Перейти на главную страницу
При исследовании социально-психологического статуса семей подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость, были получены следующие результаты (рис. 2).
Рис. 2. Социальная особенность семей исследуемых подростков
Анализ данных социальной микроструктуры семьи исследуемых подростков показал (рис. 3), что значительная часть подростков экспериментальной группы воспитывается в неполных семьях (47%), либо в семьях с неродными родителями (20% семей), опекунами (11% семей).
Рис. 3. Социальная микроструктура семей исследуемых подростков.
Выявленные особенности оказывают влияние на поведение, социально-психологическое функционирование подростков, способствуют проявлениям агрессивности при контактах со сверстниками и взрослыми.
Характерными особенностями личности подростков экспериментальной группы являются враждебность, высокая личностная тревожность, отчужденность, духовная опустошенность, низкий уровень волевого контроля, нарушение процесса предвосхищения будущего поступка, подозрительность к своему ближайшему окружению; доминирование примитивных потребностей с неприемлемыми способами их удовлетворения и неиерархизированных, ситуационно-импульсных, аддиктивных мотивов; рассогласованность между смыслообразующими мотивами и механизмами целеполагания; преобладание внешнего локуса контроля; склонность к аффекту неадекватности; доминирование экзальтированного, циклотимического и эмотивного типов поведения; конфликтность; низкие адаптационные возможности, пренебрежение к социальным нормам и ценностям.
Анализ внутрисемейных отношений у подростков из нормативных семей и семей с алкогольным анамнезом
Анализ результатов выполнения методики «Рисунок семьи» позволил выявить специфику внутрисемейных отношений и эмоциональную обстановку в семьях обследуемых подростков.
В большинстве случаев подростки экспериментальной группы на своих рисунках не изображали родителя или рисовали его в отдалении от себя и других членов семьи; ребенок часто не включал себя или вместо семьи рисовал только себя. Это указывает на чувство невключенности, отчужденности. На некоторых рисунках у подростков экспериментальной группы наблюдается тенденция не дорисовывать членов своей семьи. Но также были и рисунки, на которых, наоборот, присутствовали все члены его семьи, не смотря на отсутствие кого-либо из родителей, и в устном рассказе подросток акцентировал свое внимание и рассказывал о нем более подробно (рис. 4).
Рис.4. Результаты методики «Рисунок семьи» (в %)
Результаты, полученные по цветовому тесту отношений, представлены в таблице 1.
Выяснилось, что в контрольной группе подростков, по сравнению с группой подростков экспериментальной группы, отмечаются более высокие показатели насыщенности и сложности межличностных отношений, общей самооценки; у них также отмечаются положительные отношения к родителям и идеалу, они отождествляют себя с родителями и располагают их рядом с собой. В то же время подростки экспериментальной группы имеют менее насыщенную и упрощенную систему межличностных отношений, у них снижена общая самооценка, отмечается отрицательное отношение с родителями и идеалом, нарушены отношения с друзьями и идентификация с родителями.
Таблица 1.
Особенности межличностных отношений в семьях подростков экспериментальной и контрольной групп (по методике А.Эткинда)
Показатель |
Контрольная группа
|
Экспериментальная группа |
p< |
Общая насыщенность и сложность системы межличностных отношений |
7 |
4 |
0,05 |
Общая самооценка |
6 |
3 |
0,05 |
Отношение с родителями |
Положительное |
Отрицательное |
- |
Идеал |
Положительный |
Отрицательный |
- |
Место друзей |
Равное |
Выше или ниже себя более чем 2 ступеньки |
- |
Идентификация |
Один цвет с родителями |
Разные цвета с родителями |
- |
Анализ пола персонажей ближайшего окружения |
Мать и отец рядом |
Отец далеко (или отсутствует), мать рядом |
- |
При оценке двух основных параметров в «круговой модели» функционирования семьи – семейной сплоченности и семейной адаптации при помощи методики FACES были получены также определенные результаты (рис.5).
В группе подростков контрольной группы, по сравнению с подростками экспериментальной группы, отмечаются более высокие показатели эмоциональной связи, семейных границ, принятия решений, времени, друзей, интересов и отдыха, лидерства, контроля, дисциплины, роли и правил.
