Перейти на главную страницу
кафедрой менеджмента
С о с т а в и т е л ь – д-р экон. наук, проф. Т.М. Орлова
Сборник методических материалов по курсу «Паблик рилейшнз». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. – 24 с.
Подготовлен на экономическом факультете.
© Орлова Т.М., 2003
Актуальность данного курса обусловлена рядом объективных факторов, среди которых на первый план выходит необходимость устанавливать, сохранять и эффективно управлять совокупностью информационных связей фирмы. Это в одинаковой степени относится к деятельности и российских компаний, и государственных структур, и общественных организаций. Кроме того, в России связи с общественностью всё настойчивее оформляются в сферу знаний и область деятельности. Значит, управление отечественным бизнесом с точки зрения мировых стандартов сегодня немыслимо без функции паблик рилейшнз.
В рамках предлагаемого спецкурса связи с общественностью рассматриваются как один из видов маркетинговых коммуникаций. Именно маркетинговый подход к управлению организацией лежит в основе ее успешной работы с партнерами, потребителями, поставщиками, инвесторами, средствами массовой информации, другими целевыми группами общественности.
Паблик рилейшнз, как и другие коммуникационные средства, относятся к инструментарию стратегического маркетинга, который основан на изучении внутренних и внешних возможностей фирмы и требует от нее ориентации на потенциал успеха. Под ним же в свою очередь понимаются те системные параметры, используя которые фирма может добиться высоких результатов.
Связи с общественностью обеспечивают организации формирование деловой среды, являются средством, объединяющим рынок, маркетинговую стратегию организации, ее интересы и интересы целевых групп общественности. В связи с этим овладение знаниями, умениями, навыками в сфере паблик рилейшнз – обязательное условие подготовки персонала фирмы, признак его компетентности и адаптированности к дальнейшим рыночным преобразованиям.
ПРОГРАММА
Раздел I. Маркетинговые коммуникации
как инструменты развития рынка и фирмы
Тема 1. Коммуникативный ресурс управления
Понятие «коммуникация» и ее основные характеристики. Модель коммуникационного процесса (формула Лассвелла). Особенности коммуникативного ресурса организации. Сравнительный анализ традиционных и коммуникативного ресурсов. Коммуникационный менеджмент в системе современного управления.
Отличие понятий «маркетинговая коммуникация», «маркетинговые коммуникации», «продвижение». Классификация видов маркетинговых коммуникаций: дискуссионный подход. Цели маркетинговых коммуникаций. Структура и объемы расходов на маркетинговые коммуникации. История развития маркетинговых коммуникаций в мире и России.
Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации: Учеб. пособие / Под ред. А.Л. Гапоненко, Т.М. Орловой. – М.: Социальные отношения, 2003.
Общая характеристика и особенности рекламного рынка России. Экономическая и информационная функции маркетинговой рекламы. Реклама – это затраты или инвестиции? Роль рынка маркетинговой рекламы в экономике России. Классификация маркетинговой рекламы в России по видам носителей. Региональная реклама. Тенденции развития маркетинговой рекламы в мире. Прогноз развития рекламного рынка в России.
Direct marketing как метод продвижения продаж. Виды прямого маркетинга. Развитие прямого маркетинга в США и Западной Европе. Преимущества прямого маркетинга. Личная продажа как форма прямого маркетинга. Direct mail (прямая почтовая рассылка) в России. Защита персональных данных. Программы лояльности. Прогноз развития видов прямого маркетинга в России.
Sales promotion как метод продвижения продаж. Цели SP: стратегические, специфические, разовые. Из истории содействия продажам в России. Четыре группы содействия продажам, сбыту. Схема эффективной промоушн-акции: креатив, организация, консалтинг. Практика, перспективы sales promotion на российском рынке. Торгово-развлекательные комплексы как средство содействия продажам, сбыту. Мерчандайзинг как область sales promotion. Информационно-технологическое обеспечение SP.
