Перейти на главную страницу
из семей с алкогольной зависимостью
19.00.04 – медицинская психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Санкт-Петербург
2012
доктор медицинских наук, доцент
Защита состоится «07» февраля 2013 года в ___ часов на заседании совета Д 205.001.02 при Федеральном государственном бюджетном учреждении «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М.Никифорова» МЧС России по адресу: 194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д.4/2
Автореферат разослан «__» января 2012 года
Ученый секретарь диссертационного совета |
![]() |
Е.Г.Неронова |
Семья и характер взаимоотношений в ней оказывает огромное влияние на все аспекты жизни подростка. И. С. Кон (2006) писал, что нет практически ни одного социального или психологического аспекта в поведении подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом. А.Е. Личко считал семью основным источником психогений у подростков [Личко А.Е., 1984].
Известно, что наличие алкогольной зависимости у одного родителя и созависимости у другого приводит к психологической деградации внутрисемейных отношений, от чего больше всего страдают дети [Москаленко В.Д., 2006].
По данным Национального научного центра (ННЦ) наркологии, алкоголизм встречается у 86,7% сыновей и у 25% дочерей родителей, злоупотребляющих алкоголем; у детей из семей с алкогольным анамнезом также высок риск и в отношении заболевания наркоманией. Так, изучение наследственности больных наркоманией показало, что у них 35,8% родственников (первой степени родства) злоупотребляли алкоголем. Это в три с лишним раза превышает самые высокие данные о распространенности алкоголизма в популяции от 2 до 10% [Спикина А.А., 2009].
В современном обществе отмечается пристальное внимание к семьям с алкогольной отягощенностью со стороны различных социальных институтов [В.Н. Павлов, 2004]. Такой повышенный интерес можно объяснить рядом тенденций, среди которых ухудшение демографической ситуации в стране, увеличение количества неполных семей, минимализация воспитательного потенциала алкогольной семьи, изменение системы ценностей, усложнение эмоционального, духовного мира ребенка, воспитывающегося в такой семье [Е.В.Субботский, 1998]. Кроме того, чтобы выжить в семье, отягощенной алкогольной зависимостью, ребенок должен выработать соответствующие установки и формы поведения. Поскольку такая семья дисфункциональна, сформировавшиеся у ребенка установки и формы поведения будут дезадаптивны [Москаленко В.Д., 2006; Ясницкая В.Р., Зимин Э.С., 2010].
Как правило, в таких семьях преобладают неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (эмоционально-конфликтные отношения, жестокое обращение с детьми, самоустраненность от процесса воспитания, педагогическая некомпетентность, асоциальный образ жизни и т.д.), и в целом имеет место факт деструктивных внутрисемейных отношений [Н.А. Бунин, 2006]. Это нарушает процесс прохождения ребенком семейной социализации и приводит к различным нарушениям развития и, как следствие, к неадекватным вариантам социально-психологического функционирования.
Однако в доступной литературе недостаточно освещены вопросы социально-психологического функционирования детей, воспитывающихся в семьях с алкогольной зависимостью родителей. Несмотря на широкую распространенность среди таких детей острой психогенной невротической симптоматики, процессы её формирования глубоко и разносторонне практически не изучались.
Исследованию этих проблем в детском и подростковом возрасте посвящены лишь единичные работы. При этом многие вопросы остаются нерешенными или имеют противоречивые толкования [Головина А.Г., 2011; Захаров А.И., 2000; Albano A.M. et al., 1996; Muris Р. et al, 2001; Muris P., 2006].
В настоящее время имеются отдельные публикации о возможной роли генетических факторов в предрасположенности к алкоголизму [Захаров А.И., 2008; Авдеенок Л.Н., 2007; Думитрашку Т.А., 2009; Чирков В.И., Диси Э.Л., 2010; Reich G., Deyda Н. 2007; Christodoulou G.N., Dragonas T.G., 2011]. Однако определение маркеров предрасположенности к развитию психогенной невротической патологии у подростков из семей с алкогольной зависимостью до сих пор широко не освещалось.
При этом остались недостаточно освещенными вопросы социально-психологического функционирования подростков, воспитывающихся в семьях высокого социального риска, не определены особенности развития у них психосоциальной патологии, остается неизвестной распространенность отдельных реактивных состояний, а также не исследована зависимость между особенностями личности подростка, состоянием психики и социальными условиями.
