Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок № 18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение задач по

молекулярной биологии».

(Тему урока запиши в тетрадь).
1. Познакомься с содержанием параграфа № 27 учебника А. А. Каменского, Е. А.

Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология».

2. Из п.1 параграфа изучи строение оперона:

?Почему в клетке не идет синтез сразу всех белков, свойственных данному организму?

?Что такое оперон?

?Из чего состоит оперон?

?Что такое промотор? Оператор? Репрессор?

?Какова их роль в синтезе белка?

3. Изучи механизм регуляции синтеза белка у прокариот, пользуясь рис.45 и текстом

из п.2 параграфа. Приготовь пересказ этого текста, передавая в нем процесс работы

оперона.

4. Изучи механизм регуляции синтеза белка у эукариот, пользуясь текстом из п.3

параграфа. Назови три причины большей сложности регуляции работы генов у

эукариот.

5. При повторении изученного материала к следующему уроку ответь на вопросы

после параграфа № 27 на стр.105 учебника.


В молекулярной биологии существует тип задач, позволяющий используя таблицу

генетического кода (см таблицу №6 на стр.97 учебника), представлять схему реализации информации в процессе биосинтеза белка, определять последовательность аминокислот в молекуле белка по последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК или и-РНК и наоборот.



Рассмотрим пример решения таких задач:
Дан участок молекулы ДНК:

ТТЦ – ГЦТ – ЦГГ – АТГ – ЦТА

1.Определите последовательность нуклеотидов в и-РНК, комплементарной этому участку ДНК;

2. Определите антикодоны т-РНК, комплементарные кодонам и-РНК;

3. Определите последовательность и количество аминокислот, зашифрованных на данном участке ДНК;


Решение:


Одна из нитей ДНК (кодоны)

ТТЦ

ГЦТ

ЦГГ

АТГ

ЦТА

и-РНК (кодоны)

ААГ

ЦГА

ГЦЦ

УАЦ

ГАУ

т-РНК (антикодоны)

УУЦ

ГЦУ

ЦГГ

АУГ

ЦУА

аминокислоты

лиз

арг

ала

тир

асп

На данном участке зашифровано 5 аминокислот через 15 нуклеотидов, т. к. каждая аминокислота шифруется 3-мя нуклеотидами, т. е. одним кодоном. Эти 5 аминокислот закодированы 5-ю кодонами или триплетами.



Прежде чем определять последовательность аминокислот по кодонам ДНК или и-РНК, разберитесь с примечанием после таблицы генетического кода на стр.97, выясните, как искать первый, второй и третий нуклеотиды в кодоне ДНК или и-РНК, а потом вы увидите, что название аминокислоты появляется при пересечении сначала столбцов, а потом строк. Обратите внимание на то, что в скобках даны нуклеотиды ДНК, т. к. тимидиловый нуклеотид встречается только в молекуле ДНК, а без скобок даны нуклеотиды и-РНК, т. к. уридиловый нуклеотид встречается только в молекуле РНК. Определять последовательность аминокислот можно и по кодонам ДНК, и по кодонам и-РНК, только не запутаться в том, где их искать: в скобках или без скобок. Разобравшись с приведенным примером, попробуйте взять свою последовательность участка ДНК и выполнить всю последовательность реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

Урок №18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение задач по молекулярной биологии»

Почему в клетке не идет синтез сразу всех белков, свойственных данному организму?

27.66kb.

15 09 2014
1 стр.


Урок по теме «Функции белков»

Цель урока: рассмотреть функции белков, актуализировать и интегрировать материал разных разделов курса биологии (молекулярной биологии, биохимии, цитологии, физиологии и др.) и исп

90.88kb.

16 12 2014
1 стр.


План лекций по Молекулярной Биологии для фбб 2 курс

Цитологические (клеточные) – поддержание строения клетки, механизмы ее деления, передвижения, межклеточное сообщение, построение организма (многоклеточного). Молекулярно-биологичес

77.52kb.

06 10 2014
1 стр.


Биохимические исследования в лаборатории «МедЛаб Экспресс»

Нарушении синтеза белков в организме вследствие нарушения белковосинтетической функции печени

167.94kb.

27 09 2014
1 стр.


Название продукта

Белковые вещества составляют громадный класс органических, то есть углеродистых, а именно углеродисто азотистых соединений, неизбежно встречаемых в каждом организме. Роль белков в

163.08kb.

14 10 2014
1 стр.


Примерная программа дисциплины "Молекулярная биология"

Бурный рост молекулярной биологии как науки и как основы различных направлений биомедицины требует овладения студентами медико-биологических факультетов современными знаниями в раз

261.62kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок 2 Решение задач с помощью пропорции

Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий по теме «Решение задач с помощью пропорции» на уровне их применения в разнообразных ситуациях

56.14kb.

01 10 2014
1 стр.


Урок изучения нового материала. Вид: интегрированный урок

Цель: продолжить расширение и углубление знаний о важнейших органических веществах клетки на основе строения белков, сформировать знания о важнейшей роли белков в органическом мире

105.84kb.

14 12 2014
1 стр.