Перейти на главную страницу
Этапы |
Действия педагога |
Действия детей |
Мотива- ционно – побуди- тельный |
Вхождение в сказку: Психогимнастика с Песочной Феей: (читает стихотворение) В джунглях звон везде летит, Если слон во всю, трубит. А у жирафа шея длинная, и все видать ему вокруг. У зебры грива лошадиная, Она для всех хороший друг. А по пустыне поутру легко скакала кенгуру. От солнца все в глазах искрится, С тигрятами лежит тигрица. В далекой Африке за всех отвечает храбрый лев. Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? |
|
Организационно - поисковый |
Реализация замысла – игра Беседа о животных жарких стран - А как вы думаете, где они живут? (в Африке) Давайте подойдем к нашей песочнице. Закройте глаза и представьте себе Африку. (Музыка тропического леса) Пустыня… Вокруг – то желтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые, выветренные камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Слышится рев хищников, визг обезьян. Это тоже Африка. (Снимаю покрывало, в песочнице макет Африки) Отгадывание загадок - Вот мы и в Африке. Кто же здесь живет? Давайте знакомиться. Отгадайте загадку: Кто имеет один рог? Отгадайте… (Носорог) -Это зверь, какой - то странный, шея, как стрела у крана. Чтобы ртом достать до трав, вдвое сложится … Жираф -Полосатые лошадки, хорошо играть вам в прятки на лугу среди травы. Разрисованы лошадки от копыт до головы (Зебра) Выставляю игрушки на песок. Подбери похожее животное и сравни их. На песке стоят похожие животные: бегемот, лошака, верблюд. Предлагаю найти пару для носорога – бегемот: Чем они похожи? У них толстые ноги и шея, большая голова, они всегда жуют траву. А чем они отличаются: у носорога есть рог, а у бегемота нет, у них разный цвет кожи. По такому же принципу проводится игра и с другими животными. Физминутка Давайте превратимся в них! Дилы – дилы – дилы – появились крокодилы Моты – моты – моты – появились бегемоты Афы – афы – афы – жуют листики жирафы Ны – ны – ны – водой брызгают слоны Яны – яны – яны – по веткам скачут обезьяны
- Ребята, как вы думаете, кто еще живет в Африке? А где же их детки? У львицы кто?.. львенок, львята. У тигра – тигренок, тигрята и т.д. Добавь словечко В Африке живут ловкие хвостатые… Обезьяны; В Африке живут большие, толстокожие… Бегемоты В Африке живут сильные, гривастые… Львы В Африке живут быстрые, полосатые…Зебры В Африке живут пятнистые, длинношеие…Жирафы В Африке живут выносливые, двугорбые … верблюды.
|
Закрывают глаза и представляют и затем открывают глаза, рассматривают макет. Отгадывают загадки Подбирают животных и объясняют признаки сходства и различия Называют животных и выставляют на песок.
|
Рефлексивно - коррегирующий |
Выход из сказки. Фея: Ну что, вам понравилось Африка? Кто расскажет, что это такое: «Африка»? Кто в ней живет? |
Рассказываю что им понравилось в Африке. |
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
-
- значительно повысился интерес к занятиям;
- на занятиях нет места монотонности и скуке.
О результатах применения данной методики говорит следующая информация:
Результаты диагностического обследования на начала учебного 2010 - 2011 года
Низкий уровень |
14д. -70% |
15д. – 75% |
16д. – 80% |
20д. – 100% |
Средний уровень |
6д. -30% |
5д. -25% |
4д. – 20% |
0% |
Высокий уровень |
0% |
0% |
0% |
0% |
Низкий уровень |
4д. – 20% |
8д. – 40% |
16д. – 80% |
16д. – 80% |
Средний уровень |
11д. -55% |
12д. -60% |
8д. – 40% |
4д. - 20% |
Высокий уровень |
5д. – 25 % |
0% |
4д. – 20% |
0% |
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.
