Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


Отчет

об итогах работы Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2011 году и задачах на 2012 год
Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим реализацию в соответствии с федеральным и областным законодательством полномочий Ростовской области в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности, экологической экспертизы и нормирования, охраны и использования природных ресурсов, в том числе геологического изучения, использования и охраны недр (отношений недропользования), использования и охраны водных объектов (водных отношений), организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заказников областного значения) и координирующим в этих сферах деятельность органов государственной власти Ростовской области.

Деятельность комитета в 2011 году была направлена на реализацию ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, выполнение перечня поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации в г. Дзержинске Нижегородской области по вопросу «О мерах по обеспечению экологической безопасности и ликвидации накопленного экологического ущерба» и плана противодействия коррупции в комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области.



При реализации своих полномочий комитетом в 2011 году выполнено следующее:


    1. Разработка нормативных правовых актов

Комитетом разработаны проекты следующих нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования:

  1. Областной закон от 12.07.2011 № 629-ЗС «О внесении изменений в статью 21.1 Областного закона «О недропользовании на территории Ростовской области».

  2. Областной закон от 08.11.2011 № 716-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «Об экологической экспертизе в Ростовской области».

  3. Областной закон от 24.11.2011 № 742-ЗС «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Областного закона «О полномочиях органов государственной власти в сфере водных отношений».

  4. Областной закон от 24.11.2011 № 741-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О недропользовании на территории Ростовской области».

  5. Областной закон от 24.11.2011 № 743-ЗС «О признании утратившим силу Областного закона «О должностных лицах органов исполнительной власти Ростовской области, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды ».

  6. Областной закон от 09.12.2011 № 767-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «Об особо охраняемых природных территориях Ростовской области».

  7. Областной закон от 09.12.2011 № 768-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «Об охране окружающей среды в Ростовской области» и признании утратившими силу отдельных положений областных законов в сфере охраны окружающей среды в Ростовской области».

  8. Постановление Администрации Ростовской области от 12.04.2011 № 188 «О внесении изменений в отдельные постановления Администрации Ростовской области».

  9. Постановление Администрации Ростовской области от 26.04.2011 № 223 «Об организации мероприятий по утилизации пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, находящихся в местах хранения, не имеющих собственников».

  10. Постановление Администрации Ростовской области от 04.05.2011 № 238 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 25.08.2010 № 143».

  11. Постановление Администрации Ростовской области от 11.05.2011 № 251 «Об утверждении порядка использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня».

  12. Постановление Администрации Ростовской области от 13.05.2011 № 259 «Об утверждении отчета о ходе работ по Областной целевой программе в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007-2010 годы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации».

  13. Постановление Администрации Ростовской области от 23.05.2011 № 284 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 13.05.2005 № 166».

  14. Постановление Администрации Ростовской области от 16.06.2011 № 381 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 25.08.2010 № 143».

  15. Постановление Администрации Ростовской области от 27.06.2011 № 403 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 08.10.2008 № 493».

  16. Постановление Администрации Ростовской области от 13.07.2011 № 446 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области 25.08.2010 № 143».

  17. Постановление Администрации Ростовской области от 23.08.2011 № 549 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 25.08.2010 № 143».

  18. Постановление Администрации Ростовской области от 14.09.2011 № 618 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 13.05.2005 № 166».

  19. Постановление Правительства Ростовской области от 20.10.2011 № 65 «Об утверждении границ и положения о водно-болотных угодьях Ростовской области, имеющих международное значение, и признании утратившим силу постановления Администрации Ростовской области от 09.10.2002 № 463».

  20. Постановление Правительства Ростовской области от 07.11.2011 № 98 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 25.08.2010 № 143».

  21. Постановление Правительства Ростовской области от 10.11.2011 № 121 «Об организации мероприятий по утилизации пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, находящихся в местах хранения, не имеющих собственников».

  22. Постановление Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 249 «Об утверждении Положения о комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области».

  23. Постановление Правительства Ростовской области от 30.12.2011 № 341 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 25.08.2010 № 143».

Кроме того, сотрудниками комитета в 2011 году рассмотрено более 60 проектов федеральных и областных нормативных правовых актов.


    1. Подготовка заседаний коллегиальных органов, совещаний

Подготовлены материалы к выездному заседанию президиума Государственного совета Российской Федерации под председательством Президента РФ Д.А. Медведева в г. Дзержинске Нижегородской области по вопросу «О мерах по обеспечению экологической безопасности и ликвидации накопленного экологического ущерба», на котором выступил Губернатор области В.Ю. Голубев. Он говорил о накопленном экологическом ущербе в Ростовской области и внес ряд конкретных предложений, направленных на улучшение экологической обстановки в области и на совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды. В частности были внесены предложения о:

– необходимости в законодательном порядке обязать горнодобывающие предприятия на протяжении всей своей деятельности производить отчисления на рекультивационные мероприятия;

– закреплении за органами местного самоуправления права на осуществление мер по охране федеральных водных объектов, которые расположены на территории муниципальных образований;

– рассмотрении возможности разработки федеральной целевой программы по экологической реабилитации водохранилищ и управлению хозяйственной деятельностью в их бассейне.

Часть из них нашли отражение в итоговых документах Госсовета.