Указанный аспект особенно важен для изучения, поскольку в юношеском возрасте закладываются основы характера человека, его привычки, отношение к окружающим. Подростки в наибольшей степени подвергаются воздействию различных психосоциальных факторов. К тому же в подростковом периоде в организме создаются условия повышенной чувствительности к средовым воздействиям. Следовательно, именно подростковый возраст является критическим для формирующейся личности, а также для развития пограничных расстройств и патологических состояний [Эйдемиллер Э.Г, Юстицкис В., 2007, 2008; Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я., 2006; Ромицина Е.Е., 2005].
Всё вышесказанное определило выбор темы настоящего исследования, которое, на наш взгляд, может способствовать более полному изучению влияния алкоголизма на потомство, что, в свою очередь, позволит выработать рекомендации по разработке программ профилактики негативных последствий этого заболевания.
В соответствии с целью диссертационного исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-социального статуса семей подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость.
2. Оценить вклад семейных отношений в развитие невротической патологии подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость.
3. Исследовать структуру и особенности самоотношения, детско-родительских отношений и агрессивного поведения подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость.
4. На основе данных эпидемиологического анализа оценить распространенность и структуру различных форм патопсихологической симптоматики подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость.
5. Разработать психодиагностическую модель социально-психологического функционирования детей из семей с алкогольной зависимостью и программу их медико-психологического сопровождения.
Объект исследования: подростки в возрасте от 12 до 17 лет из семей с алкогольной зависимостью родителей.
Предмет исследования: социально-психологическая характеристика семей, детско-родительские отношения, психологический статус и особенности патопсихологической симптоматики, определяющие особенности социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость.
В качестве основной гипотезы выдвинуто предположение о том, что особенности социально-психологического функционирования подростков из семей с алкогольной зависимостью объективизируются на основании использования методики многомерного прогностического моделирования с целью оптимизации программы их медико-психологического сопровождения.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена обстоятельным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, строгостью концептуального аппарата, применением разнообразных социально-психологических методов, методов математического анализа и моделирования, широкой эмпирической базой исследования, которую составляют экспериментальные данные, полученные при обследовании различных категорий подростков и родителей.
Обоснованность и достоверность полученных результатов также обеспечена соответствующим выбором методов анализа результатов исследования, большим объемом выборки обследуемых лиц (204 подростка), наличием экспериментальной и контрольной групп, сочетанием количественного, качественного и статистического анализа результатов исследования, взаимопересечением результатов, полученных при помощи различных методик, и их соотнесением с данными других исследователей.
Планирование эксперимента, сбор первичных данных, анализ и обобщение полученных результатов выполнены лично автором.
1. Социально-психологическое функционирование подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость, характеризуется упрощенной системой межличностных отношений; отрицательным отношением с родителями и друзьями; неадекватно заниженной самооценкой, неуверенностью и неудовлетворенностью собой; низким уровнем социально-значимой мотивационной направленности; отсутствием умений и навыков самоорганизации и отсутствием потребности в организованной деятельности и досуге; высокими показателями деструктивной агрессивности.
2. Патопсихологическая симптоматика у подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость, представлена расстройствами аффективной сферы (депрессивные эпизоды, рекуррентные депрессивные расстройства, дистимия, кратковременная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации, смешанное тревожное и депрессивное расстройство); эмоционально-идеаторной патологией (генерализованное тревожное расстройство, синдром изолированной фобии, социальная фобия, обсессивно-компульсивное расстройство, реакции на тяжелый стресс и нарушение адаптации, паническое расстройство, агарофобия и диссоциативная (конверсионная) патология); патологией поведенческого конструкта (несоциализированное расстройство поведения, смешанное расстройство поведения и эмоций, гиперкинетическое расстройство поведения, расстройство поведения, ограничивающееся рамками семьи, социализированное расстройство поведения).
3. Многомерная прогностическая модель на основе информативных показателей психодиагностического и клинико-патопсихологического обследовании подростков с алкогольной зависимостью родителей позволяет с высокой точностью осуществлять прогноз социально-психологического функционирования подростков по следующим категориям: пола, уровень самооценки, наличие психопатологической симптоматики у родителей, наличие аддиктивной патологии и судимости у родителей, социально экономические характеристики семьи, стиль воспитания ребенка, наличие эмоционального отвержения, на основе чего становится возможной оптимизация медико-психологического сопровождения данного контингента.
