Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2
Отдел образования Несвижского районного исполнительного комитета

Учреждение образования «Затурьянская государственная детский сад-базовая общеобразовательная школа»



Портфолио



учителя начальных классов

Любко Инны Владимировны

Несвиж

Оглавление

Раздел 1. Общие сведения об учителе……………………………………...3

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности…………………….5

Раздел 3. Научно-методическая деятельность……………………………6

Выступления на школьных методических объединениях:

  1. «Концепция одаренности»……………………………………………6

  2. Технологии обучения и воспитания детей………………………….9

  3. Доклад (частично) «Самообразование и информационно-компьютерные технологии»…………………………………………13

Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету……………………….17

Праздник вежливых ребят……………………………………………………….17

Работа на раённы конкурс “Я – даследчык” “Назва вёскі ў легендах і паданнях”………………………………………………………………………….34Чалавек і свет, 4 клас, “Мінск – сталіца нашай дзяржавы”………………….50

«Асеннія плады і насенне – крыніца здароўя, 1 клас, прадмет “Чалавек і свет”…………………………………………………………………………………53

Раздел 5. Учебно-материальная база

Раздел 1. Общие сведения об учителе

Любко Инна Владимировна, 18 сентября 1970 года рождения, высшее образование. В 1990 году окончила Несвижское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов, старший пионерский воспитатель», а в 1996 году окончила Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка по специальности «Белорусский язык и литература» с присвоением квалификации «Учитель белорусского языка и литературы». Трудовой стаж – 20 лет, а педагогический – 24 года. После окончания учебы в Несвижском педагогическом училище с 15 августа 1990 года работаю в Учреждении образования «Затурьянская государственная детский сад – базовая общеобразовательная школа» учителем начальных классов, с 07 апреля 2004 года являюсь председателем профсоюзного комитета Учреждения образования «Затурьянская государственная детский сад – базовая общеобразовательная школа».

Повышала свою квалификацию в Минском областном УПК и ПКР и СА на базовых этапных курсах по педагогике, психологии, теории и методике начального обучения в 2000 году, а в 2001 году повышала свою квалификацию в Академии последипломного образования на курсах руководителей методических объединений.

Награждена во время учебы грамотой Несвижского райкома комсомола за активное участие в общественной работе – 1990 год. За время своей педагогической деятельности награждена Почетной грамотой Несвижского районного комитета профсоюза работников образования и науки – 2007 год, объявлена благодарность Минского обласного исполнительного комитета – 2006 год, грамотой Несвижской районной организации Белоруссого профсоюза работников образования и науки – 2009 год, Почетной грамотой президиума Минской областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки – 2010 год, награждена грамотами Несвижского райисполкома за участие в районных смотрах-конкурсах многодетных семей, которые проходили в 2004 и 2005 годах, награждена грамотой Несвижского райисполкома за победу в открытом районном конкурсе творческих работ «Семья – ковчег спасения». В 2009 году присвоена высшая квалификационная категория.





Раздел 2. Результаты педагогической деятельности

В 2010-2011 учебном году работаю в первом классе в Учреждении образования «Затурьянская государственная детский сад – базовая общеобразовательная школа», в 2009 – 2010 году работала в четвертом классе, в 2008 – 2009 году работала в четвертом классе также. Успеваемость составила 66% на «6» - «10» баллов от общего количества школьников, и 50 % на «6» - «10» баллов от общего количества школьников аналогично по учебным годам. Ученики принимали участие в 2009 – 2010 году в районных олимпиадах для начальных классов по математике и белорусскому языку, в 2008 – 2009 году - по белорусскому языку. В 2009 – 2010 учебном году ученица 4-го класса Янцевич Вероника принимала участие в конкурсе исследовательских работ младших школьников «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» и получила диплом третьей степени. В декабре 2009 года была написана работа по обобщению опыта «Навучанне пераказу ў пачатковых классах» и учителю присвоена высшая квалификационная категория. В своей педагогической деятельности применяет элементы техналогий «Педагогические мастерские», «Шаг за шагом», использует частично элементы здоровьесберегающих и информационно-компьютерных технологий.





Раздел 3. Научно-методическая деятельность

Выступления на школьных методических объединениях:

  1. «Концепция одаренности».

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук. Сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот. Учителя считают их выскочками, осаживают, в лучшем случае такие дети получают дополнительное задание на уроке.

Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные учащиеся остаются без внимания. Постепенно они превращаются в поверхностных зазнаек и становятся далеко не самыми лучшими учениками.

Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объёма, глубины материала. Однако, беседуя с учителями узнаёшь, что в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы.

Одарённые дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Трудности действительно возникают.

Таких детей поджидают не только радости учения, но и разочарования и конфликты. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями, с не всегда понятной умственной активностью.

Иногда педагог собирается уделять таким ученикам особое внимание, давать более сложные задания, но потом эти намерения забываются, не выполняются. Дети, опережающие своих сверстников, стремятся привлечь к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя - для них желанная умственная игра, состязание. При этом таким детям мало того, что удаётся узнать и сделать на уроке. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика перестают спрашивать, как бы не замечая его готовности к ответу. Если он настойчиво пытается что-то сказать или спросить, учитель начинает упрекать его за то, что он « выскочка».

В результате ребёнок становится всё менее активным на уроке, переключается на что-то постороннее, но при этом ему не миновать недовольства педагога. Так, поначалу энтузиаст школьных занятий, одарённый ребёнок предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки, начинает ненавидеть домашние задания.

Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще всего ничего им предложить не может.

Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.

В связи с этим возникла необходимость в проведении специального исследования с целью совершенствования процесса обучения, активизации познавательной деятельности. На первый план выходит актуальная проблема- работа с детьми, опережающими своих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта.

Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Такое слово-употребление принято в американской психологии, а теперь - хорошо это или плохо - получает распространение и у нас. Многочисленные труды (Венгер Л.А, Гильбух Ю.З, Лейтес Н.С, Бурменская Г.В) посвящены рассмотрению понятия- одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам. Раньше советские психологи усматривали в понятиях «задатки», «одарённость» нечто идеалистическое, вредное. На положение дел в психологии сказывалась и изолированность нашей науки от зарубежной. Только в последние годы проблема различий между детьми по одарённости « вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.

Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы. Нас заинтересовал вопрос развития речи, творческого воображения одарённых детей, их литературного творчества. Анализируя литературу различных авторов по данному вопросу, можно отметить, что одной из общепедагогических проблем является проблема речевой деятельности. Она пока мало исследована.



  1. Технологии обучения и воспитания детей

Самая надёжная гарантия благополучия и прогресса Республики Беларусь – её интеллектуально-творческий и духовный потенциал. Создание условий для развития способностей личности является приоритетным направлением государственной политики. Внедрение в практику новых технологий позволит решить ряд задач в этом направлении.

Учебный и воспитательный процессы – это практическая реализация модели обучения и воспитания, где ведущее значение отводится педагогическим технологиям.

В практику теория внедряется с помощью технологии. Технология – это и способ, и результат внедрения научных достижений. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно они уступают место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология.

Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех. Специфика педагогической технологии в том, что учебный процесс гарантирует достижение поставленных ею образовательных целей.