Подготовлены материалы к заседаниям коллегии Администрации области по вопросам:

– о реализации мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в Ростовской области (решение коллегии от 24.01.2011 № 2);

– об исполнении решения коллегии Администрации области от 23.03.2009 №10 «Об экологических последствиях выполнения комплекса мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса на 2006–2010 годы» (решение коллегии от 14.02.2011 № 6);

– о реализации Областной целевой программы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007–2010 годы (решение коллегии от 11.04.2011 № 28);

– о проводимых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ландшафтных и лесных пожаров на территории Ростовской области (решение коллегии от 08.08.2011 № 73).

Подготовлено 2 заседания Координационного совета по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов, на которых рассмотрены следующие вопросы:

1. Об основных экологических проблемах Цимлянского водохранилища и экосистемы Нижнего Дона, в том числе, негативном влиянии судоходства.

2. О состоянии скотомогильников в Ростовской области и утилизации биологически опасных отходов.

3. О подготовке к проведению в Ростовской области Дней защиты от экологической опасности «Экология-Безопасность-Жизнь».

4. Информация о заседании президиума Государственного совета по вопросам обеспечения экологической безопасности и ликвидации накопленного экологического ущерба.

5. Об организации утилизации энергосберегающих ртутьсодержащих ламп.

6. Об экологическом состоянии малых рек Ростовской области.

7. О ходе подготовки вопроса «Об основных экологических проблемах Цимлянского водохранилища и экосистемы Нижнего Дона» для рассмотрения на заседании Совета экономической и общественной безопасности Ростовской области.

Проведено 1 заседание научно-технического совета при комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области. Во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О мерах по обеспечению экологической безопасности и ликвидации накопленного экологического ущерба» 9 июня 2011 года (от 20.06.2011 № Пр-1742ГС) и в целях повышения роли общественных организаций в решении экологических проблем научно-технический совет комитета переименован в Общественный научно-технический совет. В 2011 году проведено 1 заседание ОНТС. Проведено 42 заседания технического совета комитета.

10 августа 2011 года организованы и проведены народные слушания проекта областного бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов по Областной долгосрочной целевой программе «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 – 2015 годы». В слушаниях приняли участие представители органов местного самоуправления, общественных объединений, научного сообщества, жители области.

Кроме того, специалисты комитета принимали участие в заседаниях Координационного совета по решению экологических проблем Ассоциации «Юг», в заседаниях координационных советов и межведомственных комиссий Правительства Ростовской области, в подготовке совещаний.


    1. Корректировка Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года

В 2011 году комитетом проведена работа по корректировке Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года. В разделе Стратегии «Окружающая среда, водохозяйственный комплекс и обеспечение экологии» были сформулированы основные цели и задачи в области охраны окружающей среды на перспективу до 2020 года, намечены мероприятия и предложения по решению экологических проблем Ростовской области.

8 сентября 2011 года в Неклиновском районе в рамках молодежного регионального Форума «Ростов-2011» обсуждался указанный раздел Стратегии. Перед участниками Форума выступил председатель комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области Г.И. Скрипка. Участники форума принимали участие в обсуждении. Они активно задавали много вопросов, в том числе по конкретным мерам, принимаемым Правительством области для улучшения экологической обстановки в том или ином районе области.

Впервые в Стратегии развития области экологический блок вынесен в самостоятельный раздел. Одним из важных направлений в обновленной Стратегии 2020 является рациональное природопользование и охрана окружающей среды, – без которых невозможно устойчивое социально-экономическое развитие не только нашего региона, но и страны в целом.

Мероприятия Стратегии 2020 направлены на решение следующих основных экологических проблем Ростовской области:

– Экологические проблемы последствий реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса;

– проблема утилизации отходов производства и потребления;

– высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах;

– загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами, заиление русел малых рек, абразия берегов водных объектов.

Стратегией предусмотрена реализация мероприятий, направленных на обеспечение сырьевых потребностей хозяйственного комплекса, сохранение биологического разнообразия, на размещение производственных сил с учетом экологической составляющей, внедрение наилучших доступных технологий.

Кроме того, важная роль отведена формированию системы экологического образования Ростовской области, т.к. экологическое просвещение и воспитание является основой формирования экологической культуры населения.




    1. Реализация комитетом Областных долгосрочных целевых программ

1. Областная долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 – 2015 годы»

Подпрограмма «Охрана окружающей среды в Ростовской области на 2011 – 2015 годы» профинансирована в сумме 98 074,0 тыс. руб. (в том числе за счет средств федерального бюджета – 235,0 тыс. руб., за счет средств областного бюджета – 97 839,0 тыс. руб.), что составляет 96,3 процента к годовым плановым назначениям.

Ликвидация пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов

В 2011 году реализовано мероприятие по утилизации пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, находившихся в местах хранения, не имеющих собственников. Двумя подрядными организациями ООО «АлтайАгроХимСоюз» (Алтайский край, г. Барнаул), ООО «ДТА – Сервис» (Рязанская область, г. Рязань) с территории 26 муниципальных образований области на специализированные полигоны за пределы Ростовской области вывезено 1404,121 тонн пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, хранившихся в местах, не имеющих собственников. В связи с превышением объемов фактически выявленных при производстве работ пестицидов к заявленным, в 2012 году планируется продолжение работ по их утилизации.



