Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Евгений Шварц

Конспект урока в 11 классе

Цели урока: познакомить учащихся с личностью Е. Шварца. Раскрыть своеобразие творчества писателя – драматурга: гуманистический пафос его произведений, их философскую глубину. Показать богатые возможности жанра сказки (пьесы – сказки, в частности). Проверить умение работать учащихся со справочной литературой. Показать роль взаимного влияния разных видов искусств (кино, музыки, драматургии). Развивать эстетический вкус учащихся.

На доске записаны слова: «Евгений Шварц. Урок – портрет. «Вымысел не есть обман…» Б. Окуджава.

Рядом с доской – чистый холст на подрамнике.

Оборудование: видео, магнитофон.

План урока


  1. Пролог: Слово о сказке. Слово о Сказочнике

  2. Страницы сказок (Страна сказок)

Власть дракона.

Диалог двух министров («Тень»).

Монолог Первого министра («Голый король»).

Видеофрагмент (из к/ф «Убить дракона». Сцена беспорядков).

Видеофрагмент (из к/ф «Убить дракона»).

Обыкновенное чудо.

Видеофрагмент (из к/ф «Убить дракона»).

Диалог принцессы и ученого («Тень»).

Видеофрагмент (из к/ф «Обыкновенное чудо»)

Видеофрагмент (из к/ф «Обыкновенное чудо»).



  1. Язык сказок

  2. Прощание со сказкой

Видеофрагмент (из к/ф «Обыкновенное чудо»)

Перед каждым из двух уроков и на самих уроках, предваряя инсценированные отрывки из произведений Е. Шварца, звучит музыка Г. Гладкова к к/ф «Обыкновенное чудо» М. Захарова.



  1. Пролог. «Вымысел не есть обман…»

(Звучит фрагмент песни Б. Окуджавы «Каждый слышит, как он дышит…»)

Учитель: Почему же «не нам судить»? попробуем задуматься: отчего же именно «так природа захотела»? Почему взрослые люди обращаются к сказкам? Не снисходительно похлопывая по плечу, а как к более мудрому собеседнику? Чтобы понять это, давайте отправимся в мир сказки, в мир Сказочника.

Слово о сказке.



Учитель: А что помните вы о сказке?

Ученик: Сказка – жанр устного народного творчества – эпическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Слушатели воспринимают ее прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не мешает ее связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов.

Сказка оптимистична: добро здесь почти всегда побеждает зло.

- В чем нашли продолжение традиции народных сказок?

Ученик: В литературных сказках (А.С. Пушкин, П.П. Ершов, Г.-Х. Андерсен, Ш. Перро, братья Гримм, А. Погорельский, Н.М. Языков, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, А.П. Платонов, К. Чуковский, Е. Шварц и др.). Примером сатирического использования возможностей сказки являются сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина. Они широко используют сказочные образы, темы и сюжеты.

Ученик: Литературная (авторская) сказка тесно связана с народной темой, сюжетами, мотивами, нередко и стилем. В творчестве писателей сказка обрела самостоятельность и художественную неповторимость, хотя и удержала в себе ряд фольклорных особенностей: в жанровых приемах, в трактовке чудес. Поэтика и стиль авторских сказок очень разнообразны: это сказки – поэмы, сказки – новеллы, сказки – повести, сказки – пьесы, сказки – притчи.

- Почему Салтыков – Щедрин пришел к сказке? Причем уже в зрелом возрасте?



Ученик: Жестокая цензура. Это одна из причин, хотя и не единственная.

- Е. Шварц почти всю свою жизнь писал сказки. Ему посвящен урок. Урок – портрет. Но портрета – то, большого, чтобы показать всем, не нашлось. Есть лишь совсем небольшой, в книге. Хочу предложить каждому из вас написать портрет Сказочника таким, каким вы погружаясь в мир его произведений.

Слово о Сказочнике.

- Итак, «Слово о Сказочнике». Что узнали вы о Шварце, готовясь к уроку?



Ученики: - Насыщенные оригинальным содержанием пьесы – сказки; сатирические, иронические сказки; сказка – поэтический вымысел, но она связана и с действительностью; сказки Шварца, как и многих других, отличает доброта и мудрость; непримиримость к общечеловеческим порокам; аллегорические сказки, обладающие большой амплитудой комедийности – от иронии и юмора до сарказма («Голый гороль», «Тень»).

- Какие книги прочитали, готовясь к уроку, в какие издания заглянули?



Ученик: Е. Щварц. Из дневников.

- Вы прочитали сказки Шварца, на ваш взгляд, что для них характерно?



Ученик: Это философские, аллегорические, сатирические сказки, сказки для детей и взрослых. Они говорят об общечеловеческих ценностях.

- Что сближает сказки Шварца и Салтыкова – Щедрина?



Ученик: Обращение к общественно – политическим событиям.

- Почему пьеса – сказки, написанные, казалось бы, как отклик на конкретные общественно – политические события, не теряют свою актуальность и сегодня? («Голый король», «Тень», «Дракон»)



Ученики: Обнаруживают сходство всех тоталитарных режимов, их античеловечную сущность.

