Перейти на главную страницу
А.Д. Эпштейн,
В.А. Либин,
Источник: https://www.ucheba.com/ur_rus/intehnologi/epshtein.htm
Решением Общего собрания МАОО Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А.Шолохова был избран коллективным членом МАОО и на его базе создана Секция психологических основ открытого дистанционного образования – академик-секретарь В.И. Овсянников. Секция разработала программу исследования “Психолого-педагогические основы ОДО”, которое будет проводиться в несколько этапов, материалы исследования планируется публиковать в журнале “Открытое образование”.
Поскольку значительное внимание у нас в последние годы уделяется вопросам тестирования абитуриентов, Секция заказала статью специалистам Открытого университета Израиля с просьбой рассказать, как осуществляется тестирование в Израиле, каковы плюсы и минусы такого тестирования, почему ОУИ отказался от него и какие тенденции наблюдаются в практике университетов других стран. В публикуемой статье, ее авторы А. Эпштейн и В. Либин отвечают на эти и другие вопросы.
26 января 2003 года министр образования РФ Владимир Филиппов, выступая на открытии Одиннадцатых международных Рождественских образовательных чтений в Государственном Кремлевском Дворце, объявил, что в 2003 году Единый государственный вступительный экзамен в вузы будут сдавать 50 процентов российских школьников. Согласно планам Министерства образования РФ, Единый государственный экзамен пройдет в 48 из 89 субъектов федерации. Всего экзамен охватит около трехсот тысяч выпускников школ. Они смогут поступить в высшие образовательные учреждения, не приезжая на вступительные экзамены лично. В. Филиппов еще раз напомнил, что Единый государственный экзамен призван устранить несправедливости в доступе к образованию детей из малоимущих семей и отдаленных районов России.
До недавнего времени Израиль был единственной в мире страной, в которой проводился Единый государственный вступительный экзамен в вузы на русском языке, поэтому изучение накопленного в этой стране опыта может представлять немалый интерес для российских исследователей и руководителей системы образования.
В Израиле существуют восемь университетов (старейшие из них – Еврейский университет в Иерусалиме и Технологический университет в Хайфе – приняли первых студентов еще в 1924 году) и несколько десятков колледжей, в которых студенты могут получить качественное образование по широкому кругу специальностей. В последнее десятилетие число колледжей значительно выросло, расширилась и их профильная специализация; резко выросло и число студентов. Интересно отметить при этом, что, за редкими исключениями, ни в одном из вузов страны не проводится вступительных экзаменов. На инженерных факультетах и в Технологическом университете абитуриенты сдают вступительный экзамен по математике, на языковых кафедрах практикуется вступительный экзамен, проверяющий уровень владения соответствующим языком, на кафедрах музыковедения и в музыкальных академиях принят вступительный экзамен по музыкальной грамоте или исполнительскому искусству, в художественных школах абитуриенты сдают экзамены по живописи и графике. Совершенно иная педагогическая концепция лежала в основе создания Открытого университета Израиля, основанного в 1975 году по модели британского Open University, где могут начать учебу все желающие, и именно их успехи в ходе самого процесса обучения в одном из десятков региональных филиалов университета служат индикатором их способности (или неспособности) получить высшее образование. Однако во всех остальных вузах принимаются во внимание результаты школьных выпускных экзаменов и оценка за единый вступительный экзамен – психометрический тест (Psychometric Entrance Test, PET). Оценка за этот тест позволяет абитуриенту поступать и на кафедру химии, и математики, и истории, и педагогики; сдачи каких-либо дополнительных тестов не потребуется. Что же представляет собой этот экзамен, насколько он позволяет отобрать наиболее способных и мотивированных абитуриентов?
