Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ОТНОШЕНИЕ К СМЕШАННЫМ БРАКАМ В ТАТАРСКОМ МУСУЛЬМАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ.
Л.Р. Габдрафикова

(Институт истории им. Ш.Марджани Академии наук

Республики Татарстан, с.н.с. отдела новой и новейшей истории)
У татарского этноса на протяжении всей его многовековой истории в рамках Российского государства существовало несколько путей ассимиляции. Во-первых, насильственная или же добровольная христианизация, во-вторых, смешанные браки. Последнее актуально и в наши дни.

Православие активно насаждалось среди татар со второй половины XVI-го вплоть до начала XX века, пока в 1905 году не был принят закон о веротерпимости. За несколько веков у поволжских татар появилась отдельная этноконфессиональная группа – кряшены (крещенные татары). В начале XX века большинство новых кряшен целыми деревнями перешло обратно в ислам. Оставшаяся часть, в основном, старокрещенные татары составляют сегодня небольшую группу. Необходимо отметить, что татарские дворяне, для того, чтобы сохранить некоторые преимущества благородного сословия, также меняли веру. В результате, многие татарские фамилии, среди них такие, как Аксаковы, Апраксины, Карамзины, Мансуровы, Сабуровы, Тургеневы, Юсуповы и т.д., давно уже обрусели. В Уфимской губернии представители татарских дворянских родов – Тевкелевы, Еникеевы брали русские имена и занимали определенные посты, как в губернском правлении, так и в других государственных учреждениях. Безусловно, подобная христианизация из карьерных соображений могла привести и к смешанным бракам, и к дальнейшей потере национальной идентичности.



В XIX веке начинается европеизация татарского общества. Наиболее лояльно к новым веяниям отнеслись представители светской интеллигенции и молодое поколение богатых купеческих семей. Татарское же дворянство уже с конца XVIII века охотно перенимало западные манеры и обучалось в русских гимназиях, университетах. Но основная масса татар пришла к этому лишь в конце XIX века, когда увеличилось количество светских предметов в медресе – духовных училищах, когда часть молодежи отправилась на учебу в Турцию, Египет, где тоже наблюдались прозападные настроения, а некоторые студенты продолжили образование в европейских странах. Проникновение в татарскую недворянскую среду нового уклада жизни приводило к постепенным утратам этноконфессиональных границ. Особенно это было характерно для городской среды, где татары часто соседствовали с другими народами. Одним из результатов тесного общения представителей разных религий становились смешанные браки. Мусульманская община к таким союзам относилась с осуждением. Так, когда во второй половине XIX века житель Татарской слободы Казани, представитель известного купеческого рода, Ибрагим Айтуганов женился на русской девушке, он был вынужден переехать в другую часть города, потому, что единоверцы не приняли его поступок,1 хотя Коран допускал смешанные браки, и мусульманину разрешалось жениться на христианках или иудейках. Более того, после ряда конфликтных ситуаций, связанных с невестами-еврейками, в 1898 году Оренбургским магометанским духовным собранием было официально подтверждено разрешение на браки мусульман с иудейками. А вот браки с христианками строго преследовались по закону и были, поэтому, очень редки2. Скорее всего, купец Ибрагим Айтуганов женился по мусульманскому обычаю (никах), а по российскому законодательству его супружество являлось сожительством. В этой связи весьма любопытна повесть Гаяза Исхаки «Он еще был не женат», написанная в 1916 году в Москве3. Главный герой – образованный татарский юноша Шамсетдин влюбляется в русскую вдову Анну Васильевну. Сам Шамсетдин вырос в татарской деревне, но после окончания медресе, переехал в Санкт-Петербург, где работает приказчиком в татарском магазине. Шамсетдин и Анна начинают жить вместе. При этом, надо заметить, даже по названию произведения, Шамсетдин не воспринимает сожительство как нормальный брак, ему кажется, что он когда-нибудь обязательно женится на татарской девушке и только тогда у него будет настоящая семья. Однако через несколько лет у пары рождается первенец и герою становится понятно, что отношения с Анной – это не временное явление и ребенок связал их навсегда. Между молодыми людьми нет ни психологических, ни интеллектуальных барьеров, но есть неизменная грань – это религия, вместе с ней возникает и вопрос о воспитании детей. Анна, которая старалась многие годы не выставлять свою православную веру перед возлюбленным, все-таки привела детей в церковь и поступила по-своему – крестила их. Гаяз Исхаки описывает сложную душевную борьбу Шамсетдина: как в нем переплетаются любовь к собственным корням и к женщине другой веры. Он вдруг ощущает в себе неприятие её культуры, а обожаемые дети оказываются далеки от него. Из-за своей постоянной занятости, Шамсетдин не сумел научить дочерей разговаривать на татарском языке, молиться, как сам, понимать свой мир. Таким образом, писатель предупреждал о печальных последствиях просвещения и интеграции в русскую среду – в смешанных союзах страдают, в первую очередь дети.