Выбирая технологию, следует провести её предварительную экспертизу, установить пригодность для решения ваших задач в ваших условиях. Ведь с помощью новой технологии вы надеетесь получить обещанный прирост эффективности учено-воспитательного процесса. Без специальной подготовки провести экспертизу невозможно.

Технологий предлагается много – хороших и разных. Не всегда удаётся обеспечить процедуру экспертизы и аттестации технологии. Чтобы свести к минимуму риск ошибки и выбрать ту, что вам нужна:


  • постарайтесь понять прежде всего идеологию технологии. Определите социальную группу, которую она призвана обслуживать. Для элитарных учебных заведений и для простых школ одинаковые технологии не подойдут;

  • чётко определитесь с тем, что вы будете заимствовать – технологию целиком или понравившиеся вам элементы. Обычно технология составлена так, что эффект достигается только при полной реализации всего комплекса действий и в определённых условиях. Элементы помогают мало;

  • взвесьте свои возможности. Сопоставьте их с тем, что требуется для должной реализации технологии. Обычно сопоставление желаемого и действительного служит хорошим охлаждающим душем. Уповать на то, что всё со временем утрясётся, станет как нужно, не стоит. Обычно всё скорее ухудшается, чем само собой улучшается;

  • технологию реализуют учителя. И тут возникает целый букет «если». Если они имеют необходимую подготовку, если хотят и умеют работать именно так, как нужно по технологии, если способны к перестройке взаимоотношений с детьми, если согласны пожертвовать своим временем для овладения новыми подходами, если…

Обычно подготовка команды, персонала – важнейшая часть технологической перестройки, требующая затрат; а потому взвесьте, что вы затратите и что получите.

Технология обучения должна:



  • обеспечить безусловную реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью;

  • быть посильной для осуществления в любом учебном заведении любым педагогом;

  • психологической сущностью новых технологий обучения должно стать планирование учебного процесса «от ученика», то есть психологически ориентированное обучение.

Среди основных побудительных причин возникновения и практического использования новых психо-педагогических технологий можно выделить следующие:

  • необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых;

  • осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;

  • возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;

  • потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного учителя.

Для того чтобы в этом процессе было меньше погрешностей, важно различать три основные группы педагогических технологий:

  1. технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;

  2. личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников;

  3. технологии развивающего обучения, в центре внимания которых – способ обучения, с необходимостью вызывающий, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (например, промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами. Качественные изменения, возникающие при этом, свидетельствуют о том, что привычные процессы "научения" уже не укладываются в рамки традиционных методик и средств обучения, а также индивидуальных способностей преподавателя. Появляются новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства с присущими им новыми методиками, которые становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него определенную специфику. Такой подход позволяет говорить о своеобразии педагогической технологии.

Так, М.В.Кларин обозначил эти уровни как "технология обучения" и "педагогическая технология", понимая под первым уровнем конструирование систем массового обучения и профессиональной подготовки, а под вторым –выявление принципов и способов оптимизации образовательного пространства, включающих разработку и использование приемов и материалов, а также оценку применяемых методов.



Думается, качественные особенности педагогического технологического процесса, позволяющие видеть его преимущества перед традиционными формами и реально решать проблему образования на современном этапе, пока не выявлены. Если согласиться с тем, что система образования должна быть в едином русле технологизации общества, то каким образом преимущества технологии должны реализовываться? Ответ на поставленный вопрос, по-видимому, следует искать прежде всего в общей теории систем, выявив при этой сущность системного подхода при решении "задачи упорядочения".

  1. Доклад (частично) «Самообразование и информационно-компьютерные технологии»

САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»
(источник: педагогический словарь)
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др.  Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?



Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету

Желание писать для себя, для детей, проводить уроки нестандартные в стихотворной форме, праздники, написанные от сердца для детей, доставляют огромную радость и удовольствие от результатов, полученных в процессе нелегкой педагогической деятельности. Особенно когда стихотворная строка сочетается с презентацией к уроку или празднику, а детские глаза з огромным удовольствием получают много нового и интересного, да если оно еще легко запоминается, как детский стишок…

Учитель всегда должен любить, уважать, понимать и видеть своих детей. У нас – все дети хорошие, плохих детей нет. Мы ими должны дорожить и беречь их. Ведь – каждый ученик – это «золото», которое должно всегда сохраняться и блестеть. А чтобы наше «золото» блестело всегда, мы, учителя, должны суметь его своевременно отшлифовать и сохранить в достойном виде на многие последующие годы жизни.

Праздник вежливых ребят

Цели: упражнять детей в выполнении правил культурного поведения, формировать умение пользоваться вежливыми словами в общении с ровесниками (мальчиками и девочками), старшими учениками, незнакомыми людьми; воспитывать уважение и доброе отношение к старшим, товарищам, друзьям)

Учитель. Ребята, сегодня у нас праздник вежливых ребят, посвящённый «волшебным словам». Что же это за слова? Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными они стали, потому что благодаря им совершаются настоящие чудеса.

Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить – «по-волшебному», а научиться такому волшебству нетрудно, стоит лишь захотеть.

Все волшебные слова произносятся с улыбкой. Улыбка не только украшает произнесенное слово, фразу, но и делает взаимоотношения людей теплыми. Ведь даже в песенке поется: «От улыбки станет всем теплей».

Так давайте же споём эту прекрасную песенку композитора В. Шаинского. Давайте поделимся друг с другом улыбкой, а значит, проявим своё доброе отношение, расположенное ко всем присутствующим в классе.



Исполняется песня «Улыбка» (муз. В.Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Учитель. Ребята! Быстро пролетит время. Вы закончите школу и станете строителями, инженерами, агрономами, врачами… Но какую бы профессию вы не выбрали, прежде всего вы должны стать культурными людьми: добрыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо научиться. Вот поэтому вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами», от которых становится теплее, радостнее, светлее.

Ученик. Друзья, вот вам

На всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…

А впрочем, лучше

Его мы здесь не назовем.



Ученик. «Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «Извините»

Не одолел его язык.



Ученик. Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «Здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.



Ученик. А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

« Ну, я пошёл, пока, всего…»



Ученик. Не скажет он друзьям по школе:

«Алёша, Петя, Ваня, Толя».

Своих друзей зовёт он только:

«Алёшка, Петька, Ванька, Толька».



Ученик. Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.



Ученик. Но, может быть, он вам знаком

И встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы…


Мы скажем вам: «Спасибо!»

Учитель. К нам пришли на праздник сказочные герои, которые вместе с вами будут учиться вежливости и правильному поведению.

Петушок. Я вот Петя – петушок,

Красный смелый гребешок.

Сяду к детям на дощечку,

Пусть доскажут мне словечко.

Ребята, вы знаете много «волшебных слов». Для вас игра «Доскажи словечко».

Растает даже ледяная глыба от слова теплого …(спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)

Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости пожалуйста).

Ученик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте)

Волшебник. Я – волшебник или маг.

Много знаю я, вот так.

Играем без сомнения,

Поднимем настроение.

Я предлагаю игру «Волшебный стул!»

