Перейти на главную страницу
2. Развитие навыков исследовательской деятельности.
3. Воспитание идеального читателя.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, шкатулка с «волшебными» предметами, фломастеры, презентация.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята. Когда я так же, как и вы, училась в 5-м классе, то читала огромное количество книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня убедимся.
Вы члены научного общества.
Я ваш научный руководитель.
Объект исследования - сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Тема исследования – Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.
(Книга).
Так как мы сегодня проводим исследование, то моя волшебная книга будет служить нам справочником, в котором мы сможем найти ответы на все интересующие нас вопросы.
- Какие слова вам показались незнакомыми, непонятными?
(Явная и неявная).
Разберёмся в теме поэтапно. Начнём со слова «сказка».
- Что такое сказка? (Ответы)
Для того чтобы проверить, я предлагаю заглянуть в волшебную книгу.
(Презентация «сказка»).
- Какая сказка является литературной?
(Презентация. Тест. Учащиеся выбирают правильный вариант ответа.)
- Какая сказка является волшебной?
(Презентация. Тест. Учащиеся выбирают правильный вариант ответа.)
Молодцы, действительно, всё знаем.
Теперь давайте попробуем догадаться, что же такое явная и неявная фантастика?
- Каково лексическое значение слова «явный»?
Обратимся к волшебной книге.
(Презентация).
С темой исследования мы разобрались.
(Креплю таблички «Явная фантастика», «Неявная фантастика»).
Переходим к первому этапу нашего исследования. Волшебная шкатулка. Догадайтесь, какой волшебный предмет я сейчас достану?
Ей в приданое дано
Было лишь оно одно,
Свойство волшебное имело:
Говорить оно умело.
(Зеркало).
- В каком эпизоде сказки мы впервые встречаемся с этим предметом?
- Каким волшебным свойством обладало зеркало?
- Куда мы отнесём этот предмет: к явной или к неявной фантастике?
(Крепится слово зеркало в схему в столбик с названием «Явная фантастика»).
- А вы никогда не задумывались, почему именно зеркало? А может, в самом предмете кроется причина?
(Ответы). Замечательно.
Проверим свои предположения. Заглянем в волшебную книгу.
(Презентация).
- Что же скрывается за этим волшебным предметом?
(Что его хозяйка - ведьма).
Прочитаем ещё раз строки о царице. (Комментированное чтение стр.54, 2стол. 3строч. Читают дети).
- Какими эпитетами награждает её автор?
- Давайте вспомним, какими чертами характера обладает ведьма в других сказках?
(Злая).
(Ответы учащихся).
(Комментированное чтение отрывка. Читает учитель. Стр. 55. «Ах, ты..»).
- Каким цветом можно раскрасить чувства и настроение царицы в этом отрывке?
(Чёрным).
- Использует ли Пушкин слова с корнем –чёрн- в этом отрывке?
(Постоянный эпитет чёрная зависть и Чернавка.) (Кто такая Чернавка? Понятно из контекста?). (Презентация).
- А кто знает, что обозначает чёрный цвет?
(Ответы).
Заглянем в волшебную книгу.
(Презентация).
- Подтвердили мы свои предположения?
- К какой фантастике мы это отнесём?
(К неявной.) (Крепится табличка).
Увидели, что Пушкин напрямую не говорит, что мачеха - ведьма, а при помощи определённых символических предметов, изобразительных средств языка, раскрывая определённые черты характера, показывает нам это.
(Семь).
Зачитываем этот отрывок. (Комментированное чтение. Читает учитель. Стр. 55.)
- Что нужно проверить?
(Действительно ли, люди добрые живут.)
Проведём исследования в группах. Группы исследуют разные отрывки из текста.
Представляем результаты исследования. Руководители групп делают сообщения.
Мы с вами подтвердили свои предположения. Продолжаем исследование.
- Всё-таки причём здесь магическая цифра семь? Почему именно семь богатырей?
(Ответы).
(Презентация).
Пушкин, используя цифру семь, намекает нам, что царевна столкнётся с добрыми сказочными персонажами.
- Какая это фантастика: явная или неявная? (Неявная. Крепится табличка).
