Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


Нoval 2а правах рукописи

Москаленко Галина Владимировна
особенности СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ

из семей с алкогольной зависимостью

19.00.04 – медицинская психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Сoval 3анкт-Петербург

2012


Дoval 20иссертация выполнена в ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» МЧС России.
Научный руководитель:

доктор медицинских наук, доцент



Шварцман Григорий Исаакович
Официальные оппоненты:

Хрусталева Нелли Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, заведующая кафедрой психологии кризисных и экстремальных ситуаций.

Мильчакова Валентина Александровна, кандидат психологических наук, заместитель редактора научно-практического журнала «Вестник психотерапии» ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» МЧС России.
Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы»

Защита состоится «07» февраля 2013 года в ___ часов на заседании совета Д 205.001.02 при Федеральном государственном бюджетном учреждении «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М.Никифорова» МЧС России по адресу: 194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д.4/2


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М.Никифорова» МЧС России

Автореферат разослан «__» января 2012 года




Ученый секретарь

диссертационного совета





Е.Г.Неронова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. Родительская семья играет огромную роль в жизни каждого человека. Именно в семье люди усваивают нормы, ценности, стереотипы поведения, которые они используют в течение всей своей жизни и, в свою очередь, передают своим детям. В формировании личности ребенка семья играет одну из решающих ролей, и на каждом возрастном этапе значение семьи меняется и приобретает свои специфические особенности [Амонашвили Ш.А., 2008; Коломинский Я.Л., 2007; Поляков С.Д., Ясницкая В.Р., Зимин Э.С., 2010].

Семья и характер взаимоотношений в ней оказывает огромное влияние на все аспекты жизни подростка. И. С. Кон (2006) писал, что нет практически ни одного социального или психологического аспекта в поведении подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом. А.Е. Личко считал семью основным источником психогений у подростков [Личко А.Е., 1984].

Известно, что наличие алкогольной зависимости у одного родителя и созависимости у другого приводит к психологической деградации внутрисемейных отношений, от чего больше всего страдают дети [Москаленко В.Д., 2006].

По данным Национального научного центра (ННЦ) наркологии, алкоголизм встречается у 86,7% сыновей и у 25% дочерей родителей, злоупотребляющих алкоголем; у детей из семей с алкогольным анамнезом также высок риск и в отношении заболевания наркоманией. Так, изучение наследственности больных наркоманией показало, что у них 35,8% родственников (первой степени родства) злоупотребляли алкоголем. Это в три с лишним раза превышает самые высокие данные о распространенности алкоголизма в популяции от 2 до 10% [Спикина А.А., 2009].

В современном обществе отмечается пристальное внимание к семьям с алкогольной отягощенностью со стороны различных социальных институтов [В.Н. Павлов, 2004]. Такой повышенный интерес можно объяснить рядом тенденций, среди которых ухудшение демографической ситуации в стране, увеличение количества неполных семей, минимализация воспитательного потенциала алкогольной семьи, изменение системы ценностей, усложнение эмоционального, духовного мира ребенка, воспитывающегося в такой семье [Е.В.Субботский, 1998]. Кроме того, чтобы выжить в семье, отягощенной алкогольной зависимостью, ребенок должен выработать соответствующие установки и формы поведения. Поскольку такая семья дисфункциональна, сформировавшиеся у ребенка установки и формы поведения будут дезадаптивны [Москаленко В.Д., 2006; Ясницкая В.Р., Зимин Э.С., 2010].

Как правило, в таких семьях преобладают неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (эмоционально-конфликтные отношения, жестокое обращение с детьми, самоустраненность от процесса воспитания, педагогическая некомпетентность, асоциальный образ жизни и т.д.), и в целом имеет место факт деструктивных внутрисемейных отношений [Н.А. Бунин, 2006]. Это нарушает процесс прохождения ребенком семейной социализации и приводит к различным нарушениям развития и, как следствие, к неадекватным вариантам социально-психологического функционирования.

Однако в доступной литературе недостаточно освещены вопросы социально-психологического функционирования детей, воспитывающихся в семьях с алкогольной зависимостью родителей. Несмотря на широкую распространенность среди таких детей острой психогенной невротической симптоматики, процессы её формирования глубоко и разносторонне практически не изучались.

