Олимпиада «По гамбургскому счёту» (русский язык) 2013
Задание 1. Прочтите слово
тир. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:
Жили-были старик да старуха. Аргументируйте ответ.
Ответ: [т’] не встречается ни разу, [и] – 3 раза, [р] – 1 раз. Звук – это элемент произнесённого слова, а буква – элемент написанного слова. Надо проанализировать именно произнесение приведенных слов. Произнесение слова
тир можно разбить на три элемента: мягкий глухой согласный звук [т’], гласный звук [и], твёрдый согласный звук [р]. Теперь запишем произнесение предложенной фразы [жы́л’
и-был’
и стар’
и́к да ста
ру́ха]. Как видим, звук [т’] не встречается ни разу, [и] – 3 раза, [р] – 1 раз: в слове
старик встречается не твёрдый звук [р], а мягкий [р’].
См.: Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
Задание 2. В романе М. Горького «Мать» постигающая грамоту Пелагея Ниловна читает:
– Живете, иже – жи, земля, наш... Какое слово пытается прочитать главная героиня романа? Аргументируйте ответ.
Ответ: жизнь. Сравни древнерусский алфавит (кириллица) и современный русский алфавит:
Кириллица
|
Современный русский алфавит
|
Написание
|
Название буквы
|
Написание
|
Название буквы
|
ж
|
Живете
|
ж
|
Жэ
|
и
|
Иже
|
и
|
И
|
з
|
Земля
|
з
|
Зэ
|
N
|
Наш
|
н
|
Эн
|
Задание 3. Придумайте предложения на тему «Олимпиада “По гамбургскому счёту”». Эти предложения должны демонстрировать все возможные синтаксические функции инфинитива.
Ответ: Школьники из разных районов Омской области едут в филиал ОмГПУ в г. Таре
показать свои знания по русскому языку и математике (обстоятельство). Мне тоже предложили
участвовать в олимпиаде «По гамбургскому счёту» (дополнение). Очень
хочется выиграть главный приз – ноутбук (сказуемое). Желание
набрать максимальное количество баллов есть у многих участников олимпиады (определение).
Победить в олимпиаде – непростая задача (подлежащее).
Задание 4. Какие из слов
подушка – дух – душа – ухо – дуть являются этимологически родственными? Аргументируйте ответ.
Ответ: подушка – дух – душа – дуть.
Подушка. Искон. суф. образование от исчезнувшего подуха, производного от той же основы, что и польск. duchna «перина», душа, дух и т.д. Подушка буквально – «надутое». Толкование слова как производного от ухо (подкладываемое под ухо) является народной этимологией.
См.: Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М.: Дрофа, 2000. – 400 с.
Задание 5. Как называются жители Брянска, Курска, Минска, Архангельска, Смоленска, Тулы, Пензы, Пскова?
Ответ: Жители Брянска –
брянцы, Курска –
куряне, Минск –
минчане, Архангельска –
архангельцы и
архангелогородцы, Смоленска –
смоляне и
смоленцы, Тулы –
туляки, Пензы –
пензенцы и
пензяки, Пскова –
псковичи и
псковитяне (реже –
псковичане).
См.: Словарь названий жителей СССР / Под ред. А.М. Бабкина и Е.А. Левашова. – М.: Русский язык, 1975. – 616 с.
Задание 6. Ниже написано несколько фраз на эстонском языке с их переводом на русский.
Эстонский язык
|
Русский язык
|
Sa kirjutad raamatut.
|
Ты пишешь книгу.
|
Ma valisin vihikut.
|
Я выбирал тетрадь.
|
Te ehitasite veskit.
|
Вы строили мельницу.
|
Me ehitame veski.
|
Мы построим мельницу.
|
Sa viisid raamatu.
|
Ты отнёс книгу.
|
Выделяем глагольные показатели: 1-е лицо ед. числа – -n, 2-е – -d, 1-е лицо мн. числа – -me, 2-е – -te (во мн. числе показатели лица совпадают с соответствующими местоимениями). Показатель прошедшего времени – суффикс –si-. Различие видов отражается не в форме глагола, а в форме дополнения: в соответствии с русским несовершенным видом мы находим дополнение с окончанием -t, в соответствии с совершенным – дополнение без окончания. Наблюдавшееся различие в форме дополнения – это различие двух падежей, один из которых (с нулевым окончанием) показывает, что действие распространяется на весь объект, а другой (с окончанием -t) – что действие распространяется только на часть объекта.
См.: Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
Задание 7. Запишите числительное 128 297 635 буквами и просклоняйте его.
