Диагностика семейных проблем
|
Индивидуальная и групповая просветительская работа с семьей
|
Профилактические мероприятия
|
Социально-педагогическая защита прав ребенка
|
Наблюдение специалистов (классный руководитель, социальный педагог, медик, психолог и т. д.)
|
Памятки для родителей
|
Родительский лекторий, индивидуальные консультации, плановые беседы
|
Выявление и поддержка детей, нуждающихся в социальной защите: опекаемых, инвалидов, малообеспеченных и т. д.
|
Анкетирование детей и родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как воздействующего фактора на личность ребенка
|
Методические рекомендации для родителей
|
Профориентация и трудоустройство учащихся из семей зоны риска
|
Защита прав и интересов ребенка в различных инстанциях (суд, прокуратура, Комиссия по делам несовершеннолетних и т. д.)
|
Тестирование
|
Консультации родителей по запросам
|
Трудоустройство учащихся в летний период
|
Индивидуальная помощь детям, подвергшимся психологическому и физическому насилию в семье
|
Анализ документации (личных дел, журналов и т. п.)
|
Индивидуальные беседы
|
Оказание материальной помощи (по мере возможности)
|
Индивидуальный патронаж
|
Анализ продуктов детского творчества
|
Родительский клуб
|
Создание памяток и методических рекомендаций
|
|
Составление социальных паспортов классов
|
Участие в родительских собраниях
|
Привлечение учащихся из семей зоны риска к участию в детском самоуправлении
|
|
Создание банка данных семей учащихся, находящихся в зоне социального риска
|
|
|
|
Категории семьи
|
Причины и признаки социального неблагополучия в семье
|
Направление и содержание деятельности социального педагога с семьей/с ребенком
|
1.Семьи с детьми, оставшимися без попечения
родителей
|
Эмоционально напряженная атмосфера: взаимонепонимание, отрицательная реакция на поступки, проявление нетерпимости
|
Социально-педагогический патронаж (контроль межличностных взаимоотношений в семье, эмпатичного отношения к ребенку, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время)
|
2. Семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности (детьми-инвалидами)
3. Семьи с родителями-инвалидами
|
Низкая адаптация в среде сверстников
Семья испытывает финансовые затруднения, так как один или оба родителя вынуждены не работать, при этом имеют невысокое пособие на ребенка, но вместе с тем большие материальные затраты на лечение
|
Изучение медико -психолого-педагоглческих условий, влияющих на развитие ребенка
Организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности
Защита интересов детей и их родителей во взаимоотношениях с различными структурами и инстанциями
Вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность:
|
4. Неполные семьи
|
Семья испытывает финансовые затруднения.
В отсутствие второго родителя не всегда полноценно реализуются воспитательные и коммуникативные функции семьи у ребенка, возникают затруднения с половой идентификацией
|
Родительские тренинги, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений
Лекторий для родителей:
-
«О возрастных особенностях ребенка и возрастных кризисах»;
-
«О типах и стилях семейного воспитания»;
-
«Осуществление социальными педагогами контроля занятости ребенка, организации социально значимой деятельности»
|
5. Многодетные семьи
|
Низкое материальное состояние семьи
Недостаточное обеспечение питанием, одеждой, жильем и т. п.
Ограничены возможности получения детьми полноценного специального и высшего образования
|
Социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, эмпатичного отношения к ребенку, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное время
Оказание юридической помощи: информация о правах и льготах
Включение семьи во всероссийские, региональные и муниципальные программы дополнительного развития ребенка
|
6. Малообеспеченные семьи:
-
с безработными родителями
|
Ребенок в такой семье зачастую имеет плохие материально-жилищные условия
В семье создается напряженная психоэмоциональная атмосфера
|
Оказание юридической помощи: информация о правах и льготах
Организация досуга и летнего отдыха детей Трудоустройство несовершеннолетних Социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений и семье, эмпатичного отношения к ребенку, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное время.
|
7. Неблагополучные семьи:
-
педагогически несостоятельные, семьи;
-
нравственно неблагополучные;
-
с зависимостями членов семьи от психоактивных веществ;
-
практикующие жестокое обращение с детьми
|
Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые втягивается ребенок
Нарушаются права и интересы детей. Используются деструктивные методы воспитания
Эмоциональная атмосфера в семье и используемые методы воспитания травмируют психику ребенка, отрицательно влияют на результаты его обучения, полноценное развитие
|
Социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, эмпатичного отношения к ребенку, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное время
Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (консультации, лекторий)
|
8. Семьи беженцев
9. Семьи участников военных действий
|
Отсутствие знаний о своих правах и социальных льготах
Эмоционально напряженная атмосфера в семье
|
Социально-правовой патронаж
|