Перейти на главную страницу
«ТАРУССКИЙ РАЙОН»
Протокол № 8 заведующая отделом образования
«01»_03_2011г администрации МР «Тарусский район»
Приказ №_100_ от «_17_»_03_2011г.
ПРОЕКТ
введения федерального государственного образовательного стандарта
Тарусского района на 2011-2015 гг.
г.Таруса
2011г.
Введение нового образовательного стандарта общего образования в целом и начального общего образования в частности направлено на устранение противоречий в экономическом и социальном развитии страны, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и предполагает переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования.
Концепцией предусматривается, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, которая должна стать основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Поэтому возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан
В основу развития системы образования заложены такие принципы деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Средством реализации этой стратегической цели становится государственный стандарт второго поколения, который задает ориентиры развития всей системы образования, в том числе и начального:
Создание и развитие Проекта введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Тарусского района направлено на:
4.2. развития творческих способностей обучающихся, саморазвитие
и самосовершенствование;
4.3. сохранения и укрепление здоровья обучающихся;
Актуальность создания проекта введения ФГОС НОО в Тарусском районе определяется необходимостью подготовки общеобразовательных учреждений к принятию стратегических целей современного образования, освоения новых форм организации образовательного процесса.
В условиях перехода на ФГОС всем участникам образовательного пространства Тарусского района необходимо сопровождение в различных направлениях:
1. Нормативно-правовое сопровождение.
2. Инструментальное сопровождение (разработка методических рекомендаций на региональном уровне по разработке ООП НОО, учебных программ, анализ и выбор учебников, ЦОР, учебного оборудования и пр.).
3. Организационное сопровождение (организация взаимодействия учреждений общего образования с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения и др.).
4. Методическое сопровождение (педагогические технологии, учебные модули, порталы, рекомендации по проектированию учебного процесса).
5. Информационное сопровождение (информирование общественности о подготовке к введению ФГОС через СМИ).
В состав участников образовательного пространства, участвующих во введении ФГОС НОО вошли:
1.динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС;
2. достаточная сформированность базовых компетентностей и функциональной грамотности педагогов, проявляющиеся в технологической готовности к реализации нового стандарта, а именно: в проектировании, организации и реализации образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов обучающихся в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Основное назначение проекта как управленческого документа заключается в разработке целостной системы действий с четко определенными и понятными для всех результатами, с учетом ресурсного, материально-технического и кадрового обеспечения. Этот документ включает в себя аналитико-прогностическое обоснование состояния системы образования Тарусского района, стратегию и план мероприятий по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
Проект направлен на достижение стратегических целей и эффективное решение приоритетных задач развития муниципальной системы образования Тарусского района.
С цель подготовки к внедрению ФГОС НОО в Тарусском районе в 2010г разработан план-график мероприятий по внедрению ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях Тарусского района.
Нормативно-правовая база проекта
Проект разработан в соответствии со следующими нормативными актами:
Конституция РФ ст.43;
Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» ст.7, ст.9;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федеральных Государственных Образовательных стандартов начального общего образования»;
Показатели результативности Проекта
1. План-график мероприятий по подготовке к внедрению ФГОС.
3.Учебно-методическое и техническое оснащение образовательного процесса
4. Сформированность универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы
5. Соответствие обучающихся 4 класса модели выпускника начальной школы
I этап – Организационно-установочный (сентябрь 2010-май 2011)
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения образовательной среды в Тарусском районе в условиях введения ФГОС НОО проводился на соответствие совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями:
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.
На основании ФГОС НОО требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают:
укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;
уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;
непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.
Образовательное учреждение, реализующее программы начального общего образования должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами.
Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории.
Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.
Образовательные учреждения, обеспечивающие введение ФГОС НОО в 2011 году, провели анализ соответствия требованиям к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования с целью определения готовности ОУ к переходу на ФГОС.