Стул ставится посредине класса. Все берутся за руки, идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей?

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись!

На волшебный стул садись!

Кто из детей сядет на стул, тот говорит вежливое слово.

Буратино. Я веселый, озорной,

Очень странный мальчуган.

Никогда не огорчаюсь,

Без Мальвины потеряюсь.

Помогите, дети,

Где её найти?

Может в школе или дома,

Где сидит она так скромно.

Может прячется средь вас,

Прибежала в первый класс.

Пожалуйста, разыщите,

Найти её мне помогите.



Учитель. Подтянутым, опрятным, вежливым нужно быть не только в школе, но и дома. Об этом мы сейчас расскажем.

Чья это ложка валяется в блюдце у кошки?

- Моя.

Чья это книжка лежит под столом без обложки?



- Моя.

Пуговка чья закатилась ко мне под кровать?

- Моя.

Чья это грязная кукла такая, что трудно узнать?



- Моя.

Чья там тетрадка лежит на окошке забытая?

- Моя.

Что за девочка из зеркала хмуро глядит неумытая?



- Ой! Кажется, я!

Вымою ложку. Книжку – в обложку.

Тетрадку – на полку.

В руки иголку: пуговка пришита.

Кукла умыта.

В зеркало гляну я: личико румяное.

Вещь никакая не брошена.

Вот какая я хорошая.



Учитель. Скажите наша девочка подходит Буратино,

она похожа на Мальвину?



Ученик. Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

Спор давно ведется в классе:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ.



Петушок. Мои загадки отгадайте,

про ответ не забывайте.

Слушайте, не отвлекайтесь,

Посмелее, не смущайтесь.

Нужные слова вовремя произносите,

А на загадку хитрую – молчите.

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром!» скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

У кого из вас в порядке,

Сумка, книжки и тетрадки?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит, как рыба,

Вместо доброго «спасибо»?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?



Ученик. Папа разбил

Драгоценную вазу,

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашёлся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже:

«Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…»

«Простите!» - казалось бы,

Что в нем такого,

А вот ведь какое

Чудесное слово!..



Волшебник.

Игра «Не ошибись, пожалуйста»

Требует внимания

Вашего терпения и понимания.

Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово»

- Встаньте, пожалуйста!

- Тихонько сядьте.

- Поднимите руки!

- Будьте добры, похлопайте!

- Потопайте.

- Будьте любезны, потопайте.

- Попрыгайте, пожалуйста.

- Тихонько сядьте.

- Тихонько сядьте, пожалуйста.

Ученик. Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.



Ученик. Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду.

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.



Ученик. И ежели вы вежливы,

То сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.



Ученик. И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.



Ученик. И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.



Ученик. И ежели вы вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда.

Но тратить же товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание,

Часы на ожидание!



Ученик. И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил:

«Спасибо», - говорил.

Ученик. Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите.

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!



Петушок. Сейчас вместе поиграем,

секреты все мы прочитаем.

Вы берете в руки шар,

миг, он лопнул, вот удар!

Выпал из него секрет,

вместе мы найдем ответ.

Все внимательно читаем,

Сами всё запоминаем.



Игра «Запомни!»

- Будь правдив! Запомни: правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям!

- Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!

- Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!

- Умей внимательно слушать других, и ты узнаешь много нового!

- Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!

- Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки.

Учитель. Давайте определим, какие же вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопайте в ладоши, невежливо – соблюдайте тишину.

- поздороваться при встрече.

- Не пропустить входящего старшего.

- Толкнуть и не извиниться.

- Помочь поднять упавшую вещь.

- Не уступить место старшему.

- Поблагодарить за помощь.

- Пропустить девочек вперед.



Учитель. Спасибо! Что из предметов, которые вы видите на рисунке, вы бы подарили на день рождения маме или папу, а что оставили бы себе? А что бы вы хотели получить в подарок сами?

А теперь послушайте частушки.

Заиграй-ка , балалайка,

Балалайка – три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны!

Кто сказал, чтоя гарланю?

Кто сказал, что я кричу?

Я свою подружку Таню

Новой песенке учу!

Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

Коля сорится с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

В поезд входят 3 юнната:

- Ух, народу сколько тут:

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут!

Говорит лентяйке мать:

- убери свою кровать!

- Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала!

Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Ты играй повеселее,

Балалайка – три струны!

Подпевайте, кто умеет,

Не стесняйтесь плясуны.



Учитель. Весёлые частушки исполнили ребята. В них высмеивается невоспитанность некоторых детей. Надеюсь, что вы не будете так поступать, и над вами никто не будет смеяться.

Буратино.

В этот наш веселый час,

Вам, ребята, дам наказ.

Вставайте дружно каждый раз,

Когда учитель входит в класс.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

Учитель спросит – надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь!

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Парта – это не кровать.

И на ней нельзя лежать.

На уроках не болтай,

Как заморский попугай.

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться.

Кот в сапогах. Прибежал сюда я к вам,

Но в дороге не устал.

Что-то долго засиделись,

Танцевать мне захотелось.

Танец « Что такое доброта?»

Учитель. Желаю вам, ребята, овладеть по-настоящему волшебными словами, выработать в себе лучшие качества: доброту, смелость, отзывчивость, вежливость – стать настоящими волшебниками.

Дети (хором). Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта.

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится, - стыдится.



Волшебник. Тогда и я хочу сказать вам на прощанье.

Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаёмся мы сейчас,

Добрый путь вам! В добрый час!

Работа на раённы конкурс “Я – даследчык” “Назва вёскі ў легендах і паданнях”

Галоўная мэта работы:

пазнаць, ці на самай справе назва вёскі паходзіць з народных вытокаў і крыніц.



Задачы:

  1. Даведацца, адкуль пайшла назва вёскі Затур’я.

  2. Даказаць, што назва паходзіць з легендаў і паданняў.

  3. Чаму называецца менавіта так, а не інакш.

  4. Растлумачыць, чаму мы любім сваю вёску.

Змест

  1. Уводзіны.

  2. Знаёмства з літаратурай.

  3. З гісторыі мясцовых легендаў і паданняў.

  4. Маё першае інтэрв’ю.

  5. Чым ганарацца аднавяскоўцы?

  6. Беларускім трапным словам пра родную вёску.

  7. Літаратура

Уводзіны

Здагадайцеся, адкуль паходзяць назвы вёсак? З вытокаў народных і крыніц… Хто не любіць тое месца, дзе ён нарадзіўся і жыве? Пакажыце мне зараз таго чалавека! Я, напрыклад, люблю сваю Затур’ю. Вось і зараз ўяўляю перад сабой яе прыгожыя, апранутыя ў белае адзенне вуліцы, дрэвы, дамы. Стаяла і глядзела б на гэтую прыгажосць не адну часіну. І вось мне вельмі захацелася даведацца як мага больш, чаму назвалі нашу вёску Затур’я, і якія цікавыя гісторыі ведаюць мае бацькі, бабулі і дзядуля, мае суседзі, аднавяскоўцы. Адным з самых прыгожых і дарагіх сэрцу мясцін з’яўляецца месца, дзе ты нарадзіўся і жывеш.



