться для ребят этой группы и от физкультурных пауз на занятиях.
Быстрые шахматы (блиц-турниры) для ребят второго года обучения нецелесообразны. Но включать шахматные часы с финальным контролем времени на квалификационных турнирах категории уже необходимо. Часы повышают собранность детей, дисциплинируют их.
Учитывая тягу ребят данного возраста к творчеству, выдумке, педагог может достигнуть в работе с детьми положительных результатов.
Технология работы с детьми на третьем году обучения в целом идентична технологии изучения материала второго года обучения. Особенность заключается в переключении деятельности обучающихся на самостоятельную домашнюю работу по изучению пробелов в шахматной теории. Повышается роль индивидуальных занятий. Полезен подбор необходимой литературы для самостоятельного изучения детьми избранных дебютов и стратегических целей.
Ребята, обучающиеся третий год, как правило, подготовлены к самостоятельному изучению шахматной литературы и заинтересованы в повышении своего мастерства. Также они физически подготовлены к повышенным умственным нагрузкам и способны выдерживать перегрузки, возникающие в период проведения соревнований. Одна из важнейших задач этого периода – выявить пробелы, имеющиеся в подготовке детей, и направить устремления ребят к их устранению.
Психолого – возрастные особенности школьников старшей группы определяют более высокие требования к их умственной деятельности, что накладывает отпечаток на характер методик и формы проведения занятий, т.е. увеличивает необходимость решения более сложных задач и большего количества комбинационных примеров.
В целях развития способностей по предвидению развития шахматной борьбы, расчета ходов вперед, можно практиковать встречу соперников без фигур на доске (только в уме) с записью ходов. Указанная методика развивает не только комбинационное зрение, но и дает навыки к чтению шахматной литературы, когда под рукой нет шахмат.
Шахматные часы для этой группы обучающихся являются необходимой частью обучения по программе. Они дисциплинирует игрока, исключает пустое созерцание, интенсифицируют поиск рациональных ходов. На турнирах часы являются обязательной принадлежностью спортсменов. При этом на турнирах необходимо предоставить больше времени на меньшее количество ходов, чтобы создать условия для творческого изучения позиций.
Выбор тем для изучения в учебно – тематическом плане направлен в первую очередь для повышения творческих способностей ребят, развития комбинационного зрения. Это основа для дальнейшего самостоятельного повышения мастерства.
Чуть меньше внимания уделено позиционной игре. Ее понимание приходит к обучаемым в процессе спортивных шахматных соревнований и самостоятельной работе над книгой. Позиционная игра для этого возраста менее интересна по сравнению с красочной, взрывной комбинационной игрой.
Современному дебюту посвящено очень много научных разработок, и осветить все проблемы из-за ограниченного учебного времени преподавателю просто невозможно. Поэтому на занятиях изучение дебютов ограничивается разбором коротких комбинационных партий по книге А.Я Ройзмана «Шахматные миниатюры.400 комбинационных партий».
По желанию ребят для самостоятельной работы по выбранному дебюту могут предлагаться научные разработки и пособия. На имеющемся уровне спортивного мастерства вполне достаточно обойтись книгой В.Панова и Я.Эстрина «Курс дебютов».
Не случайно выбрана тема «Ладейные окончания». Наиболее часто в эндшпиле партий на спортивных соревнованиях получаются позиции с этими окончаниями. Среди спортсменов – шахматистов (включая перворазрядников) игра в этих окончаниях представляет большое затруднение. Поэтому материал по теме занятий может, в дальнейшем, оказать хорошую помощь шахматистам.
В процессе обучения большую помощь преподавателю оказывают книги: Я.Нейштадт «Шахматный практикум – 2, включающий 480 красивых учебных комбинаций; В. Хенкин «Последний шах» - включает 450 комбинаций.
Формы подведения итогов по каждому разделу программы определяются конкретными учебными и воспитательными целями.
В первый год обучения используются преимущественно конкурсы среди учащихся на решение задач или нахождение комбинаций, шахматные турниры внутри учебной группы.