Материально-техническая база |
Соответствует |
Не соответствует |
Примечания |
участку (территории) образовательного учреждения; |
Все общеобразовательные учреждения района |
|
|
зданию образовательного учреждения; |
Все общеобразовательные учреждения района |
|
|
помещениям библиотек; |
Все общеобразовательные учреждения района |
МОУ ВСОШ МОУ ВНОШ
|
Нет читального зала в помещениях библиотек МОУ ЛСОШ, МОУ БСОШ Библиотеки МОУ ВСОШ и МОУ НООШ находятся в приспособленном помещении |
помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; |
Все общеобразовательные учреждения района |
МОУ БСОШ |
|
помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, иностранными языками; |
МОУ ТСОШ № 1, МОУ ТСОШ № 2 МОУ ЛСОШ МОУ ВНОШ
|
МОУ БСОШ
|
Нет оборудования Нет мастерских |
актовому залу; |
МОУ ТСОШ № 2, МОУ ВНОШ
МОУ ЛСОШ |
МОУ ТСОШ № 1 МОУ БСОШ
МОУ ВСОШ МОУ НООШ
|
Нет актового зала |
спортивным залам, игровому и спортивному оборудованию; |
|
МОУ НООШ МОУ ВСОШ
МОУ БСОШ |
Недостаточно спортивного инвентаря и оборудования |
|
МОУ ВНОШ |
Не соответствуют размеры зала, отсутствуют душевые кабины. | |
МОУ ТСОШ № 1 МОУ ТСОШ № 2 МОУ БСОШ МОУ ВСОШ
|
отсутствуют душевые кабины. | ||
МОУ НООШ |
Необходимы средства для ремонта спортивного зала | ||
Медицинские кабинеты |
МОУ ТСОШ №1 МОУ ТСОШ № 2 МОУ ВСОШ МОУ ЛСОШ
|
|
Необходимы средства на оснащение кабинета МОУ ЛСОШ |
МОУ БСОШ МОУ НООШ
МОУ ВНОШ |
Отсутствует медицинский кабинет, обслуживается сельским ФАПом | ||
мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю; |
Все общеобразовательные учреждения |
|
Необходимо приобрести недостающие софиты |
|
|
| |
расходным материалам и канцелярским принадлежностям. |
Все общеобразовательные учреждения |
|
|
Материально-техническое и информационное оснащение |
Есть возможность |
Нет возможности |
Примечания |
создания и использования информации… |
Все общеобразовательные учреждения |
|
|
проведения экспериментов… |
МОУ ТСОШ № 1 МОУ ТСОШ № 2 МОУ ВНОШ МОУ ЛСОШ
|
МОУ НООШ МОУ ВСОШ
МОУ БСОШ |
|
создания материальных объектов, в том числе произведений искусства… |
|
|
|
МОУ БСОШ МОУ НООШ
|
Отсутствие специалистов, возможность интеграции с МОУ ДОД ТДДТ | ||
исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий… |
|
|
Отсутствие специалистов и музыкальных инструментов |
физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; |
Все общеобразовательные учреждения |
|
|
планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения; |
МОУ ТСОШ № 1 МОУ ТСОШ № 2 МОУ БСОШ МОУ ВСОШ
МОУ ЛСОШ МОУ НООШ
|
МОУ ВНОШ |
Нет интернета |
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; |
Все общеобразовательные учреждения |
|
|
организации отдыха и питания. |
Все общеобразовательные учреждения |
|
|
Информационно-образовательная среда образовательных учреждений Тарусского района включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Информационно-образовательная среда ОУ должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: |
Есть возможность |
Нет возможности |
Примечания |
планирование образовательного процесса; |
Все общеобразовательные учреждения |
|
|
размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов; |
Все общеобразовательные учреждения |
|
|
фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; |
Все общеобразовательные учреждения |
|
|
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; |
|
МОУ ВНОШ |
Нет интернета |
|
МОУ БСОШ |
Отсутствие у родителей доступа к Internet
| |
контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся); |
Все общеобразовательные учреждения |
|
|
взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями. |
|
МОУ ВНОШ |
Нет интернета |
Несмотря на то, что в Тарусском районе с 2009г в 2 школах осуществляется апробация ФГОС НОО, к концу2010 – 2011 уч.г. планируется разработка программ введения ФГОС НОО в каждом общеобразовательном учреждении района.
На начало 2010 – 2011 уч.г. в Тарусском районе работают 7 школ, из которых 1 начальная, 1 основная и 5 средних. Все школы прошли аккредитацию.
Целью основной образовательной программы начального общего образования является создание условий:
Согласно новому стандарту установлены требования к результатам обучающихся: личностным, метапредметным, предметным.