Рис.5. Показатели семейной сплоченности и адаптации у подростков из экспериментальной и контрольной групп (по методике FACES)
Для анализа особенностей семейного функционирования использовался опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, по результатам которой значимые различия были выявлены по шкалам: «Игнорирование», «Чрезмерность требований», «Чрезмерность санкций», «Неустойчивость стиля воспитания», «Расширение сферы родительских чувств», «Предпочтение детских качеств», «Фобия утраты ребенка», «Неразвитость родительских чувств», «Проекция собственных нежелательных качеств», «Предпочтение женских качеств».
В таблице 2 представлены средние значения и результаты сравнения групп по критерию U-Манна-Уитни по методике «Метод незаконченных предложений».
Таблица 2.
Характеристика эмоциональной напряженности отношения к родителям и семье (по данным «Метода незаконченных предложений»)
Шкалы |
Группа |
Средние Значения
|
р< |
Отношение к матери и отцу |
контрольная |
2,71 |
0,05 |
экспериментальная |
6,30 | ||
Отношение к семье |
контрольная |
1,96 |
0,05 |
экспериментальная |
4,60 |
Из таблицы 2 следует, что отношение подростков экспериментальной группы к родителям достоверно отличается от такового у подростков контрольной группы. Подростки контрольной группы положительно оценивают семью, испытывают чувства любви, уважения и привязанности к своим родителям. У их сверстников из экспериментальной группы достоверно более выражены недовольство своей семьей, существующими в ней отношениями. Во многом именно семья и родители являются для таких детей источником постоянного напряжения.
Изучение отношения родителей (прежде всего, матерей) к различным сторонам семейной жизни, семейным ролям и взаимоотношениям с ребенком по методике PARY у исследуемых подростков экспериментальной и контрольной групп позволило выявить также, что у подростков контрольной группы, по сравнению с подростками экспериментальной группы, отмечаются достоверно более высокие показатели по шкалам вербализации, заботы, партнерских отношений, развития активности подростка, уклонения от конфликта, уравнения отношений, а также достоверно более высокие показатели по оставшимся шкалам.
При анализе деструктивной формы агрессии отмечается высокий уровень деструктивной агрессии у подростков экспериментальной группы.
Высокий уровень деструктивной агрессии у подростков экспериментальной группы в отличие от подростков группы контроля в значительной мере связан с возможным блоком проявления активности и отсутствием условий для проявления потенциально высокой конструктивной агрессии. В этой связи одной из задач психологического сопровождения таких подростков является трансформация деструктивной агрессии, изначально имеющей криминальную направленность, в социально направленную конструктивную деятельность, способствующую нормативному социальному функционированию подростка.
У обследуемых подростков, при отсутствии выраженных психотических расстройств, особую роль приобретает дизонтогенетический фактор, вызывающий ретардацию психического развития, формирование базовых психологических структур социальной идентичности, которая детерминирует развитие психического инфантилизма, эмоционально-волевой неустойчивости, недостаточности критических и прогностических функций, неразвитость морального сознания.
В основе развития такого состояния лежит механизм диссоциации – защитный механизм психики, срабатывающий обычно при болезненных и/или психотравматических ситуациях. Диссоциация характеризуется дезинтеграцией Эго и распадом идентичности. Целостность Эго может быть определена как способность подростка успешно инкорпорировать внешние события или социальные переживания в своём восприятии и затем действовать в постоянной манере во время таких событий или социальных ситуаций. Подросток, неспособный успешно с этим справляться, может испытывать как эмоциональную дизрегуляцию, так и потенциальный коллапс идентичности. Другими словами, состояние эмоциональной дизрегуляции в некоторых случаях может быть весьма интенсивным, чтобы форсировать распад личной и социальной идентичности, или то, что, в крайних случаях, диагностически определяется как диссоциация [Piper A, Merskey H., 2004].
