Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ОЛИМПИАДЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 КЛАСС

Задание №1. Решите лингвистические задачи:

1. Какие слова получатся, если вы прочитаете лён, луг, люк, альт наоборот? Запишите эти слова. Какое из них окажется «четвертым лишним»?

Количество баллов.

Одно слово – 0,5 балла.



Максимум 2 балла.

2. О каком языковом явлении (и о словах, с ним связанных) русский ученый конца Х1Х – начала ХХ века Роман Федорович Брандт писал: «…они имеют весьма симпатичную сторону как памятники мирного общения народов и их взаимного обучения»?

Количество баллов.

Ответ на вопрос – 2 балла.



Максимум – 2 балла.

3. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

Количество баллов.

1 балл.

ОТВЕТЫ:

1. Ответ.

1. Гул, куль, тля.

2. Четвертое лишнее - нёль.

2. Ответ.

Р.Ф. Брандт писал о заимствовании иноязычных слов и о заимствованных словах.



3. Ответ.

Что написано пером, то не вырубишь топором.


Задание №2.

Есть ли родственная связь между словами килограмм и грамматика? Прокомментируйте свой ответ.



Количество баллов.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Комментарий – 5 баллов.

Максимум 6 баллов.
Ответ.

Родственной связи нет: одним из корней слова килограмм является греч. граммамелкая мера веса, а грамматика – от греч. граммаписьменный знак.


Задание № 3. Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.

Количество баллов.

Ответ на вопрос – 0,5 балла.



Максимум – 4 балла.
ОТВЕТ: Дебаты - споры, интуиция – чутье,  изолировать - отделить, метаморфоза - превращение, приз – подарок, тотальный - всеобщий, социальный - общественный, превалировать – преобладать.
Задание № 4. К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?

1) Мать грустно смотрела на детей.

2) Ожидание было грустно.

3) Мне грустно.

Количество баллов.

Ответ на вопрос – 1 балл.



Максимум – 3 балла.
ОТВЕТ:

1) наречие;

2) краткое прилагательное;

3) категория состояния. 


Задание № 5.

Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?



Так спросил у озорного

Кота Васи я:

Что же значит это слово:



Ка-та-ва-си-я?

Кот весьма любезен был –

Объяснил наглядно:

Всю посуду перебил

И спросил:

Понятно?



Количество баллов.

Ответ на вопрос об использованном приеме – 1 балл.

Выявление языкового средства и его определение – 3 балла.

Максимум – 4 балла.
ОТВЕТ: Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов. Омофоны – слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся. Например, тушь – туш, балл – бал, орёл – Орёл, кот – код и проч.
Задание № 6.

Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, кочерга, блюдце, эполеты, боярин, килограмм. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения. Количество баллов.


Количество баллов.

Форма образована верно – 0,5 балла (итого 4 балла).



Максимум – 4 балла.

ОТВЕТ: Доньев, туфель, грузин, кочерёг, блюдец, эполет, бояр, килограмм – килограммов.
Задание № 7.

Какую синтаксическую роль в предложении выполняют выделенные слова?

А) Он дал мне письмо с просьбой опустить его в почтовый ящик.

Б) Ветви елей тянулись к моему лицу.

В) Целыми днями они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.

Г) Я жду не дождусь окончания работы.
Количество баллов.

Правильный ответ – 1балл.



Максимум – 5 баллов.

ОТВЕТ: а) определение; б) определение; в) обстоятельство времени; обстоятельство цели (с какой целью? или для чего?); г) сказуемое.

Задание № 8.  

Сокол – хищная птица, отличается острым зрением и быстротой полета, особенно при преследовании добычи. Существует выражение: «гол как сокол». Какая тут связь?


Количество баллов.

Правильный ответ – 3 балла.
ОТВЕТ: Сокол – хищная птица и выражение «гол как сокол» никак не связаны. «Сокол», голый и гладкий, так называли старинное стенобитное орудие из чугуна. Его подвешивали на железных цепях и ломали с успехом любую стену, и каменную, и деревянную.

