«ПУТЬ К ОЛИМПУ»
ГОРОДСКОЙ ТУР
5-6 КЛАСС
ФАМИЛИЯ_____________________ИМЯ_______________КЛАСС__________ШКОЛА__________
1. В результате соединения каких частей речи получилось имя доктора Айболита? ________________________________________________________
2. Какие из данных несклоняемых существительных можно вставить вместо многоточия в словосочетании: чёрный 1)
кофе, 2)
шимпанзе, 3)
кашне, 4)
какаду, 5)
пальто __________________________________________________
3. Все приведённые ниже слова – устаревшие, но четыре устарели по одной причине, а одно – по другой. Какое? (А)
боярин; (Б)
вече; (В)
армяк; (Г)
ямщик; (Д)
чело.
___________________________________________________________________________
-
Какое языковое явление наблюдается в каламбуре русского поэта 19 века Э. Минаева:
В полуденный зной на Сене
Я искал напрасно сени,
Вспомнив Волгу, где на сене
Лежа, слушал песню Сени. ______________________________________________________________
5. Анаграмма – особый вид шарады, требует составить из данных слов другое, переставляя буквы. Например: адрес – среда .
Задание: Составьте из данных слов другие: карп, марш, мать, рост, руда ______________________________________________________________________________________
6. Какие особенности русских согласных мы используем, превращая слова:
ТОЧКА в ДОЧКА, УТОЧКА в УДОЧКА, ПРУТИК в ПРУДИК? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Сколько слов здесь записано? Как такие слова называются?
Атлас, орган, кругом, жаркое, подать, обмер, парить, чудная, хлопок,, компас, свекла, гусеницы
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Встречаются ли в данном четверостишии С.Я. Маршака звуки [з,][ф][ц]? Приведите примеры, записав транскрипцию слов, в которых есть эти звуки.
Пусть будет небом верхняя строка,
А во второй клубятся облака,
На нижнюю сквозь третью дождик льется,
И ловит капли детская рука.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Сравните два высказывания: Птица выводит птенцов и Химчистка выводит пятна. В каких отношениях находятся между собой глаголы выводить?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Составьте словосочетания со словом ОСТРЫЙ в разных значениях. Для каждого словосочетания подберите синонимы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Составьте предложение, используя словарные слова: з…мл…ника, к…ртоф…ль, п…м…дор, к…пуста, к…стрюля, к…чан, г…рох.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Есть такие фразеологические выражения: пуганая ворона и стреляный воробей. Что общего и различного в их значениях? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Расположите в порядке совершения действий следующие глаголы: жать, пахать, веять, сеять, молотить. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Какие из приведенных слов являются однокоренными? Досаливать, соль, солоноватость, сало, салочка, салки, присаливать, салазки, салют, посол, выслать, сланец, соленость, солончак, посольство, соловей, солод, осолаживать, соленье. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Сколько из перечисленных слов сочетаются и со словом маленький, и со словом маленькая:
грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания по литературе для 5-6 классов
1. Вставьте недостающий элемент (имя автора или фрагмент названия произведения):
-
Жюль Верн. «_____________ капитана Гранта»
-
Александр Дюма. «Три ________________»
-
Марк________________ . «Приключения Тома Сойера»
-
Александр Сергеевич Пушкин. «Песнь о ______________ Олеге»
-
Михаил __________________ Лермонтов. «Бородино»
2. Найдите и исправьте ошибки в строчках из басен И.А. Крылова:
А. Попрыгунья Стрекоза
Лето целое пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Пожелтело чисто поле;
Нет уж дней тех теплых боле,
Как под каждым ей цветком
Был готов и стол, и дом.
|
Б. Вороне где-то бог послал немного сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Поужинать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса тихохонько бежала…
|
3. Напишите полное название сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Впишите на месте пропусков недостающие слова в отрывке из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Там чудеса: там леший ______________,
Русалка на ветвях сидит;
Там на ______________ дорожках
Следы ______________ зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол __________ полны;
Там _________ прихлынут волны
|
На брег песчаный и пустой,
И тридцать ___________прекрасных
_____________из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там _________________ мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в ___________ перед народом
Через леса, через моря
______________ несёт богатыря…
|
5.Узнайте сказки по приведенным ниже отрывкам, укажите название и автора.
Отрывок
|
Название произведения
|
Автор
|
Кокованя с утра на работу уходил, Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила - мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им. Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать, а кошка Муренка лежит да мурлычет:
- Пр-равильно говорит. Пр-равильно.
|
|
|
Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма – безобразная, противная, нижняя губа висела у нее до самой груди.
- Здорово, служивый! – сказала она. – Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.
- Спасибо, старая ведьма!- сказал солдат.
|
|
|
Едва только кот получил всё, что ему было надобно, он живо обулся, молодецки притопнул, перекинул через плечо мешок и, придерживая его за шнурки передними лапами, зашагал в заповедный лес, где водилось множество кроликов. А в мешке у него были отруби и заячья капуста. Растянувшись на траве и притворившись мёртвым, он стал поджидать, когда какой-нибудь неопытный кролик, ещё не успевший испытать на собственной шкуре, как зол и коварен свет, заберётся в мешок, чтобы полакомиться припасённым для него угощением.
|
|
|
Мистер и миссис Дурсль проживали в доме номер четыре по Тисовой улице и всегда с гордостью заявляли, что они, слава Богу, абсолютно нормальные люди. Уж от кого-кого, а от них никак нельзя было ожидать, чтобы они попали в какую-нибудь странную или загадочную ситуацию.
|
|
|
-
Кто с кем боролся? Соотнесите противников.
А. Черномор
|
1.Саурон
|
Б. Гари Поттер
|
2.Соловей-разбойник
|
В. Фродо Беггинс
|
3.Змей-горыныч
|
Г.Илья Муромец
|
4. Руслан
|
Д. Добрыня Никитич
|
5. Волан-де-Морт
|
-
Соедини друзей.
А.Элли
|
1.Карлсон
|
Б. Сванте Сванесон
|
2.Том Сойер
|
В. Гек Финн
|
3.Фродо
|
Г. Сэм
|
4.Гермиона
|
Д. Рон
|
5.Жлезный дровосек
|
-
Вспомните мифы. Вставьте в предложение недостающее слово.
-
Геракл добыл яблоки _____________________.
-
Родилась из пены морской_____________________.
-
_________________ отыскал золотое руно.
-
__________________безуспешно пытался закатить камень на гору.
-
Верной женой Одиссея была _________________________.
-
Ариадна дала нить _______________________.
-
Пожирал всех своих детей ______________________.
-
_____________превращал все, к чему прикоснется, в золото.
-
Дочь Зевса, появившаяся из его бедра, - _____________________.
-
______________________ оглушали моряков своим пением.