Знаёмства з літаратурай пра легенды і паданні

Адной з задач майго даследавання было знаёмства з літаратурай пра легенды і паданні. Вось што гаворыцца пра іх у тлумачальным слоўніку беларускай мовы для школьнікаў А. Я. Баханькова: “ Паданне – вуснае апавяданне пра мінулае, якое перадаецца з пакалення ў пакаленне. Легенда – вуснае народнае апавяданне аб якой-небудзь падзеі ці чалавеку, не пацверджанай гістарычнай дакументацыяй. 2-ое пераноснае. Пра што-небудзь выдуманае, непраўдападобнае.”

Мы, гэта я і мая настаўніца Любко Іна Уладзіміраўна, сталі шукаць інфармацыю пра паходжанне назвы вёскі ў кнігах, энцыклапедыях, інтэрнэце.

Народная творчасць уяўляе чароўную, мудрую кнігу, якая кожнаму пакаленню разгортвае ўсё новыя старонкі. Вялікае месца ў гэтай кнізе займаюць легенды і паданні. Што складаюць важнейшую частку беларускага народнага фальклору. Як у чароўным люстэрку, адбілася там сівая даўніна, старажытныя ўяўленні пра паходжанне Сусвету, зямлі, чалавека, жывёлаў, птушак, раслінаў, пра ўтварэнне найбольш вядомых азёраў і рэчак.

Легенда – фальклорнае фантастычнае апавяданне, заснаванае на паэтызацыі гераічнага вобраза ці падзеі, звязаных з гісторыяй народа.

Легенды адрозніваюцца ад казак тым, што пазнавальны змест спалучаецца з выхаваўча-эстэтычным. У казках жа пераважае выхаваўчы змест. Але легенда, як правіла, фантастычная, з элементамі чарадзейства, з моцным, прыгожым героем, чым падобная да казкі.

Паданне – фальклорнае апавяданне пазнавальнага зместу, якое расказвае пра рэальных асобаў, гістарычныя падзеі, тлумачыць паходжанне назваў населеных пунктаў, мясцовасцяў, прозвішчаў і мае часцей за ўсё гістарычную аснову. Паданне пазбаўлена фантастычнага, чарадзейнага элемента.

У адрозненне ад легенды, якая можа расказаць пра мінуўшчыну, сучаснасць і нават будучыню, паданне заўсёды скіравана толькі ў мінулае. У легендах амаль заўсёды ёсць канфлікт, а ў паданнях яго можа і не быць

У вучэбным дапаможніку для пятага класа па беларускай літаратуры гаворыцца: “ У духоўнай спадчыне беларусаў асобае месца займаюць легенды. Легенды – фальклорныя фантастычныя апавяданні, заснаваныя на паэтызацыі гістарычных падзей і ўслаўленні народных герояў.

У легендах сцвярджаюцца высокія маральныя каштоўнасці: любоў да радзімы і гатоўнасць рашуча абараняць яе, добрасумленнае стаўленне чалавека да працы, да сваіх абавязкаў, справядлівыя і добразычлівыя адносіны паміж людзьмі. Адзнакай легенд з’яўляецца наяўнасць у іх элементаў фантастыкі: неверагодных здарэнняў, незвычайных герояў – асілкаў і волатаў – і іх дзівосных учынкаў і прыгод. Легенды дапамагаюць нам пазнаваць жыццё, яны распавядаюць пра мінулае і сучаснае: стварэнне сусвету і зямлі, паходжанне людзей, розных жывёл і птушак, узнікненне паселішчаў, рэчак і азёраў, паходжанне імёнаў і прозвішчаў. У легендах, як і ў казках, амаль заўжды існуе барацьба паміж дабром і злом, сутыкненне выключных герояў з незвычайнымі варожымі сіламі.

Існуюць легенды, пазбаўленыя фантастычнага, чарадзейнага элемента: у іх аснове ляжыць аповед пра сапраўдныя падзеі альбо тыя, што маглі адбывацца ў рэальнасці. Расказвае пра жыццёвыя з’явы і рэальных герояў звычайна сведка ці сам удзельнік падзей. Такія легенды дапамагаюць глыбей пазнаць мінулае, перадаюць стаўленне народа да розных падзей, яго ўяўленні пра гісторыю роднага краю і любоў да роднай зямлі”.

Пазнаёміўшыся ў школьнай бібліятэцы з энцыклапедыяй “Памяць. Нясвіжскі раён”, мы даведаліся пра гістарычныя звесткі аб маёй вёсцы: калі яна ўзнікла, гісторыю яе развіцця, пра мінулае і сучаснае вёскі.

У нашай класнай бібліятэцы я знайшла зборнікі “Спадчына маёй краіны” і “Мая Айчына”, у якіх я прачытала шмат цікавых легендаў і паданняў пра паходжанне назваў гарадоў і вёсак.

З гісторыі мясцовых легендаў і паданняў

Наша вёска славіцца сваімі таямнічымі легендамі і паданнямі. Ніхто да сённяшніх дзён не ведае, адкуль пайшла яе назва. Ці назвалі яе таму, што размясцілася яна на беразе ракі Тур’я, ці сапраўды некалі на гэтым месцы знаходзіўся даўным даўно дрымучы лес, у якім вадзіліся магутныя звяры – туры, але мы павінны ведаць бацькоўскі скарб, легенды і паданні, які перадаецца з вуснаў у вусны сваім нашчадкам. Давайце пазнаёмімся з некаторымі з іх сёння.



Чаму вёска завецца Затур’я?

Сабралася я раніцай у нядзельку да сваёй бабулькі ў госці, аладак паесці духмяных і пачуць цікавыя гісторыі. Пераступіўшы парог, убачыла як яна, Янцэвіч Ірына Уладзіміраўна, спрытна ўвіхаецца каля печы. Бабулька ўзрадавалася майму прыходу, пачаставала мяне і гутарку са мной завяла. А я і пытаюся ў яе:



  • Чаму наша Затур’я такую назву мае?

Тым часам і другая ўнучка падбегла паслухаць, што бабуля ў гэты раз раскажа.

Вёскі, як і гарады, маюць сваю гісторыю, памяць. Жыву я ў тых мясцінах, дзе некалі быў вялікі лес. Так сведчыць легенда пра Затур’ю. А ў лесе жыў чалавек вялікай сілы і характарам быў добры, сціплы. Любіў прыроду, усё жывое, лес, хадзіў на паляванне.

Аднойчы захацеў забіць ён звера, каб мяса многа было. І сустрэў асілак у лесе незнаёмца, ды такога, што ніколі не бачыў. Толькі замахнуўся кап’ём, а звер глянуў у яго бок. Хацеў словы сказаць: “Не бі ты мяне, чалавеча!” Ды позна было. Кап’ё папала ў бок туру. І палілася кроў, ды не такая, як у другіх звяроў, чырвоная, а празрыстая, чыстая. А звер і кажа: “Што зрабіў табе я, што ты так смяротна параніў мяне? Нас і так мала на свеце. Тур я! Тур я! Тур я!” Аж знямеў чалавеча ад страху, што звер загаварыў такім голасам.

