УРОК-СУД
Тема урока: «Волновые и квантовые свойства света»
План урока:
1. Вступительное слово учителя (1-2 минуты)
2. Судебное разбирательство: доказательства волновых и квантовых свойств света (30-35 минут)
3.Вынесение решения (2 минуты)
4.Заключительное слово (3 минуты)
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме: «Волновые и квантовые свойства света». Применить знания по теме в нестандартной ситуации; продолжить формировать у учащихся научно-материалистическое мировоззрение на основе представления о свете.
Демонстрация:
1. Волны на поверхности воды
2. Законы отражения и преломления света
3. Кольца Ньютона
4. Дифракция и поляризация света
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В ФОРМЕ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ.
Действующие лица:
1. Госпожа - Волновая Теория Светиловна
2. Госпожа - Квантовая Теория Световна
3. Господин - Христиан Гюйгенс - отец Теории Светиловны Волновой
4. Свидетель - Евклид
5. Свидетель-Френель Бипризмович
6. Свидетель - Генрих Герц
7. Свидетель-Порог Фотоэффектович
8. Свидетель - Дифракт Огибаевич
9. Свидетель-Закон Преломлевич
10. Свидетель - Петр Лебедев
11.Свидетель Миссис Люминесценция
12. Судьи - 2 человека
13. Адвокаты - 2 человека
14. Стражники - 2 человека
Вход в кабинет физики охраняют два стражника со скрещенными копьями
Голос (обращаясь к входящим) Пароль? Если ответишь, то пройдешь!
Первый стражник: Формула Планка?
Входящий: энергия светового кванта равно произведению постоянной Планка на частоту излучения
Первый стражник: Пропустить!
Второй стражник: значение постоянной Планка?
Входящий: 6,63*10-34Дж*С
Второй стражник: проходи! И так далее
Первый стражник: Встать! Суд идет!
(из лаборантской входят судьи и адвокаты)
Главный судья: сегодня слушается дело №1, состоящее из двух частей. Госпожа Волновая Теория Светиловна обвиняет Госпожу Квантовую Теорию Световну в том, что она притесняет ее и не признает.
Госпожа Квантовая Теория Световна жалуется на то, что Госпожа Волновая Теория Светиловна не хочет признать ее место в науке. Мы призываем суд обстоятельно разобраться в этом споре со справедливостью и беспристрастностью выслушать свидетелей и справедливый приговор.
(входит Волновая Теория Светиловна)
Судья: Установим вашу личность. Ваше фамилия, имя, отчество
В.Т.С. Волновая Теория Светиловна (Произносит, положа руку на красную Книгу Справедливости, клятву: «Клянусь говорить правду и только правду»)
Судья ваше место жительства
В.Т.С физическое царство, г. Оптика, ул. Природа света, д.28, кВ.1
Судья Ваши родители?
В.Т.С я родилась в 1678 году, когда X. Гюйгенс разработал волновую теорию света: объявил же он мне в 1690 году в «Трактате о свете». Меня растили физик Френель и английский Т. Юнг.
Судья: прошу садиться
(Входит 2-я дама). Ваше фамилия, имя, отчество?
Вошедшая: Квантовая Теория Световна
(тоже клянется на Книге Справедливости)
Судья ваше место жительства?
К.Т.С. физическое царство, г. Оптика, ул. Природа Света, д.28, кв.З
Судья: ваши родители?
К.Т.С. отец - немецкий физик Макс Планк
Судья: ваша биография?
К.Т.С. я родилась 14 декабря 1900 года, когда Планк доложил в немецком физическом обществе о теоретическом выводе закона излучения, для которого пришлось предложить, что свет излучается не виде непрерывных волн, а виде определенных порций энергии - квантов
Судья: прошу садиться. Теперь переходим к заслушиванию свидетелей - защитников, в роли которых выступают почтеннейшие и уважаемые в физическом царстве ученые знаменитости; они изложат свои неопровержимые доказательства.Первое слово предоставляется господину Гюйгенсу.
Гюйгенс я пришел на ваш суд для того, чтобы помочь разрешить разногласия между моей дочерью Волновой Теорией Светиловной и ее соперницей Квантовой Теории Световной.
В «Трактате о свете» (1690) я высказал мысль о том, что свет представляет собой волновое движение в эфире: «Нельзя сомневаться в том, что свет состоит в движении какого-то вещества. Поскольку свет употребляет для своего прохождения некоторое время из этого следует, что движение сообщенное веществу, постепенно и, следовательно распространяется также сферическими поверхностями и волнами которых можно наблюдать на воде, в которую брошен камень и которые изображают собой указанное постепенное распространение кругами, хотя оно и происходит от простой причины и в плоской поверхности.
Демонстрирует опыт - волны на поверхности воды.
Судья: господа, слово просит Евклид
Евклид: я, древнегреческий ученый Евклид, прибыл на машине времени в ваш XXI век из III века до вашей эры на этот суд, чтобы помочь своей прапрапрапрапрапрапраправнучке Волновой Теории Светиловне отстоять свое положение в физическом царстве. Признавая теорию зрительных лучей, я нашел законы отражения света:
1. Луч, падающий и луч отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром к отражающей поверхности, восстановленным в точке падения луча
2. Угол падения луча равен углу его отражения
3. Падающий и отражающий лучи обратимы
Демонстрирует опыты, подтверждающие это.
Гюйгенс: (с места) эти законы открыты опытным путем, можно вынести, если рассматривать свет, как упругие волны в эфире, заполняющие все мировое пространство. И я это сделал!
Судья: слово имеет Френель Бипризмович.
Ф.Б.: хочу привести неопровержимые доказательства в пользу госпожи Теории Светиловны Волновой (демонстрирует опыт с кольцами Ньютона). Это интерференция - устойчивая картина чередующихся светлых и темных полос. Объяснить ее можно, если предположить, что световые лучи - волны, проходят разные пути, отражаясь от стеклянной пластинки и положенной на нее плосковыпуклой линзы большого радиуса кривизны. Отраженные волны складывания и дают наблюдаемые эффект. Это впервые доказал английский ученый Т. Юнг.
Рекомендуемая литература.
1. Учебник «Физика -11 класс»
2. Библиографический справочник по физике
3. «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе Часть 1 и 2».