Перейти на главную страницу
При проведении работы следует обратить внимание учащихся, что явление плазмолиза есть отделение пристеночного слоя цитоплазмы от твердой оболочки растительной клетки под действием раствора. Раствор должен быть гипертоническим (иметь высокую концентрацию солей) по отношению к клеточному соку. При медленном плазмолизе клетки довольно долго могут оставаться живыми и, будучи перенесенными в чистую воду, быстро восстанавливают состояние тургора (деплазмолиз). Длительный плазмолиз приводит к гибели клетки.
Явление плазмолиза можно наблюдать только в живой клетке. Учащиеся самостоятельно изучают явление плазмолиза и деплазмолиза путем последовательного воздействия на клетку гипертоническим раствором и чистой водой. Делается вывод о проницаемости стенки живой клетки.
Явление плазмолиза и деплазмолиза в живой клетке служит доказательством
проницаемости клеточной мембраны. Эта способность клетки служит доказательством возможности восстановления функции клетки после деформации под действием какого – либо внешнего фактора.
В тетради делают рисунки плазмолиза и деплазмолиза.
Перед проведением работы следует вспомнить основные функции белков, остановившись, на ферментативной. Желательно восстановить в памяти учащихся опыты по расщеплению ферментами крахмала и белков, которые проводились при изучении раздела «Человек и его здоровье».
-1-
Учащиеся должны вспомнить, что ферменты имеют белковую природу и действуют в определенных случаях. При нагревании происходит денатурация белка, и фермент прекращает свою работу.
Расщепление пероксида водорода в живых клетках является доказательством ферментативного характера реакций в живой клетке. Пероксид водорода – высокотоксичное для живой клетки соединение. Функцию его нейтрализации выполняет фермент катализа, разлагающий пероксид водорода на воду и кислород. В мертвых клетках вареного картофеля и вареного мяса расщепление пероксида водорода не происходит.
В конце работы учащиеся заполняют таблицу и делают вывод о строении и условиях функционирования клеточных мембран.
Объект, обработанный пероксидом водорода |
Результаты наблюдения |
Объяснение результатов наблюдения |
Сырой картофель |
|
|
Вареный картофель |
|
|
Сырое мясо |
|
|
Вареное мясо |
|
|
Тема: «Особенности строения бактериальной клетки на примере картофельной палочки»
Вымойте клубень картофеля, не очищая его от кожуры, нарежьте ломтиками. Натрите ломтики мелом и поместите в чашку Петри. Чашку поставьте в теплое место с
температурой 25 – 30 градусов. Через 3 суток на поверхности ломтиков образуется плотная морщинистая пленка. Маленький кусочек пленки разотрите в капле воды и рассмотрите под микроскопом бактерии картофельной палочки. Они подвижны, обладают жгутиками и могут образовывать споры. Сделайте схематический рисунок картофельной палочки.
Лабораторная работа № 4
Тема: «Строение животной клетки»
Цель: показать строение животной клетки, ее сходство и различие с растительной клеткой.
Объект изучения: животная клетка
Оборудование: микроскоп, препаровальные инструменты, чашка Петри, лоток для раздаточного материала, кусочек ваты.
Реактивы: раствор йода спиртовой, раствор перманганата калия.
Продезинфицировать раствором перманганата калия ручку скальпеля и при помощи него (тупой стороной) осторожно провести по внутренней части ротовой полости по слизистой оболочке. Полученный материал (клетки) поместить на предметное стекло и окрасить его йодом. Учащиеся наблюдают клетки с цитоплазмой и ядром, делают рисунок и вывод.
Рассмотрите готовый микропрепарат однослойного эпителия. Обратите внимание на форму клеток, их тесное соприкосновение. Найдите основные части клетки и зарисуйте их.
После выполнения работы заполните таблицу.
Органоиды клетки |
Растительная клетка |
Животная клетка |
Тема: « Строение клеток листа элодеи и клеток спирогиры в связи с их приспособлением к фотосинтезу»
Перед началом работы необходимо пояснить, что процессы деления в растительной и животной клетке сходны, однако растительная клетка более крупная, поэтому в ней эти процессы видны более отчетливо.
1.Рассмотрите процесс митоза на учебной таблице.
2.Рассмотрите процесс митоза на микропрепарате и найдите зону роста корня.
3.При увеличении 300х в светло – серых тонкостенных клетках наблюдают фазы митотического деления. Хромосомы делящихся клеток окрашены в темно – лиловый цвет. В интерфазе видны в виде глыбок одно – два ядрышка. В профазе ядро увеличивается, ядрышки растворяются. Хромосомы видны в виде нитей, образующие неплотный клубок. В метафазе хромосомы укорачиваются и их можно увидеть в виде палочковидных образований. Если через срез прошел в экваториальной плоскости, то хромосомы образуют рисунок звездчатой формы, при этом отчетливо видна неодинаковая длина хромосом. В анафазе хромосомы перемещаются к полюсам, поэтому видны две звезды. Хромосомы имеют вид шпильки: центоромеры направлены к полюсам, а плечи расходятся под углом друг к другу.
В телофазе у противоположных полюсов клетки наблюдают клубки из частично деспирализованных хромосом. В центре клетки формируется перегородка.
По результатам работы зарисовывают схему митоза и заполняют таблицу «Митотическое деление клетки» по форме:
Фаза митоза |
Краткая характеристика процессов, происходящих в клетке |
Микропрепарат рассматривают при увеличении 140 х. микропрепарат окрашен сиреневым красителем. На микропрепарате наблюдают стадии дробления из двух и четырех бластомеров. По результатам работы зарисовывают схему стадий дробление яйцеклетки, делают вывод об общности процессов оплодотворения и развития из оплодотворенной яйцеклетки множества организмов.
1.Рассмотрите культуру инфузории – туфельки невооруженным глазом и спомощью ручной лупы для того, чтобы составить реальное представление о размерах.
2. рассмотрите готовый микропрепарат при увеличении 56 х. на микропрепарате инфузория – туфелька окрашена в сиреневый цвет красителем. На препарате наблюдают форму тела, два ядра, пищевую вакуоль.
По результатам работы зарисовать инфузорию – туфельку. Ответить на вопрос: почему инфузория – туфелька относят к царству животных?
При изучении микропрепарата эвглены зеленой важно обратить внимание на функции органоидов. Препарат рассматривают при увеличении 56х и 120х. микропрепарат сохраняет естественную окраску. Передний конец закруглен, а задний заострен. Жгутик расположен на переднем конце. Хлоропласты овальной или округлой формы.
Простейшие |
Способ питания |
Форма тела |
Передвижение |
Оборудование: микроскоп, препаровальные инструменты, чашка Петри, лоток для раздаточного материала
27 09 2014
1 стр.
Цель: выявить действие биогенных и небиогенных тяжелых металлов на состояние растительной клетки
27 09 2014
1 стр.
Почему в клетке не идет синтез сразу всех белков, свойственных данному организму?
15 09 2014
1 стр.
Этот процесс называется канцерогенезом (от лат cancer – рак). Если мутация произойдёт в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая «вышедшая из-под контроля»
04 09 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
Золотая сосновая ветвь символизирует постоянство растительной жизни, смену времен года и возрождение природы
16 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
Зернистая дистрофия (мутное набухание; белок в клетке ткани сворачивается в зёрнышки)
16 12 2014
1 стр.