Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Олимпиада «По гамбургскому счёту» (русский язык) 2013
Задание 1. Прочтите слово тир. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха. Аргументируйте ответ.
Ответ: [т’] не встречается ни разу, [и] – 3 раза, [р] – 1 раз. Звук – это элемент произнесённого слова, а буква – элемент написанного слова. Надо проанализировать именно произнесение приведенных слов. Произнесение слова тир можно разбить на три элемента: мягкий глухой согласный звук [т’], гласный звук [и], твёрдый согласный звук [р]. Теперь запишем произнесение предложенной фразы [жы́л’и-был’и стар’и́к да стару́ха]. Как видим, звук [т’] не встречается ни разу, [и] – 3 раза, [р] – 1 раз: в слове старик встречается не твёрдый звук [р], а мягкий [р’].

См.: Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
Задание 2. В романе М. Горького «Мать» постигающая грамоту Пелагея Ниловна читает: – Живете, иже – жи, земля, наш... Какое слово пытается прочитать главная героиня романа? Аргументируйте ответ.
Ответ: жизнь. Сравни древнерусский алфавит (кириллица) и современный русский алфавит:

Кириллица

Современный русский алфавит

Написание

Название буквы

Написание

Название буквы

ж

Живете

ж

Жэ

и

Иже

и

И

з

Земля

з

Зэ

N

Наш

н

Эн


Задание 3. Придумайте предложения на тему «Олимпиада “По гамбургскому счёту”». Эти предложения должны демонстрировать все возможные синтаксические функции инфинитива.
Ответ: Школьники из разных районов Омской области едут в филиал ОмГПУ в г. Таре показать свои знания по русскому языку и математике (обстоятельство). Мне тоже предложили участвовать в олимпиаде «По гамбургскому счёту» (дополнение). Очень хочется выиграть главный приз – ноутбук (сказуемое). Желание набрать максимальное количество баллов есть у многих участников олимпиады (определение). Победить в олимпиаде – непростая задача (подлежащее).
Задание 4. Какие из слов подушка – дух – душа – ухо – дуть являются этимологически родственными? Аргументируйте ответ.
Ответ: подушка – дух – душа – дуть.

Подушка. Искон. суф. образование от исчезнувшего подуха, производного от той же основы, что и польск. duchna «перина», душа, дух и т.д. Подушка буквально – «надутое». Толкование слова как производного от ухо (подкладываемое под ухо) является народной этимологией.



См.: Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М.: Дрофа, 2000. – 400 с.

Задание 5. Как называются жители Брянска, Курска, Минска, Архангельска, Смоленска, Тулы, Пензы, Пскова?
Ответ: Жители Брянска – брянцы, Курска – куряне, Минск – минчане, Архангельска – архангельцы и архангелогородцы, Смоленска – смоляне и смоленцы, Тулы – туляки, Пензы – пензенцы и пензяки, Пскова – псковичи и псковитяне (реже – псковичане).

См.: Словарь названий жителей СССР / Под ред. А.М. Бабкина и Е.А. Левашова. – М.: Русский язык, 1975. – 616 с.
Задание 6. Ниже написано несколько фраз на эстонском языке с их переводом на русский.


Эстонский язык

Русский язык

Sa kirjutad raamatut.

Ты пишешь книгу.

Ma valisin vihikut.

Я выбирал тетрадь.

Te ehitasite veskit.

Вы строили мельницу.

Me ehitame veski.

Мы построим мельницу.

Sa viisid raamatu.

Ты отнёс книгу.



Переведите на эстонский язык:



  1. Мы построили мельницу.

  2. Я писал книгу.

  3. Мы строим мельницу.

  4. Ты относил тетрадь.

  5. Вы выберете книгу.


Ответ:

  1. Me ehitasime veski.

  2. Ma kirjutasin raamatut.

  3. Me ehitame veskit.

  4. Sa viisid vihikut.

  5. Te valite raamatu.



Выделяем глагольные показатели: 1-е лицо ед. числа – -n, 2-е – -d, 1-е лицо мн. числа – -me, 2-е – -te (во мн. числе показатели лица совпадают с соответствующими местоимениями). Показатель прошедшего времени – суффикс –si-. Различие видов отражается не в форме глагола, а в форме дополнения: в соответствии с русским несовершенным видом мы находим дополнение с окончанием -t, в соответствии с совершенным – дополнение без окончания. Наблюдавшееся различие в форме дополнения – это различие двух падежей, один из которых (с нулевым окончанием) показывает, что действие распространяется на весь объект, а другой (с окончанием -t) – что действие распространяется только на часть объекта.



См.: Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
Задание 7. Запишите числительное 128 297 635 буквами и просклоняйте его.

Ответ:

И. п.: сто двадцать восемь миллионов двести девяносто семь тысяч шестьсот тридцать пять;

Р. п.: ста двадцати восьми миллионов двухсот девяноста семи тысяч шестисот тридцати пяти;

Д. п.: ста двадцати восьми миллионам двумстам девяноста семи тысячам шестистам тридцати пяти;

В. п.: сто двадцать восемь миллионов двести девяносто семь тысяч шестьсот тридцать пять;

Т. п.: ста двадцатью восьмью (восемью) миллионами двумястами девяноста семью тысячами шестьюстами тридцатью пятью;

П. п.: о ста двадцати восьми миллионах двухстах девяноста семи тысячах шестистах тридцати пяти.

Задание 8. Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца XV века текст писался вообще без промежутков между словами или делился на нерасчленённые отрезки. Установите последовательность появления знаков препинания в русской письменности.

Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов
Ответ:

4 тире (18 в.)

1 точка (11 в.)

3 скобки (16 в.)

2 запятая (15 в.)