Мониторинг и контроль качества окружающей среды

Мониторинг осуществлялся государственным учреждением «Ростовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» и включал в себя:



а) Мониторинг состояния атмосферного воздуха, проведение специализированных метеорологических наблюдений для предоставления прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях, способствующих накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы.

В 2011 году осуществлялись наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на стационарных постах в г.г. Ростове-на-Дону (на 7 постах), Азове (2 поста), Волгодонске (2 поста), Таганроге (1 пост), Шахты (1 пост) и Цимлянске (1 пост). Кроме указанного стационарного поста в г. Таганроге наблюдения проводились в зоне негативного воздействия объектов хозяйственной деятельности т. Таганрога – на посту, принадлежащем ОАО «ТРСЗ», расположенном на территории Технического института ЮФУ. Также проводилось наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха вредными примесями в г. Новочеркасске по варианту маршрутного обследования.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Ростове-на-Дону за период 2011 года в целом по городу оценивается как высокий, а в летний период– повышенный. Основными загрязняющими веществами являются: взвешенные вещества, диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, формальдегид. Средние за месяц концентрации этих веществ в июле превысили санитарно-гигиеническую норму. В зимний период наблюдалось загрязнение сажей.

В г. Азове основными загрязняющими веществами являются: взвешенные вещества, диоксид азота и формальдегид. Среднемесячные концентрации этих веществ превышают значения ПДК (предельно допустимые концентрации). Уровень загрязнения диоксидом азота в июле месяце в районе центрального рынка был превышен вдвое, в осенний период- максимальная из разовых концентрация вещества не превысила допустимый норматив качества.

В г. Волгодонске основным загрязняющим веществом является формальдегид по которому наблюдается периодически превышение нормы.

В г. Таганроге воздух наиболее загрязнен оксидом углерода, диоксидом азота, взвешенными веществами.

В г. Шахты основными загрязняющими веществами являются: взвешенные вещества, окислы азота и диоксид азота.

В г. Цимлянске в 2011 году превышений ПДК вредных примесей в атмосферном воздухе взвешенных веществ, диоксида серы, оксида углерода, диоксида и оксида азота, сероводорода не отмечено.



б) Мониторинг состояния водных объектов, осуществление методического руководства сезонной муниципальной противопаводковой гидрологической сетью.

Выполнены следующие работы:

– мониторинг загрязнения водных объектов в зонах влияния шахт Восточного Донбасса;

– определение гидрохимических показателей в поверхностных водных объектах в зонах влияния сбросов сточных вод;

– мониторинг хода весеннего половодья;

– мониторинг загрязнения трансграничных участков рек: Северский Донец, Миус, Большая Каменка, Кундрючья, Б. Егорлык, Рассыпная.

В период половодья 2011 года ежедневно в комитет представлялись данные наблюдений по 21 сезонному муниципальному противопаводковому гидрологическому посту об уровнях воды и ледовой обстановке на малых реках области.

Всего за январь-декабрь 2011 г. было отобрано 62 пробы на 15 реках и выполнено 1 404 определения. Превышения ПДК на трансграничных участках рек выявлены по следующим показателям: сульфаты, соединения магния, фенолы, железо общее, нефтепродукты, соединения меди органические соединения (по БПК5 и ХПК), азот нитритный и аммонийный, минерализация.

Федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» осуществлялся учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, расположенных на территории Ростовской области (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти).

Выполнялось ведение оперативного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории области. Консультативные работы, с организациями, использующими в деятельности источники ионизирующего излучения, в части заполнения оперативных отчетов «Сведения о закрытых радионуклидных источниках», сбор оперативной информации о получении радиоактивных веществ (РВ) и захоронении радиоактивных отходов (РАО), поступающей от организаций, и ее занесение в соответствующие региональные базы данных. Ежемесячно в Ростоблкомприроду представлялась оперативная информация.

Итоговый отчет о результатах учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов будет представлен в Ростоблкомприроду в 1 квартале 2012 года, а также в федеральный информационно-аналитический центр (ФИАЦ).

ФГУ ГЦАС «Ростовский» осуществлялся мониторинг состояния захоронения пестицидов и агрохимикатов (г. Батайск). Произведен отбор проб воздуха, выполнены аналитические работы. Подготовлены скважины для мониторинговых наблюдений, из которых произведен отбор подземных вод, выполнены аналитические работы. Миграции загрязняющих веществ в подземные воды и почву не выявлено.

Произведен отбор растительных проб на территории захоронения, выполнены аналитические работы. Результаты показали:

– содержание в растениях ДДТ, ДДЕ в пределах нормы;

– незначительные превышения по содержанию мышьяка в растениях;

– значительные превышения в растениях хлорорганики ГХЦГ.

Отчет по осуществлению мониторинга состояния захоронения пестицидов и агрохимикатов представлен в комитет и будет рассмотрен на заседании ОНТС в феврале 2012 года.

В рамках реализации положений Климатической доктрины РФ и с целью выработки мер адаптации экономики, социальной сферы Ростовской области к условиям изменяющегося климата в 2011 году начата реализация мероприятия «Комплексная оценка тенденций изменения климатических условий на среднесрочный (до 2020 года) и долгосрочный (до 2050 года) периоды для предупреждения возможных негативных последствий для окружающей среды и экономики области». Промежуточный отчет по итогам 2011 года принят на заседании ОНТС.



