Перейти на главную страницу
Зотова Людмила Ивановна
Специальность 10.01.03 – литература народов стран зарубежья
(западноевропейская литература и литература США)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Самара 2012
кафедры русской и зарубежной литературы
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный
университет им. Н.П. Огарева
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор кафедры
русской, зарубежной литературы и методики
преподавания литературы ФГБОУ ВПО
«Поволжская социально-гуманитарная академия»
Владислав Шаевич КРИВОНОС
зав. центром литературного краеведения
ФГБОУ ВПО «ННГУ им. Н.И. Лобачевского»
кандидат филологических наук, доцент
Анна Николаевна ТАЛАНОВА
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет
Защита состоится 17 мая 2012 г. в 14 часов
на заседании диссертационного совета Д 212.216.03 при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», на базе которой создан диссертационный совет, по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького 65/67, ауд. 9
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», по адресу:
44099, г. Самара, ул. Горького 65/67
Автореферат разослан «______» апреля 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор филологических наук, профессор Е.Б. Борисова
Малая проза Р. Киплинга 1880-х гг., написанная в форме малых эпических жанров, представляет в творчестве писателя отчетливо выявляемое тематическое и поэтологическое единство. В ней выразились идейно-эстетические, мировоззренческие, и даже политические взгляды молодого писателя. В идейно-тематическом отношении произведения Р. Киплинга 1880-х гг. дали английскому читателю разработку нового аспекта большой темы «Британия и ее дальние рубежи» на материале колониальной Индии. Они не только выражали пафос «литературы действия», родоначальником которой в английской литературе считался Р.Л. Стивенсон и к которой относили его современников Г.Р. Хаггарда, У. Коллинза, Дж. Конрада, но и представляли новый этап в ее эволюции.
В художественно-эстетическом плане творчество Р. Киплинга этих лет документирует поиски им не только своей темы, но и форм ее выражения. Поэтому, в отличие от авантюрно-приключенческих произведений Р.Л. Стивенсона или Г.Р. Хаггарда, в рассказах, опубликованных Р. Киплингом в англоязычной газете индийского города Лахор, предстала правда самой жизни, рассказанная человеком, который твердо знал, о чем и как нужно рассказать читателю викторианской Англии.
«Литература действия» рассматривалась в нашей отечественной науке как часть общего движения европейской литературы конца XIX в., определяемого в 1960–1980-х гг. термином «неоромантизм»1. При классификации разнообразных форм неоромантима творчество Р. Киплинга относили одновременно и к сказочному, и к приключенческому его типам (Г.Е. Бен, Н.Я Дьяконова, Р.М. Самарин, М.Д. Урнов и др.).
В работах 1990 – начала 2000-х гг. западноевропейская литература конца ХIX – начала ХХ вв. описывается как явление «переходное» (Вл.А. Луков), как «культурологический слом» (В.М. Толмачев), отразившие движение форм и категорий, отмеченных и воплощенных в науке, как яркое выражение эволюции индивидуально-авторского сознания (Н.А. Соловьева). Многообразие авторского видения и художественных методов, свойственные писателям конца ХIX – начала ХХ вв., требует таких подходов, которые давали бы возможность наиболее полно охватить все многообразие художественно-творческих индивидуальностей.
Одной из важнейших характеристик творческой индивидуальности Р. Киплинга стало поэтологическое своеобразие его произведений. В эпоху ненормативной поэтики, или «поэтики автора» (С.С. Аверинцев и др.), изучение приемов, способов построения литературных произведений, а также их жанрового своеобразия, стало одной из важнейших задач науки о литературе.
Общая тенденция развития западноевропейской литературы конца XIX в. заключалась в преобладании двух художественных методов – романтизма и реализма при активном влиянии на них позитивистского знания, поэтики натурализма и символизма, а также других стилевых тенденций, на фоне общей демократизации литературы. Поэтому и поэтика отразила смену литературных парадигм и разных методов во взаимоотношении литературной теории и практики. Творчество Р. Киплинга 1880-х гг. ярко выражает указанные тенденции, сочетая их с активной жизненной позицией самого писателя и пропагандой им идеи цивилизаторской роли Англии.
Изучение поэтики произведений малых эпических жанров, которыми начинается творческий путь Р. Киплинга, является важной историко-литературной задачей, которая определяет актуальность данного диссертационного исследования.
