Олимпиада по литературному чтению (4 класс)
Фамилия, имя __________________________________ Класс ____________
-
Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:
1) ''Аленький цветочек'' а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2) ''Снежная королева'' б) Дал слово – крепись.
3) ''Три толстяка'' в) Друг познается в беде
-
В названиях этих произведений слова заменены антонимами.
Например: ''Жара – розовые щечки'' означает ''Мороз – Красный нос''.
Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов.
1) ''Найденная луна'' ___________________________________
3) ''Прекрасный лебедь'' _________________________________
2) ''Быль о живой крестьянке и одном слабаке'' _________________
4) ''Умник на солнце'' ________________________________________
-
В русском языке некоторые имена и понятия неразрывно связаны: скажешь имя Трифон, и сразу вспомнится Тришкин кафтан. Вот четыре имени: Кузьма, Макар, Сидор, Демьян. Какое из перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них: мать, сын, коза, телята, уха?
_____________________________________________________________
4. Ответь на вопросы:
-
Этот поэт создал стихотворения «Парус», «Бородино», «Узник» и множество других. Был убит на дуэли. _______________________
-
Настоящее имя этого американского писателя – Сэмюэль Клеменс. Он придумал историю о приключениях двух озорников – Тома и Гека. Под каким псевдонимом мы знаем этого писателя? _____________________
-
Мы часто говорим: «Сказка дедушки Ершова». А ведь самую знаменитую сказку писатель Ершов написал, когда ему еще не исполнилось двадцати лет! Назови эту сказку. _____________________
-
Вступлением к какой поэме является знаменитое пушкинское стихотворение «У лукоморья дуб зеленый...»? _____________________
5. Вот рукопись из бутылки, выловленной в море, которая частично оказалась повреждённой. Восстановите начало одной известной литературной сказки.
_и_ с_а_и_ _о _в_е_ с_а_у_о_ у с_м_ _ о _и_ _го _ор_
_____________________________________________________
-
О каких писателях идет речь?
1. Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя». ___________________________________
2 . У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов. _______________________
3. Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только прочитал ее студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А.С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». ________________________________
-
Отгадай литературную загадку. Ответь, о чем говорится в стихотворении. Тебе поможет то, что отгадка зашифрована в самом тексте стихотворения. В чем же видит автор этой загадки роль загаданного предмета?
Кто, когда бродил в тумане
Ночью, в холоде, во мгле,
Иль в людском земном обмане,
Гордо знает, что земле –
Альфа света, солнце знаний?
_____________________________________________________
-
Тайны ремесла
А каждый читатель, как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд,
Наш век на земле быстротечен,
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен,
Поэта неведомый друг.
А. А. Ахматова
1. Прочитай стихотворение.
2. Какую важную мысль хочет донести автор до читателя:
а) для поэта читатель – и друг, и клад, которому можно многое доверить;
б) не каждый читатель способен понять то, о чем ему рассказывает поэт;
в) в течение многих-многих лет слово поэта живет в сердцах читателей?
Обведи нужную букву или несколько букв.
3. Найди рифмы в стихотворении, соедини карандашом рифмующиеся строчки.
4. Найди в стихотворении сравнения, подчеркни их волнистой линией.
-
Досочини стихотворение (добавь всего одну строчку), чтобы оно оказалось интересным или неожиданным.
Щука щуку укусила…
Олимпиада по литературному чтению (4 класс)КЛЮЧИ
1.Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:
1) ''Аленький цветочек'' а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2) ''Снежная королева'' б) Дал слово – крепись.
3) ''Три толстяка'' в) Друг познается в беде
1 – б, 2 – в, 3 – а. ( 3 балла )
2.В названиях этих произведений слова заменены антонимами.
Например: ''Жара – розовые щечки'' означает ''Мороз – Красный нос''.
Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов.
1) ''Найденная луна'' («Украденное солнце» К.Чуковский.)
2) ''Прекрасный лебедь'' («Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен.)