См.: Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. – 703 с.
Задание 9. О какой букве идёт речь в высказывании М.В. Ломоносова: «Немой место занял, подобие как пятое колесо!»? Какова ее судьба в нашей письменности? Почему эту букву называют самой дорогой буквой?
Ответ: Это буква Ъ (ер), которая писалась на конце слова после согласных, но звука - после падения редуцированных – не обозначала. Из-за этого текст занимал больше места, а книга становилась толще. Книги стоили очень дорого, поэтому занимающий место твёрдый знак называли самой дорогой буквой. Буква Ъ отменена реформой русской орфографии 1917-1918 гг.

См.: Успенский Л.В. Слово о словах. – М.: Молодая гвардия, 1957. – 382 с.
Задание 10. В произношении некоторых слов допущены ошибки. Найдите эти слова и напишите верный вариант произношения.

Фл[ю]рография, знаме[но]сец, грей[п]фру[кт], юри[с]консульт, ч[ер’ез]вычайно, конста[т’]ировать, инци[д’]ент, компроме[нт’]ировать, вое[но]начальник, интрига[нт], [п’ер’етру]бация, лабо[ла]тория, буд[ую]щий, ди[ко]браз, индиви[дуум], и[на]гурация.


Ответ:

Слово с ошибкой в произношении

Правильный вариант произношения слова

фл[ю]рография

фл[юо]рография

грей[п]фру[кт]

грей[п]фру[т]

ч[ер’ез]вычайно

ч[р’ез]вычайно

компроме[нт’]ировать

компроме[т’]ировать

вое[но]начальник

вое[на]чальник

интрига[нт]

интрига[н]

[п’ер’етур]бация

[п’ертур]бация

лабо[ла]тория

лабо[ра]тория

буд[ую]щий

буд[у]щий

и[на]гурация

и[нау]гурация


См.: Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. – М.: Астрель, 2003. – 1182 с.

Задание 11. Прочитайте отрывок из художественного произведения. Укажите автора и название текста. Каким образом создаётся комический эффект в выделенном предложении? Как называется такой приём?
К Ивану Никифоровичу ввечеру того же дня приехала Агафия Федосеевна. Агафия Федосеевна не была ни родственницей, ни свояченицей, ни даже кумой Ивану Никифоровичу. Казалось бы, совершенно ей незачем было к нему ездить, и он сам был не слишком ей рад; однако ж она ездила и проживала у него по целым неделям, а иногда и более. […] Агафия Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами. Весь стан ее похож был на кадушку, и оттого отыскать ее талию было так же трудно, как увидеть без зеркала свой нос. Ножки ее были коротенькие, сформированные на образец двух подушек. Она сплетничала, и ела вареные бураки по утрам, и отлично хорошо ругалась, - и при всех этих разнообразных занятиях лицо ее ни на минуту не изменяло своего выражения, что обыкновенно могут показывать одни только женщины.

Ответ: Н.В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.


В функции языкового средства создания комического эффекта и как приём языковой игры используется зевгма. ЗЕВГМА [от греч. zeugma] — стилистическая фигура, основанная на намеренном нарушении логического закона тождества. Последнее выражается в том, что в перечислительный ряд однородных членов предложения или – реже – целых предложений (норма) включаются логически неоднородные, неоднопорядковые компоненты (отличие от нормы). Эти неоднородные слова-понятия относятся к одному и тому же ядерному многозначному слову, которое, будучи соотнесено с двумя или более неоднородными понятиями, реализует одновременно два или несколько разных значений (отклонение от нормы). Такое двойное отклонение от нормы даёт усиленный стилистический эффект, часто комического свойства.

Носить – одеваться во что-нибудь, иметь, держа всегда при себе, а также иметь в наличии (о бороде, усах, причёске). Носить светлые платья. Носить саблю. Носить бороду.
См.: Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2007. - 840 с.


Олимпиада «По гамбургскому счёту» (русский язык) 2013 Задание 1

Задание Прочтите слово тир. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха. Аргументируйте ответ

81.28kb.

16 12 2014
1 стр.


Положение об олимпиаде «Умка» в 2013 году Общие положения

«Умка» — открытая городская олимпиада по направлениям: русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, татарский язык в дальнейшем – Олимпиада

192.46kb.

25 12 2014
1 стр.


Дистанционная билингвальная олимпиада 2012 – 2013 гг. Второй тур. 8-9 классы. Русский язык

В. Мировая общественность была взволнова а новыми сообщениями о политическом кризисе

33.5kb.

15 12 2014
1 стр.


Русский язык 9 класс Задание 1

Задание Образуйте от данных глаголов формы прошедшего времени (женского и среднего рода). Расставьте ударение

32.07kb.

04 09 2014
1 стр.


Школьная олимпиада по русскому языку для 9-х классов 2012-2013 учебный год Задание №1

Задание № Расставьте ударение в словах в соответствии с орфоэпическими нормами

94.64kb.

16 12 2014
1 стр.


Русский язык 8 класс Задание 1

Задание Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа. Расставьте ударение. На какие группы можно разделить полученные формы?

19.63kb.

15 10 2014
1 стр.


Лекция 1-2 Русский язык как национальный язык. План Русский язык как национальный язык

Проблема происхождения русского литературного языка, основные этапы его развития

54.53kb.

10 10 2014
1 стр.


Информация об итогах 1 четверти 2012-2013 учебного года по мкоу «сош с. Красносельского». Выступление на совещании при директоре, ноябрь 2012. Заместитель директора по увр ткаченко Л. В

«Б» кл. – Балдузов Исмаил (физика); 8 «А» кл. – Ашрафов Нияз(история), Мамедов Абубекир(литература), Юсупов Равид; 8 «Б» кл. – Боллуев Мухаммат(русский язык), Регнер Евгений(русски

33.89kb.

08 10 2014
1 стр.