Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
План анализа лирического стихотворения.


  1. Дата написания с историческим или библиографическим комментарием.

  2. Связь стихотворения с эпохой (если это необходимо для понимания основной идеи стихотворения).

  3. Жанр стихотворения, его жанровое своеобразие.

  4. Тема и идея (идейное содержание) стихотворения:

  • о каких явлениях жизни говорит поэт?

  • Как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям жизни?

  1. Пафос стихотворения.

  2. Структура стихотворения:

  • метрика (тоника, силлабо – тоника, силлабика, дольник, тактовик, свободный стих и поч.; ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий, спондей.

  • Рифмика (точная, неточная, каламбурная, богатая, простая, составная, мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая), эвфония (благозвучие), звукопись.

  • Строфика ( двустишие, терцет, катрен, пятистишие, секстина, семистишие, октава, девятистишие, одическая строфа, триолет, сонет, рондо, Онегинская строфа, венок строф, венок сонетов и т.д. Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

  • Изобразительно – выразительные средства иносказания, используемые автором (метафора, метонимия, сравнения и т.д.)

  • Интонационно – синтаксические фигуры и их речевые особенности (эпитет, инверсия, повтор, анафора и т.д.)

  • Лексико- морфологические средства языка (славянизмы, варваризмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, канцеляризмы и др.)


Анализ прозаического (драматического) произведения.



  1. История создания, связь с эпохой.

  2. Идейное содержание произведения:

    • основная тема и тематика;

    • проблематика;

    • главная идея и идейно-эмоциональная оценка;

    • историческая оценка главной авторской идеи.




  1. Жанровое своеобразие.

  2. Центральные персонажи (главные герои).

  3. Основные художественные образы.

  4. Сюжет и особенности конфликта, композиция.

  5. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, рассуждение).

  6. Внесюжетные элементы (лирические, философские, публицистические отступления, вставные эпизоды).

  7. Основные средства создания образов (портрет, пейзаж, интерьер, художественные детали, диалоги и монологи, приемы психологического анализа, обстановка действия).

  8. Роль заглавия, эпиграфов, ремарок.

  9. Место произведения в творчестве писателя (драматурга).

  10. Место произведения в истории русской и мировой литературы.


Анализ эпизода.


  1. Границы эпизода. Чем определяется его цельность?

  2. Учесть художественную форму эпизода (описание, повествование, диалог, монолог).

  3. Смысл эпизода. Краткий комментированный или аналитический пересказ эпизода. Дать ему название.

  4. Какие персонажи и как выражают смысл эпизода, как участвуют в его сюжете, проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.

  5. Художественные и изобразительно-выразительные средства создания эпизода (элементы пейзажа, портрета и т.д.)

  6. Композиция или логика раскрытия эпизода.

  7. Роль эпизода в произведении, его сплетения в произведении и формулирование авторской позиции в эпизоде и в целом произведении.


По Мурину.


План рецензии на литературное произведение.

(По ж/лу «Русский язык в школе»)





  1. Библиографическое описание.

  2. Краткая характеристика творчества писателя в связи с данным произведением.

  3. Творческий замысел автора книги.

  4. Смысл названия.

  5. Краткая информация о содержании.

  6. Критическая оценка произведения:

    • особенности композиции

    • мастерство автора в изображении героев

    • индивидуальный стиль писателя

    • искусство иллюстратора книги.




  1. Основная мысль рецензии.

  2. Актуальность тематики произведения.

План рецензии


(по Мурину)


  1. Какую сферу жизни изображает автор? Какова ее значимость в социальной, нравственной, духовной жизни современности?

  2. Тема произведения и способы ее раскрытия. Краткий пересказ-анализ сюжета.

  3. Насколько жизненны и убедительны герои произведения. В чем состоит его композиция?

  4. Как художественные компоненты (сюжет, композиция, образы) раскрывают идею произведения?

  5. В чем состоит неповторимость авторского слова?

  6. Авторская позиция в рассказе? Что он утверждает или отрицает? Что вы по этому поводу думаете?

  7. Вывод: пожелание читателю, автору.

План отзыва на сочинение товарища


(5-7 класс)



  1. Раскрыта ли в сочинении тема? Есть ли отступления от темы? О чем следовало написать подробнее?

  2. Какова основная мысль сочинения? Раскрыта ли она? Нет ли противоречий в ее аргументации?

  3. Хорошо ли связаны между собой части сочинения?

  4. Удачно ли подобраны название, эпиграф?

  5. Что вам понравилось и что нет в языке сочинения?


План характеристики героя литературного произведения.


    1. Определение места героя среди других персонажей.

    2. Степень участия и его роль в конфликте.

    3. Наличие прототипов и автобиографических черт.

    4. Анализ имени героя.

    5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

    6. Речевая характеристика.

    7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

    8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

    9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

    10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

    11. Сопоставление с другими персонажами или литературными героями другого автора.

    12. Оценка литературного персонажа его современниками.

    13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типичного и индивидуального в литературном герое.

    14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План анализа лирического стихотворения

Связь стихотворения с эпохой (если это необходимо для понимания основной идеи стихотворения)

43.58kb.

17 12 2014
1 стр.


Примерный план анализа лирического произведения

Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость

72.71kb.

07 10 2014
1 стр.


Н. А. Заболоцкий ( анализ стихотворения «Журавли» ) Цели урока: обучение анализу лирического стихотворения, исследование

Эпиграф “Стихотворение подобно человеку. У него есть лицо, ум и сердце Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все движения ума и сердца. Я рассчитываю на ум

90.69kb.

18 12 2014
1 стр.


Сочинение- это просто. Урок-практикум. Обучение анализу стихотворения. Задания для анализа основной части стихотворения

Каким чувством проникнута 1 часть? Какой характер придают ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз, глаголов в повелительном наклонении, стихотворных переносов?

18.68kb.

11 10 2014
1 стр.


Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится » Задачи

Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится»

64.11kb.

15 10 2014
1 стр.


Сценарий литературно-музыкального вечера «на краю россии в центре ее судьбы…»

За месяц до назначенного мероприятия выбираются стихотворения и раздаются детям. В течение трех недель проводятся индивидуальные занятия по чтению и осмыслению детьми стихотворения

145.18kb.

26 09 2014
1 стр.


"Любимые сказки А. С. Пушкина"(1-6 классы) игра «Знаток сказок А. С. Пушкина» (3-4 класс)

К. Толстого, С. Есенина; стихотворения поэтов Саратовской губернии: Н. Палькина, И. Малохаткина; стихотворения Перелюбских поэтов: н мишанина, н григорьевой

21.5kb.

24 09 2014
1 стр.


-

Охватывают мгновенное, сиюминутное переживание лирического героя

856.74kb.

08 10 2014
4 стр.