Пакуль чалавек схамянуўся, не ведаю, колькі часу прайшло, але звера не было ўжо на месцы. А цякучая кроў стала вадой ліцца з таго боку, куды звер падаўся.

Пабег чалавек дамоў, а вада – за ім. Так да самай хаты і пацякла рэчка, якую і назваў ён Тур’я.

Не мог забыцца пра тое здарэнне на паляванні, хадзіў чалавек і ўвесь час мармытаў сабе пад нос: “Тур я!” Мабыць, з тых часоў і жывуць у нашай вёсцы людзі з такім прозвішчам Тур. Ды і многіх клічуць па-вясковаму Туравы.

Не доўгім быў век у таго чалавека: ці спалохаўся моцна ён, ці ад хваробы памёр, але сыны яго тут жыць засталіся, а пазней утварылася вёска Затур’я.

Маё першае інтэрв’ю

1. На пытанне: “Як узнікла назва вёскі?” мы доўга шукалі адказ. У мясцовым Юшавіцкім сельскім савеце, калі мы з настаўніцай патэлефанавалі, нам адказалі: “Паходжанне назвы вёскі Затур’я афіцыйна не тлумачыцца, а каб даведацца больш, патрэбна паднімаць дакументы з архіва.”

2. Іду па вуліцы ў магазін. Едзе жанчына на веласіпедзе. Я і яе спыніла і запыталася: ”Чаму наша вёска называецца Затур’я, Галіна Вікенцьеўна?” Яна адказала: “Вёска раскінула свае двары за рэчкай Тур’я некалі, даўным даўно.”

3. Я жыву на вуліцы Цэнтральная, дом 88а. Наша вуліца самая вялікая і галоўная ў вёсцы, сто дваццаць сем дамоў. Я наведала аднавяскоўцаў, сваю бабулю Янцэвіч Ірыну Уладзіміраўну і бабулю-суседку, якой ужо амаль восемдзесят гадоў, Шкода Марыю Адамаўну, і задавала кожнай з іх пытанне: ”Чаму наша вёска называецца Затур’я?”. І вось якія адказы я атрымала:

* Вёска Затур’я называецца таму, што размешчана за ракой Тур’ёй.

* Многа сямей сталага ўзросту аднавяскоўцаў пражываюць з прозвішчам Тур.

* Многіх людзей па-вясковаму называюць Туравы.

* Згодна з легендай, былі вялікія лясы вакол вёскі. Там жыў звер тур.

Каб даведацца, ці ведаюць школьнікі пра гісторыю ўзнікнення назвы нашай вёскі, я правяла апытванне сярод вучняў пачатковых класаў. І вось сумны вынік: з 25 чалавек 7 не ведаюць легендаў і паданняў пра Затур’ю, 6 чалавек ведаюць больш за дзве легенды. А астатнія – толькі па адной.

Беларускім трапным словам пра родную вёску

Маці-Беларусь заўсёды славілася сваімі таленавітымі сынамі. Можа, менавіта непаўторная прырода ці народ са шчырай і адкрытай душой натхняе паэтаў складаць вершы, напоўненыя бяздоннай любоўю да роднай зямлі. А гэта зямля настолькі ўрадлівая, і вырастаюць на ёй паэты, як грыбы.

Так вось і мая вёска Затур’я, што на Нясвіжчыне, выпеставала матчыным словам і калыханкамі таленавітых паэтаў: Канстанціна Якаўлевіча Жука і Віктара Вікенцьевіча Трусевіча.

Паблукаўшы па свеце нямала,

Я вяртаюся зноў у Затур’ю.

Што такое? Якая навала

Так змяніла Радзіму маю?

Такія радкі я прачытала ў зборніку Віктара Трусевіча “Датуль жыве народ”

Разлука з роднымі мясцінамі будзіла ў душы паэта Віктара Трусевіча незабыўныя малюнкі дарагой сэрцу Затур’і.

Тур’я

У тваіх блакітных чыстых водах

Я не раз купаўся ў летні час.

І заўсёды з нейкай асалодай

Пад ваду ныраў, як вадалаз.

Кожны дзень аселіцай шырокай

Да тваіх я крочыў берагоў.

Каб у ціхай завадзі глыбокай

Трапяткіх павудзіць шчупакоў.

Знаю: шмат прыгожых успамінаў

У душы пакінеш ты маёй.

Дык цячы ж, цячы, рака, няспынна

Стужкаю блакітнай, люстраной.

А вось гэты верш знаходзіцца ў зборніку паэта-земляка Кастуся Жука “Планета маёй душы!”

Бярэ пачатак наша рачулка непадалёку ад вёскі, каля мяжы Капыльскага раёна, а ўпадае ў раку Нёман. Яна раздзяляе нашу вёску на дзве паловы. Але большая частка вёскі зараз знаходзіцца за рэчкай. Таму вёска называецца Затур’я. Мая суседка-бабулька расказвала, што вёска шэсцьдзесят гадоў таму назад складалася з пяцідзесяці васьмі двароў. Гэта пазней, пасля Вялікай Айчыннай вайны пачалі людзі будавацца ў вёску, пераносіць свае хаты з хутароў. Расце наша Затур’я з кожным годам, павялічваецца. Ды і рэчка знаходзіцца пад доглядам старэйшых людзей вёскі. Яны і берагі яе абкосяць, і крынічку пачысцяць, абгародзяць, і шлюзы падрамантуюць, каб вада не рабілася стаячай і рэчка не мялела год ад году.

А вось гэты верш, які складаецца з некалькіх радкоў, напісаў мой аднакласнік Пытляк Аляксандр, калі я прапанавала дзецям прынесці вершы, апавяданні пра родную вёску.

Затур’я – адкуль гэта назва?

Дарослыя ведаюць, ведаю я.

Рачулка, якая пралегла ля вёскі,

Так і завецца – рэчка Тур’я.

Вось і жывуць нашы дзеды і бабы,

Мамы і таты за гэтай ракой.

І назва ўзялася сама тут сабою –

За рэчкай жывуць, значыць дзе?

За Тур’ёй!

Чым ганарацца аднавяскоўцы?

Наведваючы хаты сваіх аднавяскоўцаў, я даведалася, што ў многіх ёсць старыя пажоўклыя фотаздымкі. Мне стала вельмі цікава, і я пачала збіраць ксеракопіі гэтых фотаздымкаў. А са сваёй сям’ёй мы любім рабіць фотаздымкі сучаснай нашай вёскі і адлюстроўваць на памяць розныя падзеі, святы, якія я змясціла ў дадатку.



Мае вывады

Перагортваючы старонкі часопісаў, кніг, размаўляючы з суседзямі, аднавяскоўцамі, я зразумела, што самае прыгожае на свеце – Радзіма. У кожнага чалавека ёсць Радзіма, і кожны любіць яе. Любіць месца, дзе ён нарадзіўся і жыве. Любіць родныя лясы і палі, сваю зіму і сваё лета, сваю вясну і сваю восень. Чалавек любіць людзей, з якімі ён жыве, любіць свой народ. Любіць сваю родную мову і песню свайго народа, казкі, танцы, кнігі… Без Радзімы і без свайго народа чалавек не можа жыць. А я люблю сваю школу, сваю вёску і сваіх бацькоў.

