Ставропольский край
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
2012-2013 учебного года
Русский язык
9 класс
Задание 1. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего времени (женского и среднего рода). Расставьте ударение.
-
брать;
-
ждать;
-
спать;
-
ткать;
-
жить.
Задание 2. Определите, о каком термине идет речь в следующих определениях. В каких словарях зафиксированы такие единицы. Приведите 2 примера подобных слов.
«Два слова называют ту же вещь, но соотносят ее с разными понятиями и тем самым через название вскрывают разные свойства данной вещи» (А.А. Реформатский).
«… - слова, обозначающие одно и то же явление действительности» (Н.М. Шанский).
«… - слова и эквивалентные им фразеологические обороты, при разном звучании называющие одно и то же явление объективной действительности, различающиеся оттенками основного общего значения» (М.Ф. Палевская).
Задание 3. Приведите примеры фразеологизмов, имеющих следующее значение:
«Предаваться безделью, лени, совсем ничего не делать» (не более 10).
Задание 4. Объясните, в чем состоит отличие словарей энциклопедических от словарей лингвистических.
Задание 5. Определите значение подчеркнутого слова. Укажите, в каких ещё значениях могло употребляться данное слово в истории русского языка.
Сижу у моря, жду погоды … (А.С. Пушкин)
Задание 6. Определите, какие группы слов по значению образуются при помощи суффикса -лк(а). Распределите слова по группам и сформулируйте значение каждой группы
.
Молотилка, копилка, сеялка, сиделка, читалка, курилка, парилка, раздевалка, умывалка, зажигалка, гадалка, считалка, дразнилка, точилка, поилка.
Задание 7. Выделив этимологически приставку и корень в приведенном слове, объясните его буквальное значение.
Обидеть.
Задание 8. Раскройте скобки, определите, какой частью речи является выделенный компонент.
1. Разведчики пришпорили лошадей и пустились вскачь (на)встречу неизвестному. (Э.Г. Казакевич. Звезда)
2. Вот коляска, четвёркой, на почтовых быстро несётся (на)встречу. (Л.Н. Толстой. Отрочество)
3. (На)встречу с журналистами маэстро прибыл сразу после визита в школу-лицей при консерватории, где он встречался с педагогами и учениками. (Сергей Самойленко. Первая скрипка мира и его мама)
Задание 9. Выберите из списка сочетания слов, которые не являются подчинительными словосочетаниями. Объясните свой выбор.
Выбросить вещи;, прекрасно, но печально; страсть к путешествиям; уютное кафе; буду стараться; отскочившее колесо; год готовиться; низкий голос; колесо отскочило; желание путешествовать; не сесть на коней; пусть читает; постарше дочери; камень преткновения; перед дверями дома.
Задание 10. От перечисленных слов образуйте формы родительного падежа множественного числа, которые соответствуют нормам современного русского литературного языка.
Носок, апельсин, гектар, валенок, солдат, баклажан, грузин, киргиз, сапог, цыган.