Паблик рилейшнз в маркетинге. Соотношение маркетинга и ПР. Предпосылки активного использования ПР в маркетинге. Понятие «marketing public relations». Примеры и способы использования ПР в маркетинге. Эффективность ПР в маркетинге. Почему одинаковые ПР-услуги стоят по-разному?
Понятие «интегрированные маркетинговые коммуникации». ИМК как наиболее эффективный способ решения маркетинговых задач фирмы. Принципиальное отличие ИМК-программ. Причины отказа от традиционных схем продвижения. Ключевые принципы ИМК. Выгоды от интеграции. Десять золотых правил интегрирования.
Самые успешные PR-кампании в мировой практике / Пер. с англ. – М., 2002.
PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика / Пер. с англ. – М., 2002.
Паблик рилейшнз как особая функция управления. Возникновение ПР как сферы профессиональной деятельности и как учебной дисциплины. Основополагающие принципы ПР (демократичность, альтернативизм, гражданское согласие, технологичность). ПР, реклама и пропаганда: общее и отличительное. Практика ПР на Западе. Рынок и направления ПР-деятельности в России.
Формы и приемы ПР (паблисити; имиджевая реклама; лоббирование; специализированные выставки, ярмарки; ПР в Интернете; благотворительность и спонсорство).
Этический аспект ПР-деятельности.
Выбор ПР-стратегии для обеспечения корпоративной миссии. Приоритеты ПР-стратегии. Основные (постоянные) компоненты ПР-стратегии. Модели ПР-стратегии (информирования, убеждения, диалога, формирования согласия). Коммуникационная стратегия IBM.
ПР-программа: очерчивание проблемы, предложения по достижению цели, тактические решения, методы оценки, взаимосвязь программы и плана маркетинга. Формула RACE.
Тема 10. Организационная структура службы паблик рилейшнз
Особенности организационных форм коммуникационной деятельности. Организационная структура службы ПР как адекватное отражение коммуникационной стратегии организации. Функции коммуникационного менеджмента, реализуемые через структуру паблик рилейшнз. Виды организационных структур ПР-подразделения. Современные проблемы ПР-служб. Положение о службе по связям с общественностью: цели, задачи, права, ответственность.
Понятие «кризисная коммуникация». Типология кризисных ситуаций. Концепция кризисной коммуникации и выбор соответствующей стратегии (наступательная, оборонительная, регрессивная, отступательная). Проблемы в управлении кризисом. Методы дедраматизации сценария.
Планирование антикризисной коммуникации. Построение модели антикризисной коммуникации. Особенности взаимодействия в период кризиса рекламы и ПР. Правила работы со средствами массовой информации.
Тема 12. Паблик рилейшнз и средства массовой информации
Понятие media relations. Особенности ПР-деятельности в области СМИ.
Взаимодействие ПР-подразделения со средствами массовой информации. Пресс-служба: функции, стиль, эффективность работы. Рекомендации по взаимодействию ПР-служб и СМИ. Основные принципы работы со средствами массовой информации.
Тема 13. Паблик рилейшнз как структурный элемент
плана продвижения территории
Понятие «территориальный маркетинг». План продвижения как метод управления развитием территории. Структура плана продвижения.
Формирование имиджа территории. Параметры исследования имиджа.
Взаимодействие с внешней средой и отношения с общественностью. Решение задач внутренней коммуникации. Работа со средствами массовой информации, разработка специальных программ развития информации. Работа с другими целевыми группами общественности.
Критерии управленческой компетентности специалистов по ПР. Роль и значение высшего звена менеджмента в организации коммуникационной деятельности фирмы.
Функции менеджера ПР (коммуникативно-информационная, аналитико-прогностическая, организационно-управленческая, консультативно-методическая, рекламно-информационная и редакционно-издательская). Задачи менеджера ПР.
Литература
Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетёров. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Гном-пресс, 1997.
Блэк С. PR: международная практика. – М.: Довгань, 1997.