Каля мяне па-суседску пражываюць жанчыны сталага ўзросту, якія тут нарадзіліся і жылі ўсё жыццё. Гурбан Алена Іосіфаўна пляснула ад нечаканасці ў далоні і сказала, калі я ў яе запыталася, ці падабаецца назва нашай вёскі і як бы хацелі перайменаваць яе?”:


  • Што ж ты, Веранічка, пытаешся? Ці можна сабе замяніць маці і бацьку. Не, гэта святое. Так і месца, дзе наша вёска размешчана, самае дарагое і адзінае. Нельга грашыць Богу, выдумляць другую назву.

Прыедзе ў нашу вёску неабыякавы чалавек, адразу зразумее, што гэта якраз і ёсць той казачны куточак Беларусі, дзе нараджаюцца сапраўдныя паэты.

Вывад: вёска Затур’я мае такую назву спакон вякоў, якая паходзіць з народных назіранняў, паданняў і легендаў і лепей, чым гэта назва, мы не назавём.

Мае прапановы:

  1. Трэба імкнуцца як мага больш даведацца пра сваю вёску і захаваць свой скарб для будучых дзяцей.

  2. Прапанаваць надрукаваць сабраныя легенды і паданні ў раённай газеце “Нясвіжскія навіны”.

  3. Стварыць альбом “Наша вёска. Гісторыя і сучаснасць”.

  4. Даведацца, ці існуе вёска на Беларусі з такой жа назвай і дзе ?

  5. Даведацца з архіўных матэрыялаў, як раней называлася вёска і якія змены адбыліся ў гісторыі назвы з цягам часу?

Літаратура:

  1. Вясёлка, №5/2007 г.

  2. Жук К. Я. Вершы. Рукапісы.

  3. Нясвіж і Нясвіжскі раён, 2006 г.

  4. Памяць, Нясвіжскі раён. Мінск. “Беларуская “Энцыклапедыя”, 2001 г.

  5. Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. №3/2006 г.

  6. Роднае слова, №9/ 2000 г.

  7. Трусевіч В. В. Датуль жыве народ. Мінск. “Асобны дах”, 2002 г.

  8. Цітова Л. К..Беларуская літаратура. 5 клас.2009 г.

Дадатак 1

Вынікі апытвання вучняў пачатковых класаў

Дадатак 2

Вершы

Родная старонка



Любко Юрый, 5 клас

Старонка мая

Беларуссю завецца.

Тут родная мова

Крынічкаю л’ецца.

Я чую тут

З малых гадоў

І подых траў,

і шум бароў.

Люблю сваю старонку я,

О гэта –

Родная зямля.

І мне заўсёды

Добра тут,

Бо тут бацькі

Мае жывуць.

І жыць тут будуць

Мае дзеці.

Няма старонкі

Лепш на свеце.

Мая Затур’я

Любко Іна Уладзіміраўна,

настаўніца пачатковых класаў

Белы бусел памахаў здаля

Мне прыветна сваім крылом.

Ім любуюся доўга я,

Бегучы сцяжынкай за сялом.

І рэчка Тур’я, азярцо і лужок,

Сена пахучы, духмяны стажок…

Гэта яна, дарагая адна –

Вёска мая, Затур’я.

Яблыні, грушы, вішні ў садах,

Вельмі прыемны і смачны іх пах…

Гэта яна, прыгажуня мая –

Садаўніца Затур’я.

Палі збажыны і лён-даўгунец,

Бульбянага поля не бачны канец…

Гэта яна, працаўніца здаўна…

Вёска мая, Затур’я…

Бабулька ў хустцы, дзяўчына з касою,

Жанчына з дзіцём на руках прад сабою…

Гэта мае ўсе вяскоўцы без сна –

Людзі твае, Затур’я.

Гаспадар на парозе ля роднае хаты,

Стол яго чаркай і скваркай багаты…

Ты ў нас прыветная толькі адна –

Гасцінная Затур’я.

Матуля сыноў абмінае рупліва,

Час раставання бяжыць так імкліва…

Родны кут продкаў маіх ты здаўна –

Вёска мая, Затур’я…

А вось гэты верш я прачытала ў настаўніцы гісторыі Балтуцкай Ганны Валянцінаўны:

Дзе б я ні быў, мілей той зямлі,

Што ўзрасціла з калыскі –

Не зведаў у далечыні.

Дзе б я ні быў,

Чую голас бацькоў, маіх землякоў,

Звон ручаёў, крык жураўлёў.

Дзе б я ні быў, вярнуся дамоў,

Сэрца пяе з радасцю зноў.

Дзе б я ні быў,

Душа мая тут, побач з табой,

Родны мой кут, адзіны ты, мой. Дадатак 3

Мае фотаздымкі

Пад белай коўдрай спіць мая Тур’я

У Галіны Вікенцьеўны Русак я спытала :”Чаму вёска называецца Затур’я ?”

У гэтым доме жыве мая бабуля - Янцэвіч Ірына Уладзіміраўна

Наш Затур’янскі ФАП



На вуліцы Маладзёжнай…





Я з здзяўчынкамі на конкурсе “Міс Затур’яначка”



ЧАЛАВЕК І СВЕТ

4 КЛАС

ТЭМА: “Мінск – сталіца нашай дзяржавы”



Мэты і задачы: пазнаёміць вучняў з горадам Мінскам – сталіцай Рэспублікі Беларусь, актуалізаваць засвоеныя веды аб гісторыі паходжання Мінска і яго назвы; фарміраваць у вучняў уяўленне аб сувязі гісторыі і сучаснага жыцця г. Мінска; усведамленне вучнямі ролі Мінска як сталіцы Рэспублікі Беларусь; фарміраванне ў вучняў умення карыстацца планам горада.

адукацыйныя:

– паказаць ролю Мінска як галоўнага гаспадарчага, палітычнага і культурнага цэнтра нашай краіны; пазнаёміць з мінскімі праспектамі, плошчамі, вуліцамі, з найбольш значнымі будынкамі і помнікамі сталіцы;

развіваючыя:

– фарміраваць у дзяцей уменне карыстацца планам горада, знаходзіць на ім патрэбныя аб’екты; развіваць цікавасць да мінулага, жаданне і ўменне параўноўваць яго з сучаснасцю;

выхаваўчыя:

выхоўваць у вучняў пачуццё гордасці і пашаны за нашу сталіцу, яе гераічнае мінулае і сучасныя дасягненні.

Тып урока: камбінаваны

Метады навучання: работа з падручнікам, наглядны, славесна-ілюстрацыйны, самастойная работа, дыферэнцыраваная работа, самаправерка, узаемаправерка

Формы арганізацыі: індывідуальная, франтальная

Абсталяванне: план Мінска, змешчаны на заднім форзацы вучэбнага дапаможніка, фотаздымкі праспектаў, плошчаў, вуліц, будынкаў, помнікаў сталіцы, партрэты гістарычных дзеячаў культуры, кветкі.