Исследованию этих проблем в детском и подростковом возрасте посвящены лишь единичные работы. При этом многие вопросы остаются нерешенными или имеют противоречивые толкования [Головина А.Г., 2011; Захаров А.И., 2000; Albano A.M. et al., 1996; Muris Р. et al, 2001; Muris P., 2006].

В настоящее время имеются отдельные публикации о возможной роли генетических факторов в предрасположенности к алкоголизму [Захаров А.И., 2008; Авдеенок Л.Н., 2007; Думитрашку Т.А., 2009; Чирков В.И., Диси Э.Л., 2010; Reich G., Deyda Н. 2007; Christodoulou G.N., Dragonas T.G., 2011]. Однако определение маркеров предрасположенности к развитию психогенной невротической патологии у подростков из семей с алкогольной зависимостью до сих пор широко не освещалось.

При этом остались недостаточно освещенными вопросы социально-психологического функционирования подростков, воспитывающихся в семьях высокого социального риска, не определены особенности развития у них психосоциальной патологии, остается неизвестной распространенность отдельных реактивных состояний, а также не исследована зависимость между особенностями личности подростка, состоянием психики и социальными условиями.

Указанный аспект особенно важен для изучения, поскольку в юношеском возрасте закладываются основы характера человека, его привычки, отношение к окружающим. Подростки в наибольшей степени подвергаются воздействию различных психосоциальных факторов. К тому же в подростковом периоде в организме создаются условия повышенной чувствительности к средовым воздействиям. Следовательно, именно подростковый возраст является критическим для формирующейся личности, а также для развития пограничных расстройств и патологических состояний [Эйдемиллер Э.Г, Юстицкис В., 2007, 2008; Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я., 2006; Ромицина Е.Е., 2005].

Всё вышесказанное определило выбор темы настоящего исследования, которое, на наш взгляд, может способствовать более полному изучению влияния алкоголизма на потомство, что, в свою очередь, позволит выработать рекомендации по разработке программ профилактики негативных последствий этого заболевания.



Цель исследования: выявить особенности социально-психологического функционирования подростков из семей с алкогольной зависимостью для индивидуализации их медико-психологического сопровождения.

В соответствии с целью диссертационного исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-социального статуса семей подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость.

2. Оценить вклад семейных отношений в развитие невротической патологии подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость.

3. Исследовать структуру и особенности самоотношения, детско-родительских отношений и агрессивного поведения подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость.

4. На основе данных эпидемиологического анализа оценить распространенность и структуру различных форм патопсихологической симптоматики подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость.

5. Разработать психодиагностическую модель социально-психологического функционирования детей из семей с алкогольной зависимостью и программу их медико-психологического сопровождения.

Объект исследования: подростки в возрасте от 12 до 17 лет из семей с алкогольной зависимостью родителей.

Предмет исследования: социально-психологическая характеристика семей, детско-родительские отношения, психологический статус и особенности патопсихологической симптоматики, определяющие особенности социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость.

В качестве основной гипотезы выдвинуто предположение о том, что особенности социально-психологического функционирования подростков из семей с алкогольной зависимостью объективизируются на основании использования методики многомерного прогностического моделирования с целью оптимизации программы их медико-психологического сопровождения.



Методологической основой исследования явились фундаментальные идеи отечественной и зарубежной науки в области психологии: личности (К.А.Абульханова-Славская); отношений (А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев); самоотношения (С.Р.Пантилеев, Н.И.Сарджвеладзе, В.В.Столин); самоутверждения (Н.Е.Харламенкова), психологического пространства (С.К.Нартова-Бочавер), идентичности (О.О.Савина, Э.Эриксон), детско-родительских отношений (В.В. Абраменкова, А.И.Захаров, Э.Г.Эйдемиллер); теории индивидуальности (В.М. Русалов); сепарации детей от родителей (Дж.Боулби, Й.Лангмейер М.И.Лисина, М.Малер, З.Матейчек, А.Фрейд, М.Эйнсворт). Конкретно-научная методология диссертационного исследования включает базовые положения психологической теории взаимодействия (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов), концепции педагогического взаимодействия (А.Б. Орлов, Н.В. Кузьмина), идеи взаимодействия как проявления межличностных отношений (В.М. Мясищев, К.К. Платонов, Г.П. Щедровицкий).

Достоверность и обоснованность результатов исследования и личный вклад автора.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена обстоятельным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, строгостью концептуального аппарата, применением разнообразных социально-психологических методов, методов математического анализа и моделирования, широкой эмпирической базой исследования, которую составляют экспериментальные данные, полученные при обследовании различных категорий подростков и родителей.