Ответ:
И. п.: сто двадцать восемь миллионов двести девяносто семь тысяч шестьсот тридцать пять;
Р. п.: ста двадцати восьми миллионов двухсот девяноста семи тысяч шестисот тридцати пяти;
Д. п.: ста двадцати восьми миллионам двумстам девяноста семи тысячам шестистам тридцати пяти;
В. п.: сто двадцать восемь миллионов двести девяносто семь тысяч шестьсот тридцать пять;
Т. п.: ста двадцатью восьмью (восемью) миллионами двумястами девяноста семью тысячами шестьюстами тридцатью пятью;
П. п.: о ста двадцати восьми миллионах двухстах девяноста семи тысячах шестистах тридцати пяти.
Задание 8. Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца XV века текст писался вообще без промежутков между словами или делился на нерасчленённые отрезки. Установите последовательность появления знаков препинания в русской письменности.
Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов
Ответ:
4 тире (18 в.)
1 точка (11 в.)
3 скобки (16 в.)
2 запятая (15 в.)
См.: Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. – 703 с.
Задание 9. О какой букве идёт речь в высказывании М.В. Ломоносова: «Немой место занял, подобие как пятое колесо!»? Какова ее судьба в нашей письменности? Почему эту букву называют самой дорогой буквой?
Ответ: Это буква Ъ (ер), которая писалась на конце слова после согласных, но звука - после падения редуцированных – не обозначала. Из-за этого текст занимал больше места, а книга становилась толще. Книги стоили очень дорого, поэтому занимающий место твёрдый знак называли самой дорогой буквой. Буква Ъ отменена реформой русской орфографии 1917-1918 гг.
См.: Успенский Л.В. Слово о словах. – М.: Молодая гвардия, 1957. – 382 с.
Задание 10. В произношении некоторых слов допущены ошибки. Найдите эти слова и напишите верный вариант произношения.
Фл[ю]рография, знаме[но]сец, грей[п]фру[кт], юри[с]консульт, ч[ер’ез]вычайно, конста[т’]ировать, инци[д’]ент, компроме[нт’]ировать, вое[но]начальник, интрига[нт], [п’ер’етру]бация, лабо[ла]тория, буд[ую]щий, ди[ко]браз, индиви[дуум], и[на]гурация.
Ответ:
Слово с ошибкой в произношении
|
Правильный вариант произношения слова
|
фл[ю]рография
|
фл[юо]рография
|
грей[п]фру[кт]
|
грей[п]фру[т]
|
ч[ер’ез]вычайно
|
ч[р’ез]вычайно
|
компроме[нт’]ировать
|
компроме[т’]ировать
|
вое[но]начальник
|
вое[на]чальник
|
интрига[нт]
|
интрига[н]
|
[п’ер’етур]бация
|
[п’ертур]бация
|
лабо[ла]тория
|
лабо[ра]тория
|
буд[ую]щий
|
буд[у]щий
|
и[на]гурация
|
и[нау]гурация
|
См.: Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. – М.: Астрель, 2003. – 1182 с.
Задание 11. Прочитайте отрывок из художественного произведения. Укажите автора и название текста. Каким образом создаётся комический эффект в выделенном предложении? Как называется такой приём?
К Ивану Никифоровичу ввечеру того же дня приехала Агафия Федосеевна. Агафия Федосеевна не была ни родственницей, ни свояченицей, ни даже кумой Ивану Никифоровичу. Казалось бы, совершенно ей незачем было к нему ездить, и он сам был не слишком ей рад; однако ж она ездила и проживала у него по целым неделям, а иногда и более. […]
Агафия Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами. Весь стан ее похож был на кадушку, и оттого отыскать ее талию было так же трудно, как увидеть без зеркала свой нос. Ножки ее были коротенькие, сформированные на образец двух подушек. Она сплетничала, и ела вареные бураки по утрам, и отлично хорошо ругалась, - и при всех этих разнообразных занятиях лицо ее ни на минуту не изменяло своего выражения, что обыкновенно могут показывать одни только женщины.
Ответ: Н.В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.
В функции языкового средства создания комического эффекта и как приём
языковой игры используется
зевгма.
ЗЕВГМА [от греч. zeugma] — стилистическая фигура, основанная на намеренном нарушении логического закона тождества. Последнее выражается в том, что в перечислительный ряд однородных членов предложения или – реже – целых предложений (норма) включаются логически неоднородные, неоднопорядковые компоненты (отличие от нормы). Эти неоднородные слова-понятия относятся к одному и тому же ядерному многозначному слову, которое, будучи соотнесено с двумя или более неоднородными понятиями, реализует одновременно два или несколько разных значений (отклонение от нормы). Такое двойное отклонение от нормы даёт усиленный стилистический эффект, часто комического свойства.
Носить – одеваться во что-нибудь, иметь, держа всегда при себе, а также иметь в наличии (о бороде, усах, причёске).
Носить светлые платья. Носить саблю. Носить бороду.
См.: Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2007. - 840 с.