В рамках подпрограммы реализовывались мероприятия по сохранению биологического разнообразия и природных комплексов, экологическому образованию, формированию экологической культуры населения. Информация по ним представлена в соответствующих разделах.

Подпрограмма «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ростовской области на 2011 – 2015 годы» профинансирована из областного бюджета в объеме 25 448,0 тыс. руб., что составляет 100 процентов к годовым плановым назначениям.

С целью создания условий для устойчивого водоснабжения объектов экономики и населения области начаты геологоразведочные работы на подземные воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов Багаевского, Веселовского, Каменского (п. Чистоозерный и х. Богданов), Миллеровского (г. Миллерово) и Белокалитвинского районов Ростовской области.

Продолжаются оценочные работы на подземные воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения Зимовниковского района (п. Зимовники) Ростовской области.

Выделены субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на выполнение работ по разведке водозаборных участков в Тарасовском районе Ростовской области.

Выполнены поисково-оценочные работы на подземные воды для обеспечения потребности поселков, расположенных в зоне влияния горных работ шахты «Садкинская-Восточная». Материалы подсчета эксплуатационных запасов утверждены в 2011 году в Ростовском филиале Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых. Результаты выполненных работ будут использоваться при организации водоснабжения населенных пунктов (поселки Голубинка и Казьминка) Белокалитвинского района.

Для обеспечения органов государственной власти полной и достоверной информацией в сфере управления фондом недр ведётся наполнение и обслуживание автоматизированной системы лицензирования недропользования. Продолжается ведение электронной версии территориального кадастра месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Разработана электронная версия территориального баланса общераспространенных полезных ископаемых.

Проводится изучение причин и динамики техногенного подтопления сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов юга Ростовской области с целью разработки реабилитационных мероприятий.

Кроме того, в 2011 году утверждены эксплуатационные запасы подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов Каменского (х. Красновка), Сальского (г. Сальска, п. Гигант) и Усть-Донецкого (ст Верхнекундрюченская, п. Мостовой, х. Кривая Лука) районов Ростовской области по мероприятиям подпрограммы, проведенным в период с 2008-2010 годы.



Подпрограмма «Охрана и рациональное использование водных объектов или их частей, расположенных на территории Ростовской области, на 2011 – 2015 годы», профинансирована в объеме 130 580,5 тыс. руб. (в том числе за счет средств федерального бюджета – 56 860,2 тыс. руб., за счет средств областного бюджета – 73 720,3 тыс. руб.), что составляет 88,1 процента к годовым плановым назначениям.

Расчистка рек

В 2011 году за счет средств субвенций федерального бюджета и средств областного бюджета в полном объеме реализованы мероприятия по расчисткам рек области:

1) «Расчистка (рекультивация) русла р. Малая Куберле в п. Зимовники Зимовниковского района»;

2) «Расчистка р. Грушевка протяженностью 2,4 км в сл. Красюковская Октябрьского района»;

3) «Расчистка р. Грушевка в х. Привольный, Октябрьский район».

Разработка ПСД на расчистку рек

В 2011 году за счет средств областного бюджета разработаны проекты на расчистку рек области по следующим объектам:

1. «Расчистка р. Большой Несветай в сл. Кутейниково Родионово-Несветайского района»;

2. «Расчистка р. Кадамовка в границах г. Шахты»;

3. «Расчистка р. Чир в ст. Каргинская, Боковский район»;

4. «Расчистка р. Чир и устьевого участка р. Вербовая в ст. Боковская, Боковский район»;

5. «Целевая экологическая программа оздоровления водного бассейна реки Темерник - 2-й пусковой комплекс. Расчистка реки Темерник от окончания лотковой части до КНС «Северная» в г. Ростове-на-Дону (сопутствующие работы - устройство дренажных систем в районе Ботанического сада для предотвращения подтопления берегов р. Темерник).

6. «Расчистка р. Тузлов в ст. Грушевская, Аксайский район Ростовской области».

Кроме того, в связи с обращениями и жалобами граждан о подтоплении жилых и хозяйственных объектов комитетом выполнены следующие мероприятия:

– «Обследование и расчет пропускной способности русла и ГТС р. Кизитеринка»;

– «Обследование и расчет пропускной способности русла и ГТС балки Безымянной».

Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос

В 2011 году за счет средств субвенции федерального бюджета комитетом выполнены мероприятия:

– «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на р. Дон (от ответвления протоки Аксай до Цимлянской ГЭС)» общей протяженностью 352 км (с учетом двух берегов);

– «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на реке Тузлов и ее притоках» общей протяженностью 1331,6 км (с учетом двух берегов);

– «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на реке Темерник и ее притоках» общей протяженностью 138 км (с учетом двух берегов);

– «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на р. Сал (от устья до границы с Калмыкией)» общей протяженностью 1526,2 км (с учетом двух берегов);

– «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на реке Быстрая и ее притоках» общей протяженностью 722 км (с учетом двух берегов);

– «Закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Дон специальными информационными знаками (от устья до ответвления протоки Аксай)».

Начата реализация мероприятий:

– «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на реке Большой Калитвинец и ее притоках» общей протяженностью 371,2 км (с учетом двух берегов);

– «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на реке Кумшак» общей протяженностью 247,6 км (с учетом двух берегов).