Обоснованность и достоверность полученных результатов также обеспечена соответствующим выбором методов анализа результатов исследования, большим объемом выборки обследуемых лиц (204 подростка), наличием экспериментальной и контрольной групп, сочетанием количественного, качественного и статистического анализа результатов исследования, взаимопересечением результатов, полученных при помощи различных методик, и их соотнесением с данными других исследователей.

Планирование эксперимента, сбор первичных данных, анализ и обобщение полученных результатов выполнены лично автором.



Основные положения, выносимые на защиту.

1. Социально-психологическое функционирование подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость, характеризуется упрощенной системой межличностных отношений; отрицательным отношением с родителями и друзьями; неадекватно заниженной самооценкой, неуверенностью и неудовлетворенностью собой; низким уровнем социально-значимой мотивационной направленности; отсутствием умений и навыков самоорганизации и отсутствием потребности в организованной деятельности и досуге; высокими показателями деструктивной агрессивности.

2. Патопсихологическая симптоматика у подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость, представлена расстройствами аффективной сферы (депрессивные эпизоды, рекуррентные депрессивные расстройства, дистимия, кратковременная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации, смешанное тревожное и депрессивное расстройство); эмоционально-идеаторной патологией (генерализованное тревожное расстройство, синдром изолированной фобии, социальная фобия, обсессивно-компульсивное расстройство, реакции на тяжелый стресс и нарушение адаптации, паническое расстройство, агарофобия и диссоциативная (конверсионная) патология); патологией поведенческого конструкта (несоциализированное расстройство поведения, смешанное расстройство поведения и эмоций, гиперкинетическое расстройство поведения, расстройство поведения, ограничивающееся рамками семьи, социализированное расстройство поведения).

3. Многомерная прогностическая модель на основе информативных показателей психодиагностического и клинико-патопсихологического обследовании подростков с алкогольной зависимостью родителей позволяет с высокой точностью осуществлять прогноз социально-психологического функционирования подростков по следующим категориям: пола, уровень самооценки, наличие психопатологической симптоматики у родителей, наличие аддиктивной патологии и судимости у родителей, социально экономические характеристики семьи, стиль воспитания ребенка, наличие эмоционального отвержения, на основе чего становится возможной оптимизация медико-психологического сопровождения данного контингента.



Научная новизна исследования заключается в следующем:

- на основе теоретического анализа научной литературы и результатов собственного эмпирического исследования с учетом специфики подросткового возраста обоснованы психодиагностические технологии оценки социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость;

- описана структура процесса и динамического состояния социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость, показано, что социально-психологическое функционирование должно рассматриваться как четырехкомпонентное клинико-психологическое образование, имеющее сложную динамическую структуру, между компонентами которого существуют функциональные зависимости, оцениваемые по результатам квалиметрии уровней их выраженности и диагностических критериев;

- обоснована технология оценки клинико-патопсихологических особенностей (патология семейных отношений, личностная и социальная идентичность, стрессоустойчивость, эмоционально-поведенческая активность, выраженность реактивной патологии, напряженность межличностных отношений) социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость;

- разработана регрессионная модель социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость, позволяющая учитывать различные стилевые особенности воспитательного процесса и вариативные характеристики факторов медико-демографического и психолого-педагогического риска.

Теоретическая значимость исследования

В работе конкретизировано научное представление о структуре и содержании социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость; расширены возможности решения задачи, раскрывающей влияние различных структурных компонентов социально-психологического функционирования на коррекцию реактивной невротической симптоматики поведения подростков, осуществляемую в условиях центра психологической помощи; выявлены структурные компоненты модели психического здоровья подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость, способствующие совершенствованию психологического сопровождения данного контингента.



Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют повышению эффективности процесса психологической диагностики и прогнозирования социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость. Диссертационная работа дает ценную информацию, которая найдет применение в работе практических психологов, обеспечивающих медико-психологическое сопровождение подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость.

Материалы работы могут быть использованы в лекционных курсах, на семинарских и практических занятиях по медицинской психологии, девиантологии, социальной психологии, при подготовке выпускных квалификационных работ, диссертационных исследований.

Результаты исследования, а именно психологические технологии оценки и прогноза социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость, являются эталонными для психологического мониторинга социально-психологического функционирования таких подростков.