Поэтому основная часть татар избегала таких браков, стараясь сохранить свою религиозную и этническую идентичность. В городах, где преобладало русское население, например, в двух столицах, немалую роль в этом играли татары-мигранты. К примеру, второе поколение выросших в Санкт-Петербурге татар в конце XIX-начале XX века женились на девушках из национальной глубинки и, таким образом, отодвигали опасность ассимиляции4. К слову, подобная практика существует у современных финских татар, которые заключают браки с девушками из различных районов Татарстана5. Благодаря бережному отношению к своим традициям, финские татары полностью сохранили национальное самосознание, чего не скажешь о польско-литовских татарах. Они утратили татарский язык, а часть приняла католичество. Одной из причин ассимиляции современные исследователи называют смешанные браки с христианами6. В одной из таких семей родился и будущий нобелевский лауреат, польский писатель Генрик Сенкевич. Отец литератора был литовским татарином.

Если браки мусульманина с не мусульманками были еще приемлемы, то категорически не допускались союзы татарок с иноверцами. Очень показательной является повесть Фатиха Амирхана «Хаят», написанная в 1911 году7. Дочь купца Хаят влюбляется в русского студента Михаила, но находит в себе силы перебороть любовь, поставив выше собственную веру. Однако, уже в первые годы советской власти стали нарушаться все религиозные запреты. Например, одна из дочерей московского купца Арифа Бурнашева вышла замуж за Моисея Луцкого, секретаря Ф.Э.Дзержинского, другая – за племянника М.И.Калинина8. Постепенно исчезли целые татарские селения. Особенно печальна участь татар, проживающих в бывшем Касимовском уезде Рязанской губернии, которые практически «растворились» в русской среде9.

Помимо браков с православными, в пореформенное время заключались матримониальные союзы и с представительницами других ветвей христианства. Например, младший сын казанского купца Шакира Казакова – Мухаммед женился в 1910-х гг. на немке. На тот момент он проживал в Берлине, куда был направлен отцом по купеческим делам и где вел мелкую торговлю. В семье родились двое детей, которых назвали мусульманскими именами – Махмуд и Марьям. Во время войны Казаковы переехали в Турцию10. Очевидно, это один из немногих случаев, когда удалось сохранить религиозное самосознание.

Европеизация татарского мусульманского общества породила тип людей, которые оказались на перепутье. Интегрируясь в русское общество, они нередко теряли свою самобытность. Для психологии городских татар начала XX века была характерна некая двойственность. «Я не европеец и не азиат. Остался между ними», – писал о себе публицист Фатих Карими11. Эта двоякость мешала ему и в выборе спутницы жизни. Во время путешествия по Европе он познакомился с гувернанткой-француженкой. Девушка готова была выйти за него замуж. Однако Фатих передумал. Неизвестно какие межэтнические и межконфессиональные конфликты мог бы породить этот несостоявшийся брак, но через несколько лет писатель Фатих Карими женился на дочери татарского купца Саиде.