Мероприятия по обеспечению безопасности ГТС

В 2011 году выполнялись работы на следующих объектах:

«Капитальный ремонт ГТС водохранилища Кашарское на р. Ольховая, северо-восточнее сл. Кашары, Кашарский район»;

«Реконструкция ГТС руслового водохранилища на р. Амта в 2,5 км западнее х. Кичкино, Заветинский район».

Работы выполнены в полном объеме.

Разработка ПСД на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности ГТС

За счет средств областного и местного бюджетов разработана проектная документация по объектам:

– «Реконструкция ГТС пруда «Алексеевский» на балке Малиновая Кашарский район»;

– «Капитальный ремонт ГТС руслового водохранилища на р. Акшибай в 9 км западнее с. Киселевка, Заветинский район»;

– «Реконструкция разделительной плотины на озере Соленое, протяженностью 800 м, Пролетарский район»;

– «Ликвидация ГТС на балке Крутенькая, восточная окраина пос. Тихий Лиман Ремонтненского района».



Проведение мониторинга водных объектов

За счет средств областного бюджета выполнена работа «Проведение мониторинга водных объектов» (по бассейнам рек Тузлов и Кундрючья).



Берегоукрепление

Также в 2011 году за счет средств областного и местного бюджетов реализованы берегоукрепительные работы по мероприятиям:

1. «Берегоукрепление р. Дон в районе ст. Романовской Волгодонского района Ростовской области»;

2. «Семикаракорский район. Берегоукрепление р. Дон в г. Семикаракорске».

Разрабатывалась проектная документация по объекту «Укрепление берегов р. Дон в ст. Мариинской Константиновского района».

2. Областная долгосрочная целевая программа «Пожарная безопасность и защита населения и территории Ростовской области от чрезвычайных ситуаций на 2011-2014 годы»

В рамках реализации программы начата разработка проектно-сметной документации на выполнение работ по ликвидации аварийно-опасного гидротехнического сооружения на балке Крутенькой, восточная окраина пос.Тихий Лиман Ремонтненского района. Выполнение проектных работ позволит в дальнейшем выделять средства для выполнения этих мероприятий. Из средств областного бюджета освоено 171,6 тыс. рублей.




    1. Контроль за исполнением доходной части бюджета области при поступлении природоресурсных платежей, администрируемых и курируемых комитетом

Деятельность комитета в 2011 году была направлена на обеспечение поступления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за счет природоресурсных платежей:

– по плате за негативное воздействие на окружающую среду поступило 363,7 млн. руб. (консолидированный бюджет области) (в 2010 году – 326,4 млн. руб.);

– за пользование водными объектами – 359,8 млн. руб. (в 2010 году – 495,8 млн. руб.);

– по разовым платежам за пользование недрами – 45,2 млн. руб. (в 2010 году – 3,9 млн. руб.);

– по аукционным сборам при предоставлении в пользование недр – 2,4 млн. руб. (в 2010 году – 1,7 млн. руб.);

– по плате за проведение государственной геологической экспертизы запасов полезных ископаемых – 0,7 млн. руб. (в 2010 году – 0,6 млн. руб.);

– по налогу на добычу полезных ископаемых – 196,1 млн. руб. (в 2010 году – 191,0 млн. руб.);

– по регулярным платежам при пользовании недрами – 1,0 млн. руб. (в 2010 году – 2,4 млн. руб.).




    1. Осуществление регионального государственного экологического надзора

Полномочия по региональному государственному экологическому надзору осуществлялись в соответствии с планом проверок, утвержденным Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Согласно плану предполагалось провести 831 проверку. Фактически проведено 727 проверок (в 2009 году – 1408, в 2010 – 1160).

Одна из основных причин непроведения проверок (81 проверка) - отсутствие юридического лица или индивидуального предпринимателя по адресу государственной регистрации и невозможность установить его местонахождение в сроки, предусмотренные планом либо в связи с ликвидацией и прекращением деятельности.

При проведении плановых проверок выявлено 2851 нарушение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды. По результатам плановых проверок возбуждено 956 административных дел по итогам рассмотрения которых к административной ответственности привлечено 697 должностных лиц, 12 лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, 235 юридических лиц и 12 физических лиц. Общая сумма наложенных штрафных санкций составила 7238,3 тыс. руб. Выдано 598 предписаний об устранении выявленных нарушений требований законодательства.

Анализ выявленных правонарушений позволяет сделать следующие выводы:

– руководители объектов контроля (более 80 % предприятия малого предпринимательства) в недостаточной мере владеют знаниями требований природоохранного законодательства;

– практически все выявленные нарушения связаны с низким уровнем организации природоохранной деятельности на предприятиях, отсутствием предусмотренных законодательством учетных, инструктивных, нормативных и разрешительных документов, определяющих природоохранную деятельность;

– отсутствие в большинстве случаев нарушений природоохранного законодательства, приводящих к непосредственному негативному воздействию на окружающую среду.

