Окружная олимпиада по литературному чтению
Номер участника _______________
-
Прочитай стихотворение и. Бунина «Детство» и выполни задания:
А) Подчеркните слова, которыми автор рисует картину (одной чертой) и передает настроение (двумя чертами).
Б) Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что с ним происходит сейчас?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Какие чувства вызвало у тебя стихотворение И.Бунина.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Г) Найдите в тексте слова, помогающие объяснить и выражения:
"Солнечные палаты" - ____________________________________________________________
"ствол – гигант" - ________________________________________________________________
"кора груба" - ________________________________________________________
2. По началу произведения определите его жанр:
а) Мы противные микробы, мы во рту у вас живем.
И нечищеные зубы мы грызем, грызем, грызем. _______________________________________
б) Жила – была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех
дел умелая. ________________________________________
в) Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские.
___________________________________________________________________________
г) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. _______________________________________
д) Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка.
_____________________________________________________________________________________
-
Укажи стрелочкой, кого бы ты назвал
писателем поэтом сказочником сказителем
С.Писахов Б.Шергин Ф.Абрамов Н.Рубцов
4. Из жизни писателей.
А) «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру и, схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую песенку о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я от всей души отпраздновал оба».
Кто так рассказывал о себе? ______________________________________-
Б) Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки.
Кто же сочинял «Алёнушкины сказки»? __________________________________
5. Блиц - турнир
1. Почему название профессии «библиотекарь» употребляется в мужском роде?
а) с древнейших времён профессия считается мужской; б) в женском роде звучит некрасиво; в) можно употребить и в мужском, и в женском роде.
2. Какой вариант книги наиболее древний?
а) узелковое письмо; б) глиняные таблички; в) папирусные свитки.
3. В каждой книге есть начальный лист, с которого начинается знакомство с книгой. Как называется этот лист?
а) титул; б) форзац; в) псевдоним.
4. Как называется план, который помогает ориентироваться в книге?
а) аннотация; б) послесловие; в) оглавление.
5. Кто учился в Лицее, открытом в Царском Селе?
а) Бажов П. П. Б) Ершов П. П. В) Пушкин А. С. Г) Толстой Л. Н.
6. У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.
Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает. ______________________________________________
Вьетнамская. Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок. ___________________________________________________________________________
Иранская. Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин. _______________________________________________________________________________________
7. Запиши, под какими буквами написаны
Олицетворения - ___________________________
Эпитеты - ______________________________
Сравнения - _____________________________
А) глядел из печки огонек Б) лес точно терем расписной В) седые моря
Г) белоснежная лебедушка Д) уж небо осенью дышало
8. Установите соответствие между авторами и героями:
1) Р. Киплинг ……………Буратино
2) А. Толстой …………....Бармалей
3) Э. Успенский…….. .….Барон Мюнхгаузен
4) К. Чуковский………... .Чебурашка
5) Р. Распе ………………..Маугли
9. Запиши, из каких басен эти крылатые выражения:
а) …И в сердце льстец всегда отыщет уголок….. __________________________________________
б) …А ларчик просто открывался ….. ___________________________________________________
в) ….Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона….___________________________________
Назови автора всех этих басен. __________________________________________________________
10. Вставь слова, которые пропущены в названиях сказок С.Писахова:
Не любо – не _______________. Как _______________ постничала.
____________ в море. Собака ____________.
Ключ.
-
Прочитай стихотворение и. Бунина «Детство» и выполни задания:
ДЕТСТВО
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим
смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим
солнечным палатам!
Повсюду
блеск, повсюду
яркий свет,
Песок – как шелк!.. Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но
так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость
солнечного света.
А) рисует картину (одной чертой) и передает настроение (жирный курсив)
(до 5 баллов)
Б) Автор вспоминает о былом (1 балл) В) Какие чувства вызвало у тебя стихотворение И.Бунина (радость от воспоминаний) (1 балл)
Г) Найдите в тексте слова, помогающие объяснить и выражения:
"Солнечные палаты" - повсюду блеск, повсюду яркий свет (1 балл)
"ствол – гигант" - тяжелый, величавый (1 балл)
"кора груба" - морщиниста, красна (1 балл)
2. По началу произведения определите его жанр:
а) стихотворение б) сказка в) былина г) басня д) рассказ (по 1 баллу за каждый)
3. Укажи стрелочкой, кого бы ты назвал
Писатель – Ф. Абрамов, поэт- Н. Рубцов, сказочник – С. Писахов, сказитель – Б. Шергин
(по 1 баллу за каждую пару)
4. Из жизни писателей.
А) К. Чуковский Б) Д.Н. Мамин-Сибиряк (по 1 баллу за каждый)
5. Блиц – турнир 1а, 2б, 3а, 4в, 5в (за каждый по 1 баллу)
1. Почему название профессии «библиотекарь» употребляется в мужском роде?
а) с древнейших времён профессия считается мужской; б) в женском роде звучит некрасиво; в) можно употребить и в мужском, и в женском роде.
2. Какой вариант книги наиболее древний?
а) узелковое письмо; б) глиняные таблички; в) папирусные свитки.
3. В каждой книге есть начальный лист, с которого начинается знакомство с книгой. Как называется этот лист?
а) титул; б) форзац; в) псевдоним.
4. Как называется план, который помогает ориентироваться в книге?
а) аннотация; б) послесловие; в) оглавление.
5. Кто учился в Лицее, открытом в Царском Селе?
а) Бажов П. П. Б) Ершов П. П. В) Пушкин А. С. Г) Толстой Л. Н.
6. У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.
Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает. Язык до Киева доведет
Вьетнамская. Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.
Тише едешь – дальше будешь
Иранская. Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин. На безрыбье и рак рыба
(за каждую пословицу по 2 балла)
7. Запиши, под какими буквами написаны (за каждый по 1 баллу)
Олицетворение – А Д
Эпитеты - Г В
Сравнения - Б
А) глядел из печки огонек Б) лес точно терем расписной В) седые моря
Г) белоснежная лебедушка Д) уж небо осенью дышало
8. Установите соответствие между авторами и героями:
1) Р. Киплинг - Маугли, А. Толстой – Буратино, Э. Успенский - .Чебурашка , К. Чуковский – Бармалей, Р. Распе - Барон Мюнхгаузен
(за каждую пару по 1 баллу)
9. Запиши, из каких басен эти крылатые выражения:
а) …И в сердце льстец всегда отыщет уголок… «Ворона и лисица».
б) …А ларчик просто открывался - «Ларчик»
в) ….Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона – «Слон и Моська»
(по 1 баллу за каждый)
Назови автора всех этих басен – Иван Андреевич Крылов (1 балл)
10. Вставь слова, которые пропущены в названиях сказок С.Писахова:
«Не любо – не слушай» «Как купчиха постничала»
«Баня в море» «Собака Розка»
(по 1 баллу за каждый)
Всего – 50 баллов