Перейти на главную страницу
зам. директора по научной работе
вед. библиотекарь отдела читальных залов,
вед. библиотекарь отдела читальных залов
вед. библиотекарь отдела читальных залов,
вед. библиотекарь отдела читальных залов,
зав. отдела МБА,
вед. библиограф отдела МБА
Белгородская область
Пилотный этап проекта – 2011 год
Далее – срок реализации неограничен
Актуальность проекта
В утвержденной Президентом РФ Д. А. Медведевым Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
(04 февраля 2010 г., Пр-271) модернизация и инновационное развитие определены как единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечит достойную жизнь всем гражданам. Развиваться в рамках выбранной стратегии российское общество сможет, если создаст «новую школу»: «новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего». И далее: «От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива «Наша новая школа» должна стать делом всего нашего общества».
Для решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в данном процессе. В Национальной образовательной инициативе отмечено: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Согласно Инициативе, в школе должны быть созданы условия для развития педагогических кадров, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени; система повышения квалификации должна быть основана на распространении опыта лучших учителей.
Развитие профессиональной компетентности педагога возможно на основе его полноценной научной и методической информированности. Задачу информационного звена системы среднего общего образования должны взять на себя публичные библиотеки, выступая в качестве посредников и навигаторов между информационной средой и педагогическим сообществом.
В настоящее время новые информационные технологии придают инновационные векторы организации работы библиотек по информационному обеспечению профессиональной деятельности педагогов, прежде всего связанные с возможностью поиска и доведения информации до потребителя в дистанционном режиме.
Постановка проблемы
По данным департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, на начало 2012 года в регионе насчитывается:
605 средних общеобразовательных школ, в которых работают 12 500 педагогов.
Из общего количества в г. Белгороде: школ – 46,
педагогов – 2 644.
Все школы области компьютеризированы, имеют выход в Интернет, используют услуги электронной почты.
Повышение профессиональной квалификации кадрового потенциала школ ведется в соответствии с федеральными образовательными стандартами.
Однако в регионе отсутствует единая система обеспечения профессиональной деятельности педагогов инновационной, актуальной, оперативной информацией, необходимой для повышения качества образовательного процесса в средних общеобразовательных школах Белгородской области.
Белгородская государственная универсальная научная библиотека (далее – БГУНБ) как региональный информационный центр берет на себя функцию центра информационной поддержки педагогов области, реализация которой будет осуществлена в формате проекта «Информационная поддержка системы общего среднего образования Белгородской области» с использованием новых информационных технологий. Абонентами информационной поддержки БГУНБ станут педагоги ВСЕХ общеобразовательных школ ВСЕХ населенных пунктов региона.
Цели проекта
БГУНБ обладает всеми необходимыми информационными ресурсами: библиотечный фонд составляет более 2 млн. экз. документов на различных носителях информации, ежегодно в БГУНБ поступает свыше 20 тысяч экземпляров документов, подписка на периодические и продолжающие издания достигает 700 названий журналов и 200 названий газет. БГУНБ имеет неограниченный доступ к информационным ресурсам Интернета, в том числе к ресурсам Электронной библиотеки диссертаций (ЭБД) Российской государственной библиотеки, которая в настоящее время содержит около 50 000 полных диссертационных текстов.
БГУНБ как региональный научный центр ведет библиографическую и аналитико-синтетическую обработку всего массива поступающих в фонд документов, создает собственные библиографические и полнотекстовые базы данных. Справочно-навигационный аппарат БГУНБ насчитывает более 40 каталогов, картотек, баз данных (БД).
БГУНБ является участником создания Сводной БД статей (БД СКС), корпоративного библиографического аналитического ресурса, включающего библиографические описания статей из федеральных периодических и продолжающихся изданий, которые находятся в фондах крупнейших государственных и вузовских библиотек города Белгорода. БД СКС ведется с 2005 года, в настоящее время насчитывает более 57,7 тысяч записей.
Информационный потенциал БД СКС для педагогов сгруппирован в разделы: «Качество образования» и «Инновации в педагогике». Информационными источниками создания этих разделов являются периодические и продолжающиеся издания Российской академии образования («Педагогика», «Народное образование» и др.), официальные издания министерств («Вестник образования России»), наиболее актуальные с практической точки зрения («Инновации в образовании», «Директор школы», «Начальная школа» и др.) и издания, посвященные вопросам преподавания предметных дисциплин («География в школе», «Информатика и образование» и др.).
Также с 2005 года ведется Краеведческая БД статей, в которой представлена информация о Белгородской области из центральных и местных газет и журналов, в том числе материалы о развитии регионального образовательного процесса.