- на основе теоретического анализа научной литературы и результатов собственного эмпирического исследования с учетом специфики подросткового возраста обоснованы психодиагностические технологии оценки социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость;
- описана структура процесса и динамического состояния социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость, показано, что социально-психологическое функционирование должно рассматриваться как четырехкомпонентное клинико-психологическое образование, имеющее сложную динамическую структуру, между компонентами которого существуют функциональные зависимости, оцениваемые по результатам квалиметрии уровней их выраженности и диагностических критериев;
- обоснована технология оценки клинико-патопсихологических особенностей (патология семейных отношений, личностная и социальная идентичность, стрессоустойчивость, эмоционально-поведенческая активность, выраженность реактивной патологии, напряженность межличностных отношений) социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость;
- разработана регрессионная модель социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость, позволяющая учитывать различные стилевые особенности воспитательного процесса и вариативные характеристики факторов медико-демографического и психолого-педагогического риска.
Теоретическая значимость исследования
В работе конкретизировано научное представление о структуре и содержании социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость; расширены возможности решения задачи, раскрывающей влияние различных структурных компонентов социально-психологического функционирования на коррекцию реактивной невротической симптоматики поведения подростков, осуществляемую в условиях центра психологической помощи; выявлены структурные компоненты модели психического здоровья подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость, способствующие совершенствованию психологического сопровождения данного контингента.
Материалы работы могут быть использованы в лекционных курсах, на семинарских и практических занятиях по медицинской психологии, девиантологии, социальной психологии, при подготовке выпускных квалификационных работ, диссертационных исследований.
Результаты исследования, а именно психологические технологии оценки и прогноза социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость, являются эталонными для психологического мониторинга социально-психологического функционирования таких подростков.
Публикации и апробация работы. По теме диссертации опубликовано 23 научных работ, из них 6 в журналах по перечню ВАК Минобрнауки РФ.
Результаты и основные положения проведенного исследования докладывались и обсуждались на: Международной научно-практической конференции «Технологии психолого-социальной работы в условиях мегаполиса» (СПбГИПиСР, 2009 г.); Итоговой конференции военно-научного общества курсантов и слушателей Военно-медицинской академии «Морфология и физиология» (ВМедА, 2011); Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы прикладной социальной психологии» (СПбУУЭ, 2012).
Специальный подраздел первой главы включает описание данных о состоянии социально-психологического функционирования детей подросткового возраста, родители которых имеют алкогольную зависимость, где показана взаимосвязь социально-психологической адаптации подростков и наличия алкогольной зависимости у родителей. Выделены компоненты социально-психологической адаптации семьи: материальное положение семьи, психологический климат семьи, социокультурная адаптация, ситуационно-ролевая адаптация.
На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, представлена комплексная типология семьи, которая предусматривает выделение четырех категорий, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Кроме того, в первой главе рассматривается проблема социально-психологических функций семьи в регуляции социально-психологического функционирования подростка. Показано, что семья как психосоциальный институт выполняет конкретные функции, т.е. осуществляет определенные виды деятельности в системе поддержания здоровья подрастающего поколения.
Выделены основные функции семьи: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, коммуникативная, организация досуга. Они отражают общественное назначение семьи и охватывают собой основные направления ее жизнедеятельности, дают оценку нравственной жизнеспособности общества.
В связи с вышеизложенным выделено несколько линий исследования по проблемам родительского воспитания: изучена структура семейного воспитания с описанием отдельных компонентов родительского отношения и общения между родителями, которые в большей мере влияют на формирование личности ребенка (Бодалев А.А., Варга А.Я., Захаров А.И., Соколова Е.Т., Спиваковская А.С, Столин В.В., и т.д.); выделены «типы» и тактики семейного воспитания (Личко А.Е., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Броди Т., Маккоби Е., Шеффер Е., Баумринд Д. и др.); рассматривается влияние отдельных способов воздействия или типов семейного воспитания на состояние социально-психологического функционирования подростка (Варга А.Я., Спиваковская А.С, Беньямин Л. и др.).
По результатам литературного обзора выявлено две формы деструктивного влияния на развитие подростков из неблагополучных семей с алкогольным анамнезом – прямое и косвенное. Прямое деструктивное влияния оказывается со стороны ближайшего окружения, которое прямо демонстрирует образы асоциального, невротического поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, направленные на формирование зависимой, невротической личности ребенка. Косвенное деструктивное влияние среды может быть обусловлены разнообразными факторами: экономического, социально-психологического, психолого-педагогического, психологического характера.
