Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОТНОШЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К ГОСУДАРСТВУ И ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ. 9
1.2. Русские философы об отношении христианина к воинской службе и государству. Христианство и политика. 35
1.3. Пацифизм и его нехристианский характер. Философская критика пацифизма и непротивленчества. 51
1.4. История влияния Церкви на формирование военной организации Российского государства. 69
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ 88
2.1. Духовное просвещение – основа здоровья и безопасности нации. Формирование сознания нации - важнейшая функция государства. Важнейшая задача – формирование целостного мировоззрения защитника Отечества. 88
2.2. Патриотизм как необходимое условие безопасности Отечества. Русский патриотизм как явление религиозного характера. 121
132
2.3. Патриотизм и национализм 133
2.4. Патриотизм и космополитизм 143
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛУБА ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИМЕНИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. 149
3.1 Панкратион – как необходимость. 149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172
Список использованных источников 178
ВВЕДЕНИЕ
В октябре 2008 года начал свою работу клуб военно-патриотического воспитания имени святого благоверного князя Александра Невского. Клуб создан на базе Тульской духовной семинарии. Практическая деятельность клуба состоит в проведении факультативных занятий по разделам православного богословия и в проведении тренировок по спортивным единоборствам. К занятиям приглашаются все желающие молодые люди, исповедующие православную веру.
Очевидным фактом является необходимость начальной подготовки к службе в армии (НВП). Боеспособность нашей армии напрямую зависит от гармоничности развития каждого солдата и офицера. «В здоровом теле - здоровый дух» - лозунг на все времена, однако, требующий внимания относительно различных интерпретаций. Одной из составляющих гармонии личности является чувство патриотизма и любви к Отечеству.
Воспитание в духе Православия является воспитанием, в том числе, и в духе патриотического служения Отечеству. Одним из видов патриотического служения Отечеству является служба в Вооруженных Силах России. Сегодняшние спортсмены–единоборцы завтра станут отличными солдатами. Но будут ли они адекватно себе представлять во имя чего они взяли в руки оружие зависит от их просвещения. Воцерковление подрастающего поколения является необходимым условием воспитания истинных патриотов нашего Отечества.
Мы не отрицаем, что патриотическое чувство возможно воспитать в человеке не обращаясь к православной вере, но, на наш взгляд, подобное воспитание будет неполным, страдающим однобокостью и нетвердостью. Митрополит Антоний (Храповицкий) считает, что если сумеют военное духовенство и педагоги создать в армии русский православный строй, то «они сделают для нашего воинства и для России больше, чем сделал Суворов, больше князя Пожарского; те обеспечили ее современное состояние, а этим упрочили бы надолго ее будущее, не только в смысле ее целости и политической силы, но и в смысле ее нравственной чистоты и мощного возрастания в вере, разуме, добродетели»[1]. Православная вера дополняет патриотическое чувство, как бы окрыляет его, заставляет с большим тщанием и заботой защищать свою Родину, быть ее достойным представителем, не уронить престиж страны и нации.
Православное военно-нравственное и духовное воспитание – это не только дань традиции в России и следование путем своих предков, это сила и мощь, без которой материальное благополучие граждан и даже сильная экономическая система государства предстанут колоссом на глиняных ногах, легко поддающимся уничтожению и поруганию. Патриотизм – это одно из главных составляющих каждой нации, поэтому будущее народа возможно только вместе с твердым патриотическим духом и религиозным сознанием ответственности за свою страну.
Актуальность темы обосновывается непрестанной заботой Церкви и государства о нравственном и военно-патриотическом воспитании молодого поколения как надежного гаранта в укреплении государственности. Теперь же, когда Российская Федерация имеет проблемы, связанные со службой в вооруженных силах и находится в поисках решения этих проблем, исследования, посвященные современной проблематике военно-патриотического воспитания приобретают первостепенную важность и нередко предлагают методы решения в сложившейся ситуации. Существенную помощь в преодолении упадка нравственности и как следствие патриотического чувства в народе может оказать Русская Православная Церковь – неизменная спутница и помощница русскому государству.
Сегодня мы с тревогой должны констатировать тот факт, что в православных храмах практически отсутствует мужская активная половина населения, способная влиять как мощная политическая сила на формирование политической воли руководства страны.
Россия есть страна православная в историческом и геополитическом аспектах. Историческая миссия России состоит в том, чтобы свидетельствовать миру свет Христовой веры и быть оплотом и защитой этому свидетельству. Но различного рода деятели навязывают и пророчествуют для России самые разнообразные служения, но только не служение Христу.
Наше будущее в наших детях. Но каким оно будет – это будущее? Знаем ли мы сами, какое будущее мы хотим? Мнения здесь самые различные. Стратегическое развитие страны не определено, миссия России ясно не обозначена, Русская идея не является безусловно определенной и всенародно поддержанной.