Информационный потенциал БД СКС, Краеведческой БД статей является той ресурсной базой, которая будет использована для информационного обеспечения педагогов средних общеобразовательных школ области.
Библиотека как региональный информационный центр активно использует современные информационные ресурсы педагогического профиля, размещенные в русскоязычной зоне Интернета. Эти всероссийские образовательные порталы созданы в целях оказания всесторонней методической помощи работникам образования, обмена передовым педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике, распространения новаторских идей. Они призваны решать задачу концентрации, систематизации интернет-материалов в сфере образования и обеспечения их доступности.
Это, например, такие интернет-ресурсы, как:
Инновационные изменения в системе школьного образования осуществляются в настоящее время по многим направлениям, и учителя, особенно сельских школ, не должны оказаться в стороне от этого процесса. Кроме того, в связи с разработкой региональных программ развития образования, уточнением регионального компонента его содержания дифференцированное информационное обслуживание учителей-предметников как одна из форм развития профессиональной компетентности специалистов также приобретает особое социальное значение.
Срок реализации пилотного этапа – 2011 год.
Срок реализации основного этапа – с 2012 года – без ограничения.
Алгоритм реализации проекта
Исполнители проекта:
педагоги средних школ Белгородской области.
Анкетирование 412 учителей позволило выявить приоритетные темы для информирования, а также спрогнозировать перспективы, открывающиеся для продолжения проекта. По результатам опроса было определено 6 основных тем:
Пилотный этап проекта длился три месяца. Наряду с решением организационных и технологических вопросов появились первые результаты проекта:
№ п/п |
Муниципальный район / городской округ |
Библиотека |
Кол-во заказов на ЭДД |
Кол-во отправленных электронных копий |
Стр. |
1. |
Алексеевский |
|
|
|
|
|
|
Репинский с/ф № 36 |
1 |
1 |
3 |
|
|
Тютюниковский с/ф № 40 |
2 |
2 |
10 |
2. |
г. Белгород |
|
|
|
|
3. |
Борисовский |
ЦБ |
7 |
7 |
52 |
|
|
Акулиновский с/ф № 1 |
1 |
1 |
9 |
|
|
Байцуровский с/ф № 2 |
2 |
2 |
11 |
|
|
Белянский с/ф № 3 |
2 |
2 |
14 |
|
|
Березовский с/ф № 4 |
6 |
6 |
42 |
|
|
Борисовский с/ф № 12 |
1 |
1 |
6 |
|
|
Грузчанский с/ф № 5 |
7 |
7 |
43 |
|
|
Краснокутский с/ф № 9 |
4 |
4 |
25 |
|
|
Михайловский с/ф |
3 |
3 |
22 |
|
|
Октябрьский с/ф |
3 |
3 |
22 |
|
|
Октябрьско-Готнянский с/ф № 13 |
2 |
2 |
9 |
|
|
Стригуновский с/ф № 15 |
2 |
2 |
12 |
|
|
Хотмыжский с/ф № 16 |
3 |
3 |
25 |
4. |
Вейделевский |
ЦБ |
11 |
11 |
71 |
5. |
Волоконовский |
|
|
|
|
6. |
Грайворонский |
|
|
|
|
7. |
Ивнянский |
ЦБ |
5 |
5 |
26 |
|
|
ДК |
2 |
2 |
15 |
|
|
ЦДБ |
2 |
2 |
6 |
|
|
Новенский с/ф № 9 |
1 |
1 |
11 |
8. |
Краснояружский |
|
|
|
|
|
|
Вязовский с/ф № 1 |
2 |
2 |
20 |
|
|
Графовский с/ф № 2 |
12 |
12 |
70 |
|
|
Демидовский с/ф № 3 |
2 |
2 |
12 |
|
|
Репяховский с/ф № 6 |
4 |
4 |
30 |
|
|
Сахзаводской с/ф № 10 |
2 |
2 |
8 |
|
|
Сергиевский с/ф № 7 |
2 |
2 |
11 |
|
|
Теребренский с/ф № 8 |
1 |
1 |
13 |
|
|
Хуторской с/ф № 9 |
2 |
2 |
14 |
9. |
Ракитянский |
ЦБ |
34 |
34 |
234 |
|
|
Бобравский с/ф № 4 |
1 |
1 |
2 |
|
|
Венгеровский с/ф № 7 |
1 |
1 |
5 |
|
|
Дмитриевский с/ф № 13 |
2 |
2 |
13 |
|
|
Лаптевский с/ф № 19 |
1 |
1 |
3 |
|
|
Пролетарский с/ф № 22 |
2 |
2 |
8 |
|
|
Сахзаводской с/ф № 10 |
9 |
9 |
27 |
|
|
Солдатский с/ф № 29 |
1 |
1 |
11 |
|
|
Трефиловский с/ф № 31 |
1 |
1 |
4 |
|
|
Холоднянский с/ф № 32 |
1 |
1 |
4 |
10. |
Шебекинский |
ЦБ |
43 |
43 |
281 |
|
ИТОГО: |
|
190 |
190 |
1 204 |
Муницпальный район / городской округ |
Участники проекта | |
ЦБ |
Сельские библиотеки-филиалы | |
1. Борисовский |
1 |
12 |
2. Ракитянский |
1 |
9 |
3. Краснояружский |
– |
8 |
4. Ивнянский |
1 |
3 |
5. Алексеевский |
– |
2 |
6. Вейделевский |
1 |
– |
7. Шебекинский |
1 |
– |
ИТОГО: |
5 |
34 |
Анализ данных показывает, что педагогические кадры сельских школ более всего нуждаются в обеспечении их профессиональной деятельности инновационными, актуальными и оперативными материалами. Это еще раз подтверждает значимость проекта «Библиотека – учителю», одна из целей которого – ликвидация неравенства между сельскими и городскими педагогами в доступе к информационным ресурсам.
