Перейти на главную страницу
Специальность 07.00.02 – Отечественная история
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Казань – 2011
Работа выполнена в отделе истории и общественной мысли
Государственного учреждения «Институт Татарской энциклопедии
Академии наук Республики Татарстан»
Научный руководитель: Официальные оппоненты: Ведущая организация: |
кандидат исторических наук, доцент
Ногманов Айдар Ильсурович доктор исторических наук Салихов Радик Римович кандидат исторических наук, доцент
Махмутова Альта Хазиевна ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» |
Защита состоится «20» мая 2011 г. в 10.00 часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 022.002.01 при Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420014, г. Казань, Кремль, подъезд 5.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат исторических наук Р.Р.Хайрутдинов
Актуальность обращения к «женской теме» обусловлена также негативными явлениями в современном российском обществе, которое переживает кризис института семьи, обесценивание семейных и духовно-нравственных ценностей, обострение ряда социальных и демографических проблем. Преодоление этих тенденций невозможно без использования потенциала и исторического опыта различных конфессий и народов. Особенно это касается дореволюционной России, где духовные и нравственные позиции семьи в воспитании детей, привитии им традиционных ценностей, были определяющими, а роль представительниц прекрасного пола в этом процессе чрезвычайно велика и значима.
В этой связи вполне обоснован интерес к положению татарских женщин. Традиционные представления об их жизни и роли в обществе до 1917 г. носят односторонний характер. Образ татарки обычно ассоциируется с затворницей, занимавшей подчиненное положение в семье и обладавшей ограниченными социальными правами. Закреплению данного стереотипа в общественном сознании в немалой степени способствовала принадлежность татар к исламскому миру. Тезис о бесправности женщины в исламе воспринимается как аксиома, хотя он далек от истины и проистекает от искаженного восприятия европейцами мусульманских традиций и ценностей. При этом забывается, что и в западных цивилизациях женщины до недавнего времени были поставлены в подчиненное положение к мужчине.
Преодолевать сложившиеся стереотипы сложно, поскольку во многом они соответствуют действительности. Приниженное положение татарки, которое выражалось в подчинении до замужества воле родителей, после свадьбы – мужа, подтверждается объективными фактами. Однако говорить о полной закрепощенности и неправоспособности татарских женщин также неправомерно, поскольку ислам и российское законодательство предоставляли им определенные социальные гарантии. Установление объективной картины в данном вопросе представляется актуальной и с научной точки зрения обоснованной проблемой.
Вместе с тем, женская «тема» и различные аспекты жизнедеятельности татарок нашли отражение в работах ученых, занимавшихся исследованием истории татарского народа, истории педагогики, истории татарской общественной мысли и литературы, в трудах этнографов, исламоведов, социологов и т.д.
В дореволюционный период пионером в изучении этой темы выступил К.Ф.Фукс. Его классическая работа сыграла определяющую роль в формировании взглядов последующих авторов на татарскую женщину1. Не без ее влияния в историографии закрепилось мнение, что социально-экономическое положение татарок в семье и обществе в значительной степени определялось хозяйственно-бытовым укладом населения. Некоторые аспекты социального поведения татарок, детали их повседневной жизни нашли освещение в трудах К.Насыйри2.
В начале XX в. появились исследования, в которых рассматривались семейно-бытовые особенности, брачные традиции и религиозные обряды волго-уральских татар3. В этот же период положение татарской женщины впервые становится предметом общественного обсуждения. Р.Фахретдинов,
Интерес к женскому вопросу значительно вырос в первые годы советской власти, однако научные изыскания в этой области в значительной степени корректировались идеологическими установками со стороны государства. В 1920-е гг. появились работы А.Сайфи, А.Мухитдиновой, С.Атнагулова8, в которых подчеркивалась определяющая роль Октябрьской революции в деле освобождения татарских и всех мусульманских женщин. В 1922 г. Г.Ибрагимов впервые дал периодизацию истории женского движения, выделив в нем три этапа: первый – века полной порабощенности женщины (примерно, до конца XIX в.); второй – период первых шагов в борьбе за ее освобождение (конец XIX в. – Первая мировая война); третий – период освобождения татарки (Первая мировая война – до времени написания работы)9. В 1970-е гг. эта периодизация была скорректирована В.Н.Смирновой, которая, в традициях советской историографии, сделала переломным моментом между 2 и 3-м этапами Октябрьскую революцию10.
Со второй половины 1920-х гг. женская тема надолго выпала из поля зрения исследователей. Лишь во второй половине 1950-х гг. появились работы В.М.Горохова и А.Б.Рустямовой, посвященные истории женского образования у татар11. В 1960–1970-е гг. историки вновь обратились к вопросам участия татарок в национально-освободительном движении, переменам, произошедшим в их жизни после Октябрьской революции, и вовлечения женщин в процесс социалистического строительства. Труды В.Н.Смирновой, З.Бурнашевой, Т.А.Биктимировой12 несут в себе отпечаток эпохи, ориентированной на критическое отношение к любым формам некоммунистического мировоззрения. Исключением являются работы А.Х.Махмутовой13, в которых с максимально возможной для советского времени объективностью, рассмотрена история становления женского образования у татар. В 1970–1980-е гг. в этносоциологических исследованиях по проблемам семейно-брачных отношений делались попытки рассмотрения положения татарской женщины в семье в историческом аспекте14.