 

Задание № 9.

Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь приставок? Свой ответ обоснуйте, указав морфемный состав слов.
Взобраться, вскочить, вспомнить, самообслуживание, понавыдумывать.
Количество баллов.

Морфемный состав слова – 1 балл.



Максимум 5 баллов.
Ответ.

7 приставок.

Взо – бр – а – ть – ся – 1 приставка.

В – скоч – и – ть – 1 приставка.

Вс – помн – и – ть – 1 приставка.

Сам – о – об – служ – и – ва – ний – е – 1 приставка.

По – на – вы – дум- ыва – ть – 3 приставки.
Задание № 10.

Отредактируйте предложенные предложения, запишите исправленный вариант:

А) Мать любила и гордилась своим сыном.

Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.

В) Мемориальный памятник установлен на площади.

Г) С ним произошел неприятный инцидент.

 

Количество баллов.

Правильно отредактированное предложение – 1 балл.

Максимум 4 балла.

ОТВЕТ:

А) Мать любила и гордилась своим сыном. - Мать любила своего сына и гордилась им.

Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.

Свидетель показал, что видел …

В) Мемориальный памятник установлен на площади. - Памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент. - С ним произошел инцидент.
Задание № 11. Творческое задание

Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.

И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина, и та испросистася къ Цесарюграду с родом своимъ. И поидоста по Дънепру, идуче мимо и узрѣста на горѣ городокъ. И въспрошаста, ркуще: «Чий се городъ?» Они же ркоша: «Была суть три братья — Кий, Щекъ, Хоривъ, иже сдѣлаша городъ сий, и изъгыбоша, а мы сѣдимъ род ихъ, и платимы дань козаром». Асколдъ же и Диръ остаста в городе семъ, и многы варягы съвокуписта и начаста владѣти польскою землею, Рюрику же княжящу в Новѣгородѣ.
Задание к тексту:

Укажите значение слова муж в первом предложении текста.


Количество баллов.

10 баллов за перевод+2 балла за определение слова.



Максимум: 12 баллов.
ОТВЕТ: И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

Муж(ь) — в древнерусском языке — «именитый, почтенный человек».


Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

Баллы

5

6

4

3

4

4

5

3

5

4

12

55

Ответы на задания корпоративной олимпиады по русскому языку 9 класс задание №1. Решите лингвистические задачи

Какие слова получатся, если вы прочитаете лён, луг, люк, альт наоборот? Запишите эти слова. Какое из них окажется «четвертым лишним»?

80.25kb.

30 09 2014
1 стр.


Ответы на олимпиадные задания 11 класс задание №1. Решите лингвистические задачи

Русский писатель XIX века Титов писал под псевдонимом Тит Космократов. А как было его настоящее имя?

98.57kb.

30 09 2014
1 стр.


5 класс Время выполнения работы – 60 минут I тур Задание 1

Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году

34.13kb.

15 10 2014
1 стр.


Школьный тур олимпиады по русскому языку Задания 5 класс

Какое слово определяет уклончивого собеседника: дипломатичный или дипломатический? Объясните свой выбор

181.11kb.

14 10 2014
1 стр.


Олимпиада по русскому языку для 4 класс. Школьный тур. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов

Предлагаются олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 4 классов. Школьный уровень

32.28kb.

14 10 2014
1 стр.


Результаты окружного этапа олимпиады по русскому языку 7 класс
2087.55kb.

25 09 2014
7 стр.


Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2011/12 учебного года Задания олимпиады для 8-9 классов

Перед вами текст с пропусками. Заполните пропуски там, где это необходимо. В тексте пропущены некоторые знаки препинания (запятые, тире и т д.), а также дефисы. Восстановите пропущ

20.86kb.

08 10 2014
1 стр.


Задания школьного тура олимпиады по географии 9 класс фамилия, имя

Отвечая на вопросы, выполняя задания не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции

77.38kb.

14 10 2014
1 стр.