Патология личностной и социальной идентичности описывает настолько сильный коллапс эго-целостности, что личность буквально расщепляется. По этой причине диссоциацию зачастую называют «расщеплением», хотя этот термин зарезервирован для обозначения другого механизма психики [Marmer SS, Fink D., 1994]. Менее глубокие проявления этого состояния во многих случаях описываются как дезорганизация или декомпенсация. Поскольку подросток с патологией личностной и социальной идентичности полностью не отключается от своей реальности, он, в некоторых случаях, может иметь множество «личностей» для взаимодействия с разными ситуациями, но, говоря обобщённо, ни одна из личностей полностью не сепарируется.
Для выявления эпидемиологических особенностей психического здоровья обследуемых подростков были диагностированы следующие блоки психопатологической симптоматики: расстройства настроения (аффективные расстройства); невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства; расстройства поведения и синдром алкогольной зависимости (табл. 3).
Частота встречаемости психопатологической симптоматики у подростков, родители которых страдают аддиктивной патологией
Психические расстройства (класс) |
Частота выявленной патологии в % (в скобках – количество человек) |
Расстройства настроения (аффективные расстройства) |
32,87 (48) |
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства |
53,42 (78) |
Расстройства поведения |
42,16 (61) |
Психические расстройства, связанные с употреблением алкоголя |
28,3 (41) |
Доля остальных классов психопатологической симптоматики существенно ниже. Аналогичная структура распространенности психопатологии отмечена в исследовании Р.И.Ахмедшиной, 2003.
Невротические, связанные со стрессом расстройства (F 41.1) были диагностированы у 53,72% обследованных подростков и статистически значимо превышали распространенность данного синдрома в популяции (7,4%, р<0,001).
Исследование гендерной специфики распространенности невротических, связанных со стрессом расстройств позволило выявить достоверное различие по обсессивно-компульсивной симптоматике, которая превалирует у подростков мужского пола (61 и 39% соответственно) и преобладание генерализованного тревожного расстройства у девушек (58 и 42% соответственно).
Расстройства поведения
Нарушения поведения, выявленные у обследуемых детей и подростков, были достаточно полиморфны, а их характер был связан с эмоционально-волевыми нарушениями. Так, у обследуемых детей с эксплозивным типом реагирования, наиболее часто встречались драчливость и хулиганские поступки (38,7%), вызывающее, провокационное поведение (27,6%), откровенное непослушание (49,4%), агрессивные и жестокие действия (18,6%). У детей с психической неустойчивостью поведение менялось в зависимости от внешних обстоятельств и характеризовалось внушаемостью, преобладанием повышенного настроения, чрезмерным стремлением к получению примитивных удовольствий и новых впечатлений, с чем были связаны прогулы в школе и уходы из дома (12,4%), воровство (11,8%)
Среди видов нарушенного поведения преобладало несоциализированное расстройство поведения (НРП) (F91.1) (48,5%).
В рамках проведенного исследования отсутствовали гендерные различия в частоте и выраженности несоциализированного расстройства поведения.
Среди подростков с установленным синдромом алкогольной зависимости (n=41/28,3%) соотношение между юношами и девушками, которым ставился диагноз психическое расстройство и расстройство поведения связанное с неоднократным употреблением алкоголя с вредными последствиями (F 10.1) раннего алкоголизма было 3:1 (75% юноши и 25% девушки).
Существенные различия в типе употребляемых спиртных напитков позволили разделить подростков на две группы. Первую группу составили лица, предпочитающие, в основном, слабоалкогольные напитки: как правило, крепкие (до 8-9% чистого алкоголя) сорта пива и джин-тоника, реже сухие вина. В эту группу вошло абсолютное большинство подростков – 68,4%.
Вторую группу составили подростки, предпочитающие дистилляты или крепкие спиртные напитки (в абсолютном большинстве - водку). Их оказалось меньшинство – 31,6% (13 человек, из них 10 юношей и 3 девушки). Предпочитающие крепкие напитки обычно употребляли их в небольших компаниях (2-3 человека), на днях рождениях и в одиночку.