А теперь, поскольку я сегодня работаю волшебником, позвольте мне вам продемонстрировать магическую силу цифры семь.
(Физпауза). Попрошу вас всех встать.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять
И за парты тихо сесть – это шесть,
Улыбнуться нужно всем – это семь!
- Поднялось у вас настроение? Правда, магическая цифра семь?
Следующий этап нашего исследования. Угадайте, какой предмет я достану из волшебной шкатулки:
Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь…
(Яблоко).
(Ответы).
- В кого превращается мачеха в этом отрывке?
(Черница).
- Почему Пушкин опять использует слово с корнем –чёрн-?
- Что оно принесёт?
(Смерть).
- Почему мачеха отравила царевну именно при помощи яблока?
(Ответы). Замечательно.
Заглянем в волшебную книгу?
(Презентация).
Опять Пушкин в скрытой форме показывает, что царевне угрожает смерть.
- К какой фантастике мы отнесём яблоко? (К неявной. Крепится табличка).
А я опять обращаюсь к своей волшебной шкатулке. (Достаю хрусталь).
- Ребята, как вы думаете, что я достала?
- Как называется этот камень?
- В каком отрывке мы встречаемся с хрусталём?
- Когда вы читали сказку, вам жалко было царевну? Почему?
А вот ответ я попрошу вас нарисовать. Это задание называется цветослово.
В геометрической фигуре, в каком-то рисунке передайте характер царевны. Какой вы её увидели, с чем можете сравнить? (Работа в группах).
Открываем галерею рисунков. Руководители групп делают свои сообщения.
- Почему же всё-таки богатыри решили положить царевну именно в хрустальный гроб?
(Ответы).
Заглянем в волшебную книгу.
(Презентация).
С хрусталём автор сравнивал душу царевны. Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: «Хрустальная».
- Какая это фантастика: явная или неявная?
(Неявная. Крепится табличка).
Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.
- Какая это фантастика?
(Явная. Крепятся таблички).
- В каком отрывке мы встречаемся с этими силами природы?
- Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?
(Вспомните, у нас в сказке всё неслучайно).
(Презентация).
- А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?
- Какая это фантастика?
(Неявная. Крепится табличка).
- Что происходит дальше, когда Елисей находит царевну?
(Царевна ожила).
- Можно ожить после смерти?
- Какая это фантастика?
(Неявная. Крепится табличка).
- Что происходит в конце сказки?
(Мачеха умирает).
- Что послужило предвестником этого несчастья?
(Зеркало разбилось). Автор опять при помощи этой детали намекает нам, что произойдёт несчастье.
- Какая это фантастика?
(Неявная. Крепится табличка).
(Ответы).
Увидели, что все фантастические предметы и явления неслучайны, за каждым из них что-то кроется. И всё-таки наше исследование не будет завершённым, если мы с вами не разберёмся в названии сказки.
- Почему же сказка так называется, ведь не семь богатырей спасли царевну?
Предлагаю в группах провести исследование и ответить на этот вопрос. Во время работы помните, что в художественном произведении всё неслучайно!
(Работа в группах).
Руководители групп делают сообщения. (Семь – символ добра, смерть – это зло).
Идея любой волшебной сказки – добро побеждает зло.
(Крепится табличка в схему).
Завершение схемы.
Волшебное зеркало Мачеха - ведьма
Солнце Семь богатырей
Месяц Яблоко
Ветер Хрусталь
Царевна ожила Имя Елисей
Разбитое зеркало
А показывает нам это Пушкин, используя явную и неявную фантастику. И за каждым его словом, символом, образом кроется определённый смысл.
Мне очень хочется пожелать, чтобы вы, читая любое произведение художественной литературы, были внимательны, задумывались над каждым словом и помнили: в книге нет ничего случайного.
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, вы были настоящими исследователями. А теперь я предлагаю высказать вам свое отношение к уроку.
Учащимся предлагается четыре высказывания, характеризующие их отношение к данному уроку. Работая в группах, ребята выбирают для себя высказывание и хором произносят.
Данный урок является вторым в разделе «Сказка и фантастика».