На втором году формы подведения итогов идентичны первому году, вместе с тем, вступает в силу достижение учащимися норм того или иного квалификационного разряда. Квалификационные разряды оформляются по результатам квалификационных шахматных турниров или командных соревнований, проводимых по планам.
На третьем году обучения применяются экзаменационные задания, сеансы одновременной игры, квалификационные турниры. Окончательная оценка работы старшей группы определяется по успехам учащихся в спортивных шахматных соревнованиях.
Список литературы:
Для первого года обучения:
-
Губницкий, С.Б., Хануков, М.Г., Шедей, С.А. Полный шахматный курс шахмат, 64 урока для новичков и не очень опытных игроков [Текст] / С.Б. Губницкий, М.Г.Хануков, С.А.Шедей.- Харьков: «АСТ», 1999.
-
Хенкин, В., Шахматы для начинающих [Текст] / М.: В.Хенкин. – «Астрель АСТ», 2002.
-
Майзелис, И., Шахматы детям [Текст] / И.Майзелис. - С.-Петербург: «Респекс», 1960.
-
Гершунский, Б.С., Косьев, А.Н. Шахматы – школе [Текст] / Б.С.Гершунский, А.Н.Косьев. - М.: «Педагогика», 1991.
-
Блох, М.В. Учебник шахмат [Текст] / М.В.Блох.- М.: «Ассоциация учителей физики», 1997.
-
Горелик, В.С. Ступеньки шахматной игры [Текст] / В.С.Горелик. –Днепропетровск: «Cir», 2002.
-
Габбазова, А.Я. Учимся играть в шахматы [Текст] / Учебное пособие А.Я.Габбазова. -. Ульяновск: Издательство «УлГТУ», 2002.
-
Панченко, А.Н. Теория и практика шахматных окончаний [Текст] / А.Н.Панченко. - Йошкар-Ола: 1997.
-
Журавлев, Н.И., Клованс, Я.Я., Кузьмичев, Г.Г. Шахматные орешки [Текст] / Н.И.Журавлев, Я.Я.Клованс, Г.Г.Кузьмичев. – Рига: 1991.
-
Авербах, Ю. Школа эндшпиля [Текст] / Ю.Авербах. – М.: Издательство «Тера спорт», 2000.
-
Хенкие, В. 1000 матовых комбинаций [Текст] / В.Хенкие. – М.: «АСТ», 2002.
-
Авербах, Ю., Бейлин, М. Путешествие в шахматное королевство [Текст] / Ю.Авербах, М.Бейлин. – М.: «Физкультура и спорт», 1998.
-
Пожарский, В. Шахматный учебник на практике [Текст] / В.Пожарский. - Ростов на Дону: «Феникс», 2004.
-
Бондарь, Л.А., Лившиц, З.Б., Любоштц, А.И. Шахматные семестры [Текст] / Л.А.Бондарь, З.Б.Лившиц, А.И.Любоштц. - Минск: «Высшая школа», 1984.
-
Костоев, А.Н. Учителю о шахматах [Текст] / Пособие для учителя/ А.Н.Костоев. - М.: «Просвещение», 1986.
-
Юдович, М. Занимательные шахматы [Текст] / М.Юдович. - М.: «Физкультура и спорт», 1976.
Для второго года обучения:
-
Майзелис, И. Шахматы детям [Текст] / И.Майзелис. - С.-Петербург: «Респекс», 1960.
-
Горелик, В.С. Ступеньки шахматной игры [Текст] / В.С.Горелик. –Днепропетровск: «Cir», 2002.
-
Панченко, А.Н. Теория и практика шахматных окончаний [Текст] / А.Н.Панченко. - Йошкар-Ола: 1997.
-
Журавлев, Н.И., Клованс, Я.Я., Кузьмичев, Г.Г. Шахматные орешки [Текст] / Н.И.Журавлев, Я.Я.Клованс, Г.Г.Кузьмичев. – Рига: 1991.
-
Хенкие, В,. 1000 матовых комбинаций [Текст] / В.Хенкие. – М.: «АСТ», 2002.
-
Пожарский, В. Шахматный учебник на практике [Текст] / В.Пожарский. - Ростов на Дону: «Феникс», 2004.