Таким образом, в конце XIX – в начале XX века у татар возникает проблема смешанных браков. В этот период межконфессиональные и межэтнические семейные пары были редким явлением, хотя уже тогда вызывали тревогу у общественности. Такое отношение подкреплялось и соответствующей государственной политикой, проводниками которой были мусульманское духовенство и русские миссионерские органы. Настроения татарского мусульманского общества нашли отражение и в художественной литературе начала XX века, где семья рассматривалась не только как союз двух любящих людей, но и как хранительница культурных и религиозных традиций.



1 Салихов Р. Печальный баит «Айтуган» // Время и деньги. - 21 апреля 2004 года

2 Азаматов Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII-XIX вв. – Уфа, 1999. – С.133-134.

3 Исхаки Г. Он еще был не женат (на тат. яз.) // Зиндан. Избранные прозаические и сценические произведения. – Казань, 1991. – С.320-374.

4 Загидуллин И. Мусульманская община в Санкт-Петербурге. – Казань, 2003. – С.150

5 Казанцев В., Минвалеев А. «Тарья Халонен: «Финские татары приезжают за женами в Казань» // Бизнес-онлайн. – 2010. – 10 ноября.

6 Мишкинене Г. Очерк истории и культуры литовских татар //Диаспоры. – 2005. – № 2. – С. 40-62

7 Амирхан Ф.. Хаят //На перепутье. Рассказы и повести (пер. с тат.) – Казань, 1979. – С.232-277

8 Сафаров М.. На земле моих предков// Татарские новости. –1999. – №1–2 - С. 7.

9 Джамдихан Р. Чужие на Родине? // Татарские края. – 2002. –№45 (ноябрь).

10 Губайдуллин С. Казаковы // Эхо веков -Гасырлар авазы. – 2004. – №2. – С.212

11 Шараф З. Фатих Карими (на тат. яз.) / Фатих Карими. Научно-биографический сборник. – Казань, 2000. – С.89




Отношение к смешанным бракам в татарском мусульманском обществе в конце xix-начале XX вв

У татарского этноса на протяжении всей его многовековой истории в рамках Российского государства существовало несколько путей ассимиляции. Во-первых, насильственная или же добровол

64.37kb.

14 12 2014
1 стр.


Англия в конце XVIII первой половине XIX века

В конце XVIII начале XIX в в промышленный переворот в Англии переходит в завершающую стадию

146.46kb.

16 12 2014
1 стр.


Положение женщины в татарском обществе в конце XVIII первой половине XIX вв.

Защита состоится «20» мая 2011 г в 10. 00 часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций д 022. 002. 01 при Институте истории им. Ш. Марджани Академии на

477.49kb.

25 12 2014
3 стр.


Татарское общественно-политическое движение в конце XIX начале ХХ вв как фактор конструирования национальной идентичности

Работа выполнена в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан

529.49kb.

10 10 2014
3 стр.


Семантические традиции цвета в татарском национальном костюме на примере женского костюма казанских татар XVIII-XIX вв

Татарский костюм, как общенациональная форма одежды, сложился в середине XVIII – начале XX веков, и в нем органично переплелись символические элементы мусульманской культуры и языч

43.09kb.

12 10 2014
1 стр.


«Проблема власти в конце XVIII в начале XIX вв. Власть. Общество. Человек.»

К утверждению и распространению единообразия и порядка в Государственном управлении, признали Мы нужным установлению Государственного Совета дать образование, свойственное простран

31.24kb.

11 10 2014
1 стр.


История образования и деятельности органов Переселенческого управления в Казахстане в конце XIX начале XX вв. 07. 00. 02 Отечественная история

Работа выполнена на кафедре археологии, этнологии и Отечественной истории исторического факультета Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова

485kb.

25 12 2014
3 стр.


Н. К. Карасева Домашнее производство кумандинцев предгорного Алтая в конце XIX – начале XX вв

Алтая. На фоне перманентно возникающих в мире экологических катастроф опыт культурной адаптации кумандинцев представляется поистине бесценным

112.72kb.

16 12 2014
1 стр.