Основная цель урока – восприятие и первичное осознание нового материала. Кроме этого мною были определены следующие цели: развитие исследовательской деятельности учащихся на уроке и воспитание идеального читателя.
В зависимости от целей урока определила его тип: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма урока – исследование.
Как я уже сказала, данный урок является вторым в изучаемом разделе, поэтому опиралась на то, что учащиеся уже познакомились со сказкой Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Именно поэтому работа по развитию такого читательского умения, как антиципация, не проводилась, поскольку предполагалось, что анализ заголовка и знакомство с предтекстовой информацией были проведены на предыдущем уроке до знакомства с текстом.
Закреплено понятие волшебной сказки, что поможет учащимся лучше усвоить материал следующего урока.
(С последующей темой урок связан: идет изучение поэмы «Руслан и Людмила», тема: отличие от волшебной сказки.)
Это один из уроков образовательной системы «Школа 2100». По традиционной системе предполагается несколько другой подход к анализу текста.
В ходе анализа сказки Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» мною были использованы следующие приёмы понимания текста.
На первом этапе была дана общая установка и выбраны такие приёмы концентрации внимания, как выдвижение гипотезы во время работы научного общества, а также присутствие волшебника с фантастическими предметами. Этапы урока условно были обозначе6ны как этапы исследования.
В ходе работы над содержанием текста и классификации средств явной и неявной фантастики я использовала такой приём работы с текстом, как комментированное чтение, поскольку этот приём более продуктивен при работе с незнакомыми детьми. Анализ стихотворного текста также предполагает использование данного приёма работы, т.к. при организации диалога с автором и постановке вопросов к стихотворному тексту уходит эмоциональное восприятие произведения.
Параллельно с комментированным чтением проводилась словарная работа.
При работе с текстом учащиеся выдвигали свои предположения, прогнозировали, проводилось обсуждение читательских интерпретаций.
По ходу урока составлялась схема, с помощью которой классифицировались средства явной и неявной фантастики, способствующие раскрытию основной идеи художественного произведения. Таким образом решалась концептуальная задача текста.
С целью проверки усвоения нового материала (явная и неявная фантастика) было дано творческое задание, выполняя которое учащиеся повторно обратились к заголовку «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и должны были увидеть средства неявной фантастики и ещё раз подтвердить гипотезу, что всё в сказке неслучайно. Даже в заголовке.
Управление учебной деятельностью школьников осуществлялось посредством корректировки читательских интерпретаций авторским смыслом, мною давалась оценка учебной деятельности.
Отклонения от урока по отношению к плану:
Долго думала, какой подарок сделать детям, т.к. день для них был необычный, урок тоже, и чтобы всё это запомнилось и настроение у ребят поднялось, я сделала им подарок: конфеты «Сказки Пушкина».
А сейчас, я думаю, мне следует сказать, что цели урока достигнуты, т.к. научное исследование состоялось, но я не берусь судить об этом, судить об этом вам.
Спасибо за внимание.
Во время чайной паузы у вас тоже будет возможность попробовать «Сказки Пушкина»
Методы развив обуч.: диалоговый, проблемный, личностно- ориентированный
Средства обуч: групповая работа,
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке
14 12 2014
1 стр.
Урок по литературному чтению. 4 класс. Учитель Черей Н. И. Маоу лицей №1 г. Жуковка
08 10 2014
1 стр.
Сказки «Гуси-лебеди», «Молодильное яблоко», «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»
25 12 2014
1 стр.
10 09 2014
5 стр.
Хх веке и претерпевающие изменения сейчас. Но чтобы говорить о влиянии современных так называемых "не реальных" жанров, нужно обозначить понятия
30 09 2014
1 стр.
А к а з с к, соберите слово. Да, верно. Сегодня на уроке мы заканчиваем работать над сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Поучимся выразительно читать, поговорим о глав
10 10 2014
1 стр.
Кукольный спектакль «Хрустальная сказка» по сказке «Золушка» Ш. Перро. Театр
24 09 2014
1 стр.
Есть научная фантастика и так же есть духовная фантастика. Есть дешевая духовная фантастика и первоклассная: если хотите дешевку читайте Лобсанга Рампу; если хотите первоклассную ч
14 12 2014
1 стр.