Одним из основных направлений деятельности государственных инспекторов являлся контроль за устранением выявленных нарушений. С этой целью проведена 441 внеплановая проверка (в 2009 году – 342, в 2010 – 427) по выполнению выданных ранее предписаний. По результатам проверок, в связи с невыполнением предписанный в установленные сроки, к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ по протоколам, составленным государственными инспекторами комитета, решениями мировых судей к административной ответственности привлечены 60 должностных, 49 юридических и одно физическое лицо. Сумма наложенных административных штрафов составила 455,1 тыс. руб. В 2011 году от природопользователей в комитет поступило более 250 ходатайств о переносе сроков исполнения предписаний. Практически все ходатайства связаны с продлением сроков устранения нарушений, связанных с разработкой нормативно-технической документации (проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферу, разработка проекта нормативов допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, разработка паспортов опасных отходов, разработка паспортов газопылеулавливающих установок, разработка проектов нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты), ее согласованию в установленном порядке федеральными органами государственной власти и получению разрешительных документов. Анализ ходатайств показал, что несвоевременное исполнение предписаний вызвано длительными сроками разработки нормативно-технической документации, длительными сроками их согласования и непосильными для предприятий малого и среднего бизнеса финансовыми затратами, связанными с оплатой этих работ. По результатам рассмотрения ходатайств, с учетом представленных природопользователями документов, подтверждающих проведение процедуры разработки нормативно-технической документации или передачи ее на согласование в федеральные органы государственной власти, а также исполнения ряда пунктов предписания, значительная часть ходатайств удовлетворена и по предписаниям установлены новые сроки исполнения. В целом уровень устранения нарушений, как и в предыдущий год, составляет 55 %.

Одной из наиболее эффективных мер выявления и пресечения нарушений в сфере охраны окружающей среды в 2010 году стало проведение административных расследований.

В течение 2011 года в комитет, как по телефону «горячей линии», так и письменно, поступала информация от граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления о нарушении требований законодательства в области охраны окружающей среды. При наличии признаков нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды государственными инспекторами проводились административные расследования. Проведенными расследованиями подтверждена информация:

– о нарушении требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха следующими предприятиями: ООО «Ломпром Ростов», ООО «Бетон-верк» (г. Шахты), ООО «ПКФ «ВИД», ООО «Росткапитал Юг» (Советский район г. Ростов-на-Дону), ОАО «Таганрогский Электроремонтный завод», ООО «Платовский мебельный комбинат» (г. Новочеркасск). По результатам расследований выданы представления об устранении причин способствовавших совершению административного правонарушения, в отношении должностных и юридических лиц приняты меры административного воздействия;

- о нарушении требований водоохранного законодательства:



  • на р.Темерник выявлены 2 несанкционированных сброса неочищенных сточных вод: в районе санатория «Ростовский» от 6 этажного дома и в районе Ботанического сада с территории бывшего завода «Пролетарский молот». Сбросы неочищенных сточных вод ликвидированы путем тампонирования выпусков.

  • В русле б.Чирикановская обнаружены незаконно возведенная бетонная конструкция, нарушающая проточность балки, а также отвалы размываемых грунтов, расположенные в прибрежной защитной полосе водного объекта.

На б. Щепкина выявлен забор водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в отсутствие правоустанавливающих документов.

На б.Калмыцкая выявлено 3 факта нарушения режима осуществления хозяйственной деятельности в прибрежной защитной полосе водного объекта (размещение отвалов размываемых грунтов), совершенных физическими лицами.

Нарушения, выявленные в ходе обследования водных объектов, устранены. К нарушителям применены меры административного воздействия.

Всего проведено 199 административных расследований. В 116 случаях поступившая в комитет информация о нарушениях требований законодательства в области охраны окружающей среды подтвердилась. По результатам административных расследований к административной ответственности привлечено 25 юридических, 82 должностных и 9 физических лиц. На виновных лиц наложено административных штрафов на общую сумму 1073,9 тыс. руб. Более 60 рейдовых мероприятий проведено инспекторами комитета по территориям муниципальных образований по выявлению нарушений требований законодательства в области обращения с отходами, порядка выжигания сухой растительности и в области недропользования. По итогам рейдовых мероприятий более 90 нарушителей привлечено к административной ответственности.

В рамках взаимодействия с правоохранительными органами в 2011 году государственные инспекторы комитета по требованиям прокуроров приняли участие в 208 проверках, проводимых органами прокуратуры Ростовской области. По всем проверкам подготовлены справки и переданы прокурорам для формирования материалов проверок и возбуждения административных дел.

В соответствии с компетенцией, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Областным законом «Об административных правонарушениях», уполномоченными должностными лицами комитета рассматривались дела об административных правонарушениях, возбужденные должностными лицами органов прокуратуры, органов внутренних дел, Депохотрыбхоза, органов местного самоуправления.

Всего в 2011 году на рассмотрение из вышеперечисленных органов в комитет поступило 834 административных материала, по результатам рассмотрения которых наложено штрафов на сумму 4872,9 тыс. руб.

В рамках контрольных мероприятий особое внимание обращалось на своевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты всех уровней. Выявлено 433 нарушения, по которым наложены штрафы на сумму 2845 тыс. руб.

Всего уполномоченными должностными лицами комитета в течение 2011 года рассмотрено 2112 административных дел, возбужденных государственными инспекторами комитета и поступивших из иных контролирующих и правоохранительных органов. По результатам их рассмотрения наложено административных штрафов на сумму 14284,2 тыс. руб.

