Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2011/12 учебного года
Задания олимпиады для 8-9 классов
1. Перед вами текст с пропусками. Заполните пропуски там, где это необходимо. В тексте пропущены некоторые знаки препинания (запятые, тире и т.д.), а также дефисы. Восстановите пропущенные знаки препинания и дефисы.
Пропущенные буквы вписывайте непосредственно внутри квадратных скобок. В тех случаях, когда в скобках пропущенных букв нет, соедините предыдущую букву с последующей (если написание слитное) или поставьте вертикальную разделительную черту (если написание раздельное).
Од[...]ноко в ст[...]роне т[...]щился на и[...]т[...]млен[...]ых в[...]лах во[...] навал[...]ный м[...]шками п[...]нькою п[...]лотном и разною д[...]машн[...]ю п[...]клажею за которым брел в чистой п[...]л[...]тняной рубашке и з[...]пачк[...]ных п[...]л[...]тняных ш[...]р[...]варах его х[...]зяин. Л[...]нивою рукой обт[...]рал он к[...]тивш[...]йся градом пот со смуглого лица и даже капавший с дли[...]ных усов. Рядом с ним шла пр[...]вяз[...]ная к возу к[...]была см[...]рен[...]ый вид которой обл[...]чал пр[...]клон[...]ые лета ее. Много встречных и ос[...]бливо м[...]лодых п[...]рубков брались за шапку, пор[...]внявшись с нашим мужиком. Однако ж не с[...]дые усы и не важная посту[...] его заст[...]вляли это делать стоило только п[...]днять гл[...]за н[...]много вверх чтоб увидеть причину такой п[...]чтительности на в[...]зу с[...]дела х[...]рош[...]нькая дочка с круглым личиком с ч[...]рными бр[...]вями р[...]вными дугами п[...]днявш[...]мися над светлыми карими гл[...]зами с б[...]печ[...]но улыбавш[...]мися роз[...]выми губками с п[...]вяз[...]ными на г[...]лове красными и синими лентами которые б[...]гатою к[...]роною п[...]ко[...]лись на ее [...]ч[...]ровательной г[...]ловке. Все к[...]залось зан[...]мало ее все было ей ч[...]дно ново... и х[...]рош[...]нькие гла[...]ки бе[...]пр[...]стан[...]о бегали с одного пр[...]дмета на другой. Как не рассеят[...]ся! в первый раз на ярм[...]рке!
(по Н. В. Гоголю)
2. Кратко объясните значение употребленных в тексте слов:
п[...]нька, ш[...]р[...]вары, обл[...]чать, пр[...]клон[...]ый, п[...]рубок, карий.
3. Ниже приведены толкования одного слова и одной приставки, взятые из толкового словаря. Догадайтесь, какие слово и приставка имеются в виду.
а) 1. Остроконечная вершина горы, а также вообще высшая точка горной вершины. 2. Наивысшая точка в развитии чего-н., кратковременный резкий подъём в какой-н. деятельности.
б) приставка. Употребляется при образовании прилагательных и существительных и обозначает: 1) первоначальность, наибольшую древность; 2) восходящую или нисходящую линию по прямым степеням родства, начиная с деда, бабки или внука, внучки.
4. Образуйте и запишите указанные грамматические формы. Если форму образовать невозможно, отметьте это.
а) Форма настоящего времени третьего лица единственного числа глагола мурлыкать;
б) форма будущего времени первого лица единственного числа глагола победить;
в) форма родительного падежа множественного числа существительного болгарин;
г) форма творительного падежа числительного
две тысячи пятьсот пятьдесят три.
5. Какими буквами может быть выражено окончание существительных в форме множественного числа именительного падежа? Подтвердите ответ примерами.