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы Паблик рилейшнз. – СПб., 2003.
Буари Ф. А. Паблик рилейшнз, или Стратегия доверия. – М., 2001.
Джей Энтони. Эффективная презентация. – Мн., 1996.
Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. – М.: Филин, 1996.
Катлип С.М. и. др. Паблик рилейшнз. Теория и практика. – М., 2000.
Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. Концепции. Практика / Отв. ред. Я.Н. Засурский. – М.: Изд-во МГУ, 1996.
Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Диалог с западным партнером как проблема паблик рилейшнз. – М.: РАГС, 1997.
Орлова Т.М. Управление развитием города: методические рекомендации местным администрациям по продвижению городов. – М.: ТИКОМ, 2001.
Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. – М.: Центр, 2003.
Сайтэл Фрэйзер П. Современные паблик рилейшнз / Пер. с англ. – 8-е изд. – М., 2002.
Самые успешные PR-кампании в мировой практике / Пер. с англ. – М., 2002.
PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. – М., 2002.
PR против кризисов: механизмы управления: Сб. материалов Международной конференции (26–27 января 1999 г.) / Под общ. ред. А.Ю. Борисова. – М., 1999.
Учебные задания к семинарским занятиям
Тема 1. Сущность и общие понятия паблик рилейшнз
Основные аспекты рассмотрения сущности паблик рилейшнз заложены в ряде определений, данных отечественными и зарубежными авторами. Согласны ли Вы с ними или нет? В чем конкретно? Выберите из представленных определений ПР наиболее близкое Вам и объясните Ваш выбор. Предложите собственное определение понятия, исходя из Ваших представлений о феномене ПР.
6. ПР – комплекс мероприятий по формированию общественного мнения. Включает в себя огромный спектр услуг, от рекомендаций по внешнему виду сотрудников и руководителей до распространения выгодных фирме слухов (из словаря московского рекламного сленга, издание Международного рекламного центра ND «Призма», ноябрь 1992 г.).
Предприятия России, производящие парфюмерно-косметическую продукцию, условно можно разделить на три группы.
К первой группе относятся предприятия, работающие на рынке долгие годы: «Свобода», «Невская косметика», «Новая заря», «Уральские самоцветы», «Гармония-плюс» (бывший «Мосбытхим»). Их продукция известна потребителям – людям с небольшими доходами. Цены на продукцию невысоки.
Российские компании первой группы долгое время отличало то, что они хозяйствовали по принципу «конкуренции мы не боимся» или «наша продукция в рекламе не нуждается». Работая в новых рыночных условиях, фирма «Новая заря» попыталась создать «французский» образ своей парфюмерии: взамен известной и узнаваемой марки «Новая заря» появилось наименование «Викон де Пари».
Ко второй группе, самой многочисленной, отечественных производителей косметики и парфюмерии можно отнести компании, существующие на рынке менее 10 лет, но уже успевшие занять на нем заметное место. Среди них – фирмы «Линда», «Низар», «Лэнс», «Садко», «Фармакон», «Роколор» и др. Объемы производства предприятий этой группы уступают фирмам первой группы. Предприятия второй группы делают ставку в основном на разработку новых продуктов, внедрение новых технологий производства, продвижения и продаж.
К третьей группе относятся цехи и структурные подразделения, созданные как вспомогательные основному производству. Их продукция (в основном мыло и шампуни) реализуется на местных рынках по доступным ценам.
Если до дефолта отечественная парфюмерия на отечественном рынке занимала всего 3%, импорт – 80% и «серый» рынок («поделки» из Восточной Европы и Египта) – 17%, то сейчас пропорции стремительно меняются. У нашей продукции есть шанс потеснить западных импортеров.
2. Сформулируйте цели коммуникационной стратегии фирм первой группы для освоения новых рыночных ниш.
3. Какие виды маркетинговых коммуникаций Вы бы использовали на месте руководства фирмы «Новая заря»?
