Общая характеристика раннего творчества М. Горького
Для поэтики раннего Горького характерно сочетание
реалистического элемента (критика «свинцовых мерзостей» российской жизни, социально-типические образы «босяков»: «Челкаш», «Супруги Орловы», «Коновалов», «Мальва»; эта линия продолжается в драме «На дне») с
романтическим. Перечислим некоторые особенности поэтического мира Горького, сближающие его с предшествующими поколениями романтиков.
Одна из таких особенностей — повышенный интерес к образам природы. Природа — с одной стороны, важная философская тема, с другой стороны — это мир символов, актуальных для писателя-романтика (приведите примеры). Человек — «природное» существо, изуродованное городом и современной цивилизацией. Романтическим по происхождению является и равнодушие «пролетарского писателя» Горького к быту (приведите примеры).
Некоторые характеры выписаны, как это свойственно романтизму, резкими, контрастными, «черно-белыми» красками (приведите примеры). Однако, в отличие от настоящих романтиков, Горький поэтизирует не зло, а добро, поэтому отрицательные герои получают однозначное осуждение, что было в свое время свойственно классицизму.
Среди романтических характеров раннего Горького можно встретить наследника «лишнего человека» романтической эпохи — это Ларра, сын женщины и орла. Его, как и пушкинского Алеко, изгоняют цыгане, что символически означает отторгнутость от всего человечества. Но Ларра не обладает чертами «страдающего эгоиста», несмотря на то, что сам не виноват в своих пороках (скорее это проклятие, довлеющее над ним от рождения). Ларра — воплощение цинизма и агрессивного индивидуализма. Противоположность Ларры — Данко, другой полюс широкого спектра духовных возможностей Человека (героизм, самопожертвование).
Романтизм Горького отличается социальной заостренностью и наличием положительного идеала. У Горького акцент делается не на «двоемирии» (где потусторонний мир ценностно выше реального) и недостижимости идеала, а на создании положительного образа, который мог бы стать примером для читателя.
В поэтическом мире Горького очень важна символика тьмы и света. Она имеет романтическое происхождение, но у Горького положительный герой ассоциируется не с тьмой (как у большинства писателей-романтиков), а со светом (пример — Данко). Тема движения «от тьмы к свету» была одной из ключевых для литературной эпохи рубежа веков. (Найдите самостоятельно в произведениях Горького примеры этого образа-символа.) Важным символом в рассказе «Старуха Изергиль» является тень (найдите этот символ в тексте и попытайтесь сформулировать его значение) — это тоже глубоко романтический по природе образ. К романтической традиции относится и тема леса (сюжет о Данко), и метафора горящего сердца, и образы птиц (Сокол, Буревестник, Чиж, Дятел, человек-орел Ларра).
Кроме символических образов, мы находим у раннего Горького более простые — аллегорические. Аллегория служит наглядности выражения идеи, помогает не слишком образованному читателю добраться до сути писательской мысли. Аллегорическими можно назвать образы Сокола и Ужа, Чижа и Дятла из «Сказки о Чиже, который лгал, и о Дятле, любителе истины». Вспомните «калмыцкую сказку» Пугачева в «Капитанской дочке», животных из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, басен И. А. Крылова. Общим признаком всех упомянутых текстов является установка на «простоту» и наглядность изображения. С другой стороны, образы Буревестника и самой бури в «Песне о Буревестнике» являются не просто аллегорическими, но и символическими (ср. у Пушкина: «Где ты, гроза, символ свободы?»).
Композиция ранних рассказов Горького. Многие рассказы Горького построены по рамочному принципу («рассказ в рассказе»), и поэтому важную композиционную роль в них играет образ рассказчика. Типологически близки друг другу старуха Изергиль, Рагим, Макар Чудра. (В чем сходство их характеров и жизненной философии? Подберите материал для ответа на этот вопрос.)
https://65-k.com/publications.php?category=15&mode;=show&id;=414