Таким образом, в процессе коррекционных занятий используемые методы и приемы по развитию мелкой моторики рук, могут улучшить познавательную сферу и речь детей дошкольного возраста, а значит, ее применение является достаточно эффективным.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Аксенова М. «Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи» Ж. Дошкольное воспитание. №8 с. 61 -65;
Аромштам М. Игры на влажном песке//Дошкольное образование - июнь №12 2006
Андрунь С. Чудеса из песка //Обруч №3 2007
Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика/январь, февраль/ 2007
Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика /июль, август/ 2006
Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия//Дошкольная педагогика №5 /сентябрь, октябрь/ 2004
Глуговская Т.Н. «Тонкая моторика: способы ее развития».
Довгань Н.В. «Логопедические игры в песочной стране» Ж. Логопед №3 2004 г.
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры Спб.: Детство – Пресс, 2002
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: Практика песочной терапии (диск)
Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб.: Речь, 2008.
Самородова Л.Н. «Инновации в логопедическую практику»;
-Синицына Е. «Умные пальчики» - М. 1998 г.
Смирнова Л.Н. «Секрет песочного колдовства на уроке»
Шиманович Ю. Тайна песочницы// Обруч №4 2008
Этапы |
Действия педагога |
Действия детей |
Мотива- ционно – побуди- тельный |
Вхождение в сказку. Психогимнастика: «Менін атын кім?» - Ребята! Посмотрите куда мы пришли! Сколько здесь людей, а мы ведь с вами культурные дети. Давайте представимся и скажем, как нас зовут. -Менін атын Нина Ивановна. Сеныін атын кім? Передаю мяч следующему ребенку. Когда дети заканчивают представляться, на экране появляется Песочная фея: «Менын атын Қүм Перісі. Я Песочная фея» (грустная) - Здравствуйте ребята, гости дорогие! Я очень рада нашей встрече, но посмотрите, что случилось с моей страной. Злой суховей заколдовал ее. |
Дети заходят и здороваются с гостями (рус. каз.) |
Организационно - поисковый |
Реализация замысла: рассматривают песочницу 1 ребенок: Почему пустыня пуста? Ни листа в ней нет, ни куста? И не слышится говорка Торопливого ручейка? 2 ребенок: Почему на небе ни тучки? Почему лишь тучи песка? Почему не шумят сады? А в садах не висят плоды? – Вед. Да! Оранжевым светом пустыня одета, Оранжевым солнцем пустыня согрета, Там где солнышко не гаснет много дней Поселился средь барханов знойный суховей.
Ребята! А вы знаете, что такое суховей? Хотите, я вам не только расскажу, но и покажу? Включаю фен и направляю на ладошки детей: что вы чувствуете ребята? Какой ветерок дует на ваши ладошки? А теперь возьмите влажные салфетки и смочите ладошки. Включается фен и высушивает ладошки: Какие были у вас ладошки? А сейчас что стало с вашими ручками? (они высохли). Сухой ветер высушил ваши ладошки. Сухой ветер – суховей. Вот он то, и заколдовал нашу песочную страну! Что же делать? Как же можно помочь ей? План – карта Подождите, ребята, но ведь у нас есть план – песочной страны. Давайте посмотрим на картинку и вспомним: какая она была. ПОДВОЖУ ИТОГ: -да, раньше это была волшебная песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами. посмотрите внимательно и определите, что самое ценное здесь изображено? Без чего не может обойтись ни человек, ни животное, ни растение? – Конечно же – вода! Что будет нами, если вода исчезнет? Вот поэтому, идя в поход, мы всегда берем с собой воду. (Выливаем воду в водоем)
- Давайте согреем песочек руками. Наберите в руки песок и пропустите его между ладонями. Какой он стал? - Послушайте! Он с вами здоровается. Слышите? Он говорит тихим голосом. Наберите песок в кулачок, а теперь потихоньку высыпайте его, вот как он разговаривает С-С-С-С-С-С! - Давайте развеселим песочек! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Слышите, как песочек смеется, ему очень нравится (Слышится звук металлофона, как будто смех)
Ой! Я что – то нашла! Погрузите свои ладошки в песочек, может быть, и вы что – то найдете. Классифицируют животных, определяя домашних животных в отдельную песочницу – ферму, а диких выставляют у водоема. 5 .Ребята скажите, чего еще не хватает в песочнице? Мне кажется, мы забыли что – то очень важное? (Деревья) Для чего они нужны? Да, деревья также важны для жизни, как и вода. 6.Физминутка Мне кажется, мы хорошо потрудились и можем немножечко отдохнуть и поиграть. Давайте превратимся в животных! Дилы – дилы – дилы – появились крокодилы Моты – моты – моты – появились бегемоты Афы – афы – афы – жуют листики жирафы Ны – ны – ны – водой брызгают слоны Яны – яны – яны – по веткам скачут обезьяны 7. Сравнение карты – схемы с оригиналом Ну вот! Вы вернули жизнь стране! Что мы сделали, чтобы она вновь ожила? Посадили деревья, позвали животных, но, по-моему, мы кого-то забыли позвать. Как вы думаете кого? (жителей этой страны) 8. Творческая мастерская - Но это не беда! Сейчас мы отправимся волшебную мастерскую и там сделаем человечков! Рассаживайтесь за столы. Посмотрите, что вы видите на столах? (перечисление детьми).