Анализ семьи и ее воздействия на социально-психологическое функционирование подростка показывает, что его психическое неблагополучие может сформироваться не только в неблагополучной семье с явными признаками невропатизации, алкогольным анамнезом и низким материальным достатком, но и в достаточно благополучной семье с высоким уровнем материального достатка.
Отсюда возникает проблема описания, диагностики и прогноза социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость.
Во второй главе диссертации «Объем, организация и методики исследования» отражена организация, методы и методики экспериментального исследования.
Методики, использованные в настоящем исследовании, отбирались в соответствии с психологическими концепциями А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, В.А. Канн-Калика, А.Н. Леонтьева, согласно которым развитие подростка – сложнейшая психическая реальность, представленная в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных пространств: личности подростка, семьи и детско-родительского взаимодействия. Содержательный и статистический анализ полученных результатов позволяет выделить обобщенные характеристики, по которым возможен анализ интересующих нас показателей.
В исследовании приняли участие 144 подростка (70 юношей и 74 девушки), родители которых имеют алкогольную зависимость (экспериментальная группа), средний возраст 14,4±1,8 года, и 60 подростков (32 юноши и 28 девушек) из благополучных семей (группа контроля), проходящих обучение в общеобразовательных школах Санкт-Петербурга №№ 137, 112 и 111, средний возраст 14,1±1,4 года. Научно-исследовательская работа проводилась в течение 2008-2011 гг.
Для диссертационного исследования в соответствии с международной диагностической классификацией нарушений социально-психологического функционирования детей и подростков реализовывалась следующая схема обследования: 1) анализ данных о социально-гигиеническом статусе семей обследуемых подростков; 2) описание внутрисемейных детско-родительских отношений семейной адаптации и сплоченности и внутрисемейной эмоциональной напряженности; 3) выяснение психологических особенностей подростка путем оценки его самоотношения, самооценки, агрессивности, центральных Я-функций подростков; 4) сбор данных о патопсихологической симптоматике у подростков, родители которых страдают аддиктивной патологией; 5) учет анамнеза подростков, генеалогических данных, стрессоров на момент обследования.
Методика оценки интегрального показателя социально-психологического функционирования подростков осуществлялась в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
Данная методика рассчитана для использования при проведении доврачебного и врачебного этапов профилактических медицинских осмотров детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно, обучающихся (воспитывающихся) в образовательных учреждениях – учреждениях общего среднего, начального и среднего профессионального образования.
Исходя из задач исследования, в 2009-2011 годах нами была разработана программа исследования (рис. 1).
Рис. 1. Структура диссертационного исследования.
- методика «Незаконченные предложения» (методика J.M. Sachs, S.Levy в адаптации Г.Г. Румянцева);
- метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд);
- «тест-опросник родительского отношения к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин);
- опросник «Анализ семейного воспитания» (Э.Г. Эйдемиллер);
- тест «Рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман);
- цветовой тест отношений (ЦТО) (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд);
- шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES);
- методика PARY;
- методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкис);
- методика для оценки агрессивности поведения (А.Басса-А.Дарки);
- Я-структурный тест АММОНА (ISTA);
Полученные в ходе исследования результаты были подвергнуты математико-статистической обработке с расчетом параметров вариации признаков, t-критерия Стъюдента; также проводился корреляционный анализ для уточнения взаимосвязи показателей, и факторный анализ.
Диссертация выполнена в фгбу «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова» мчс россии
09 10 2014
3 стр.
Семейная психология, основывается на данных исследований в социологии семьи, различных отраслей психологического знания, семейной психотерапии, психологического консультирования, п
17 12 2014
1 стр.
Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия
12 10 2014
1 стр.
Перспективы развития социальной психологии в условиях радикальных социальных преобразований Российского общества. Возрастание роли прикладного социально-психологического знания
17 12 2014
3 стр.
Формы и методы работы, применяемые социальным педагогом в социально-психологическом сопровождении семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического рис
25 09 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре психологии развития и акмеологии Ростовского государственного университета
14 12 2014
1 стр.
Современная психология – это широко разветвлённая область человеческих знаний о закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности
01 10 2014
1 стр.
Охватывает область предпочтений, вкусов и чувств, особенности восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического. Здесь определяет
08 10 2014
15 стр.