В школьных классах число учеников не превышает сорока; в вузовских аудиториях преподаватели зачастую читают фронтальные лекции двумстам и более студентам. В школах домашние задания призваны закрепить материал, изученный накануне с учителем; в вузах многие важные темы остаются за рамками фронтального преподавания, и именно в ходе домашней самостоятельной работы студенты должны освоить их. И, наконец, в подавляющем большинстве израильских вузов студенты получают списки литературы, включающие, в том числе, и самые последние научные труды ученых западных стран, изданные на английском языке. Единственным вузом в Израиле, целенаправленно издающим учебные пособия на иврите (а в последние годы – и на русском языке) для облегчения учебного процесса и для его адаптации к условиям израильской социально-политической, научной и культурной жизни, является Открытый университет. Учитывая, что все школьные учебники в стране изданы на государственном языке – иврите, необходимость чтения большого количества научных книг, монографий и статей на английском языке также представляет собой принципиальное отличие именно вузовского учебного процесса. Психометрический тест и проверяет, более или менее успешно, именно эти особенности: способность воспринимать материал и выполнять учебные задания в не всегда оптимально комфортной обстановке; способность самостоятельного изучения нового материала; быстрое чтение текстов высокой степени сложности на английском языке.
Важно подчеркнуть, что психометрический тест не является “усредненным” экзаменом на аттестат зрелости, а потому не включает большую часть дисциплин, изучаемых в рамках школьной программы. Дело в том, что в Израиле (в отличие, скажем, от США) под эгидой Министерства образования проводятся единые экзамены на аттестат зрелости для выпускников школ, причем экзаменационные тетради проверяются не в школах, а в Министерстве образования. Из-за этого процесс проверки экзаменов занимает достаточно длительный срок (до трех месяцев), однако достигается максимально возможная унификация и объективность оценок, выставляемых в аттестатах зрелости выпускников разных школ в разных городах. Поэтому единый унифицированный психометрический тест ни в коей мере не должен проверять достоверность (validity) оценок, выставленных в аттестате. Задача теста состоит как раз в том, чтобы проверить те знания и умения абитуриентов, которые остаются за рамками существующей системы выпускных экзаменов.
Особенности проведения психометрического теста накладывают значительный отпечаток на его содержание и структуру.
Во-первых, необходимость обеспечения высочайшей степени сравнительного соответствия результатов абитуриентов, сдававших тест в разные годы (результаты теста признаются университетами в течение семи лет), заставляет крайне осторожно относится к модификациям структуры и содержания теста. Едва ли не единственным принципиальным изменением содержания теста за последнее десятилетие было введение в 1993 году блока вопросов на понимание однокоренных слов и выражений в раздел словесное мышление на родном языке. Продолжительность теста, его характер, количество разделов в нем, равно как и количество вопросов в каждом разделе и методика подсчета итоговой оценки – все эти факторы остаются без изменений.
Во-вторых, учитывая тот факт, что психометрический тест является единственным вступительным экзаменом на подавляющем большинстве факультетов почти всех вузов Израиля, в его рамках должны быть оценены разнообразные факторы, значимые для предсказания последующих успехов абитуриентов в учебе. Поэтому тест должен быть достаточно длинным, включая вопросы различной направленности и степени сложности. При этом необходимо принимать во внимание и фактор усталости: проведенные психологами исследования показали, что после трех с половиной – четырех часов напряженного тестирования работоспособность абитуриентов резко снижается. Тест не может длиться весь день, его продолжительность в настоящее время приближается к максимально возможной.
В. И. Овсянников. Секция
01 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Фгбу «Федеральный центр тестирования» под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 21 – 23 марта 2012 года проводит семинар «Организационно-технологич
16 12 2014
1 стр.
Информационные технологии наиболее быстро развивающаяся область в современном мире
13 10 2014
1 стр.
Традиционно франчайзинг занимает почетное место среди триады способов развития бизнеса, включающей также открытие собственных предприятий и M&A;
14 12 2014
1 стр.
Прежде чем отправиться в салон с твердым намерением усовершенствовать свое тело посредством татуировки, учтите тот факт, что российские мастера татуажа и их клиенты абсолютно не за
12 10 2014
1 стр.
Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей
14 12 2014
1 стр.
«минусы» и «плюсы» такого мониторинга; на основании всего этого сделаны наброски характера задач, через решение которых, скорее всего, можно отследить уровень проявления ключевых и
15 12 2014
1 стр.