4. Какой, на ваш взгляд, должна быть коммуникационная аргументация для потребителей товара предприятий третьей группы?
Шведский мебельный концерн IKEA развернул масштабную ПР-кампанию, приуроченную к открытию своего первого магазина в Москве. Тендер на проведение кампании еще осенью 1999 г. выиграло сетевое агентство BBDO, подписавшее с IKEA годовой контракт на обслуживание.
Сама кампания разрабатывалась почти полгода, а ее основной целью стали вывод шведской марки на российский рынок и привлечение покупателей на церемонию открытия магазина. Для этого IKEA с помощью BBDO
Однако в московском метро провокации был дан цензурный отпор. Руководство компании «Метросмедиа», занимающейся размещением рекламы в метро, сочло два наиболее ярких слогана IKEA «дурно влияющими на нравы общественности» и запретило размещать стикерсы с этими слоганами в таком средстве передвижения, как метро. Неприличными были сочтены слоганы: «Каждый десятый европеец сделан на нашей кровати» и «Самая читаемая книга после Библии» (имелся в виду каталог IKEA).
2. Насколько успешно в рамках рекламной кампании были реализованы ПР-задачи?
Некоторые торговые компании на Западе делают на своих базах данных отдельный «маленький бизнес» – разумеется, если клиенты не требуют от них конфиденциальности. К примеру, германская Quelle, торгующая товарами по каталогам, затрачивает более 900 млн. дол. в год на рассылке чужих предложений по своим спискам (это около 15% от ее оборота).
На Западе рассылка по своим клиентам «чужих» каталогов, купонов со скидкой и т.п. считается дополнительной услугой, которая повышает лояльность покупателей.
Российские же компании полагают, что это – нарушение конфиденциальности.
Компания «Росинтер» (рестораны «Ростикс», «Патио Пицца», «Планета Суши» и др.) раскрывает клиентскую базу только для своих. У «Росинтера» более 200 тыс. постоянных посетителей, получивших дисконтную карту «Почетного гостя». Всем почетным гостям компания регулярно рассылает свои рекламные листовки, а также предложения от партнеров – сети магазинов «Фокус» (фототовары), агентства «Карлсон Туризм» и продюсерской компании «РосИнтерФест». Принадлежат эти компании владельцам «Росинтера». Посторонним списки «почетных гостей» недоступны: эта информация конфиденциальна. «Росинтер» даже не пытался подключить к своей дисконтной программе других продавцов товаров и услуг.
У сети «М.Видео» в Москве почти 500 тыс. клиентов, заполнивших при получении дисконтной карты анкету покупателя (ФИО, контактный телефон, адрес). Компания отслеживает для себя операции по клиентским картам, чтобы составить портрет покупателя. Полученная база данных используется для direct mail, рассылки приглашений на мероприятия, специальных предложений и т.п. Но информация, содержащаяся в этой базе данных, является конфиденциальной.
В базе данных «Вымпелкома» более 2,3 млн. абонентов. Компания использует клиентскую базу исключительно для рассылки собственных счетов.
Клубы World Class посещают в Москве более 10 тыс. человек. Это люди с гарантированными высокими доходами, за ними охотятся многие, начиная от производителей спортивной одежды и элитной косметики и заканчивая продавцами дорогих квартир и автомобилей. Но руководство сети фитнес-клубов согласилось допустить к «телам своих клиентов» только дилера BMW «Артекс» и Coca-Cola. При этом распространяет их рекламу World Class только в своих клубах.
2. Общеизвестно, что торговлей информацией из клиентской базы крупных компаний охотно занимаются «пираты» и хакеры. Не потому ли они процветают, что российские компании сами предоставляют им нишу для деятельности?
Усилия отечественных производителей мебели по замещению заграничных шкафов и диванов своей продукцией пока не приносят серьезных результатов. Доля мебельного импорта продолжает расти.