Важно отметить, что у 15 человек (36.8%) отмечалось эпизодическое сочетанное употребление алкоголя с наркотическими или токсическими веществами. Главным образом, это были анаша (более 40%), транквилизаторы и седативные средства (26%), в шести случаях (18,3%) - экстази, в четырех случаях (12,2%) - героин, в двух случаях (6,1%) – грибы, вызывавшие галлюцинации. Любопытно, что абсолютное большинство подростков (88,6%) совмещали наркотики именно с легкими алкогольными напитками. Это перекликается с последними данными о значительном числе больных полинаркоманией, сочетанию злоупотребления наркотиков (в том числе и опиаты) и преимущественно легких алкогольных напитков (Спикина А.А. и др., 2000).
Вся описанная патопсихологическая симптоматика может быть объединена на основе оси основного диагноза международной диагностической классификации нарушений психического здоровья у детей и подростков. Данная ось является интегральным показателем степени выраженности психогенных расстройств и результатов социально-психологической дезадаптации у подростков, родители которых страдают алкогольной зависимостью. Важно отметь, что углубление социально-психологической дезадаптации может способствовать превращению реактивной симптоматики в ядерную.
Статистический анализ факторов, детерминирующих социально-психологическое функционирование подростков, родители которых страдают алкогольной зависимостью, был проведен с помощью метода логистической регрессии. Базой исследования выступил СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям» Адмиралтейского района, где в период с 2009 по 2011 гг. было опрошено 144 подростков в возрасте 14 - 17 лет.
Установлено, что социально-психологическое функционирование подростков, родители которых страдают алкогольной зависимостью, достоверно (p<0,05) предопределяется целым рядом взаимно пересекающихся демографических, социальных и экономических факторов (табл. 4).
Рассмотрим их более подробно.
Пол подростков. Результаты исследования свидетельствуют о том, что психические расстройства в наибольшей степени распространены среди девушек (для подростков женского пола наблюдается 2-кратный риск аффективной и невротической патологии).
Факторы самоотношения (самооценка подростков). Если самооценка подростка не находит опоры в семье и потребность в самоуважении остается нереализованной, – развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Описанный путь снятия противоречия между оценкой и самооценкой иногда может приводить к негативным последствиям, в зависимости от вида неформальной группы, в которую включается подросток.
Модель социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость
Факторы |
Коэффициенты шансов |
p |
Женский пол |
1,78 |
0,01 |
Мужской пол |
1,00 |
0,01 |
Неадекватная самооценка |
1,30 |
0,05 |
Наличие психопатологической симптоматики у родителей |
3,24 |
0,001 |
Алкоголизм матери |
2,94 |
0,001 |
Алкоголизм отца |
1,96 |
0,01 |
Судимость матери |
1,90 |
0,05 |
Судимость отца |
7,52 |
0,05 |
Тип семьи |
|
|
Полная |
1,00 |
0,01 |
Неполная/ другие родственники |
2,67 |
0,01 |
Низкий социально-экономический статус |
1,38 |
0,01 |
Жилищные условия, соответствующие социальным нормативам |
1,24 |
0,05 |
Неустойчивость стиля воспитания |
1,34 |
0,01 |
Эмоциональное отвержение |
1,57 |
0,01 |
Наличие психопатологической симптоматики у родителей. Зарубежные исследования свидетельствуют о том, что от 20 до 50% детей и подростков, подверженных невротической патологии, имеют так называемую «семейную историю» невроза. Полученные результаты позволили выявить трехкратный риск развития ее у детей, чьи матери страдают этим расстройством, по сравнению с детьми, чьи матери не имеют психических заболеваний.
Важно отметить, что матери, страдающие невротической патологией, раздражительны, менее последовательны в вопросах дисциплины, меньше принимают участия в делах ребенка, недостаточно общаются с ним, у них отсутствует привязанность и они настроены более критично к ребенку, чаще возмущаются им по сравнению со здоровыми матерями.