Фактически оплачено по состоянию на 31.12.2011 г. – 10637,1 тыс. рублей, что составляет 74,5 % от суммы наложенных штрафов.

Для возбуждения дел по принудительному взысканию штрафов с уклоняющихся от их своевременной уплаты лиц, специалистами комитета в 2011 году направлено 120 административных материалов в территориальные отделы Федеральной службы судебных приставов. По состоянию на 31.12.2011 г., из которых 56 исполнено и 64 находятся на исполнении.

В отношении ряда неплательщиков государственными инспекторами составлен и направлен в мировые суды 91 протокол об административных правонарушениях по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ (несвоевременная оплата штрафа). По информации, поступившей из мировых судов на 31.12.2011 г., по указанным протоколам вынесены решения о наложении административных штрафов на сумму 1973,8 тыс. руб.

Из 2112 вынесенных уполномоченными должностными лицами комитета постановлений о привлечении должностных, юридических и физических лиц к административной ответственности в виде штрафа, было обжаловано 43 постановления, что составляет 2 % от общего количества. Из 43 обжалованных постановлений 28 оставлено в силе, по 5 изменена мера наказания, в 10 случаях решения отменены, в том числе 4 возвращены на новое рассмотрение.

Контрольными мероприятиями за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды, проведенными в 2011 году государственными инспекторами комитета самостоятельно, либо во взаимодействии с правоохранительными и другими органами государственной власти, было охвачено 1556 хозяйствующих субъектов и 137 муниципальных образований.

Анализ выявленных по результатам контрольных мероприятий нарушений позволяет сделать вывод, что, как и в предыдущие годы, наибольшее количество нарушений законодательства выявляется в сфере обращения с отходами производства и потребления (33%), в сфере охраны атмосферного воздуха (15%), в сфере недропользования (3,4 %), в сфере охраны и использования водных объектов (1%). Значительная часть выявленных нарушений связана с несвоевременным внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду – 26%.

Основными нарушениями, выявленными в ходе контрольных мероприятий в отношении органов местного самоуправления, по-прежнему, являются: несовершенство, либо полное отсутствие системы сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципальных образований и, как следствие, - наличие несанкционированных очагов размещения отходов, нарушение требований санитарно-эпидемиологических и природоохранных требований при эксплуатации свалок и полигонов ТБО.

В ряде муниципальных образований нарушаются требования законодательства по использованию и охране водных объектов вследствие неисправности канализационных систем хозяйственно-бытовых сточных вод и неэффективной работы очистных сооружений канализации, ненадлежащего технического состояния, как правило, бесхозных сетей ливневой канализации, размещение жилых и инженерно-технических строений в водоохранных зонах водных объектов без обеспечения специального режима использования этих земель.

Основные причины этих нарушений имеют как объективный характер (отсутствие спецтехники и необходимых финансовых средств в местных бюджетах на ее приобретение, отдаленность населенных пунктов от мест разрешенного складирования ТБО, отсутствие предприятий по извлечению и переработке вторичных ресурсов ТБО, а также объектов утилизации отходов, соответствующих требованиям законодательства), так и субъективный характер, т.е. бездействие администраций органов местного самоуправления.

Характерными нарушениями, выявляемыми в ходе проверок хозяйствующих субъектов, являются: отсутствие учета образовавшихся, использованных, размещенных и переданных другим лицам отходов производства и потребления, а также разработанных и утвержденных паспортов на опасные отходы производства и потребления, несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, отсутствие проектов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и проектов нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и, как следствие, отсутствие разрешительных документов на допустимое негативное воздействие на окружающую среду. Практически все указанные нарушения допускаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в основном относящимися к сфере малого и среднего предпринимательства, в связи с незнанием требований законодательства в области охраны окружающей среды. Исходя из этого, наряду с применением мер административного воздействия, специалистами комитета постоянно ведется разъяснительная работа с природопользователями и оказываются все необходимые консультации по вопросам компетенции комитета.

Большинство из выявленных нарушений добровольно устраняются природопользователями с учетом их финансового положения. С целью предупреждения возникновения указанных нарушений целесообразно упрощение процедуры нормирования негативного воздействия на окружающую среду и установления законодательных требований по декларированию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями негативного воздействия на окружающую среду в природоохранных органах.

Одним из острых вопросов в сфере государственного контроля в области охраны окружающей среды является вопрос незаконного недропользования, в частности, незаконная добыча тонкоплитчатого выветрелого песчаника (пластушки).

В течение 2011 года проводилась работа по координации деятельности природоохранных, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

Результатом явилась активизация работы правоохранительных органов по выявлению незаконных недропользователей. В течение 2011 года в комитет поступил 21 административный материал по привлечению к ответственности незаконных недропользователей. Налажен мониторинг мест незаконных разработок общераспространенных полезных ископаемых.


    1. Противодействие выжиганию сухой растительности

В рамках работы в области противодействия выжиганию сухой растительности в 2011 году специалисты комитета обеспечивали ведение мониторинга случаев выжигания сухой растительности в Ростовской области, внесение данных в соответствующую базу, взаимодействие с администрациями муниципальных образований, областными и федеральными органами исполнительной власти.

В пожароопасный период государственными инспекторами на территориях муниципальных образований области во исполнение постановления Администрации Ростовской области от 08.10.2008 № 493 проводились рейды, направленные на предупреждение, выявление и пресечение фактов выжигания сухой растительности.

