Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Идентификатор: 231-630-054

Приложение
Методика проведения лабораторных работ по курсу «Основы цитологии»
Лабораторная работа № 1

Тема: «Плазмолиз и деплазмолиз в растительной клетке»
Цель: опытным путем доказать проницаемость клеточной мембраны.

Объект изучения: веточка элодеи.

Оборудование: микроскоп, препаровальные инструменты, чашка Петри, лоток для раздаточного материала.

Реактивы и материалы: 15% раствор хлорида натрия, дистиллированная вода, фильтровальная бумага.

При проведении работы следует обратить внимание учащихся, что явление плазмолиза есть отделение пристеночного слоя цитоплазмы от твердой оболочки растительной клетки под действием раствора. Раствор должен быть гипертоническим (иметь высокую концентрацию солей) по отношению к клеточному соку. При медленном плазмолизе клетки довольно долго могут оставаться живыми и, будучи перенесенными в чистую воду, быстро восстанавливают состояние тургора (деплазмолиз). Длительный плазмолиз приводит к гибели клетки.

Явление плазмолиза можно наблюдать только в живой клетке. Учащиеся самостоятельно изучают явление плазмолиза и деплазмолиза путем последовательного воздействия на клетку гипертоническим раствором и чистой водой. Делается вывод о проницаемости стенки живой клетки.

Явление плазмолиза и деплазмолиза в живой клетке служит доказательством

проницаемости клеточной мембраны. Эта способность клетки служит доказательством возможности восстановления функции клетки после деформации под действием какого – либо внешнего фактора.

В тетради делают рисунки плазмолиза и деплазмолиза.


Лабораторная работа № 2
Тема: «Расщепление пероксида водорода в клетках сырого картофеля»
Цель: опытным путем показать, что химические процессы в клетке имеют ферментативный характер, ферменты в мертвых клетках разрушаются.

Объект изучения: кусочки сырого и вареного картофеля; кусочки сырого и вареного мяса.

Оборудование: микроскоп, препаровальные инструменты, чашка Петри, лоток для раздаточного материала, штатив с пробирками.

Реактивы: раствор пероксида водорода (3%).

Перед проведением работы следует вспомнить основные функции белков, остановившись, на ферментативной. Желательно восстановить в памяти учащихся опыты по расщеплению ферментами крахмала и белков, которые проводились при изучении раздела «Человек и его здоровье».

-1-

Учащиеся должны вспомнить, что ферменты имеют белковую природу и действуют в определенных случаях. При нагревании происходит денатурация белка, и фермент прекращает свою работу.

Расщепление пероксида водорода в живых клетках является доказательством ферментативного характера реакций в живой клетке. Пероксид водорода – высокотоксичное для живой клетки соединение. Функцию его нейтрализации выполняет фермент катализа, разлагающий пероксид водорода на воду и кислород. В мертвых клетках вареного картофеля и вареного мяса расщепление пероксида водорода не происходит.

В конце работы учащиеся заполняют таблицу и делают вывод о строении и условиях функционирования клеточных мембран.



Объект, обработанный пероксидом водорода

Результаты наблюдения

Объяснение результатов наблюдения

Сырой картофель







Вареный картофель







Сырое мясо







Вареное мясо








Лабораторная работа № 3

Тема: «Особенности строения бактериальной клетки на примере картофельной палочки»


Цель: доказать, что бактериальные клетки подвижны, но имеют более простое строение, чем эукариотические.

Объект изучения: бактерия –картофельная палочка.

Оборудование: микроскоп, препаровальные инструменты, чашка Петри, штатив с пробирками.

Вымойте клубень картофеля, не очищая его от кожуры, нарежьте ломтиками. Натрите ломтики мелом и поместите в чашку Петри. Чашку поставьте в теплое место с

температурой 25 – 30 градусов. Через 3 суток на поверхности ломтиков образуется плотная морщинистая пленка. Маленький кусочек пленки разотрите в капле воды и рассмотрите под микроскопом бактерии картофельной палочки. Они подвижны, обладают жгутиками и могут образовывать споры. Сделайте схематический рисунок картофельной палочки.
Лабораторная работа № 4
Тема: «Строение животной клетки»
Цель: показать строение животной клетки, ее сходство и различие с растительной клеткой.

Объект изучения: животная клетка

Оборудование: микроскоп, препаровальные инструменты, чашка Петри, лоток для раздаточного материала, кусочек ваты.

Реактивы: раствор йода спиртовой, раствор перманганата калия.