Как считают специалисты, главное, чего не хватает отечественным производителям мебели, – это осознание необходимости продвижения своей продукции. О том, что производители действительно могут получить ощутимый эффект от маркетинговых коммуникаций, в частности от рекламы, говорит начальник рекламного отдела мебельного центра «Гранд» Дмитрий Берман: «Совместная с поставщиками акция “Покупаем наше” оказалась выгодной не для магазинов (акция практически не отразилась на объемах наших продаж), а как раз для фабрик-участников. Во-первых, у них заметно растут продажи. Во-вторых, на те суммы, которые они вкладывают в организацию акций, мы можем предоставлять им большее количество рекламы».
Решая задачу продвижения продукции российского производителя, компания «Фронда» использует новые для российского мебельного рынка приемы мерчандайзинга. Проект «Арт-Фронда», в частности, предлагает покупателю оценить произведения современных российских художников в обрамлении домашних и офисных интерьеров. Этот прием в свое время активно использовался в Европе. Художники – к примеру, Пикассо – просто выставляли свои полотна в мебельных магазинах, рекламируя себя и параллельно обеспечивая продажи.
Но лучшее, что пока предлагает «Фронда», – это кросс-промоушен. В этом направлении фирма сотрудничает с туристической компанией «Пак-Трэвел», которая, как и «Фронда», имеет широкую сеть филиалов в регионах. Разная сезонность оказалась взаимовыгодной: когда у мебельщиков летний спад продаж, у туристических фирм, наоборот, самый пик. Обмен рекламными модулями в своих каталогах как раз учитывает эту сезонность, а взаимная договоренность о совместных скидках привлекает клиентов.
2. Широко известный шведский мебельный концерн IKEA смог удовлетворить спрос целого класса русских клиентов, предложив им подходящую идеологию. Что мешает российским производителям мебели поступить так же?
Но и в этих условиях предприятие находит средства для продвижения к поставленной цели стать современной высокоэффективной конкурентоспособной силой. Одно из таких средств – освоение технологий ПР, которые помогают решать ряд первоочередных задач, в частности – отслеживать внутрифирменные изменения и формировать адекватное отношение к ним персонала организации.
Для взаимодействия внутренних структур, согласованности действий команды во внешней среде, укрепления корпоративной культуры организации управление по связям с общественностью ОАО «Ангстрем» разработало и реализовало проект «Ваше будущее – в Ваших руках». Идея проекта заключалась в том, чтобы перевернуть пирамиду ответственности за результаты деятельности фирмы, сформировать у каждого сотрудника понимание своей личной ответственности, создать предпосылки для новых отношений – современных в той мере, в какой это необходимо для решения задач фирмы, находящейся в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и конкурентной борьбы. Основная ставка в этом ПР-проекте делалась на средства массовой информации.
В результате произошло значительное улучшение микроклимата, которое в свою очередь способствует закреплению позиций фирмы на рынке. Рост объемов продаж за 1998 г. вырос примерно на 40% по сравнению с 1997 г.
2. Распространяя через СМИ информацию в поддержку нововведений в фирме, будете ли Вы использовать третьих лиц?
3. Проанализируйте с точки зрения правил успешного преодоления кризиса отношения СМИ и первого лица фирмы.
Ситуация 2. Агентство French West Vaughan (FWV) реализует программу кризисной коммуникации для компании Carolina Donor Services (CDS), которую считают виновником гибели 17-летней Джессики Сантиллан.
В середине марта 2003 г. в медицинском центре Университета Дьюка девушке были пересажены сердце и легкие от донора с несовместимой группой крови. Поставщиком органов выступала компания New England Organ Bank. Роль CDS заключалась в доставке органов, а также в предоставлении данных о группе крови донора и другой относящейся к делу медицинской информации врачам клиники.
После смерти девушки исполнительный директор CDS Ллойд Джордан был приглашен для участия в программе «60 минут» одного из американских телеканалов. В эфире он признался, что персонал компании не проверил группу крови девушки при передаче органов.
