Перейти на главную страницу
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
В 5-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4-5 классов, а именно:
К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов).
Групповые формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов), охватывают группу от трех до 30-35 обучающихся. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого участника.
В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.
|
№ темы |
Тема |
Количество часов |
Внеурочная работа |
|
I. |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества |
1 |
|
| |
Россия - наша Родина. |
1 |
|
|
II. |
Основы светской этики |
28 |
|
| |
Что такое светская этика? |
1 |
|
| |
Мораль и культура |
1 |
|
| |
Особенности морали |
1 |
|
| |
Добро и зло |
1 |
|
| |
Добро и зло |
1 |
|
| |
Добродетели и пороки |
1 |
|
| |
Добродетели и пороки |
1 |
|
| |
Свобода и моральный выбор человека |
1 |
|
| |
Свобода и ответственность |
4 |
|
| |
Моральный долг |
1 |
|
| |
Справедливость |
1 |
|
| |
Альтруизм и эгоизм |
1 |
|
| |
Дружба |
1 |
|
| |
Что значит быть моральным? |
1 |
|
| |
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества |
1 |
|
| |
Нравственный поступок |
1 |
|
| |
Золотое правило нравственности |
1 |
|
| |
Стыд, вина и извинение |
1 |
|
| |
Честь и достоинство |
1 |
|
| |
Совесть |
1 |
|
| |
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы |
2 |
|
| |
Джентльмен и леди |
2 |
|
| |
Этикет |
1 |
|
|
III. |
Духовные традиции многонационального народа России |
5 |
|
| |
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. |
1 |
|
| |
Подготовка творческих проектов. |
1 |
|
| |
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. |
1 |
|
| |
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. |
1 |
|
| |
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). |
1 |
|
|
|
Всего |
34 |
|
При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики»
1 ч в неделю (34 часа)
Кто является главой нашего государства?
Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России? Какие города вам известны? Назовите столицу России, покажите ее на карте.
Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны? Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? Работа с портретами
Назовите известных вам героев России. Что вам известно о защитниках нашей родины? Работа с портретами.
Подведение итогов беседы.
Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?
О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?
Что нового узнал для себя?
Что их особенно заинтересовало в твоих вопросах?
Рассказы учащихся об известных людях России. Обсуждение того, почему были выбраны именно эти биографии.
Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?
ОБСУЖДАЕМ
Как твои дела?
- Дела ничего у меня.
Я спал неплохо,
Да ночь мала,
И я прихватил полдня.
А что же успел
Сегодня ты совершить?
- Да много успел:
Хорошо поел
И чаю успел попить.
Ну, а как потом,
Было ли что-нибудь?
- А что потом?
Поиграл с котом
И вновь прилег отдохнуть.
А когда поспал,
Вышел ли ты за порог?
- Конечно, вышел,
Да очень устал,
Вернулся, не чуя ног.
А что за окном
Увидеть тебе довелось?
- Да что там увидишь,
Когда темно
И лютый стоит мороз.
А кроме кота,
Есть друзья у тебя?
- Да что ты!
С друзьями одна маета!
…. Больше не спрашивал я.
(Идет обсуждение)
Посей поступок – пожнёшь привычку;
Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;
Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;
Посей характер – пожнёшь судьбу.
(Идет обсуждение)
Человек часто задумывается о правильности своих поступков и решений, о том, как он поступил в том или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому-то боль. Осознаём мы или нет, но каждый из нас придерживается правил нравственности и этики.
Какие твои вопросы вызвали у собеседника затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?
Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?
Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенц
25 12 2014
3 стр.
Особенности методики преподавания этого культурологического курса в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы является не получение знаний, а воспитание,
13 10 2014
1 стр.
Дистанционный. Организация защиты информации при обработке персональных данных в государственных образовательных учреждениях города Москвы
01 10 2014
1 стр.
Д18 Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. — М. Просвещение, 2010. — 32 с. — 18еш 978-5-09-024076-5
04 09 2014
1 стр.
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов об
04 09 2014
4 стр.
«Обновление содержания и методики преподавания курса физики в основной и профильной школе»
13 10 2014
1 стр.
Изучение состояния преподавания изобразительного искусства и технологии в начальной школе
12 10 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре филологии и методики преподавания педагогического института
25 12 2014
3 стр.