Публикации и апробация работы. По теме диссертации опубликовано 23 научных работ, из них 6 в журналах по перечню ВАК Минобрнауки РФ.

Результаты и основные положения проведенного исследования докладывались и обсуждались на: Международной научно-практической конференции «Технологии психолого-социальной работы в условиях мегаполиса» (СПбГИПиСР, 2009 г.); Итоговой конференции военно-научного общества курсантов и слушателей Военно-медицинской академии «Морфология и физиология» (ВМедА, 2011); Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы прикладной социальной психологии» (СПбУУЭ, 2012).



Структура работы. Диссертация изложена на 162 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 191 источник, из которых 45 – на иностранном языке, и приложения. В работе имеется 13 рисунков и 16 таблиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, рассматривается степень проработанности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, характеризуются объект и предмет, информационная база и методы исследования, научная и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретико-методологические основы изучения социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость» изучаются общие теоретические основы исследования феномена социально-психологического функционирования в детском и подростковом возрасте и развития пограничной реактивной симптоматики у подростков из неблагополучных семей с алкогольным анамнезом у одного или обоих родителей. В диссертации приведены материалы литературного обзора, отражающие теоретические основы возрастной проблемы специфики детерминации социально-психологического функционирования.

Специальный подраздел первой главы включает описание данных о состоянии социально-психологического функционирования детей подросткового возраста, родители которых имеют алкогольную зависимость, где показана взаимосвязь социально-психологической адаптации подростков и наличия алкогольной зависимости у родителей. Выделены компоненты социально-психологической адаптации семьи: материальное положение семьи, психологический климат семьи, социокультурная адаптация, ситуационно-ролевая адаптация.

На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, представлена комплексная типология семьи, которая предусматривает выделение четырех категорий, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Кроме того, в первой главе рассматривается проблема социально-психологических функций семьи в регуляции социально-психологического функционирования подростка. Показано, что семья как психосоциальный институт выполняет конкретные функции, т.е. осуществляет определенные виды деятельности в системе поддержания здоровья подрастающего поколения.

Выделены основные функции семьи: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, коммуникативная, организация досуга. Они отражают общественное назначение семьи и охватывают собой основные направления ее жизнедеятельности, дают оценку нравственной жизнеспособности общества.

В связи с вышеизложенным выделено несколько линий исследования по проблемам родительского воспитания: изучена структура семейного воспитания с описанием отдельных компонентов родительского отношения и общения между родителями, которые в большей мере влияют на формирование личности ребенка (Бодалев А.А., Варга А.Я., Захаров А.И., Соколова Е.Т., Спиваковская А.С, Столин В.В., и т.д.); выделены «типы» и тактики семейного воспитания (Личко А.Е., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Броди Т., Маккоби Е., Шеффер Е., Баумринд Д. и др.); рассматривается влияние отдельных способов воздействия или типов семейного воспитания на состояние социально-психологического функционирования подростка (Варга А.Я., Спиваковская А.С, Беньямин Л. и др.).

По результатам литературного обзора выявлено две формы деструктивного влияния на развитие подростков из неблагополучных семей с алкогольным анамнезом – прямое и косвенное. Прямое деструктивное влияния оказывается со стороны ближайшего окружения, которое прямо демонстрирует образы асоциального, невротического поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, направленные на формирование зависимой, невротической личности ребенка. Косвенное деструктивное влияние среды может быть обусловлены разнообразными факторами: экономического, социально-психологического, психолого-педагогического, психологического характера.

Анализ семьи и ее воздействия на социально-психологическое функционирование подростка показывает, что его психическое неблагополучие может сформироваться не только в неблагополучной семье с явными признаками невропатизации, алкогольным анамнезом и низким материальным достатком, но и в достаточно благополучной семье с высоким уровнем материального достатка.

Отсюда возникает проблема описания, диагностики и прогноза социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость.

Во второй главе диссертации «Объем, организация и методики исследования» отражена организация, методы и методики экспериментального исследования.

Методики, использованные в настоящем исследовании, отбирались в соответствии с психологическими концепциями А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, В.А. Канн-Калика, А.Н. Леонтьева, согласно которым развитие подростка – сложнейшая психическая реальность, представленная в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных пространств: личности подростка, семьи и детско-родительского взаимодействия. Содержательный и статистический анализ полученных результатов позволяет выделить обобщенные характеристики, по которым возможен анализ интересующих нас показателей.

