Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан»
Имя прилагательное. Повторение
Павлова Алина Владимировна
учитель русского языка и литературы
МОКУ ООШ с.Елань- Чишма
Тема урока: Имя прилагательное. Повторение.
Цель урока:
1) систематизация и обобщение знаний учащихся об имени
прилагательном;
2) совершенствование практических навыков и умений; знакомство
учащихся с различными лексико-семантическими группами
прилагательных; обогащение словарного запаса детей.
3) воспитание культуры общения, умения детей видеть, чувствовать и
понимать прекрасное.
Оборудование урока: мультивидеопроектор, видеофильм, карточки, тексты сказок; изображение сказочной героини, художницы Имени Прилагательного, которая сопровождает ребят во время путешествия в течение всего урока.
Ход урока:
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправляемся в необычное путешествие в волшебную страну Речь. Правда, название этой страны похоже на журчание весеннего ручейка? А поплывём мы туда на фрегате .Знаете ли вы, что такое
фрегат?
1.Словарная работа. (
На экране проектора изображение фрегата и значение этого слова:
1).Парусный трёхмачтовый корабль.
2). Крупная тропическая морская птица с длинным хвостом и чёрным оперением.)
Запишите это слово к себе в словарь и запомните его написание и звучание.
Кто из вас скажет, как называются слова с одинаковым звучанием и написанием, но с различным значением? (Омонимы).
А сейчас закройте глаза и представьте себе море. Я вам помогу (включается видеозапись с изображением и шумом моря). Вообразите, что вы на борту фрегата в открытом море. А вот уже и виден берег. Включите своё воображение. Мы на суше. Посмотрите, какая вокруг красота: диковинные развесистые деревья, цветы редкостных видов. Небо синее-синее. Птицы с разноцветным оперением распевают во все голоса.
Мы уже знакомы с некоторыми жителями этой волшебной страны. Как, по-вашему, кто здесь живёт? Подумайте, какие части речи здесь могут жить. Конечно же, Имя Существительное, Имя Прилагательное. И именно о прилагательных мы будем говорить сегодня. Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему нашего урока: «До свидания, Имя Прилагательное».
Ребята, одно условие: как можно больше прилагательных должно звучать сегодня на уроке!
А вот смотрите, нам улыбается миловидное женское личико в обрамлении рыжих кудрей.
На экране
-- Здравствуйте, милые, славные, симпатичные дети!
Ах, какие вежливые, воспитанные ребятки!
Добро пожаловать ко мне!
Вы пришли ко мне вовремя. Я, как всегда, занимаюсь чистым, прекрасным, волшебным искусством – живописью. Можете понаблюдать за мной.
Учитель: И к чему прикасалась её волшебная кисточка, удивительным образом преображалось. Да вот, сами посмотрите.
2.Работа с иллюстрациями, приготовленными самими детьми.
1) Было просто дерево!
А какое оно стало?
( Зелёное, кудрявое, развесистое, красивое).
2) Был гриб, непонятный гриб. А какой он стал?
- Красный, нарядный, весёлый.
- Но зато он ядовитый, несъедобный, страшный. Это мухомор. Его надо непременно
запомнить, чтобы случайно не положить в корзину, а то можно отравиться.
3. Повторение признаков имени прилагательного.
- А что означают слова яркий, красный, несъедобный?
- Это признаки прилагательного.
- А на какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Молодцы, ребята, знаете о признаках прилагательного. А вот Митрофанушка, герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» рассуждал о прилагательных иначе:
4.Инсценирование эпизода с Митрофанушкой.
- Согласны с Митрофанушкой? А как вы сами ответите на вопрос, что такое имя прилагательное? (полный ответ).
-Правильно. Сейчас мы посмотрим, как быстро вы умеете находить в тексте прилагательные.
5. Работа с текстом сказки «Маруся». (См. приложение1)
Перед вами сказка «Маруся». В этой сказке очень много прилагательных.
Выписывать их не надо. Каждый работает карандашом у себя в тексте. Выделяем имена
прилагательные как члены предложения.
( Чтение текста сказки вслух, работа с текстом, проверка).
- Какие умные, внимательные дети!
- А теперь посмотрите вот на эти карточки (они перед вами): слова-прилагательные
растеряли свои окончания. О чём они нас просят?
- «Пожалуйста, найдите окончания!» (См. приложение 2)
- Поможем? (окончания записываем прямо в карточки).
(Устная проверка с обязательным указанием рода и числа).
Вывод:
Имя прилагательное изменяется по родам в зависимости от имени существительного.
Только мы должны помнить: во мн.ч. прилагательные не изменяются.
(Чтение
стихотворения «Маленький страус»).( См. приложение 3)
- Вы очень умные ребята. А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Фея и Колдунья»
6.Игра «Фея и Колдунья»(работа у доски - эстафета).
(класс делится на 2 группы – можно по вариантам).
Фея расскажет, какими бы она хотела увидеть всех детей на свете: славными, добрыми,…
Колдунья же хочет видеть детей злобными, жадными,…
Задание: придумать наибольшее количество прилагательных, соответстующих Фее и Колдунье.
(Проверка).
- А теперь каждый из вас подумает и даст определение самому себе: !Я какой???»
7.Самостоятельная работа в тетрадях. Отдохнули немного – и дальше. Мы ещё не всё вспомнили об имени прилагательном.
Не хочется обижать нашу красивую радушную хозяйку.
- Про род говорили, про число тоже, а вот про…Конечно же, падежи!