- Посмотрите на фигуру человека, мне кажется он очень грустный, чего ему не хватает? Лица. Посмотрите, у вас есть заготовки лиц человека, но они разные по настроению. Выберите, то, которое вам больше нравиться. Вот так! Теперь закрашиваем клеем фигурку нашего человека. Берем цветной песок и посыпаем им тело. Скажем волшебные слова: «Раз, два, три – человечек оживи!!!». Ссыпайте песок и посмотрите, что у вас получилось! Ой, какая красота!!! Да, это же веселые жители песочной страны. Посмотрите, как они вам улыбаются. - Давайте позовем их в нашу страну. (гостям предложить сделать птиц, насекомых и тоже поселить в волшебную страну) |
Дети встают вокруг песочницы и поглаживают песочек; два ребенка читают стихотворения о песочной стране, выражая сочувствие Дети предлагают варианты. Дети рассматривают и перечисляют все объекты на карте и где они расположены
Выполняют задания Дети отвечают на вопросы, обосновывают свои действия. Находят животных диких и домашних Дети выставляют деревья и рассказывают и пользе, которую приносят деревья и все растения Дети дремлют, ленивая походка, вытягивают шеи, надувают щеки, прыгают. Проводят сравнительный анализ карты; Подходят к столам, перечисляют предметы и выполняют самостоятельно работу . |
Рефлексивно - коррегирующий |
Выход из сказки. Включается экран и появляется Фея: - Спасибо вам всем за помощь. Моя страна вновь ожила! И в знак благодарности я хочу подарить вам вот эти волшебные камушки! Мы такие молодцы, мы волшебники, творцы. А все благодаря вашим умелым рукам и доброму сердцу. Пожалуйста, возьмите себе по одному камушку, и по одному для наших гостей. Зажмите их в ладошки, и загадайте желание, и оно обязательно сбудется. |
Дети благодарят фею, берут камешки, и раздают всем загадывают желания. Прощаются и уходят |
Гу отдел образования физической культуры и спорта города Шахтинска кгкп я\с
15 10 2014
6 стр.
Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия
13 10 2014
1 стр.
В 1977 году в Германии доктором Ф. Мореллем и инженером Э. Раше был предложен новый биофизический метод мора-терапия, получившая в дальнейшем название "биорезонансная" терапия. Фир
02 09 2014
9 стр.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды
25 09 2014
1 стр.
Формировать представления о Вселенной; о Солнце как источнике тепла и света; о Земле как планете жизни; о планетах Солнечной системы; об освоении космоса
16 12 2014
1 стр.
Формирование у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей
25 12 2014
1 стр.
Только в этом случае специалист способен понять этиологию, и патогенез речевых и неречевых нарушений при различного рода патологиях, грамотно планировать и проводить коррекционно-п
25 09 2014
1 стр.
Разные направления терапии, в том числе когнитивная терапия, диалектическая бихевиоральная терапия, арт терапия, работа со сновидениями, инсайт-ориентированная терапия, психодрама
10 10 2014
1 стр.