Сельская библиотека является сегодня связующим звеном в системе проекта, помогая учителям преодолевать информационную изоляцию.
Диаграмма активности участия муниципальных
районов / городских округов в пилотном проекте (%)
Диаграмма позволяет отследить соотношение максимально активных и пассивных партнеров, участвующих в первом этапе проекта.
Наиболее эффективно информационные материалы были использованы в Ракитянском, Борисовском и Шебекинском районах.
Аутсайдерами оказались Волоконовский и Грайворонский районы. Причина видится в том, что библиотекари на местах, отвечающие за распространение библиографических списков по школам и организацию обратной связи с педагогами-абонентами, не проявили профессиональной ответственности при продвижении проекта.
Основной этап реализации проекта
«Библиотека – учителю»
(2012 год – далее без ограничения срока)
Анализ эффективности сотрудничества всех участников пилотного этапа проекта «Библиотека – учителю» дает основания приступить с января 2012 года к реализации основного – бессрочного этапа, в ходе которого коллективными абонентами системы информационного обеспечения становятся ВСЕ средние общеобразовательные школы городских округов и муниципальных районов Белгородской области. Дополнительно к участию в проекте будут привлечены Белгородский, Валуйский, Корочанский, Красненский, Красногвардейский, Новооскольский, Прохоровский, Ровеньский, Чернянский, Яковлевский районы, Губкинский и Старооскольский городские округа.
БГУНБ гарантирует высокий уровень реализации проекта.
Учитывая современную ситуацию и потребности педагогов средних школ, БГУНБ будет строить свою работу, основываясь на параметрах так называемой информационно-образовательной и социализирующей модели.
Работа по дальнейшему расширению и совершенствованию проекта в БГУНБ будет вестись в тесной координации всех структурных подразделений.
Продвижению проекта будет способствовать сотрудничество с корпорацией «Наука молодая», созданной на базе Библиотеки, цель которой – содействие формированию интеллектуальной среды, популяризация достижений молодых ученых среди учащихся, ориентация школьников на научную деятельность.
К проекту будет привлечено внимание органов местного самоуправления.
Успешная реализация бессрочного проекта «Библиотека – учителю» позволит создать в регионе единую систему обеспечения профессиональной деятельности педагогов инновационной и оперативной информацией, которая охватит 19 районов и 3 городских округа. Библиотека и школа – это те социальные институты, которые формируют образовательное пространство на местах. Создание партнерской сети включающей 647 муниципальных библиотек и 605 средних общеобразовательных школ Белгородской области, позволит повысить качество образовательного процесса.
Работа БГУНБ с абонентами будет строиться на основе следующих принципов:
(на время реконструкции – Гражданский пр-т, 61)
В утвержденной Президентом РФ д. А. Медведевым Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
11 09 2014
1 стр.
О понятии «информационное общество». Понятие «информационное общество» в отношении современного общества давно стало привычным
14 09 2014
3 стр.
25 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
Она составлена, как настоящая всемирная библиотека, но только маленькая. В ней 20 книг, стоят эти книги на пяти полках. На каждой «полке» по 4 книги, объединяющие произведения по ж
16 12 2014
1 стр.
Единое информационно-аналитическое обеспечение промышленности и предпринимательства Северо-Западного региона России
14 12 2014
1 стр.
Ключевые слова: Стратегия, планирование, информация, данные, мониторинг, менеджмент, сканирование, хозяйствование, анализ
14 10 2014
1 стр.
Новые термины и понятия: программа, программное обеспечение, базовое программное обеспечение, системное программное обеспечение, служебное программное обеспечение, прикладное прогр
10 10 2014
1 стр.