На выручку директору CDS пришел президент ПР-агентства FWV Рик Френч, который в своем интервью тому же каналу настаивал на том, что подобная проверка не входит в задачи CDS. «Компания не обязана перепроверять врачей клиники Университета Дьюка и убеждаться в совместимости групп крови донора и реципиента», – заявил он.
Чтобы противостоять потоку негативных публикаций, появившихся после эфира с участием директора CDS, FWV распространило пресс-релиз, ключевое сообщение которого заключалось в том, что сотрудники компании доставляли органы в медицинский центр шесть раз и подобная ситуация возникла
впервые. В пресс-релизе также подробно перечислялись обязанности CDS как посредника между банком донорских органов и клиникой, а также сообщалось о тех изменениях, которые компания решила внести в свою работу в связи с гибелью Джессики.
2. Какие из методов дедраматизации сценария Вы бы использовали в этой ситуации?
3. На какой период, по-Вашему, должна быть рассчитана эта антикризисная ПР-программа?
Тема 7. Как обеспечить паблисити?
Руководитель танцевального коллектива «Гжель» обратился к ПР-консультанту с просьбой о новой «раскрутке» этого довольно известного в стране коллектива, используя как повод открытие в одном из районов Москвы камерной сцены театра.
В программу паблисити консультант предложил включить ряд мероприятий, которые можно с успехом проводить в помещении камерной сцены театра: тематические вечера-встречи; вечеринки для журналистов изданий, лояльно относящихся к «Гжели»; празднование юбилеев (танцевального коллектива, отдельных личностей); презентации (нового танцевального номера, новой продукции всемирно известного промысла, новых костюмов и т.п.); Дни русской (национальной) кухни; выставки авторских работ художников объединения «Гжель», а также фотовыставки, выставки фарфора, стекла и т.д. Все эти мероприятия обязательно должны сопровождаться продажей сувенирной рекламной продукции с фирменной символикой «Гжели», розыгрышами лотереи, отменной работой сервисной службы театрального кафе.
Для проведения ПР-кампаний (как долгосрочных, так и краткосрочных) консультант порекомендовал одно из ПР-агентств, но в то же время счел необходимым координировать всю рекламную и ПР-деятельность изнутри, с помощью специалиста, ответственного за постоянное продвижение театра.
2. Какими другими средствами, кроме предложенных консультантом, необходимо обеспечивать паблисити?
3. Какими должны быть предпринимаемые действия в области рекламы и связей с общественностью для более эффективного продвижения камерной сцены театра «Гжель»?
Тема 8. Паблик рилейшнз
как структурный элемент плана продвижения территории
В г. Дзержинском (Московская обл.), где проживают 30 тыс. жителей, в конце 2002 г. завершилось обсуждение концепции развлекательно-познавательного и спортивно-оздоровительного комплекса для семейного отдыха – Парка всемирной истории. Экономическая привлекательность идеи пошла от существующего аналога – Диснейленда. В составе парка предположительно будут:
Предполагаемый размер инвестиций – 150–300 млн. дол. США.
2. Какими должны быть предпринимаемые действия в области маркетинговых коммуникаций для более эффективного продвижения проекта?
3. С какими целевыми группами воздействия при «раскрутке» парка придется работать специалистам по связям с общественностью?
4. Назовите цели ПР-кампании, поводом для которой станет предстоящее строительство и открытие Парка всемирной истории.
2. Как Вы понимаете термин «маркетинговые коммуникации»?
3. Охарактеризуйте этапы становления маркетинговых коммуникаций по мере развития теории и практики менеджмента.
4. Реклама: особенности, носители, прогноз развития.
5. Содействие продажам, сбыту как метод продвижения продаж.
6. Прямой маркетинг как метод продвижения продаж.
7. Связи с общественностью: особенности становления в России.
8. В чем значение организационного аспекта коммуникационной деятельности?
9. Функции и типы структуры коммуникационного подразделения.
10. Суть, концепция, алгоритм коммуникационной стратегии фирмы.