Потребление алкоголя родителями. Исследование свидетельствует о том, что дети родителей, злоупотребляющих алкоголем (потребляющих алкогольные напитки 4 раза в месяц и чаще), подвержены риску психических расстройств (2,94 – для матери; 1,96 – для отца). При злоупотреблении алкоголем родителями наблюдается исчезновение факторов, необходимых для успешного функционирования семьи, развивается снижение волевых качеств у родителей, отсутствие понимания ими детей и их элементарных потребностей. Все это приводит к большой нервно-психической и физической нагрузке как на семью в целом, так и на детей, в частности.
В процессе исследования выявлена тесная связь между благополучием семьи (асоциальные семьи, неполные семьи, криминальные семьи) и риском нарушения социально-психологического функционирования у детей. Как правило, такие семьи характеризуются низким социальным статусом в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями. Их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно.
Низкий социально-экономический статус - важный фактор риска развития психических расстройств не только у взрослых, но и у детей. Данные диссертационного исследования указывают на то, что психические расстройства в 1,7 раза чаще встречаются среди детей из бедных семей. Социально-экономический статус вызывает малое, но статистически значимое увеличение риска развития патологии социально-психологического функционирования у подростков, причем эта связь не зависела от других факторов (негативное воздействие бедности было более заметно для девочек, по сравнению с мальчиками).
Полученные результаты свидетельствуют и о том, что жилищные условия (плотность заселения) являются фактором риска патологии социально-психологического функционирования у подростков. Дети в особенности подвержены неблагоприятному воздействию перенаселенности жилища, результатом которой являются повышенная возбудимость, напряженность, агрессия и более низкие уровни взаимодействия с другими детьми, плохая успеваемость. Влияние скученности на социально-психологическое функционирование подростков может быть обусловлено неблагоприятными материально-бытовыми условиями, невозможностью владения личными вещами (например, постелью), социальной изоляцией (когда ребенок не может пригласить в гости друзей) и т.п.
Негативные эффекты воздействия на социально-психологическое функционирование детей усилены и за счет эмоциональной неадекватности родителей, неустойчивостью стиля воспитания, который характеризуется резкой и неожиданной для ребенка сменой отношений с переходами от строгости к потворству или от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Матери таких подростков склонны к изменению стратегии воспитания, противоречивости требований. Если исходить из того, что в этой группе также выявляются повышенные показатели по шкалам игнорирования, чрезмерности требований и запретов, можно предположить, что матери склонны обращать внимание на ребенка только при его проступках, предъявлять высокие, но недостаточно четкие требования. Подобная неустойчивость в воспитании содействует формированию таких черт характера как упрямство, склонность противостоять любому авторитету и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклоняющимся поведением.
Часть матерей склонны игнорировать эмоциональные потребности, предъявляя неоправданные требования к подростку. Другие матери вовлекают ребенка в решение своих личностных проблем, манипулятивны, склонны фиксировать ребенка в пассивно-страдательной позиции.
Критическим значением развития неадекватного социально-психологического функционирования у подростков является суммарное значение коэффициентов шансов у них более 8,03.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что многие из факторов формирования путей развития психических расстройств и неудовлетворительного состояния социально-психологического функционирования подростков поддаются коррекции. Ключевым элементом, предопределяющим нормативность социально-психологического функционирования подростков, является профилактика. При этом профилактические мероприятия должны быть нацелены не только на детей, но и на их родителей, общество в целом.
Диссертация выполнена в фгбу «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова» мчс россии
09 10 2014
3 стр.
Семейная психология, основывается на данных исследований в социологии семьи, различных отраслей психологического знания, семейной психотерапии, психологического консультирования, п
17 12 2014
1 стр.
Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия
12 10 2014
1 стр.
Перспективы развития социальной психологии в условиях радикальных социальных преобразований Российского общества. Возрастание роли прикладного социально-психологического знания
17 12 2014
3 стр.
Формы и методы работы, применяемые социальным педагогом в социально-психологическом сопровождении семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического рис
25 09 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре психологии развития и акмеологии Ростовского государственного университета
14 12 2014
1 стр.
Современная психология – это широко разветвлённая область человеческих знаний о закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности
01 10 2014
1 стр.
Охватывает область предпочтений, вкусов и чувств, особенности восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического. Здесь определяет
08 10 2014
15 стр.