Мыслитель и философ Иван Ильин так сформулировал национальную идею: «Быть русским – значит быть православным». Но мы сегодня живем как в кромешных потемках, мы совершенно дезориентированы в пространстве. Не раскрыт и непонятен нам смысл самого выражения: «Быть православным». Основная проблема нашего времени именно в том, что многое непонятно, не раскрыто, не разъяснено, утеряно в годы лихолетия советской власти.
Сегодня не раскрыт ответ на вопрос служения Отечеству, не доведен в должной степени до народных масс.
Можно с горечью утверждать, что нынешние защитники Отечества в большинстве своем вслепую выполняют свое служение. Они не просвещены, по тем или иным причинам. Служа Отечеству, они, на самом деле, не всегда понимают, а что, собственно, есть их Отечество.
Сложная обстановка в современном мире вынуждает быть особенно бдительными. Реальные угрозы исходят не только на внешних, но и на внутренних фронтах. Современные войны носят все более внутренний, скрытый характер. Новый термин «информационные войны» соответствует действительности, борьба в этих войнах ведется за сознание народа и за человеческие души. Соответственно, от защитников Отечества требуется всесторонняя подготовка, позволяющая вести боевые действия и побеждать не только на явных видимых фронтах, но и на духовных невидимых линиях обороны.
Чтобы начать воспитывать истинных будущих защитников, нам необходимо ответить самим себе на вопрос: а какими они должны быть, что они должны знать и уметь? При различного рода суждениях и выводах сегодня крайне необходимо избегать крайностей и сваливания вправо или влево.
Мы живем в таком странном времени, когда вновь перед человечеством встают глобальные вопросы на, которые, казалось, раз и навсегда ранее найдены ответы. Что есть добро? Что есть зло? Что такое наша Родина? Что такое наше Отечество? Что значит быть православным? Что такое Истина? Каковы истинные ценности? Как отличить их от ложных? От верности ответов зависит наше будущее.
Сегодня мир столкнулся с нетипичным способом ведения войны. По миру прокатилась волна странных, так называемых «бархатных» революций, в результате которых без ведения в привычном понимании боевых действий и кровопролитий целые страны были подчинены оппозиционному режиму.
«В общих чертах многие понимают серьезность ситуации, но никто ничего не может сделать. На сегодня нет ясного понимания о том, кто и как воюет против России. Периодически в печать просачивалась информация об исследованиях Пентагона и ЦРУ по технологии смены власти без военных конфликтов, в рамках закона, но эту возможность никто всерьез не воспринимал. Как можно какие-то технологии сравнивать с танковыми дивизиями и ядерным оружием? Но произошли странные «революции», и мир понял, что вступил в новую эпоху. Решающее значение приобретали непонятные «новые технологии»[3].
Непонятно, как враг будет действовать. Если во время наступления войск в прошлых войнах население знало, что его ждет, то сегодня люди дезориентированы. Им внушают, что происходящие события есть признак цивилизации и свободного демократического общества. Комментарии на эту тему больше затуманивают положение, нежели проясняют его. Но основная масса людей успокаивается таким «объяснением».
Тем не менее, ситуация не стоит на месте, все очень динамично и нестабильно. Сегодня приходит понимание того, что стабильность нелегко находится в современной суете. Находится она, как не парадоксально, все же не в современных достижениях, а в патриархальной древности. И начинать выстраивать линию обороны необходимо не в Генштабе, а в обычном классе средней школы. Именно воспитание подрастающего поколения в духе веры наших предков, в духе Православия, позволит надеяться на стабильное процветание России. Но для начала необходимо самим взрослым во многом разобраться, получить для себя ответы на те самые глобальные вопросы, которые вновь ставит современность.
Любовь к Родине – это не готовность испытывать удовольствие от благ, которые она предлагает. «Бери от жизни все» – рекламный лозунг, усиленно навязываемый нашей молодежи, способен разрушить и растлить молодое, неокрепшее сознание. Такая доктрина, предлагаемая средствами массовой информации, современной кино- и видеопродукцией, может воспитать только человеческий эгоизм и разделение в обществе. На такой основе нельзя сформировать не только высокие идеалы служения, верности, преданности, чести, но даже элементарные навыки терпения и доброжелательности. Мы, к сожалению, запоздали с осознанием актуальности патриотического воспитания. Общеобразовательная школа, традиции отечественной педагогики упорно разрушались в прошедшие 90-е годы. Сейчас мы уже имеем плоды недостатков детского воспитания у молодых людей, родившихся в постперестроечное время. Долгие годы существовал критерий: благо страны, благо Отечества. Об этом всегда с разной степенью свободы говорила Церковь, и воспитывалось семьей, школой, общественными институтами. Крайне необходимо прививать молодежи такое отношение к миру, к жизни, к ближним и дальним, такую любовь, которая устоит перед сиюминутной собственной выгодой, которая может возвести человека над равнодушием, безразличием и эгоизмом. Во многом это зависит не от государственных программ, не от финансирования, а от личной гражданской и нравственной позиции каждого человека и поддержке Русской Православной Церковью осуществления нравственно-патриотической работы.
следующая страница>