-
Бондарь, Л.А., Лившиц, З.Б., Любоштц, А.И. Шахматные семестры [Текст] / Л.А.Бондарь, З.Б.Лившиц, А.И.Любоштц. - Минск: «Высшая школа», 1984.
-
Программа подготовки шахматистов разрядников П- 1 разряд. М., Серия Шахматный университет, «Russian chess house» ,2005.
-
Славин, И.Л. Учебник- задачник шахмат [Текст] / И.Л.Славин. - Архангельск, 2002.
-
Болеславский, М., Болеславский, Л. 1000 вопросов шахматиста [Текст] / М.Болеславский, Л.Болеславский. - М.: «Астрель», 2003.
-
Ройзман, А.Я. Шахматные миниатюры 400 комбинационных партий [Текст] / А.Я.Ройзман. - Минск: Издательство «Полымя», 1978.
-
Нейштадт, Я.И. Шахматный университет Пауля Нереса [Текст] / Я.И.Нейштадт. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1982.
-
Карпов, А., Гик, Е. Все о шахматах [Текст] / А.Карпов, Е.Гик. - М.: Издательство «ТД Гранд», 2005.
-
Карпов, А., Мацукевич, Б. Оценка позиций и план [Текст] / А.Карпов, Б.Мацукевич. - Можайск: Издательство «Джеймс», 1999.
-
Калиниченко, Н. Дебютный репертуар атакующего шахматиста [Текст] / Н.Калиниченко. - М.: Издательство «Russian chess house», 2005.
-
Богданович, Г. Программа подготовки шахматистов-разрядников 1 разряд – КМС [Текст] / Г.Богданович. - М.: Издательство «Russian chess house», 2005.
-
Завьялов, А. Дебютные ловушки новинки 444+1 [Текст] / Альманах / А.Завьялов. - М.: Издательство «Ревизия шахмат». Выпуск 12, 2000.
-
Нейштадт, Я.И. Дебютные ошибки и поучительные комбинации [Текст] / Я.И.Нейштадт. - М.: Издательство «Тера-спорт», 2003.
-
Мацукевич, А. Короткие шахматы. 555 дебютных ошибок [Текст] / А.Мацукевич. - М.: Издательство «Астрель», 2002.
-
Эстрин, Я.Б. , Калиниченко, Н.М. Шахматные дебюты. Полный курс [Текст] / Я.Б.Эстрин, Н.М.Калиниченко. - М.: Издательство «ФАИР – ПРЕСС», 2003.
Для третьего года обучения:
-
Хенкие, В. 1000 матовых комбинаций [Текст] / В.Хенкие. – М.: «АСТ», 2002.
-
Программа подготовки шахматистов разрядников. П – 1 разряд [Текст] / М.: Серия Шахматный университет, «Russian chess house», 2005.
-
Нейштадт, Я.И. Шахматный университет Пауля Нереса [Текст] / Я.И.Нейштадт. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1982.
-
Богданович, Г. Программа подготовки шахматистов разрядников 1 разряд – КМС [Текст] / Г.Богданович. - М.: «Russian chess house», 2005.
-
Яковлев, Н.Г. Штурм королевских бастионов [Текст] / Н.Г.Яковлев. - С.-Петербург: 1997.
-
Каленов, А. Фронтальная фигуральная атака на хорошую рокировку [Текст] / А.Каленов. - Серия «Атака», Выпуск 1.(3) М.: 2001.
-
Белявский, А., Михальчишин, А. Интуиция [Текст] / А.Белявский, А.Михальчишин. - М.: Издательство «Рипол классик», 2003.
-
Дроздов, М., Каленов А., Черныш, М. Таинственный карлсбад [Текст] / М.Дроздов, А.Каленов, М.Черныш. - Серия «Пешечные структуры». Выпуск 1 (1) .М.: 2000.
-
Нимцович, А. Моя система [Текст] / А.Нимцович. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1974.
-
Кобленц, А. Уроки шахматной стратегии [Текст] / А.Кобленц. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1983.
-
Яковлев, Н.Г. Найди лучший план. С.- Петербург,2005.
-
Гуфельд, Э. Стецко О. Минимальное преимущество. М.,РИПОЛ классик,2003.