3) ''Быль о живой крестьянке и одном слабаке'' («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. Пушкин.)
4) ''Умник на солнце'' («Незнайка на Луне» Н. Носов.)
За каждое произведение 1 балл, за автора -1 балл
Максимальное количество баллов - 8
3. В русском языке некоторые имена и понятия неразрывно связаны: скажешь имя Трифон, и сразу вспомнится Тришкин кафтан. Вот четыре имени: Кузьма, Макар, Сидор, Демьян. Какое из перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них: мать, сын, коза, телята, уха?
_________________________________________________________________
Кузькина мать, Макаровы телята, Сидорова коза, Демьянова уха. Лишнее слово – сын. ( 2 балла)
4. Ответь на вопросы: ( за каждый верный ответ 2 балла. Максимальное количество баллов -8)
Этот поэт создал стихотворения «Парус», «Бородино», «Узник» и множество других. Был убит на дуэли.
(М. Лермонтов.)
Настоящее имя этого американского писателя – Сэмюэль Клеменс. Он придумал историю о приключениях двух озорников – Тома и Гека. Под каким псевдонимом мы знаем этого писателя? (Марк Твен.)
Мы часто говорим: «Сказка дедушки Ершова». А ведь самую знаменитую сказку писатель Ершов написал, когда ему еще не исполнилось двадцати лет! Назови эту сказку. («Конек-Горбунок».)
Вступлением к какой поэме является знаменитое пушкинское стихотворение «У лукоморья дуб зеленый...»? («Руслан и Людмила».)
5. Вот рукопись из бутылки, выловленной в море, которая частично оказалась повреждённой. Восстановите начало одной известной литературной сказки.
_и_ с_а_и_ _о _в_е_ с_а_у_о_ у с_м_ _ о _и_ _го _ор_
(Жил старик со своею старухою у самого синего моря) ( 3 балла)
-
О каких писателях идет речь? (Максимальное количество баллов – 9баллов, по 3 балла)
1.Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
________ В.А. Жуковский
-
У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов.
_____
Л.Н. Толстой __________________
3. Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только прочитал ее студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А.С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».
__ П.П. Ершов ______________________________
-
Отгадай литературную загадку. Ответь, о чем говорится в стихотворении. Тебе поможет то, что отгадка зашифрована в самом тексте стихотворения. В чем же видит автор этой загадки роль загаданного предмета? ( 3 балла)
Кто, когда бродил в тумане
Ночью, в холоде, во мгле,
Иль в людском земном обмане,
Гордо знает, что земле –
Альфа света, солнце знаний?
Отгадка: книга.
Роль загаданного предмета: книга – свет и знания.
-
Тайны ремесла
А каждый
читатель, как тайна,
Как в землю
закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд,
Наш век на земле быстротечен,
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен,
Поэта неведомый друг.
А. А. Ахматова
1. Прочитай стихотворение.
2. Какую важную мысль хочет донести автор до читателя:
+ а) для поэта читатель – и друг, и клад, которому можно многое доверить
б) не каждый читатель способен понять то, о чем ему рассказывает поэт;
+ в) в течение многих-многих лет слово поэта живет в сердцах читателей?
(по 2 балла. Максимальное количество - 4 балла)
Обведи нужную букву или несколько букв.
3. Найди рифмы в стихотворении, соедини карандашом рифмующиеся строчки. (по 1 баллу. Максимальное количество - 4 балла)
А каждый читатель, как тайна,
Пусть самый последний, случайный...
Как в землю закопанный клад,
Всю жизнь промолчавший подряд...
Наш век на земле быстротечен,
А он неизменен и вечен...
И тесен назначенный круг,
Поэта неведомый друг.
4. Найди в стихотворении сравнения, подчеркни их волнистой линией.
(по 2 балла. Максимальное количество - 4 балла)
-
Досочини стихотворение (добавь всего одну строчку), чтобы оно оказалось интересным или неожиданным. ( 2балла)
Щука щуку укусила…
(например: И кусочек проглотила.)