Итог:


- Для Шварца сказка – форма, в которой в условиях жесточайшей цензуры он мог сказать о том, что волновало. Единственная возможность говорить об общечеловеческих ценностях и ценностях политических. У него нет одноплановых героев. Часто в сказках Шварца происходит ожесточенная борьба живого и мертвого в людях, борьба творческого начала в человеке с бесплодной и окостеневшей догмой, равнодушного потребительства и страстного гуманистического подвижничества.

II. Страницы сказок.

- А теперь отправимся в мир сказок – в страну Шварцландию, где удивительное и обыкновенное всегда шагают рядом, где они неразлучны.

Если, например, взять двух министров – тех самых, которые «понимали друг друга буквально с полуслова». «…Сказка и жизнь…» Чего здесь больше? (Диалог двух министров министров. «Тень».) Что привлекло ваше внимание в рассуждениях министров?



Ученик: Удивительна актуальность многих положений разговоров.

- А вот, по – моему, совсем не похоже на сказку. (Слушаем монолог первого министра из пьесы «Голый король».)

- Что же, действительно – «нация дураков»? Не об этом ли и эпизод фильма? (Фрагмент из к/ф «Убить дракона».) Так где выход? Кто виноват?

Ученик: Надо победить себя. «Убить дракона в себе». (Фрагмент из к/ф «Убить дракона».)

- Почему же с героем «холодно»?



Ученик: С врагом оп хочет бороться его же оружием. Готов стать «над людьми». Насильно их осчастливить. А может, так и надо?

- Есть ли это в пьесе Шварца? Почему режиссер Марк Захаров позволяет себе такую вольность?



Ученик: Фильм – «по мотивам».

- Почему же он в чем – то идет дальше? Почему в его фильме больше горечи?



Ученик: Живет позже. Многому из того, что Шварц лишь предполагал, Захаров стал свидетелем.

- Что вам понравилось больше, что больше заинтересовало – фильм или пьеса?

Ученики высказывают свое мнение.

- Но только ли о политике филь и пьеса? Что же в первую очередь поможет людям? Что сильнее всех драконов?



Ученик: Любовь. (Фрагмент из к/ф «Обыкновенное чудо».)

- В человеке борются два начала – живого и мертвого, творчества и догмы, равнодушия и подвижничества. Посмотрите, сумеют ли это передать ребята в сцене из пьесы «Тень». (Диалог Принцессы и Ученого.)

- Что общего в этой сцене с фрагментом из «Обыкновенного чуда»? Какая идея их объединяет?

Ученик: Любовь преображает.

(Монолог о любви волшебника. Фрагмент из к/ф «Обыкновенное чудо».)

- Прекрасные и торжественные слова. Можно было бы ими закончить урок…

III. Язык сказок.

- Хотя бы немного поговорим о языке Шварца. Сказки не могут быть написаны обычным языком, их язык – язык яркий, выразительный, запоминающийся. Какие выражения привлекли ваши внимание? Какие вам захотелось выписать, использовать в своей речи?

- Завершим разговор о Шварце на уроке русского языка письменной работой на одну из тем: «Читая Шварца…», «Споря с героями Шварца». А сегодняшний урок хотелось бы завершить пожеланием каждому из вас чуда любви, чуда понимания…



Заключительные кадры из к/ф «Обыкновенное чудо»; звучит музыка…

План урока Пролог: Слово о сказке. Слово о Сказочнике Страницы сказок (Страна сказок) Власть дракона. Диалог двух министров

Показать богатые возможности жанра сказки (пьесы – сказки, в частности). Проверить умение работать учащихся со справочной литературой. Показать роль взаимного влияния разных видов

52.44kb.

16 12 2014
1 стр.


В гостях у Оле Лукойе

Оборудование: Мяч, картинки персонажей сказок, картинки к сказке «Волк и семеро козлят»

52.36kb.

15 10 2014
1 стр.


«Гуси-лебеди и обыкновенные дроби»

Ребята, я приглашаю вас в волшебный мир сказок. Но вот по какой сказке мы будем путешествовать, вы должны догадаться сами

40.51kb.

11 10 2014
1 стр.


Сочинение математических сказок не является заменой обучения. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной русской речью
62.83kb.

13 09 2014
1 стр.


Слово tuning

Слово "tuning", вынесенное в название этой страницы, переводится с английского, как "настройка", "регулировка". Понятие "тюнинг автомобилей" стало для нас уже привычным

42.15kb.

15 10 2014
1 стр.


Слово – это информация

Как написано в Евангелие от иоанна: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог"

516.14kb.

15 10 2014
3 стр.


Перевод сказок как межкультурный диалог

Ключевые слова и словосочетания: перевод, сказка, национальная специфика, сказочная формула

101.9kb.

15 10 2014
1 стр.


Урок-суд тема урока: «Волновые и квантовые свойства света» План урока: Вступительное слово учителя (1-2 минуты)

Судебное разбирательство: доказательства волновых и квантовых свойств света (30-35 минут)

109.13kb.

15 12 2014
1 стр.