Общество- обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей, формы объединения.
-круг людей, объединенных общностью цели, интересов.
-отдельное конкретное общество, страна, гос-во.
-исторический этап в развитии чел-ва.
-чел-во в целом. Общество-продукт совокупной деят-ти множества людей. О. харак-ся как система(способна серьезно изменяясь сохранять свою сущность)
Функции общества:
-произ-во матер. Благ и услуг,-распред-ие продуктов труда, -воспроизводство и социал-я чел.,-духовное произ-во.
Общ. Отношения- многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие м/у разл. Соц. Группами.
спец. Черт: -разнообр. Соц. Структур и подсистем,-самодостаточность,-динамичнность, незавершенность развития,-особый статус субъектов,-непредсказуемость развития.
Природа-весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений.понятие природа употр-ся для обозн-я не только естеств. Но и созданных человеком материальн условий его сущ-ия.
Соц. Институты- это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деят-ти людей, реализующих опред-ые функции в обществе, гл.из которых-удовлет-ие соц.потребностей.(каждый институт характер-ся наличием уели деят-ти и конкр.функциями, обеспечив-ми ее достижение.)
Эконом:деньги,обмен,собст-ть; полит:власть,партия,армия; соц.:семья,брак,материн-во; дух.обл:религия,обр-ие,СМИ.
Общественное развитие:
1)реформа(прогрессивная, регрессивная)
2)революция(кратковременная,долговременная)
Глобализация- процесс интеграции гос-ва и народов в разных обл. деят-ти.(это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимоз-ть народов и госуд-в.
Причины: переход от индустр. Общества к инф., исполь-ие новых технологий.
Позит. последствия: стимулир.влияние на экономику, сближение госуд-в, возникн-ие социокульткрн. Единства.
Негативные: насаждение единого стандарта, утрата спец.черт нац.культуры, навязывание опр.образа жизни.
Глобальные проблемы- совокупность проблем челов-ва,которые встали перед ним во 2/2 Ххвека и от решения которых зависит сущест-ие цивилизации.(экологическая, энергетическая, продовольственная, демографическая, сырьевая, исполь-ия мир.океана…)(затрагивают жизнедеят-ть всего чел-ва, настоятельно требуют решения, предпол-т м/ународное сотрудн-во)
Культура- исторически обусловленный динамический комплекс пост.обновляющихся во всех сферах общ.жизни форм, принципов и результатов акт.деят-ти людей. –процесс активной творческой деят-ти, в ходе которой создаются,распр-ся и потр-ся духовные ценности.
функции культуры: тпознавательная, оценочная, регулятивная, информативная, коммуникативная, социализации.
Духовная ж.о- область бытия, в которой объективная реальность дается любдям не в форме предметной дейст-ти, а как реальность, присутствующая в самом человеке, явл-ся неотъемлемой частью его личности.(знания, вера, чувства, потребности, стремления, цели.
Элементы дух.ж.о- мораль, наука, искусство, религия, право.
Формы культуры: элитарная(созд-ся привелигированной частью о.) народная(анонимные творцы,мифы,легенды) массовая(совр.культурное производство)
Разновидности 1)субкультура 2)контркультура
Функции СМИ: коммуникативная, непосредственно-организаторская, идеологическая, культурно-образовательная, рекламно-справочная, рекреативная)
Искусство- практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.(Искусство выражает эстетическое отношение к миру.искусство-творческое самовыражение личности)
Виды: архитектура(зодчество),живопись(пртрет), скульптура (декоративная), литература, музыка…
Функции искусства (общественно-преобразующая, художественно-концептуальная, воспитательная, эстетическая, утешительно-компенсатоская,предвосхищения, внущающая, гедонистическая.
Наука- форма духовной деятельности людей,направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая епосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Функции ( культурно-мировоззренческая, позновательно-объяснительная, прогностическая.) виды науки(прикладная, фундаментальная)
образование- один из способов становления личности путем получения юдьми знаний, приобретения умений и навыков, творческих способностей через систему соц.институтов семья, школа, СМИ.
Цель- приобщение индивидак достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Функции (экономическая, социальная, культурная)
Религия-вера в сверхъестественное, -совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность
культ-вид религ.деят-ти, практически духовного освоения мира.(магия, умилостивительный культ).
Церковь соц.институт о, религ.орган-я,в основе которой лежит единый символ веры, определяющий реигиозную этику и релегиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением окружающих.
Исламизация- содержание полит.программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира.
Мораль- форма общ.сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Человек- высшая ступень развития живых организмов на Земле.(Человек по своей сути сущ-во биосоциальное. Он явл-ся частю природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом.)
Отличия человека от животного (1.мышление и членораздельная речь,2)сознательная целеноправленная творческая деятельность,3)преобразовательная деятельность,4)способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.,)
Бытие - философская категория, обозначающая существование, реалность.(мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия.)
Потребность нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.(в мотивах деятель-ти проявляются потребности человека).
Интерес целеноправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Деятельность- способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.(деят-ть человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окр.миру.)
Компоненты: мотив, цель, методы и средства, процесс, результат
. Мотив-совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направл-ть деят-ти.
Цель деят-ти- это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Игра- особы вид деят-ти, целью которого не явл.производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс-развлечение, отдых.
Общение- вид деят-ти, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Структура общения (субъект, цель, содержание, средства, получатель)
По средствам общения( непосредственное, опосредственное, прямое, косвенное)
по субъектам (м/у реал субъектами, м/у реал. Субъектом и иллюзорным партнером, м/у реал суб и воображаемым партнером, м/у воображ партнерами)
Функции (социализации, познавательная, психологическая, отождествления, организационная
) Учение-вид деят-ти, целью которого явл-ся приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Труд- вид деят-ти, которая направлена на достижение практически полезного результта.
Творчество- вид деят-ти, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не сущест.
Мышление-активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях.
Самореализация- процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей(осущ-ся путем целенопр.воздействия личности насаму себя, относитсяк высшим потребностям человека).
Цель жизни- некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.
Смысл жизни- осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание свих возможностей и стремление к их реализации.