Конференция
Время: 12-15 марта 2007 г. в Берлине (Европейская Академия).
Организаторы: отделение славистики DGO, совместно с Harriman Institut / Columbia University/Kolumbijskij университет Нью-Йорка).
Рабочие языки: английский, русский.
Оккультизм в России (20-ый век)
В постсоветской России наблюдается возвращение к религиозности, причем не только в обращении к большим религиям, но и в широком спектре духовных исканий. Это возвращение к религиозности проявляется на всех уровнях общественной жизни: в высокой и в популярной (бытовой) культуре, в естественных и гуманитарных науках, в политике. Духовные искания занимают отдельных людей и коллективы и выходят далеко за пределы существующих официальных религиозных институтов. При этом особенно сильно распространены идеи из сфер оккультно-эзотерического, и их влияние на общественную жизнь все увеличивается.
Советская цивилизация, несмотря на ее атеистические амбиции и самопредставление была, как в официальной, так и в неофициальной сфере пронизана религиозными элементами. «Спиритуальность» (религиозность, понятая в очень широком смысле) формировала идеократическое советское общество, которое само определяло себя как общество рационалистического познания и созидательного труда. Это «спиритуальное» воздействие было столь велико, что можно говорить о своего рода «рационалистической религии», «официальном культе рационального».
Уже с 1960-1970-х годов ответной реакцией на это стало, например, игровое обращение с ритуализированным официозным политическим материалом в школе московского концептуализма, новоязыческие подпольные кружки, секты и коммуны в метрополиях и провинциях.
В этой связи возникает вопрос, насколько сегодняшнее возвращение к антирационалистическим учениям являет собой радикальный перелом в советском обществе и насколько в нем продолжаются тенденции, наметившиеся еще в советском обществе, и каких областей общественной жизни это коснулось? Какие проблемы проистекают из этого? Например, находит ли прежний «культ гуманизма» свое отрицательное соответствие в сегодняшнем циничном «культе нигилизма»? В чем связаны между собой старые и новые культы, и где они расходятся? Где наблюдаются продолжения, пересечения, смещения границ, а где – открытые противоречия и противостояние между большими официальными религиями (православное христианство, буддизм, индуизм, иудаизм) и оккультно-эзотерическими тенденциями – независимо от их институциализированных границ в различных сферах общественной жизни.
Конференция, проведение которой намечено на март 2007 г., организуется отделением славистики DGO совместно с Harriman Institut / Columbia University (университет Нью-Йорка). В ней предполагается участие немецких, русских, французских и американских экспертов. В дальнейшей перспективе (в том числе и в запланированной публикации) предусмотрено подробное исследование метафизических и религиозных основ советской идеологии и цивилизации, их проявлений в постсоветском обществе, также как и исследование взаимоотношений и влияний подобных явлений в постсоветском и западноевропейском культурном пространстве.
Конкретные цели конференции:
-
Представить материал к описанию спиритуальных, или оккультно-эзотерических контекстов 60-80-х гг.
-
Показать влияния и способы восприятия теософских / новоязыческих идей в литературе и искусстве
-
Показать влияния и проявления мистических / спиритуальных, или же оккультно-эзотерических идей и концептов на политические идеологии, также как
-
показать их влияние на различные научные дисциплины (астрофизика, исследование космического пространства, ориенталистика, парапсихология).