Документы ФГОС |
Формы методической работы |
Категория специалистов |
Ответственные |
Стартовая диагностика. Асмолов А.Г. «Как проектировать УУД в начальной школе». |
курсовая подготовка, самообразование, |
педагог-психолог, учителя начальных классов, заместители директоров по учебно-воспитательной работе |
МОУ МИМЦ |
Концепция духовно-нравственного развития |
самообразование |
Учителя начальных классов, учителя-предметники, преподающие курс, зам. по ВР, воспитатели детских садов |
отдел образования, МОУ МИМЦ
|
Фундаментальное ядро содержания общего образования |
Семинары, самообразование, |
Учителя начальных классов, заместители директоров по учебно-воспитательной работе |
|
Оценка достижений планируемых результатов |
Разработка муниципальной рабочей группой проекта положения |
Учителя начальных классов, руководители ОУ |
отдел образования, МОУ МИМЦ
|
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения |
Семинары, совещания, педагогические советы в школах |
Руководители ОУ, заместители директоров по учебно-воспитательной работе |
отдел образования, МОУ МИМЦ
|
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования |
самообразование, информационные семинары, совещания, педагогические советы в школах
|
Учителя начальных классов, руководители ОУ |
отдел образования, МОУ МИМЦ
|
Планируемые результаты начального общего образования |
Самообразование |
Учителя начальных классов, руководители ОУ |
отдел образования, МОУ МИМЦ
|
Внеурочная деятельность |
Семинары, совещания, обмен опытом |
Учителя начальных классов, педагоги доп.образования, руководители ОУ |
отдел образования, МОУ МИМЦ
|
Документы ФГОС |
Формы методической работы |
Категория специалистов |
Ответственные |
Программа формирования УУД |
курсовая подготовка, самообразование, информационные семинары,
|
педагог-психолог, социальный педагог учителя начальных классов, учителя – предметники, педагоги дополнительного образования. |
отдел образования, МОУ МИМЦ
|
Внеурочная деятельность |
самообразование, обмен опытом |
учителя - начальных классов, учителя – предметники, педагоги дополнительного образования |
отдел образования, МОУ МИМЦ, Руководители ОУ, участвующих в апробации
|
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования |
самообразование, информационные семинары, совещания, педагогические советы, заседания ШМО
|
Учителя начальных классов, руководители ОУ |
отдел образования, МОУ МИМЦ
|
Фундаментальное ядро содержания общего образования |
самообразование, педагогические советы, ШМО |
Учителя начальных классов, заместители директоров по УВР |
отдел образования, МОУ МИМЦ
|
Как проектировать УУД в начальной школе |
Заседания РМО, творческой группы |
Учителя начальных классов, заместители директоров по УВР |
МОУ МИМЦ, руководители ОУ |
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения |
Семинары, совещания |
Руководители ОУ |
отдел образования, МОУ МИМЦ
|
Планируемые результаты начального общего образования |
Семинары, заседания ШМО и РМО |
Учителя начальных классов, руководители ОУ |
отдел образования, МОУ МИМЦ
|
Оценка достижений планируемых результатов |
курсовая подготовка, самообразование, информационные семинары, |
Учителя начальных классов, руководители ОУ |
отдел образования, МОУ МИМЦ
|
Документы ФГОС |
Формы методической работы |
Категория специалистов |
Ответственные |
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения |
курсовая подготовка, самообразование, информационные семинары, |
педагог-психолог, учителя начальных классов, учителя – предметники, педагоги дополнительного образования |
отдел образования, МОУ МИМЦ
|
Планируемые результаты освоения программ начального образования
|
курсовая подготовка, самообразование, информационные семинары, |
Зам. по УР, учителя начальных классов, учителя-предметники |
Управление образования, МБОУ ДО «ММЦ» |
Оценка достижения планируемых результатов |
Разработка муниципальной рабочей группой положения о критериях оценки предметных умений, самообразование, информационные семинары, |
Заместители директоров по УВР, учителя начальных классов, учителя-предметники |
отдел образования, МБОУ ДО «ММЦ» |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования |
совещания |
Руководители ОУ |
отдел образования, МОУ МИМЦ
|
Фундаментальное ядро содержания общего образования |
Самообразование, ШМО |
Учителя начальных классов, заместители директоров по УВР |
отдел образования, МОУ МИМЦ
|
Примерные программы по учебным предметам |
ШМО, РМО |
Учителя начальных классов |
Руководители ОУ |
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на
формирование общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся;
создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
|
80% |
20% |
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе:
Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию ОУ, реализующих основную образовательную программу начального общего образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения (составляет 80%).
Обязательная часть БУП отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей:
- формирование гражданской идентичности обучающихся;
- приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- готовность выпускников начальной школы к продолжению образования;
- формирование здорового образа жизни;
- личностное развитие обучающихся.
Образовательные области:
Филология (русский язык, литературное чтение, иностранный язык.)
Математика и информатика (математика)
Обществознание и естествознание (окружающий мир)
Основы духовно – нравственной культуры народов России (основы духовно – нравственной культуры народов России)
Технология (технология)
Искусство (музыка и изобразительное искусство)
Физическая культура (физическая культура)
12 10 2014
4 стр.
«Отдел образования Администрации муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан»
16 12 2014
7 стр.
Введение I. Реферативная часть
17 12 2014
1 стр.
Муниципального бюджетного учреждения Отдел образования Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан
14 12 2014
1 стр.
Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 28. 11. 2008г. №18/11-4 и на основании постановления администрации муниципального образования муниципальн
01 10 2014
1 стр.
Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан»
16 12 2014
1 стр.
Отдел физической культуры, спорта и молодёжной политики администрации Александровского муниципального района является структурным подразделением с правами юридического лица админис
03 09 2014
1 стр.
«отдел образования администрации муниципального района ермекеевский район республики Башкортостан»
12 10 2014
1 стр.