Продезинфицировать раствором перманганата калия ручку скальпеля и при помощи него (тупой стороной) осторожно провести по внутренней части ротовой полости по слизистой оболочке. Полученный материал (клетки) поместить на предметное стекло и окрасить его йодом. Учащиеся наблюдают клетки с цитоплазмой и ядром, делают рисунок и вывод.


-2-
Лабораторная работа № 5
Тема: «Сравнение строения растительной и животной клеток на примере клеток кожицы лука и эпителиальных тканей животных»
Цель: показать строение растительной клетки, ее сходство и различие с животной клеткой на примере эпителиальной ткани.

Объект изучения: готовый микропрепарат «Однослойный эпителий» и клетки кожицы лука.

Оборудование: микроскоп, препаровальные инструменты, чашка Петри, лоток для раздаточного материала, кусочек ваты.

Реактивы: раствор йода.

Приготовление препарата кожицы лука

    1. Приготовьте предметное стекло, тщательно протрите его марлей.

    2. Пипеткой нанесите 1 каплю воды, на предметное стекло.

    3. При помощи препаровальной иглы осторожно нанесите маленький кусочек прозрачной кожицы лука на предметное стекло в каплю воды, осторожно расправьте с помощью иглы.

    4. Накройте кожицу покровным стеклом.

    5. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении, отметьте, какие части клетки вы видите.

    6. Окрасьте препарат раствором йода. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите органоиды клетки. Зарисуйте клетки кожицы лука.

Строение эпителиальной ткани.

Рассмотрите готовый микропрепарат однослойного эпителия. Обратите внимание на форму клеток, их тесное соприкосновение. Найдите основные части клетки и зарисуйте их.

После выполнения работы заполните таблицу.


Органоиды клетки

Растительная клетка

Животная клетка



Лабораторная работа № 6

Тема: « Строение клеток листа элодеи и клеток спирогиры в связи с их приспособлением к фотосинтезу»


Цель: познакомиться со строением растительной клетки на примере элодеи и спирогиры в связи с их приспособлением к фотосинтезу.

Объект изучения: готовый микропрепарат «Спирогира» и живые растения элодеи.

Оборудование: микроскоп, препаровальные инструменты, чашка Петри, лоток для раздаточного материала, кусочек ваты.

Пластиды в клетках листа элодеи

    1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

    2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.

    3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

Хроматофоры в клетках спирогиры

      1. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат спирогиры.

-3-


      1. Найдите органоиды клеток и хроматофоры

      2. Определите их форму и сделайте рисунок.

Ответьте на вопрос, в каких органоидах (хлоропластах или хроматофорах) наиболее интенсивно идут процессы фотосинтеза?

Лабораторная работа № 7
Тема: «Митоз в корешке лука».
Цель: изучить на натуральном объекте стадии митоза

Объект изучения: готовый микропрепарат «Митоз в корешке лука»

Оборудование: микроскоп.

Перед началом работы необходимо пояснить, что процессы деления в растительной и животной клетке сходны, однако растительная клетка более крупная, поэтому в ней эти процессы видны более отчетливо.

1.Рассмотрите процесс митоза на учебной таблице.

2.Рассмотрите процесс митоза на микропрепарате и найдите зону роста корня.

3.При увеличении 300х в светло – серых тонкостенных клетках наблюдают фазы митотического деления. Хромосомы делящихся клеток окрашены в темно – лиловый цвет. В интерфазе видны в виде глыбок одно – два ядрышка. В профазе ядро увеличивается, ядрышки растворяются. Хромосомы видны в виде нитей, образующие неплотный клубок. В метафазе хромосомы укорачиваются и их можно увидеть в виде палочковидных образований. Если через срез прошел в экваториальной плоскости, то хромосомы образуют рисунок звездчатой формы, при этом отчетливо видна неодинаковая длина хромосом. В анафазе хромосомы перемещаются к полюсам, поэтому видны две звезды. Хромосомы имеют вид шпильки: центоромеры направлены к полюсам, а плечи расходятся под углом друг к другу.

В телофазе у противоположных полюсов клетки наблюдают клубки из частично деспирализованных хромосом. В центре клетки формируется перегородка.