С начала 1990-х гг. на фоне усиления интереса к женской проблематике в российской историографии активизировались и татарские исследователи. В частности, новое освещение получили темы борьбы за равноправие и просвещение татарских женщин в начале XX в.15 Взгляды джадидистов и кадимистов на женский вопрос нашли отражение в работах Р.Т.Нугмановой и Р.Г.Мухаметшина16. Э.З.Багмановой предпринята попытка анализа государственной политики в отношении женщин в советский период17.
Ни одно явление или событие не может быть полноценно раскрыто без анализа исторических условий, в которых возникло и развивалось. Исследования Г.С.Губайдуллина, Х.Х.Хасанова, В.М.Кабузана, Д.М.Исхакова, Р.Р.Хайрутдинова, З.С.Миннуллина, А.Ю.Хабутдинова, И.А.Гилязова, А.И.Ногманова, И.Р.Валиуллина, Б.И.Измайлова18 и др. историков освещают различные аспекты функционирования татарского общества в XVIII–XIX вв., дают представление о материальной и культурной среде, в которой протекала жизнь татарской женщины, факторах, определявших ее социально-экономическое и правовое положение. Данную картину дополняют обобщающие труды по истории татарского народа и этнографии татар19.
В сравнительном аспекте интересны для рассмотрения исследования Г.Т.Бакиевой, Н.В.Бикбулатова и Ф.Ф.Фатыховой, А.З.Асфандиярова, Ю.А.Ибрагимовой20, позволяющие установить общее и особенное в положении женщин у татар и башкир – двух родственных народов, живших в тесном взаимодействии друг с другом, принадлежавших к одному вероисповеданию, находящихся в одном правовом поле.
Отдельную группу работ, связанных с темой диссертации, составляют труды по исламской тематике. Влияние ислама на общество, регламентация семейно-брачных отношений нормами мусульманского права, другие проблемы, важные с точки зрения реконструкции ситуации в татарском обществе, затрагивали в своих работах видные российские востоковеды Н.Торнау, Р.Эфендиев, А.К.Казем-Бек, В.В.Бартольд, миссионеры М.А.Машанов и Н.П.Остроумов, европейские ориенталисты А.Кремер, Р.Шарль, советские ученые Л.И.Климович, М.И.Садагдар, М.В.Вагапов, Л.И.Шайдуллина, Г.М.Керимов21. В русле идеологической установки сформировалось целое направление в историографии, представители которого освещали опыт «раскрепощения» женщины-мусульманки в различных регионах СССР22.
В постсоветский период обозначился повышенный интерес исследователей к истории взаимоотношения государства и ислама на территории России. К этой проблематике обращались Д.Д.Азаматов, Д.Р.Гильмутдинов, И.К.Загидуллин и др. авторы23. Статус женщины в исламе получил новое осмысление в работах Л.И.Тухватуллиной и Г.Р.Балтановой24. Из новейших работ необходимо выделить диссертационное исследование И.А.Мухаметзарипова25, посвященное особенностям функционирования норм шариата в условиях российской правовой системы.
Теоретико-методологическую значимость для настоящей диссертации имеют труды по «женской истории», в том числе фундаментальные работы Н.Л.Пушкаревой, в которых новейшие методы и приемы научного поиска, в частности гендерный, использованы для освещения положения русской женщины в X–XX вв.26 Попытки гендерной трактовки женской тематики предпринимаются и представителями ряда национальных исторических школ27.
Все вышеизложенное позволяет констатировать отсутствие системности в изучении положения женщины в татарском обществе до 1917 г. В историографии преобладают работы этнографического плана и имеющие отношение к исламской проблематике. Исторические исследования концентрировались на рассмотрении узкого круга проблем, связанных преимущественно с образованием женщин и их участием в общественном движении первой четверти XX в. Жизнь татарских женщин в конце XVIII – первой половине XIX вв. оказалась практически вне поля зрения историков. Попыткой восполнить существующий пробел является настоящая диссертационная работа.
В диссертации использованы сборники опубликованных документов, имеющие отношение к проблематике исследования – «Аграрный вопрос и крестьянское движение в Татарии XIX века», «История Татарии в документах и материалах», «Источники по истории Татарстана (XVI–XVIII вв.)»29.