К числу малых эпических жанров относят рассказ и новеллу. Эти два жанра актуализируются в раннем творчестве Р. Киплинга, принимая форму «простого» повествования (“prose tale”), которое можно было бы прочитать «за один присест» (“at a single sitting”). Выбранная форма ставила перед писателем ряд задач, главная из которых – сделать малый жанр исчерпывающе емким и броским при условии релизации его идейно-смыслового наполнения. Р. Киплинг находит такое решение за счет введения приемов, которые обновляют жанровый канон новеллы, с одной стороны, и вносят черты неповторимого своеобразия в жанр рассказа – с другой. Главная черта повествовательной манеры Р. Киплинга 1880-х гг. – умение просто выстроить сюжет, внеся в него элементы острой злободневности, и, напротив, просто рассказать о событиях почти невероятных, о личностях ярких и неординарных.
Разрабатывая в своих малых прозаических произведениях 1880-х гг. тему Индии как некоего особого пространства Британской империи, Р. Киплинг с неизбежностью сталкивается с проблемой интерпретации «чужого мира» во всем многообразии его проявлений. Для взгляда на этот мир ему нужен такой герой, который бы во многом соответствовал представлениям самого писателя о роли и месте англичан на периферии империи. Так в его произведения входит тема непоказного героизма, которую реализует обычный человек – «простой герой» и одновременно – человек действия и поступка. Такой образ – труженика империи, умирающего от болезней, сходящего с ума от тягот службы, несущего «бремя» белого человека, отвечающего за «туземное» население, – заключает в себе смысловую нагрузку всего произведения. Поэтому персонаж в малой прозе Р. Киплинга становится важной поэтологической категорией. На него обращено внимание автора, а следовательно, для создания такого образа привлекается необходимый арсенал поэтологических приемов.
Не менее значительно и важно в малой прозе Р. Киплинга 1880-х гг. изображение окружающего человека мира, который в художственном произведении реализуется как образ природного и предметно-вещного мира. Образы такого типа составляют важный аспект поэтики малой прозы Р. Киплинга 1880-х гг.
Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественном литературоведении предпринимается системное исследование поэтики малой прозы писателя 1880-х гг., которая актуализируется в жанрах рассказа (short story) и новеллы (novella). Выявляются черты творческого переосмысления Р. Киплингом структуры малых жанров при сохранении их номенклатуры. Анализируются особенности их сюжетно-композиционной организации, своеобразие пространственно-временных характеристик. В работе рассматривается целостность таких важных элементов художественного мира малой прозы Р. Киплинга, как персонаж в его поэтологическом воплощении, своеобразие предметно-природной образности, а также роль художественной детали, разнообразие и функции звуковой, осязательной и обонятельной образности.
Объект исследования – произведения малых жанров в творчестве Р. Киплинга 1880-х гг.
Предмет исследования – поэтика малой прозы Р. Киплинга 1880-х гг.
Цель диссертационного исследования – выявить своеобразие поэтики произведений Р. Киплинга 1880-х гг., написанных в форме малых эпических жанров.
Цель обусловливает постановку следующих задач:
1. Определить своеобразие литературного процесса «переходного периода» и актуализацию авторского начала в эпоху индивидуально-творческого сознания в связи с творчеством Р. Киплинга 1880-х гг.
2. Выявить своеобразие жанровой системы малой прозы Р. Киплинга 1880-х гг., указав на черты новаторской трактовки жанров и межжанровой коммуникации.
3. Охарактеризовать особенности сюжетно-композиционного построения малой прозы Р. Киплинга 1880-х гг.
4. Идентифицировать формы, приемы и средства создания персонажа как важнейший смысловой аспект в малой прозе писателя 1880-х гг. в его возрастном, национальном, гендерном и личностном своеобразии.
5. Определить своеобразие портретных и поведенческих характеристик героев как важнейший элемент поэтики.
6. Выявить приемы, средства и функции художественной образности в малой прозе Р. Киплинга, а также роль и место художественной детали в его рассказах и новеллах.
В диссертации используется комплекс исследовательских методов, что обусловлено многоаспектностью проводимого анализа. Востребованными являются системный и системно-типологический подходы к рассмотрению литературного произведения, метод целостного анализа, а также функциональный и сравнительный методы анализа.