Как узнать, какое окончание пишется у прилагательного в том или ином падеже?
(полный ответ).
- Да, как вы заметили, Прилагательное с существительным живёт на редкость дружно.
Про них даже есть одна небольшая песенка:
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
- Как называется такая связь между словами? (Согласование).
- Запишите, пожалуйста, в тетрадях падежи.
Кто быстрее просклоняет прилагательное с существительным? (Даются словосочетания :
красивый олень, хитрая лиса.)
(Устная проверка с проговариванием окончаний).
- С этим заданием вы справились. Художница наша приготовила вам новое задание.
Она хочет проверить, как вы умеете согласовывать существительные с прилагательными.
8.Игра «Мозаика» (Разъясняется значение слова «мозаика»).
- В нашей игре роль цветных стёклышек будут играть прилагательные. Вот их как много! И какие все разные!
А теперь откройте «Сказку» (Приложение 4-5), в которой прилагательных вовсе нет, а есть пропуски, которые вы можете заполнить какими угодно прилагательными (из мозаики). Вместо многоточий подставляете к существительному любые прилагательные в любом порядке.
Чтение сказки. Работа. Проверка.
- Вы справились и этим заданием. И Имя Прилагательное очень довольна вами. Много прилагательных прозвучало сегодня на уроке.
9.Вывод.
- Итак, для чего нам нужны прилагательные? Какова их роль в языке?
( -Прилагательные делают нашу речь ярче, образнее, богаче, красивее.
- Без прилагательных жизнь была бы скучна и сера.)
-Верно, ребята, без прилагательных речь была бы скучна, невыразительна, бедна.
Вы сегодня хорошо поработали и заслужили хорошие оценки. И Имя Прилагательное
дарит вам на память о нашем уроке памятные значки. Мы не прощаемся с нашей
прекрасной художницей. На следующем уроке она снова придет к вам рассказать о себе.
10.Домашнее задание.
Ну вот, наше путешествие в сказочную страну подошло к концу, и мы возвращаемся обратно на нашу ермекеевскую землю, где есть прекрасные уголки природы, но нет таких диковинных птиц. Край наш не менее прекрасен. Сейчас вы посмотрите отрывок из фильма о природе Башкортостана и дома напишете сочинение-миниатюру «Краски Башкортостана».Когда будете писать сочинение, подумайте над тем, что нужно сделать, чтобы наша земля осталась такой же прекрасной, какой вы её увидели.
Приложение1
В небольшом лесу недалеко от города, на светлой солнечной полянке растёт могучий дуб. Заботливые мамаши приводят на милую полянку разных мальчиков и девочек: худых и толстых, быстроногих и медлительных, шумных и тихих. И никто не знает, что в дупле старого дуба живёт симпатичная русалка Маруся. Умные мамы думают, что хвостатые русалки живут только в синих морях. Но нет! Бывают и лесные русалки. Маруся очень добрая: она никого не заманивает в тёмную чащу и не щекочет, она следит, чтобы в её родном лесу был порядок.
Пожалуйста, найдите окончания! (Приложение2)
Лесн… русалка, на мил… полянку, стар… дуба, золот… дождём, в тих… лесу, стар… дупло, симпатичн…Марусей, от больш… города.
(Приложение3)_
Маленький страус из стран очень жарких
Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке.
Но его не обидели, честное слово,
Добрые дяденьки рода мужского.
Гулять выводили в любую погоду
Добрые тётеньки женского рода.
Страус письмо своей маме послал.
«Добрые очень», -он в нём написал.
Дивится мама страуса, в письмо такое глядя,
Не знает, кто же добрые: тёти или дяди.
Как же мог бедный страус забыть:
У прилагательных во множественном числе
Род нельзя определить.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
На планете… жили… человечки, у них были… глаза, …волосы,…уши. Зато очень… характер.
Домики у человечков были…, с крышами. Возле каждого домика сидела… собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что… домики охраняли …дракончики и …страусы. Они сидели на …верёвочках и рычали. На …деревьях пели …песни…мухи. В …лесах водились …слонята, …цыплята, …ёжики и …ящерицы. А на… черепахах …человечки ездили в гости.
Приложение5.
голубой
|
клетчатый
|
умный
|
квадратный
|
фиолетовый
|
смешной
|
добрый
|
крылатый
|
сердитый
|
злой
|
мохнатый
|
полосатый
|
лысый
|
весёлый
|
сердитый
|
злой
|
мохнатый
|
огромный
|
пушистый
|
лохматый
|
волшебный
|
бескрайний
|
лиловый
|
злой
|
шёлковый
|
прозрачный
|
стеклянный
|
бумажный
|
медный
|
синий
|
глубокий
|
широкий
|
золотистый
|
серебристый
|
носатый
|
шерстяной
|
красивый
|
оранжевый
|
хвостатый
|
плоский
|
толстый
|
худой
|
зубастый
|
щекастый
|
бледный
|
зелёный
|
шумный
|
звонкий
|
ушастый
|
летучий
|
кривой
|
жёлтый
|
светлый
|
чёрный
|
красный
|
странный
|
багровый
|
серый
|
удивительный
|
бархатный
|
прелестный
|
чудесный
|
милый
|
коричневый
|
малюсенький
|
крупный
|
громадный
|
железный
|
колючий
|
кирпичный
|
железный
|
|
Мозаика – это разноцветные камешки или стёклышки, из которых можно сложить самые разные картины.