Структура ўрока:


  1. Рэлаксацыя. Арганізацыйная частка

  2. Актуалізацыя апорных ведаў

  3. Паўтарэнне ведаў

  4. Вывучэнне новага матэрыялу

  5. Фізкультхвілінка

  6. Пярвічнае прымяненне новых ведаў

  7. Пярвічны кантроль ступені засваення новага матэрыялу і яго карэкцыя

  8. Дамашняе заданне

  9. Падвядзенне вынікаў работы

  10. Рэфлексія


Этапы


Час

Змест

Формы, метады, прыёмы

Абсталяванне

Прагназуемы вынік

Дзейнасць настаўніка

Дзейнасць вучняў

І. Арганізацыйны момант

1 мін

Прапаную вучням азнаёміцца з тэмай урока, вызначэнне задач урока

Адказы на пытанні




Слайды 1,2

Арганізацыя ўвагі

ІІ. Этап актуалізацыі суб’ектыўнага вопыту вучняў

2 мін

Праверка дамашняга задання па пытаннях

Самаправерка





Адказваюць вусна. Правяраюць адказы свае і сваіх аднакласнікаў.

Інд. работа

Дыялог


Слайды 3, 4

Веды аб паходжанні назваў вуліц і плошчаў, праспектаў горада

ІІІ. Этап паўтарэння

1 мін

Арганізацыя работы па пачатку экскурсіі

Адказваюць на пытанні

Дыялог

Слайд 5

Выяўленне прабелаў у ведах і карэкыя ведаў

ІҮ. Этап вывучэння новага матэрыялу

4 мін

9 мін


Знаёмства з назвамі асноўных паняццяў і назваў

Працуем з тэрмінамі і імёнамі, назвамі

Выкарыстоўваю запісаную на дошцы схему маршрута


Работа на дошцы па схеме-маршруту экскурсіі. Слухаюць, дапаўняюць, разважаюць.

Славесна-ілюстрыраваны

Слайды 6,7, 8, 9, 10, 11,12, 13, 14, 15, 16

Умоўная схема маршрута



Сфарміраваць уяўленне аб сталіцы нашай краіны

Ү. Этап першаснай праверкі ведаў і спосабаў дзейнасці

4 мін

1 мін


Заданне на суадносіны паняццяў і азначэнняў

Адказы на пытанні пад час прагляду відэанарысаў



Выбіраюць правільныя адказы, абапіраючыся на фотаздымкі.


Інд.работа

Слайд 6

Развіццё навыкаў самакантроля

ҮІ.

1 мін

Фізкультхвілінка зарадка для вачэй Слайд 17

Праводжу рэлаксацыю выконваюць рухі



ҮІІ. Этап вывучэння новага матэрыялу

6 мін

3мін


Рабата на камп’ютэры (па групах) і з падручнікам па картасхеме горада

Выбіраюць правільныя адказы (1-ая і 2-ая групы).

Правяраюць адказы на камп’ютэры і ацэньваюць.



Славесна-ілюстрыраваны

Наглядны. Дыф. работа



Слайд 18, 19, 20, 21, 22

Сфарміраваць уяўленне аб назвах праспектаў, вуліцаў і плошчаў, будынкаў, пашыраць кругагляд вучняў

ҮІІІ. Этап замацавання і прымянення новых ведаў і спосабаў дзейнасці. Этап карэкцыі, кантроля і самакантроля

4 мін

4 мін


Арганізоўваю самастойную работу

Самаправерка

Работа з фотаздымкамі

Гульня – турнір “Мы – пераможцы”



Выконваюць заданні, працуюць з фотаздымкамі, выконваюць заданні гульні-турніра.

Самастойная работа. Наглядны.

Калектыўная работа



Слайд 23

Ацэнка вынікаў самастойнай дзейнасці

ІХ. Этап інфармацыі дамашняга задання

2 мін

Даю заданні







Слайд 25




Х. Этап падвядзення вынікаў

2 мін

Разам з вучнямі робім вывад аб выкананні пастаўленых задач, ацэньваю работу вучняў на ўроку

Вучні падлічваюць колькасць правільна выкананых

заданняў і ацэньваюць сваю работу



Гутарка

Слайд 24

Фарміраванне ўмення самакантролю на ўроку, ацэнка дзейнасці вучняў

ХІ. Рэфлексія

1 мін

Прапаноўваю вучням адрэфлексіраваць сваю дзейнасць на ўроку

Адказваюць на пытанні, выбіраюць кветкі, упрыгожваюць схему маршрута экскурсіі

Дыялог

Слайд 26

Захаванне радаснага настрою пад час урока

Асеннія плады і насенне – крыніца здароўя

1 клас, прадмет “Чалавек і свет”

Мэта: пазнаёміць вучняў з агароднінай і садавінай, якая распаўсюджана на Беларусі, прывіваць правілы гігіены пры ўжыванні агародніны і садавіны, выхоўваць пашану да працы паляводаў, агароднікаў.

Ход урока:

  1. Арганізацыйны момант.

  2. Пастаноўка тэмы і мэты.

  3. Бягучае паўтарэнне. Чытанне артыкула І. Савіцкага “Хто разносіць нам насенне?” Адказ на пытанне: ”Хто разносіць нам насенне?”

  4. Тлумачэнне новага матэрыялу.

  • Слова настаўніка:

Вас вітае тут Нязнайка,

Ён малюе вельмі шпарка.

Вы памылкі выпраўляйце,

Пры фарбоўцы назірайце,

Ці добра колер падабраны

Працуйце з пэндзлікам старанна.

Расфарбуйце правільна садавіну.


  • Работа на старонках друкаванага дапаможніка.

Я цяпер для вас, рабяткі,

Зачытаю ўсе загадкі.

Вы адгадкі адшукайце,

Загадкі з імі пазлучайце.

У акенца паглядзіце,

На пытанні адкажыце:

Ці заўжды на агародзе

Працавалі вы ў згодзе?

Што расце на калгасных палях?

У вашых садах і агародах?

Як людзям трэба працаваць,

Каб ураджай добры сабраць?



  1. Фізкультхвілінка.

  2. Замацаванне вывучанага матэрыялу.

На кожны з кошыкаў глядзіце,

Змесціва хутка іх знайдзіце,

Нязнайку ўсё вы раскладзіце,

Стрэлкамі правільна злучыце,

Каб агародніна і садавіна

Ляжалі па-асобку, пільна.

Гульня “Сабяры па-асобку”

Слова настаўніка:

Калі захочацца вам з’есці

Моркву, яблык ці бурак,

Я раю вам памыць старанна

Перш, чым паспрабаваць на смак.

У гульню мы зараз пагуляем

Вам правілы цвёрда параім,

Якімі трэба карыстацца,

Каб з мікробамі спрачацца.

Моркву трэба… Цыбулю трэба рваць… Грушу буду есці…



  1. Фізкультхвілінка.

  2. Работа ў цэнтрах.

Цэнтр матэматыкі: успомніце, які сёння дзень тыдня па ліку і месяц, а пасля назавіце столькі відаў садавіны і агародніны.

Мастацкі цэнтр: намалюйце садавіну, якую вам хочацца больш за ўсё зараз з’есці.

Цэнтр чытання і пісьма: злучыце малюнкі агародніны з муляжамі. Падпішыце.