По результатам рейдов выявлено 50 случаев нарушения порядка выжигания сухой растительности. По всем выявленным нарушениям возбуждены дела об административных правонарушениях, на нарушителей наложены административные штрафы по частям 1 и 2 ст. 6.2 Областного закона «Об административных правонарушениях» на сумму 1154,9 тыс. рублей.

Всего за 2011 год на территории области зарегистрировано 2825 случаев возгорания сухой растительности, в результате которых уничтожена растительность на площади 14,7 тыс. га. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество случаев возгорания сухой растительности уменьшилось на 4585 единиц, площадь, пройденная огнем, уменьшилась на 3,7 тыс. га.

По 838 фактам возгорания сухой растительности, происшедшим вне населенных пунктов, согласно ст. 6.2 Областного закона «Об административных правонарушениях» составлено и поступило в комитет 568 протоколов. К 70% нарушителей применены меры административного воздействия.

В 2010 году в отношении виновных в выжигании сухой растительности по ст. 6.2 Областного закона «Об административных правонарушениях» было возбуждено всего 325 административных дел (на 243 меньше чем в 2011 г).

По ч. 9 ст. 5.4 по 1987 случаям возгораний в населенных пунктах в 2010 г. возбуждено 173 административных дела, в 2011 г. – 187. К 9% нарушителей применены меры административного воздействия.

Результаты административной деятельности по привлечению к административной ответственности нарушителей областного законодательства в муниципальных образованиях свидетельствуют об увеличении процента привлеченных к ответственности нарушителей по сравнению с прошлым годом.

Рейды по выявлению случаев возгораний сухой растительности, проведенные комитетом, комплекс мер, направленных на противодействие выжиганию сухой растительности, реализованный органами местного самоуправления, позволили активизировать работу по предотвращению выжигания сухой растительности и положительно повлияли на ситуацию по сравнению с предыдущими годами.





    1. Решение экологических проблем Цимлянского водохранилища

Основные проблемы Цимлянского водохранилища:

  • загрязнение воды водохранилища сточными водами от сосредоточенных и диффузных источников, одним из последствий которого является интенсивное развитие сине-зеленых водорослей в акватории водохранилища;

  • снижение рыбопродуктивности Цимлянского водохранилища;

  • разрушение берегов Цимлянского водохранилища.

С целью выработки мер по решению экологических проблем Цимлянского водохранилища в соответствии с решением Координационного совета по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов при Ростоблкомприроде создана соответствующая рабочая группа. Рабочей группой ведется разработка концепции федеральной целевой программы «Экологическая реабилитация Цимлянского водохранилища». О необходимости создания такой программы говорил в своем выступлении на заседании Госсовета РФ «О мерах по обеспечению экологической безопасности и ликвидации накопленного экологического ущерба», Губернатор области В.Ю. Голубев. Сформирован перечень первоочередных мероприятий, направленных на улучшение состояния Цимлянского водохранилища. В стадии проработки находятся вопросы о механизмах их реализации и источниках финансирования.

Напряженная ситуация с водохозяйственной обстановкой и экологическим состоянием Цимлянского водохранилища обсуждалась на заседании круглого стола, прошедшего 15 декабря 2011 года в г.Волгодонске. В заседании приняли участие депутаты Волгодонской городской Думы, представители территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ростовской области, органов местного самоуправления Дубовского, Цимлянского районов, г.г. Волгодонска и Цимлянска, природоохранные структуры.

По итогам круглого стола принята резолюция, в которой определены первоочередные мероприятия для экологической реабилитации и оптимизации водохозяйственной обстановки Цимлянского водохранилища и даны конкретные рекомендации всем заинтересованным структурам, в том числе и федеральным.


следующая страница>


Отчет об итогах работы Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2011 году и задачах на 2012 год

Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2011 году и задачах на 2012 год

572.76kb.

01 10 2014
3 стр.


Доклад: «Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2011 году и основных задачах на 2012 год»

Показатели работы отрасли в 2011 году, указывают на то, что это был год успешных достижений высоких производственных показателей и неудач в области безопасности

303.82kb.

02 10 2014
1 стр.


Отчет о проделанной работе департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области по реализации полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды в 2012 году

Костромской области по реализации полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды в 2012 году

168.61kb.

16 12 2014
1 стр.


Справка о предварительных итогах развития агропромышленного комплекса области в 2012 году и задачах на 2013 год

При этом наблюдается положительная динамика в области производства пищевых продуктов. По полному кругу предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности индекс физического объе

40.47kb.

13 10 2014
1 стр.


Доклад о состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области в 2010 году

I. Качество и негативное воздействие на состояние окружающей среды Кемеровской области

1435.81kb.

16 12 2014
6 стр.


Информация о состоянии и об охране окружающей природной среды на территории Челябинской области за 2011 год
963.28kb.

14 12 2014
5 стр.


И об охране окружающей среды в алтайском крае в

Материалы к ежегодному изданию «О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае в 2008 году». – Барнаул, 2009 303 с

1649.87kb.

27 09 2014
6 стр.


Руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области

Организация и проведение мероприятий областного уровня на территории Новосибирской области

1573.84kb.

15 10 2014
10 стр.