Ставропольский край
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
2012-2013 учебного года
Русский язык
7-8 класс
Правильные ответы
Задание 1. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа. Расставьте ударение. На какие группы можно разделить полученные формы с точки зрения постановки ударения?
Бухгалтеры, госпитали, торты, порты.
Ответ: бухгАлтеры - бухгАлтеров, гОспитали – госпителЕй, тОрты – тОртов, пОрты – портОв.
Эти формы могут быть разделены на 2 группы: 1) с ударением на основе: бухгАлтеры – бухгАлтеров, тОрты – тОртов; 2) с ударением на окончании: гОспитали – госпителЕй, пОрты – портОв.
Критерии оценки: по 2 балла за правильную постановку ударения в исходной форме и формах родительного падежа (8 баллов), 2 балла за ответ на вопрос. Итого: 10 баллов.
Задание 2. Укажите в каждом ряду «лишнее» слово. Ответ аргументируйте.
-
легкость, невесомость, доверчивость, воздушность, эфирность;
-
несообразительный, недогадливый, непонятливый, непропорциональный;
-
понятно, вразумительно, быстро, отчетливо, внятно, толково;
-
поразительный, убеждающий, удивительный, впечатляющий, потрясающий, ошеломляющий.
Ответ: 1) доверчивость; 2) непропорциональный; 3) быстро; 4) убеждающий.
Данные слова являются «лишними», так как не входят в представленные в задании синонимические ряды (они не являются синонимами для слов ряда).
Критерии оценки: по 2 балла за каждое слово (8 баллов), 2 балла за аргументы. Итого: 10 баллов.
Задание 3. Укажите значение фразеологизмов. Составьте с ними предложения.
Как с гуся вода, биться как рыба об лед, ни зги не видно, набрать в рот воды, тютелька в тютельку.
Ответ: Как с гуся вода – нипочем, безразлично; не производит никакого впечатления, никак не действует на кого-л.; ничего не делается кому-л.
Биться как рыба об лед – сильно нуждаться, бесплодно добиваясь улучшения материального положения.
Ни зги не видно – совсем ничего не видно.
Набрать в рот воды – хранить упорное молчание, ничего не говорить.
Тютелька в тютельку – совершенно точно, без каких-л. отклонений (сделать что-л.).
Критерии оценки: по 1 баллу за определение значения (5 баллов), по 1 баллу за предложение с каждым фразеологизмом (5 баллов). Итого: 10 баллов.
Задание 4. Дайте ответы на вопросы: Что такое языкознание? Что изучает языкознание? Подберите синонимы к данному слову.
Время выполнения: 10 мин.
Ответ: 1) Языкознание – наука о языке. 2) Языкознание изучает язык во всем объеме его свойств и функций, строение, функционирование и историческое развитие языка.
3) Синонимы: лингвистика, языковедение.
Критерии оценки: 3 балла за определение языкознания, 3 балла за ответ на второй вопрос, по 2 балла за каждый синоним. Итого: 10 баллов.
Задание 5. Образуйте существительные и глаголы от перечисленных междометий и местоимений.
Ах, ох, ну, ты, вы.
Ответ:
Существительные – аханье, оханье, нуканье, тыканье, выканье.
Глаголы– ахать, охать, нукать, тыкать, выкать (Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М.,2003).
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ – 2 б.
Всего – 10 б.
Задание 6. Определите значения приведенных слов, которые А.С. Шишков и его последователи предлагали ввести в язык, отказавшись от заимствованных слов. Какие иностранные слова с этими значениями функционируют в современном русском языке?
-
Мокроступы
-
Пешник, топталище
-
Тихогром
-
Шарокат, шаротык
-
Рожекорча
Ответ:
-
Мокроступы – галоши
-
Пешник, топталище – тротуар
-
Тихогром – фортепиано
-
Шарокат, шаротык – бильярд
-
Рожекорча – гримаса
(Камчатнов А.М. История русского литературного языка, М., 2005).
Критерии оценки:
За каждое правильное слово – 2 б.
Всего – 10 б.
Задание 7. Назовите любые 5 слов современного русского языка, в которых присутствует корень латинского слова «aqua – вода».
Ответ:
Аквариум, акваланг, акварель, аквамарин, акваторий и т.д.
(Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. — 2-е изд., стереотип. — М.: 1987).
Критерии оценки:
За каждое правильное слово – 2 б.
Всего – 10 б.
Задание 8. Определить, к какой части речи относится каждое из слов.
Пятерка, дважды, троякий, пять, пятеро, двойной, восемнадцатый, пятиэтажный, оба, множество.
Ответ:
Пятерка – имя сущ.
Дважды – наречие
Троякий – имя прилаг.
Пять – количественное числительное
Пятеро – собирательное числительное
Двоеборье – имя сущ.
Восемнадцатый – порядковое числительное
Пятиэтажный – имя прилаг.
Оба – числит.
Множество – имя сущ.
Критерии оценки: за каждый правильный ответ – 1 б., всего – 10 б.
Задание 9. Сделайте синтаксический разбор предложения. Определите способ выражения каждого члена предложения.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (А.С. Пушкин).
Ответ:
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Ветер – имя сущ. в И.п.
по морю – предложно-падежная форма сущ.
гуляет – глагол в форме наст. времени изъявительного наклонения
подгоняет – глагол в форме наст. времени изъявительного наклонения
кораблик – имя сущ. в В.п.
Критерии оценки:
Правильное определение члена предложения – 5 б., правильное определение способа выражения – 5 б. (по одному баллу за каждый правильный ответ). Всего – 10 б.
Задание 10. В текстах можно встретить следующие словосочетания
смотреть на Юпитера,
смотреть на Юпитер. Объясните причины данного явления в языке.
Ответ:
При употреблении слова Юпитер следует обратить внимание на его лексическое значение. Имена античных божеств склоняются как имена одушевленные, а названия планет – как имена неодушевленные (Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1989).
Критерии оценки:
За правильный ответ – 10 б.
Итого: 100 б.