Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1





По поручению председателя Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Министра внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиева и в соответствии с пунктом 4 положения о Правительственной комиссии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272, направляется обзор результатов проверки исполнения органами системы профилактики законодательства, направленного на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Прошу принять меры по устранению выявленных нарушений.

О результатах проведения данных мероприятий и принятых решениях проинформируйте Правительственную комиссию до 8 декабря 2009 года.

Контактные телефоны: 667-79-29, 667-57-38, 667-68-29.

Приложение: по тексту, на 4 л.








Приложение



ОБЗОР

результатов проверки исполнения органами системы профилактики законодательства, направленного на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации

Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием прокуроров 14 субъектов Российской Федерации проведена проверка исполнения органами системы профилактики законодательства, направленного на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основным звеном органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, координирующим деятельность и организующим взаимодействие исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам профилактики безнадзорности и преступности несовершеннолетних, защите их прав и интересов, согласно Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Закон № 120-ФЗ) являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 (далее -Положение), а также законодательством субъектов Российской Федерации и нормативно-правовой базой муниципальных образований названные полномочия возложены на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее -межведомственные КДН), и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления (далее - комиссии, КДН).

Проверкой установлено, что, несмотря на направление межведомственными комиссиями на места информационных, методических материалов, различных рекомендаций, касающихся деятельности КДН, разработку и утверждение еще в 2007 году положении о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации ситуация с ненадлежащим исполнением КДН законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не меняется.

В нарушение требований ст. 11 Закона № 120-ФЗ комиссиями по-прежнему не обеспечивается надлежащее взаимодействие органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Практически повсеместно координирующая деятельность комиссий осуществляется формально, а основной формой участия в работе с неблагополучными семьями и воздействия на граждан, ненадлежаще исполняющих свои родительские обязанности, остаётся привлечение их к административной ответственности, которое зачастую не приводит к положительному результату. При принятии решений КДН зачастую не анализируют причин безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, не предлагают конкретных мер, направленных на улучшение положения детей.

К примеру, с февраля 2007 г. на учете комиссии при администрации Бежецкого района Тверской области за совершение краж состоит несовершеннолетняя Я., 1991 пр., оставшаяся без попечения родителей. Опекун несовершеннолетней, её бабушка, неоднократно привлекалась КДН к административной ответственности по ст. 5.35 УК РФ. При этом каких-либо иных мер, направленных на проведение профилактических мероприятий с подростком, комиссией принято не было. Вследствие отсутствия координации деятельности других органов системы профилактики девочка продолжала оставаться без надлежащего надзора, длительное время не посещала занятия в школе, часто не ночевала дома, опекун с воспитанием несовершеннолетней не справлялся. Деятельность органов социальной защиты, образования и внутренних дел не была скоординирована на предотвращение совершения несовершеннолетней правонарушений и преступлений; меры к разобщению связей несовершеннолетней Я. с её кругом знакомых и друзей, также ранее совершивших правонарушения, не принимались; условия её проживания с опекуном, не имеющим на подростка влияния, не менялись. В результате 20.05.2008 несовершеннолетняя Я. вместе с подругой в состоянии алкогольного опьянения из хулиганских побуждений подожгли жилой дом. Приговором Бежецкого районного суда Тверской области от 13.03.2009 ей назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы с испытательным сроком 2 года. Спустя месяц Я. вновь совершила преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 166 УК РФ.

При десятках тысяч рассмотренных дел и материалов, содержащих достаточные данные об обстоятельствах совершения детьми и подростками, их родителями проступков, запрещенных нормами права, общественной морали и нравственности, бездействии должностных лиц органов и учреждений, не принявших предусмотренных законом мер, большинство КДН крайне редко используют такое средство профилактики, как направление представлений об устранении причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что предусмотрено ст. 20 Положения. Так, КДН ряда районов Новгородской области в 2008 - первом полугодии 2009 г. вообще не направляли в компетентные органы представления об устранении нарушений прав несовершеннолетних, причин и условий, способствующих безнадзорности, совершению правонарушений или антиобщественных действий, о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, не обеспечивших выполнение постановлений КДН.

В представлениях, вносимых комиссиями в образовательные и иные учреждения, порой отсутствуют ссылки на федеральное законодательство. Контроль за рассмотрением и принятием мер по внесенным КДН в соответствии со ст. 14 Положения представлениям не осуществляется.

В большинстве случаев решения, принимаемые на заседаниях комиссий, носят формальный характер, в них преобладают такие формулировки, как «принять меры по усилению», «усилить работу», что в свою очередь не позволяет в полной мере контролировать исполнение принимаемых ими решений.

На низком уровне проводится работа с неблагополучными семьями. В ряде регионов отсутствуют предусмотренные ст. 12, 17 Закона № 120-ФЗ индивидуальные программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, утверждение и контроль за реализацией которых региональным законодательством возложены на КДН. По месту жительства семьи проверяются бессистемно; органы и учреждения системы профилактики, призванные работать с неблагополучными семьями, на заседаниях КДН не заслушиваются; выполнение мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации и адаптации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, не контролируется.