11. Принципы выбора адресатов маркетинговых коммуникаций.
12. Что значит «коммуникационная аргументация»?
13. Методы определения бюджета маркетинговых коммуникаций.
14. Коммуникационная стратегия формируется для: а) получения прибыли; б) эффективного использования финансовых ресурсов; в) обеспечения корпоративной миссии; г) внедрения технологических новшеств. Выберите правильный ответ.
15. Что такое план продвижения города / региона и какую роль в этом плане играют связи с общественностью?
16. В развитых странах основной формой продвижения инвестиционных товаров на рынки в последние годы стала: а) телереклама; б) прямая реклама; в) реклама на выставках, ярмарках; г) паблик рилейшнз. Выберите один наиболее правильный ответ.
17. Дайте определение понятию «кризисная коммуникация». С какой известной компанией связано появление этого термина и по какому поводу?
18. В чем заключается планирование антикризисных коммуникаций?
19. Перечислите ПР-методы дедраматизации сценария при управлении кризисной ситуацией.
20. В начале 60-х гг. одно из первых рекламных агентств Doyle Dane Bernbach объединило в одну команду составителя рекламных текстов, художника и художественного редактора, которые до этого трудились над разработкой рекламной кампании поодиночке. Каковы преимущества работы в команде с точки зрения эффективности организации «коммуникативного пространства»?
21. Реклама автомобиля «линкольн», выпускаемого компанией Ford, сопровождается портретом президента А. Линкольна. Какой из приемов коммуникационного воздействия применяется в данном случае? Эффективен ли он?
22. Такие производители услуг, как зубные врачи, офтальмологи, консультанты в различных областях знаний, чистильщики ковров, парикмахеры, размещают свою рекламу в местных газетах и на дверных вывесках. Однако это мало способствует продвижению собственной услуги. В какие другие виды маркетинговых коммуникаций им следует вкладывать основные средства?
23. Почему на товарных рынках с низким уровнем инновации часто устраиваются лотереи и тотализаторы?
24. Почему реклама рома «Бакарди» («Хорош везде. Но только не за рулем») столь эффективна? Какие правила, связанные с задачами коммуникации и творческими приемами, она нарушает? Почему стало возможным нарушение этих правил?
25. Зачем нужна этика в ПР-деятельности?
26. Перечислите формы и методы паблик рилейшнз. Какие из них наиболее часто используются в маркетинговой практике российского рынка?
27. В чем заключается главное отличие ПР-кампании и рекламной кампании банка?
28. Перечислите критерии управленческой компетентности менеджеров в области паблик рилейшнз.
29. Прогноз развития паблик рилейшнз на российском рынке.
30. В чем, по-Вашему, смысл интеграции маркетинговых коммуникаций и чем ИМК отличаются от традиционного подхода?
Учебные задания к семинарским занятиям 10
Вопросы и задания для подготовки к экзамену 19
Глоссарий 21
Сборник методических материалов по курсу «Паблик рилейшнз». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 24 с
11 09 2014
1 стр.
Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. М., "Рефл-бук", К.: "Ваклер" 2000. 528 с
23 09 2014
24 стр.
Общество паблик рилейшнз Америки (Public Relations Society of America). Это общество ныне насчитывает в своих рядах около 15 тыс членов и имеет более 100 отделений в различных горо
23 09 2014
1 стр.
Естественно, что в связи с различием общественно-политических и культурных традиций в различных странах мира, экономических моделей, специфики процессов, происходящих в них, постеп
23 09 2014
1 стр.
23 09 2014
1 стр.
На рис показано место функции пр в простейшей организационной структуре управления функционального типа
23 09 2014
15 стр.
Эти изменения не могли не сказаться и на такой ее составляющей, как паблик рилейшнз (PR) связи с общественностью
26 09 2014
1 стр.
Профессионал четко знает, из каких исходных материалов, какой последовательностью действий и какими инструментами производится конечный продукт
23 09 2014
1 стр.