Канструктарскі цэнтр: складзіце мазаіку і назавіце, што атрымалася.

  1. Рэфлексія. Падводзяцца вынікі работы ў цэнтрах.

Літаратурнае чытанне, 2 клас

Я. Колас “На рэчцы зімою”



Мэта: адпрацоўваць навык правільнага чытання цэлымі словамі з захаваннем нормаў літаратурнага вымаўлення; вучыць прыёмам выразнага чытання; узбагачаць слоўнікавы запас вучняў; развіваць мову вучняў; выхоўваць правілы паводзін на лёдзе, уменне працаваць у пары.

Абсталяванне: малюнак сонейка;

карткі №1, №2, №3 для работы ў цэнтрах;

серыя малюнкаў “Зімовыя забавы дзяцей”; сігнальныя карткі.

Ход урока

Рэлаксацыя

У прыродзе ёсць сонейка. Яно ўсім свеціць, усіх любіць і грэе. Давайце ўтворым сонейка ў сабе.

Заплюшчыце вочкі і ўявіце ў сваім сэрцы маленькую зорачку. У думках накіруем да яе праменьчык, які нясе любоў. Зорачка павялічылася. А яшчэ накіруем да зорачкі праменьчык міру, дабрыні, цяпла, святла, пяшчоты, ласкі. Цяпер зорачка стала вялікай, як сонейка, а яно нясе цяпло ўсім-усім. Пакажыце як…

(На дошку вывешваецца малюнак сонейка). Я разам з сонейкам жадаю вам на ўроку добрага настрою і поспехаў.

I Хвілінка чытання

Вучні самастойна чытаюць тэкст на картцы і выконваюць заданні ў цэнтрах



Прачытай тэкст

Я і мой сябар Юра вельмі любім зіму. Замерзла рэчка. Выпаў белы пушысты сняжок. У такі час нам вельмі падабаецца катацца з горкі на санках. У выхадны дзень добра адправіцца ў зімовы лес на лыжах. А яшчэ лепш на рэчцы! Дзень такі сонечны, што зусім не холадна. Мы расчысцілі снег і зрабілі каток. На лёдзе добра пакоўзацца і пагуляць у хакей. А ў цёплы адліжны дзень мы будуем са снегу крэпасць і гуляем у снежкі. Пад акном суседскай дзяўчынкі Тані мы зляпілі вялікага снегавіка.

Колькі радасці і забаў прыносіць дзецям зіма!

Матэматычны цэнтр



Пералічы зімовыя забавы дзяцей.

Цэнтр пісьма



Падпішы малюнак сказам з тэксту.

Навуковы цэнтр



Вызнач галоўную думку тэксту і тэму ўрока.

II Гутарка аб прачытаным

Матэматычны цэнтр



Пералічы зімовыя забавы дзяцей.

Цэнтр пісьма



Падпішы малюнак сказам з тэксту.

Навуковы цэнтр



Вызнач галоўную думку тэксту і тэму ўрока.

Уступнае слова настаўніка

Сягодня на ўроку мы з вамі будзем чытаць твор вядомага беларускага паэта і пісьменніка Якуба Коласа (Вывешваецца партрэт паэта) Ён вельмі любіў зіму, захапляўся малюнкамі зімовай прыроды з дзяцінства. І аб сваім дзяцінстве напісаў шмат цікавых твораў. Адзін з іх мы будзем чытаць зараз.

Уважліва паслухайце верш “На рэчцы зімою” і адкажыце на пытанне

“Ці спадабаўся вам верш?”



ІІІ Першаснае чытанне верша і праверка ўспрымання

Ці спадабаўся вам верш? Які настрой выклікаў?



IV Паўторнае чытанне і выкананне заданняў у цэнтрах

  1. Знайсці незразумелыя словы

Навуковы цэнтр

Чаму не сядзіцца ў хаце хлопчыку? Даказаць адказ радкамі з тэксту.

Матэматычны цэнтр



Колькі ў вершы скзаў? Прачытаць сказ, у якім маці папярэджвае сына аб небяспецы.

Цэнтр пісьма



Падпісаць малюнак радкамі з тэксту. Які настрой выклікалі гэтыя радкі ў вас?

V Слоўнікавая работа

Палонка - незамерзлы або расталы ўчастак ледзянойпаверхні ракі, возера.

Раздолле- прастор.



VI Аналіз верша

  1. Чаму не сядзіцца хлопчыку ў хаце?

  2. Як хлопчык просіцца ў матулі пагуляць? Што можна сказаць пра хлопчыка?

  3. Колькі ў вершы слупкоў? Прачытаць сказ, у якім маці папярэджвае сына аб небяспецы на рэчцы.

  4. Падпісаць малюнак радкамі тэксту. Які настрой выклікаюць у вас гэтыя радкі?

Фізкультхвілінка “Зімовыя забавы дзяцей”

  • пагуляем у снежкі ; пакатаемся на лыжах; пагрэемся на марозе;

  • паназіраем, як падаюць сняжынкі

VII Падрыхтоўка да выразнага чытання

1.Складанне партытуры верша пад кіраўніцтвам настаўніка.

2. Харавое чытанне верша.

3. Работа ў парах. Чытанне адзін аднаму.



VIII Выразнае чытанне

Конкурс чытальнікаў.



IX Самастойная праца

Цэнтр пісьма



Скласці сказы па сюжэтных малюнках на тэму “Зімовыя забавы дзяцей”

Матэматычны цэнтр



Скласці задачу па малюнку ў падручніку і рашыць яе.

Навуковы цэнтр



Скласці правілы паводзін на лёдзе.

Праверка работы ў цэнтрах.



X Падвядзенне вынікаў

XI Дамашняе заданне

Старонка 19, з.5, намаляваць ілюстрацыю да верша



Рэфлексія

Прымацаваць карткі настрою да праменьчыкаў сонейка. Падарыць сонейку свой настрой.






следующая страница>


Отдел образования Несвижского районного исполнительного комитета
550.31kb.

25 12 2014
2 стр.


Отдел образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Приказ

В муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по английскому языку приняло участие 50 учащихся из 24 общеобразовательных учреждений района

110.9kb.

12 10 2014
1 стр.


Отчет мку комитета жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани

Мку комитета жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани

41.84kb.

11 10 2014
1 стр.


Решение Дзержинского районного исполнительного комитета №2488 от 08 ноября 2011г. «О некоторых вопросах осуществления торговли алкогольными напитками в Дзержинском районе»
21.41kb.

27 09 2014
1 стр.


Председатель Славгородского районного исполнительного комитета

Норма обеспечения водой для граждан, проживающих в жилых домах, оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией

365.15kb.

12 10 2014
1 стр.


Архивный отдел администрации белоярского района

Архивный отдел администрации Белоярского района один из самых молодых архивов Ханты-Мансийского округа. Он был создан 8 сентября 1988 года на основании решения №4 исполнительного к

391.98kb.

11 10 2014
3 стр.


Приложение №2

Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, председатель комиссии

707.15kb.

06 10 2014
6 стр.


Закон «Об образовании»

«Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района»

234.43kb.

25 12 2014
3 стр.