Урок окружающего мира 4 класс
Тема: «Почему улицы называются по – разному»
Цель: Познакомить учащихся со способами образования названий улиц. Формирование любви к родному краю посредством использования краеведческого материала
Задачи: формировать ключевые компетенции учащихся:
-
ценностно – смысловую,
-
учебно – познавательную, коммуникативную,
-
информационную,
-
личного совершенствования,
-
здоровьесберегающую,
-
гражданскую
Ход урока
-
Организационный момент
Здравствуйте! Все улыбнулись, у всех хорошее настроение. Начнем урок
окружающего мира.
-
Определение темы урока
Смотрим на экран, слушаем песню и думаем о чем пойдет разговор на уроке. (слайд 1)
- Догадались о чем?
- На какой улице вы живете?
- Почему ваша улица так называется?
- Сколько улиц вы назвали, и все они называются по – разному.
- И сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопрос
(читают ученики название темы (слайд 1)
- Вы прочитали тему нашего урока.
- А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- Я открою вам секрет, сегодня мы будем с вами путешественниками, юными исследователями и даже побываем в роли экскурсовода. Я посмотрю насколько вы дружные, активные и умеете принимать единое решение.
У поэта Михаила Матусовского есть хорошие слова (слайд 2)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе
А может она начинается ….
- С улицы, которая имеет своё рождение
Мы любим свою Родину в большом смысле этого слова. Но у каждого из нас есть малая родина. Это …,… (дом, улица, на которой выживете) и каждая улица имеет своё рождение.
А как рождались названия улиц? Ответить на этот вопрос поможет нам учебник.
III. Работа с текстом
а) физминутка на подготовку глаз к чтению
а) чтение со звуковым сопровождением (слайд2)
б) работа по содержанию
- Как рождались названия улиц?
- На какие группы можно их можно поделить?
- Обобщим ваши ответы и выделим по тексту 4 группы
по названию улицы (слайд 3)
-
Дорога в соседние города и села
-
Название моста или ворот
-
Занятия жителей, кто на ней жил
-
Что окружало это место
IV. Работа в группах
- Закрепим знания и поработаем в группах.
На столе лежит листок с заданием.
Вы видите 2 столбика
В левом столбике названия группы, в правом столбике названия улиц.
Вам нужно соотнести улицу с группой, т.е. провести линию карандашом от названия улицы к группе её рождения. Будьте внимательны, одна группа останется без улиц, догадайтесь. Работаем дружно, приходим к единому мнению, выбираем лидера, который будет отвечать. Время работы 3минуты.
Проверка
Проверяем первую группу по рождению улицы (слайд 4)
Дорога в соседние города и села – Сибирский тракт
Название моста или ворот – нет названий
Занятия жителей, кто на ней жил – Кожевенная, Кузнечная слобода
Что окружало это место – Кротовская, Вокзальная, Благовещенская
ДОРОГА В СОСЕДНИЕ ГОРОДА И СЕЛА
|
НАЗВАНИЕ МОСТА ИЛИ ВОРОТ
|
СИБИРСКИЙ ТРАКТ
|
|
ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ
|
ЧТО ОКРУЖАЛО ЭТО МЕСТО
|
КОЖЕВЕННАЯ
КУЗНЕЧНАЯ СЛОБОДА
|
ВОКЗАЛЬНАЯ
КРОТОВСКАЯ
БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ
|
V. Исследовательская работа.
А вот следующая работа будет для вас исследовательской. Вы должны открыть новые группы по рождению улиц. На столе карточки двух цветов: голубая и желтая. На голубой - название улиц, а желтая пустая. Как вы думаете, что вы туда должны записать? (название группы) и это название соотнести с улицей.
Работаем дружно, приходим к единому мнению, выбираем лидера, который будет отвечать. Время работы 2 минуты.
Проверка
Называем новую группу и улицы (слайд 4)
ИМЕНА ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЕЙ
|
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ,
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ
|
КАРЛА – МАРКСА
КИТТАРСКАЯ
БАЧУРИНА
ГОГОЛЯ
|
8-Е МАРТА
СОВЕТСКАЯ
|
Настало время побывать в роли экскурсовода.
(карточки с названиями улиц находятся на стенах класса)
Физминутка
Посмотри направо – улица Коммуны
Посмотри налево – улица Уральская
Посмотри вперед – улица Гагарина
Посмотри назад – улица Труда
- Посмотрите еще раз на названия улиц, знакомы они вам?
VI. Беседа по названиям улиц
- Все внимание на слайд. Некоторые улицы я объединила одним цветом, как вы думаете почему? (одна и та же улица со старым и новым названием)
А теперь мы отправимся в путешествие по старым и новым улицам (слайд 5 -13)
- попробуйте узнать улицы по фотографиям, все внимание на экран (Киттарская - Карла Маркса; Благовещенская – Советская; Гоголя – Поперечная, Острожная, Гоголевская; Вокзальная – Бачурина)
В нашем городе много улиц, названия которых связаны с именами известных людей. Среди них имя Героя Советского Союза Василия Ивановича Бачурина.
В марте 1944 года 68 десантников, подплыли к городу Николаеву, незамеченными подошли к месту назначения и заняли двухэтажный дом. Бой шел двое суток, отряд отбил 18 атак и уничтожил почти 700 противников. В последней атаке фашисты применили отравляющие вещества. Чтобы скрыть преступление, они сожгли погибших десантников огнеметами.
Все 68 десантников представлены к званию Герой Советского Союза, в том числе командир отряда В.И. Бачурин.
Если вы хотите узнать о жизни героя и встретиться с ветеранами, то предлагаю вам посетить музей трудовой и боевой славы, который находится в районе ж.д. вокзала. Не забудьте поздравить ветеранов и выразить им слова благодарности за Великую победу.
Наш город славен своими предками, особняки которых сохранились до нашего времени. Кунгур имеет свой неповторимый облик, где современные здания соседствуют с купеческими. Об истории Кунгура нам могут поведать названия улиц, особенно старинные. Вспомните улицы родного города и назовите.
На экране вы видите названия улиц нашего города. Названия два: старое и новое. Каждой группе я дам листочек с названиями улиц, ваше домашнее задание выбрать одно из названий и узнать историю рождения улицы.
VII. Рефлексия
Синквейн – от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором нет рифмы, но есть смысл.
1 строка – существительное (урок)
2 строка – два прилагательных к этому слову
3 строка – три глагола (действия на уроке)
4 строка – 4 слова, короткое предложение, раскрывающее суть темы
5 строка – одно слово – синоним к первому (не урок, а …)
- чтение некоторых синквейнов
Спасибо за работу!