Поскольку семейное неблагополучие является в большинстве случаев главной причиной безнадзорности детей и подростковой преступности, назрела необходимость внесения в действующее административное и уголовное законодательство изменений, усиливающих ответственность должностных лиц КДН за ненадлежащее выполнение координирующих функций вследствие недобросовестного или небрежного отношения к исполнению своих должностных обязанностей. В каждом конкретном случае, произошедшем в социально неблагополучной семье, повлекшем существенное нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего либо причинение вреда здоровью ребенка или смерть ребенка, необходимо устанавливать степень ответственности должностных лиц каждого органа системы профилактики.



Игнорируя требования ст. 9, 11 Закона № 120-ФЗ, КДН крайне редко используют полномочия по обращению в суд с заявлениями в защиту нрав и законных интересов несовершеннолетних. К примеру, в 2008 - 2009 гг. ряд комиссий во Владимирской, Новгородской областях, г. Москве, Санкт-Петербурге и др. регионах с подобными заявлениями в суд не обращались.

При наличии достаточных оснований для лишения родительских прав граждан, длительное время не занимающихся воспитанием ребенка, порой даже не проживающих совместно с ним, КДН привлекают их к административной ответственности за ненадлежащее исполнение

родительских обязанностей, при этом должные условия воспитания, обучения и содержания детей не обеспечиваются. Так, в КДН МО «Майкопский район» Республики Адыгея состоит на учете несовершеннолетняя С, совершившая преступление, предусмотренное п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ. Подросток в течение длительного времени проживала в социально неблагополучной семье с мамой, болеющей открытой формой туберкулеза, и братом. Общий доход семьи составлял 2 500 рублей в месяц. У несовершеннолетней не было элементарных условий для существования, что и стало одной из причин хищения ею продуктов питания. Несмотря на то что девочка была поставлена на учет как ребенок «группы риска», каких-либо мер по защите её прав, в том числе посредством ограничения матери в родительских правах, КДН района принято не было.

В ходе проверок соблюдения КДН административного законодательства прокурорами продолжают выявляться типичные нарушения, повторяющиеся из года в год. Комиссиями принимаются неправомерные решения при рассмотрении материалов в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей. Наказание назначается в нарушение требований административного законодательства, граждане привлекаются к ответственности при отсутствии бесспорных доказательств их вины и без выяснения иных обстоятельств, необходимых для вынесения законного постановления по делу. Допускаются факты привлечения несовершеннолетних к ответственности по истечении срока давности и т.д.



Неэффективная деятельность комиссий обусловлена в том числе отсутствием надлежащего планирования работы КДН, которое зачастую носит формальный характер. Планы составляются без анализа состояния и динамики преступности несовершеннолетних, плановых мероприятий органов и учреждений системы профилактики. Выполнение разработанных и утвержденных планов мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не контролируется, в отдельных случаях запланированные мероприятия не проводятся либо проводятся в иные сроки, при этом в надлежащем порядке изменения в планы не вносятся. В планы работы не включаются приоритетные направления деятельности по защите прав несовершеннолетних, не проверяется работа органов и учреждений системы профилактики, нет статистических и информационных данных из других органов и учреждений системы профилактики.

Обзор результатов проверки исполнения органами
73.87kb.

13 09 2014
1 стр.


Законодательство о пожарной безопас­ности в лесах

Правила пожарной безопасности в лесах, утв постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417, которые являются обязательными для исполнения органами государственной вла­сти,

34.02kb.

12 10 2014
1 стр.


Обзор результатов опроса общественного мнения

Выборка: случайная. С целью обеспечения репрезентативности, проведена процедура статистического взвешивания результатов. В выборку исследования попали респонденты со всех областей

27.22kb.

08 10 2014
1 стр.


Космические исследования Солнца результаты и перспективы

Дается обзор результатов в исследованиях Солнца, полученных за последние годы с помощью космических аппаратов, а также обзор новых солнечных космических проектов

14.56kb.

25 12 2014
1 стр.


Организации недропользователи

Комиссии по рассмотрению результатов государственного геологического надзора, осуществляемого Росприроднадзором и его территориальными органами, и принятию решения о направлении в

22.19kb.

26 09 2014
1 стр.


Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу завершены плановые проверки ОАО

За период с 19 по 25 июля 2012 года территориальными органами Росприроднадзора в Уральском федеральном округе проведены или проводятся следующие надзорные мероприятия

54.75kb.

28 09 2014
1 стр.


Необходимо наладить оперативное взаимодействие между нашими сторонами, с целью обмена информацией в режиме реального времени

Межрегиональное территориальное управление. В дальнейшем данные инспекторской проверки вводятся в единую базу данных: систему комплексного анализа результатов проверок российских и

30.34kb.

27 09 2014
1 стр.


Положение о соревнованиях по ездовому спорту Соревнования по бесснежным дисциплинам ездового спорта Драйленд «По следам желтых листьев- 2012»

Налаживание эффективного сотрудничества между органами государственной власти, органами местного самоуправления и спортсменов

74.77kb.

10 10 2014
1 стр.