Ценная информация о жизни и быте волго-уральских татар сосредоточена в этнографических трудах, появлению которых способствовали экспедиции, организованные в 1760–1770-х гг. Российской академией наук (И.И.Лепехин, С.Г.Гмелин, П.С.Паллас, И.Г.Георги30). Среди работ более позднего периода особо значимы сочинения К.Фукса и К.Насыйри31, которые изнутри наблюдали татарское общество, его быт, обычаи и традиции, материальную и духовную культуру. Отдельные проблемы, связанные с демографией, семейно-бытовой жизнью, религиозными воззрениями, образованием, хозяйственной организацией у татар, а также некоторые статистические показатели нашли отражение в сочинениях М.С.Рыбушкина, В.А.Сбоева, М.Лаптева, А.Ф.Риттиха, Н.Н-чъ.32 Взгляд стороннего человека на жизнь татарского населения представлен в мемуарах британского путешественника Э.Т.Турнерелли, жившего в Казани в 1837–1844 гг.33 Определенным итогом этнографических изысканий ученых XIX в. стала книга «Народы России. Татарское племя», вышедшая в 1879 г.34
Особую группу источников составляют источники религиозного содержания – Коран и хадисы. На них опираются нормы шариата, регламентировавшие положение татарской женщины на протяжении столетий, включая интересующий нас период. К этой категории источников также примыкают сочинения мусульманских богословов, трактующие священные книги мусульман35.
В диссертационной работе широко использованы литературные и фольклорные памятники. Их значимость в том, что это немногие источники татарского происхождения, аутентичные исследуемой эпохе. В стихах и поэмах Г.Утыз Имяни, Габдуссаляма, Г.Кандалый36, живших в XVIII – первой половине XIX вв., описаны внешний облик, быт и занятия простых татарок. Произведения проливают свет на правовое положение женщин, отражают представления об их месте в обществе, бытовавшие среди татар. Об эволюции этих представлений позволяют судить сочинения татарских поэтесс и писательниц (Г.Самитова, Г.Биктимерова, М.Акчурина и др.) конца XIX – начала XX вв., вошедшие в сборник, подготовленный М.Х.Гайнуллиным37. Четверостишья, поговорки, песни и другие памятники устного народного творчества, содержат ценные, хотя порой и неоднозначные сведения о ментальных представлениях татар в отношении женщин. Они помогают отчасти восполнить имеющиеся документальные пробелы по теме38.
II. Неопубликованные источники. В исследовании использована делопроизводственная документация учреждений разного уровня, в основной массе сосредоточенная в Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ). Изучение фондов архива позволило получить ценную информацию о различных сторонах жизни татарских женщин в конце XVIII – первой половине XIX вв.
При всем многообразии привлеченных архивных источников приоритетное значение для диссертационной работы имеют материалы фонда Казанской Татарской ратуши (ф.22). Здесь отложились дела, анализ которых позволяет очертить круг проблем, с которыми татарки сталкивались в повседневной жизни, определить степень и характер их участия в жизни татарской общины Казани, в исполнении государственных и земских повинностей и т.д.
Ценные материалы об имущественном положении татарских женщин, их торгово-коммерческих операциях, владении землей, заводами, мельницами и другой собственностью, выявлены в фондах Казанского губернского правления (ф.2), Казанской губернской казенной палаты (ф.3), Казанской городской общей и шестигласной думы (ф.114).
Фонд Канцелярии казанского губернатора (ф.1) содержит ходатайства матерей о возвращении сыновей из рекрутов, в фонде Казанской палаты уголовного суда (ф.13) аккумулированы дела по фактам уголовных правонарушений в отношении татарок. В фондах Казанского татарского сиротского суда (ф.139) выявлены дела о разрешении имущественных споров и вопросов опеки мусульман, изучено содержание духовных завещаний, исковых заявлений.
6. В конце XVIII – первой половине XIX вв. татарская женщина имела широкие имущественные права, в том числе право на частную собственность, закрепленное в нормах мусульманского права. Среди татарок были владелицы недвижимости (преимущественно жилых домов), торговых заведений, заводов, хотя число их было незначительно. Как правило, в полное управление имуществом татарка вступала в случае смерти мужа. Из-за неумения вести торгово-коммерческие дела, а также нежелательности присутствия женщин в обществе мужчин, состоятельные татарки перепоручали управление собственностью доверенным лицам, в основном из числа родственников. Большинство же татарских женщин находилось на полном обеспечении мужчин.
Защита состоится «20» мая 2011 г в 10. 00 часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций д 022. 002. 01 при Институте истории им. Ш. Марджани Академии на
25 12 2014
3 стр.
В конце XVIII начале XIX в в промышленный переворот в Англии переходит в завершающую стадию
16 12 2014
1 стр.
Торгово-экономические отношения российской империи с сопредельными странами востока во второй половине XVIII – первой половине XIX в
07 10 2014
6 стр.
Колонизационные процессы в значительной степени направлялись властями. С одной стороны, это была ссылка, с другой – переселения из Европейской России. Но особенно важную роль играл
12 10 2014
1 стр.
Цели: 1 сформировать представление об основных литературных направлениях русской литературы в первой половине XIX века, выявить их основные особенности
06 10 2014
1 стр.
Российской империи в первой половине XIX века, а так же с достижениями российской науки в это время
26 09 2014
1 стр.
У татарского этноса на протяжении всей его многовековой истории в рамках Российского государства существовало несколько путей ассимиляции. Во-первых, насильственная или же добровол
14 12 2014
1 стр.
Тема 1: Строители империи: Петр I и его преемники. Россия в первой половине XVIII в
25 12 2014
1 стр.