По результатам работы зарисовывают схему митоза и заполняют таблицу «Митотическое деление клетки» по форме:


Фаза митоза

Краткая характеристика процессов, происходящих в клетке



Лабораторная работа № 8
Тема: «Дробление яйцеклетки».
Цель: изучить на натуральном объекте стадии дробления яйцеклетки

Объект изучения: готовый микропрепарат «Дробление яйцеклетки»

Оборудование: микроскоп

Микропрепарат рассматривают при увеличении 140 х. микропрепарат окрашен сиреневым красителем. На микропрепарате наблюдают стадии дробления из двух и четырех бластомеров. По результатам работы зарисовывают схему стадий дробление яйцеклетки, делают вывод об общности процессов оплодотворения и развития из оплодотворенной яйцеклетки множества организмов.



-4-
Лабораторная работа № 9
Тема: «Строение хламидомонады и хлореллы»
Цель: изучить на натуральном объекте строение одноклеточной водоросли хломидомонады

Объект изучения: одноклеточная водоросль хломидомонада

Оборудование: микроскоп, препаровальные инструменты, чашка Петри, лоток для раздаточного материала, кусочек ваты.

    1. Поместите на предметное стекло каплю «цветущей» воды, накройте покровным стеклом.

    2. Рассмотрите под микроскопом одноклеточные водоросли. Найдите хломидомонаду (тело грушевидной формы с заостренным передним концом.) или хлореллу (тело шаровидной формы).

    3. Найдите органоиды клетки водорослей.

    4. Зарисуйте клетки и подпишите названия их частей.

Ответьте на вопрос: почему водоросли относят к низшим растениям?

Лабораторная работа № 10
Тема: «Строение инфузории туфельки».
Цель: изучить на натуральном объекте строение инфузории – туфельки

Объект изучения: инфузория – туфелька

Оборудование: микроскоп, ручная лупа, готовый микропрепарат инфузории – туфельки

1.Рассмотрите культуру инфузории – туфельки невооруженным глазом и спомощью ручной лупы для того, чтобы составить реальное представление о размерах.

2. рассмотрите готовый микропрепарат при увеличении 56 х. на микропрепарате инфузория – туфелька окрашена в сиреневый цвет красителем. На препарате наблюдают форму тела, два ядра, пищевую вакуоль.

По результатам работы зарисовать инфузорию – туфельку. Ответить на вопрос: почему инфузория – туфелька относят к царству животных?


Лабораторная работа № 11
Тема: «Строение эвглены зеленой».
Цель: изучить на натуральном объекте строение эвглены зеленой

Объект изучения: эвглена зеленая

Оборудование: микроскоп, ручная лупа, готовый микропрепарат эвглены зеленой.

При изучении микропрепарата эвглены зеленой важно обратить внимание на функции органоидов. Препарат рассматривают при увеличении 56х и 120х. микропрепарат сохраняет естественную окраску. Передний конец закруглен, а задний заострен. Жгутик расположен на переднем конце. Хлоропласты овальной или округлой формы.



По результатам работы осуществляют зарисовку эвглены зеленой с обозначением органоидов и заполняют таблицу «Сравнение простейших» по форме:

Простейшие

Способ питания

Форма тела

Передвижение

В конце работы делают вывод и отвечают на вопрос, по каким признакам ботаники относят эвглену зеленую к растениям, а зоологи к животным?

-5-

«Плазмолиз и деплазмолиз в растительной клетке»

Оборудование: микроскоп, препаровальные инструменты, чашка Петри, лоток для раздаточного материала

91.28kb.

27 09 2014
1 стр.


Влияние солей тяжелых металлов на плазмолиз протоплазмы растительной клетки

Цель: выявить действие биогенных и небиогенных тяжелых металлов на состояние растительной клетки

91.21kb.

27 09 2014
1 стр.


Урок №18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение задач по молекулярной биологии»

Почему в клетке не идет синтез сразу всех белков, свойственных данному организму?

27.66kb.

15 09 2014
1 стр.


Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Этот процесс называется канцерогенезом (от лат cancer – рак). Если мутация произойдёт в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая «вышедшая из-под контроля»

90.78kb.

04 09 2014
1 стр.


Цито и логия, наука о клетке
5.85kb.

16 12 2014
1 стр.


Название команды

Золотая сосновая ветвь символизирует постоянство растительной жизни, смену времен года и возрождение природы

51.17kb.

16 12 2014
1 стр.


Метаболизм-обмен веществ и превращение энергии в клетке
49.11kb.

15 12 2014
1 стр.


Занятие Дистрофии

Зернистая дистрофия (мутное набухание; белок в клетке ткани сворачивается в зёрнышки)

113.38kb.

16 12 2014
1 стр.