-
Завьялов, А. Дебютные ловушки и новинки 444+1[Текст] / А.Завьялов. - М.: Издательство «МДЦ Оригами», 2000.
-
Мацукевич, А. Короткие Шахматы. 555 дебютных ошибок [Текст] / А.Мацукевич. - М.: Издательство «Астрель», 2002.
-
Гуфельд, Э. Староиндийская длиною в жизнь (Искусство шахмат) [Текст] / Э.Гуфельд. - М.: Издательство «РИПОЛ классик», 2002.
-
Гуфельд, Э., Стецко О. Сицилийская защита. Вариант дракона[Текст] / Э.Гуфельд, О.Стецко. - М.: Издательсто «Астрель АСТ», 2003.
-
Стецко, О. Французская защита. Классическая система. М., Астрель АСТ,2004.
-
Несис, Г., Халифман, А. Тактика во французской защите [Текст] / Г.Несис, А.Халифман. - Харьков,: Издательство «Факт», 2000.
-
Свешников, Е. Выигрывайте против французской защиты [Текст] / Е.Свешников. - Серия шахматный университет, «Russian chess house», 2005.
-
Карпов, А. Учитель играть защиту [Текст] / А.Карпов. - М.: Серия Шахматный университет «КАРО- КАНН. Джеймс», 1999.
-
Ботвинник, М.М., Эстрин Я.Б. Защита Грюнфельда [Текст] / М.М.Ботвиник, Я.Б.Эстрин. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1979.
-
Глазков, И.Б., Эстрин Я.Б. Королевский гамбит [Текст] / И.Б.Глазков, Я.Б.Эстрин. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1988.
-
Оснос, В.В. Дебют Рети [Текст] / В.В.Оснос. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1990.
-
Нейштадт, Я.И. Дебютные ошибки и поучительные комбинации [Текст] / Я.И.Нейштадт. - М.: Издательство «Терра- спорт», 2003.
-
Суэтин, А.С. Ступени к мастерству в шахматах [Текст] / А.С.Суэтин. - М.: Издательство «Новина», 1998.
-
Пак, В.Н. Истории матчей на звание чемпиона мира по шахматам [Текст] / В.Н.Пак. - М.: Издательство «АСТ – Сталкер», 2005.
-
Авербах, Ю. Школа середины игры [Текст] / Ю.Авербах. - М.: Издательство «Терра-спорт», 2000.
-
Авербах, Ю. Школа эндшпиля [Текст] / Ю.Авербах. - М.: Издательство «Терра-спорт», 2000.
-
Нейштадт, Я. Шахматный практикум- 2 [Текст] / Я.Нейштадт. - Харьков: Издательство «Фолио», 1998.
-
Волчок, А.С. Уроки шахматной практики [Текст] / А.С.Волчок. - Николаев: Издательство «Атолл», 2003.
-
Костров, В., Белявский, Б. 2000 шахматных задач. Шахматный решебник 1-2 разряд. Часть 1.Связка. Двойной удар [Текст] / В.Костров, Б.Белявский. - С.-Петербург: Издательство «Литера», 2001.
-
Костров, В., Белявский Б. 2000 шахматных задач. Шахматный решебник 1-2 разряд. Часть 3. Шахматные комбинации [Текст]/ В.Костров., Б.Белявский. - С.-Петербург: «Литера», 2001.
-
Арчаков, В.М. Изобразительные шахматные задачи и этюды [Текст]/ Киев: Издательство «Радяньска школа», 1985.
-
Бондаревский, И.З. Комбинации в миттельшпиле [Текст]/ И.З.Бондаревсикй. – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2001.
-
Суэтин, А.С. Школа дебюта[Текст]/ А.С.Суэтин. - М.: Издательство «Терра – Спорт», 2001.
-
Суэтин, А.С. Как играть дебют [Текст]/ А.С.Суэтин. - Ростов на дону: Издательство «Феникс», 2003.
-
Черняк, В. 1000 самых известных шахматных партий [Текст]/ В.Черняк. - М.: Издательство «Астрель АСТ», 2002.
<предыдущая страница