В исследовании приняли участие 144 подростка (70 юношей и 74 девушки), родители которых имеют алкогольную зависимость (экспериментальная группа), средний возраст 14,4±1,8 года, и 60 подростков (32 юноши и 28 девушек) из благополучных семей (группа контроля), проходящих обучение в общеобразовательных школах Санкт-Петербурга №№ 137, 112 и 111, средний возраст 14,1±1,4 года. Научно-исследовательская работа проводилась в течение 2008-2011 гг.

Для диссертационного исследования в соответствии с международной диагностической классификацией нарушений социально-психологического функционирования детей и подростков реализовывалась следующая схема обследования: 1) анализ данных о социально-гигиеническом статусе семей обследуемых подростков; 2) описание внутрисемейных детско-родительских отношений семейной адаптации и сплоченности и внутрисемейной эмоциональной напряженности; 3) выяснение психологических особенностей подростка путем оценки его самоотношения, самооценки, агрессивности, центральных Я-функций подростков; 4) сбор данных о патопсихологической симптоматике у подростков, родители которых страдают аддиктивной патологией; 5) учет анамнеза подростков, генеалогических данных, стрессоров на момент обследования.

Методика оценки интегрального показателя социально-психологического функционирования подростков осуществлялась в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

Данная методика рассчитана для использования при проведении доврачебного и врачебного этапов профилактических медицинских осмотров детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно, обучающихся (воспитывающихся) в образовательных учреждениях – учреждениях общего среднего, начального и среднего профессионального образования.

Исходя из задач исследования, в 2009-2011 годах нами была разработана программа исследования (рис. 1).

Рис. 1. Структура диссертационного исследования.


В настоящем исследовании нами было использовано несколько диагностических тестовых методик:

- методика «Незаконченные предложения» (методика J.M. Sachs, S.Levy в адаптации Г.Г. Румянцева);

- метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд);

- «тест-опросник родительского отношения к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин);

- опросник «Анализ семейного воспитания» (Э.Г. Эйдемиллер);

- тест «Рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман);

- цветовой тест отношений (ЦТО) (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд);

- шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES);

- методика PARY;

- методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкис);

- методика для оценки агрессивности поведения (А.Басса-А.Дарки);

- Я-структурный тест АММОНА (ISTA);



- тест для оценки депрессии у детей и подростков Maria Kovacs.

Полученные в ходе исследования результаты были подвергнуты математико-статистической обработке с расчетом параметров вариации признаков, t-критерия Стъюдента; также проводился корреляционный анализ для уточнения взаимосвязи показателей, и факторный анализ.



следующая страница>


Особенности социально-психологического функционирования подростков из семей с алкогольной зависимостью 19. 00. 04 медицинская психология

Диссертация выполнена в фгбу «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова» мчс россии

440.29kb.

09 10 2014
3 стр.


Семейная психология

Семейная психология, основывается на данных исследований в социологии семьи, различных отраслей психологического знания, семейной психотерапии, психологического консультирования, п

117.59kb.

17 12 2014
1 стр.


Возрастные и половые особенности формирования костей таза у детей и подростков

Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

26.33kb.

12 10 2014
1 стр.


Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «Теоретическая социальная психология» Направление подготовки

Перспективы развития социальной психологии в условиях радикальных социальных преобразований Российского общества. Возрастание роли прикладного социально-психологического знания

372.16kb.

17 12 2014
3 стр.


Методические рекомендации для родителей Профориентация и трудоустройство учащихся из семей зоны риска Защита прав и интересов ребенка в различных инстанциях

Формы и методы работы, применяемые социальным педагогом в социально-психологическом сопровождении семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического рис

52.06kb.

25 09 2014
1 стр.


Особенности взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях 19. 00. 13 Психология развития, акмеология

Работа выполнена на кафедре психологии развития и акмеологии Ростовского государственного университета

251.84kb.

14 12 2014
1 стр.


Общая психология

Современная психология – это широко разветвлённая область человеческих знаний о закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности

286.67kb.

01 10 2014
1 стр.


Методическое пособие для изучения дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения»

Охватывает область предпочтений, вкусов и чувств, особенности восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического. Здесь определяет

2416.2kb.

08 10 2014
15 стр.