Урок по литературному чтению.4 класс. Учитель Черей Н.И. МАОУ Лицей №1 г.Жуковка.
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях». Противостояние добра и зла в сказке.
Цель: «Совершенствовать навыки выразительного чтения. Учить анализировать поступки героев. Обучение умению сравнивать, обобщать, раскрыть нравственный смысл сказки А.С.Пушкина : добро и зло. Развивать речь учащихся. Пополнять словарный запас. Воспитывать у учащихся положительные черты характера.
Оборудование: текст сказки, комплект иллюстраций к сказке, портрет А.С.Пушкина, слайд с толкование терминов «добро и зло» из словаря В.Даля, слайд со сравнительной таблицей, характеризующей героинь: царицы и царевны.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Эпиграф урока: «Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет (Шота Руставели)»
2.Сообщение темы и задач урока.
-Ребята, это новое произведение или уже знакомое нам? (2 урок)
-Какие задачи нашего урока, спрогнозируйте? (Отработка навыков выразительного чтения. Характеристика героев сказки. Разные виды чтения (выборочное, по ролям)
-Учитель: Цель работы- раскрыть значение терминов «добро и зло» на примере двух героинь сказки : царицы и царевны.
3. Работа над материалом урока.
1)Проверка домашнего задания.
-Какое домашнее задание было задано?( чтение понравившихся отрывков и иллюстраций к ним.)
(опрос 5 человек)
2)Работа по содержанию сказки.
-Откуда взял сюжет сказки А.С.Пушкин? (из народных сказок, которые рассказывала ему Арина Родионовна)
а)Чтение сказки до слов (Но невеста молодая……)
Беседа:
-Что вы узнали из начала сказки? (Царь уехал, царица родила дочь, возвращение царя, смерть царицы, царь женился на другой.)
-Найдите описание новой царицы?
-Как понимаете выражение: и умом и всем взяла?
-Объясните значение слов: ломлива и своенравна.
-Это положительные или отрицательные качества человека?
-Какое приданое имела царица? (зеркальце)
-Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? Найдите в тексте.
(с цветком розы)
-Что значит: нраву кроткого такого? Это положительное или отрицательное качество?
-Какое приданое приготовлено царевне? Прочитайте.
-Кто из вас знает, что такое «девичник»? (вечеринка)
-Что узнала царица от зеркальца? Как сорвала свое зло царица?
-А любите ли вы правду?
Физкультминутка.
б) Чтение сказки до слов: «Раз царевна молодая …….» стр.82
Беседа:
-Расскажите, пользуясь текстом , как царевна оказалась в тереме у богатырей?
-Как она догадалась, что в тереме живут добрые люди? (были иконы, светло и чисто)
-Что она стала делать? (зажгла свечку, затопила печь)
-Как ее это характеризует? (Трудолюбивая)
-А можем ли мы назвать царицу трудолюбивой?(нет, сидела без дела, глядела в зеркальце, любовалась своей красотой)
-После каких слов царевна вышла к богатырям?
-Как богатыри узнали, что в их доме находится именно царевна?( ее речь)
-Как царевне жилось у богатырей? (хорошо)
-Как царица узнала, что молодая царевна жива и здорова? Прочитайте этот отрывок по ролям.
в)Выборочное чтение:
-Прочитайте, как царица решила со свету сжить молодую царевну? (стр.82-85) За что?
-Кто хотел помочь царевне в этой ситуации? (Соколко)
-Где похоронили царевну? (стр.86-87)
-Как королевич Елисей спас царевну? (стр.91)
-К кому он обращался за помощью?
г)Работа в группах. Найти и прочитать по ролям то место, в котором описывается, к кому обращался Елисей за помощью.
1группа. 2 группа 3 группа
( к солнцу) (к месяцу) (к ветру)
д)Составление сравнительной характеристики двум героиням сказки: царицы и царевны(устно)
Сравним с таблицей на слайде.
|
Царица
|
Царевна
|
Внешность
|
Высока
Стройна
Бела
|
Белолица
Черноброва
|
Поведение,
характер
|
Горда
Ломлива
Своенравна
Ревнива
Злая
|
Красавица-душа
Милая
Приветливая
|
Цветовая гамма
|
Черный
(зависть)
|
Белый
Красный
Румяный
|
е)Обобщение
-Чем заканчивается сказка? (стр.91 до конца). Прочитайте.
-Учитель: значит добро победило зло. В сказках у добра всегда много помощников, а зло одно. Прочитайте эпиграф урока. Как вы его истолкуете?
-Что же такое добро и зло?
На экране толкование терминов: «Добро - это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье. Добро- в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека. Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдание, горе, несчастье. Зло- худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный, пагубный.» В.Даль
Учитель:
-Какой вопрос был на уроке главным? К какому выводу мы пришли? ( А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: «добро и зло». В сказках добро всегда побеждает, а зло наказано. В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже бывает, ненавидим.
-Подумайте, чему научила вас сказка А.С.Пушкина?
-Считаете ли вы себя добрыми? Запишите свой ответ анонимно на листочках и сдайте мне.
4.Подведение итогов. Рефлексия.
-Что вам понравилось на уроке?
-Выставление и комментирование отметок. Спасибо за работу.
5.Домашнее задание.
-Выучить наизусть понравившийся отрывок из сказки .