Сочинение- это просто. Урок-практикум. Обучение анализу стихотворения.
Задания для анализа основной части стихотворения.
А.С. Пушкин. Сожженное письмо.
Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...
Группа 1.
Способ медленного чтения.
-
На какие смысловые части можно разделить стихотворение?
-
Каким чувством проникнута 1 часть? Какой характер придают ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз, глаголов в повелительном наклонении, стихотворных переносов?
-
Как поэт рисует сожжение письма? Какие стиховые особенности показывают, что герой взволнован и сожалеет об утрате письма?
-
Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения? Какова композиционная роль открытого финала текста?
Группа 2.
Анализ различных уровней стихотворения.
Не показалось ли вам, что лирический герой словно разговаривает с письмом? Чем это вызвано? Понаблюдайте, кто показан как лицо одушевленное.
Какие чувства испытывает лирический герой, как они проявились?
Какой эффект достигается повторением: как долго… как долго.
Какими словами передается полная отрешенность поэта от внешнего мира?
Используя дополнительную литературу, понаблюдайте за звуковой стороной стихотворения.
Как изображается сожжение письма. Найдите детали этого процесса, замедляющие ритмический и интонационный характер этой части текста.
Группа 3.
Чтение по частям речи.
-
Выпишите из текста все слова, обозначающие предмет. Разделите их на смысловые части. Какова картина мира пушкинского стихотворения?
-
Выпишите все глаголы. Кто совершает действия?
-
На отдельный лист выпишите слова, обозначающие признак. Проследите за уменьшением глагольной лексики и увеличением количества определений-эпитетов с оценочным значением.