Концептуально важные тезисы диссертации отражены в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Ранее творчество Р. Киплинга – яркое воплощение поэтики «переходного времени», периода конца ХIX – начала ХХ вв., который характеризуется обновлением поэтологических приемов и средств, связанных с актуализацией категории «автор», рассматриваемой как ключевая в литературном процессе периода индивидуально-творческого сознания («поэтики автора») на фоне «культурологического слома» конца XIX в.
2. На формирование малой прозы Р. Киплинга в 1880-х гг. оказывают влияние: 1) кризисные тенденции европейской и английской литературы; 2) обновление идейно-тематического и поэтологического аспектов художественного творчества; 3) идейно-мировоззренческие установки Р. Киплинга, испытавшего влияние так называемой «имперской идеи»; 4) личный и профессиональный опыт Р. Киплинга-журналиста.
3. Литературная ситуация конца ХIX в., актуализирующая приоритет индивидуально-творческого сознания («поэтики автора»), приводит к обновлению и переосмыслению традиционных жанров при внешнем сохранении их жанровых характеристик. Данный процесс коснулся и малых жанров, характерных для творчества Р. Киплинга 1880-х гг., – рассказа (short story) и новеллы (novella), которые претерпевают ряд конструктивных изменений при сохранении своих исторически сложившихся форм (рассказ) и канона (новелла) в процессе романизации, межжанровой коммуникации и других форм жанровой эволюции.
4. Для сюжетно-композиционной структуры произведений Р. Киплинга 1880-х гг. характерны «рассказ в рассказе», рассказ от первого лица, ретроспективный рассказ, введение образа рассказчика и слушателя. Кроме того, писатель использует такие приемы, как зеркальность композиции, монтаж, «открытые» финалы, что свидетельствует о «романизации» (М.М. Бахтин) малых жанров в творчестве Р. Киплинга.
5. Наряду с разработкой типологии персонажей неоромантизма – «человек действия», «изгой», «чужой», Р. Киплинг в своих рассказах и новеллах 1880-х гг. создает индивидуально-характерологические персонажи в их возрастном, национальном, гендерном своеобразии. На создание персонажей направлены такие элементы поэтики, как портрет, поведение (поступок), а также изображение сознания. Р. Киплинг использует и такие поэтологические приемы, как «изображенное слово», элементы фантастики, введение снов и галлюцинаций героев. Все указанные поэтологические приемы выявляют «доминанту личности» (М.М. Бахтин) персонажей в малой прозе писателя 1880-х гг.
6. Значительное место в художественном мире «малой» прозы Р. Киплинга 1880-х гг. занимают образы природы, а также формы ее восприятия и отражения в сознании героев. Образ природы не ограничивается пейзажем, но дополняется и образами «очеловеченных» животных, а также трактовкой природы, раскрывающей ее феноменологическую сущность.
7. Особое внимание в работе обращено на создание писателем предметно-вещного мира, в том числе и через использование предметной детали. Данный аспект является важнейшим при анализе поэтологического своеобразия малой прозы Р. Киплинга, поскольку помогает выявлению идейно-мировоззренческой направленности произведений в целом. Предметность в художественном мире Р. Киплинга нередко выражается через осязательные, обонятельные, звуковые образы.
Результаты диссертационного исследования дополняют методологию изучения раннего творчества Р. Киплинга с точки зрения индивидуально-творческого сознания «переходной» эпохи.
Первая глава работы – «Жанровая система малой прозы Р. Киплинга 1880-х гг. в теоретическом и практическом аспектах» – имеет два раздела.
Первый раздел «Поэтика автора как форма выражения художественного сознания и раннее творчество Р. Киплинга».
Рассматривая малую прозу Р. Киплинга 1880-х гг. необходимо исходить из того, что творчество писателя есть сложный комплекс взаимодействия философско-мировоззренческих и художественно-поэтологических (шире – эстетических) принципов.
Определяя конец ХIX – начало ХХ вв. как «переходный период», отражающий движение литературы от «старого» к «новому»1, исследователи указывают на присутствие в нем множественности односторонних, взаимоисключающих поэтологических и стилевых тенденций в виде символизма, натурализма, неоромантизма и т.д. На переходный период приходится начало творческого пути Р. Киплинга, когда, по выражению М.В. Урнова, в английской литературе одна за другой возникают «экзотические» темы»2. По своим идейно-политическим взглядам Р. Киплинг тяготел к так называемому «имперскому течению» и в отечественной и западноевропейской истории литературы (Н.Д. Садомская, Дж. Макклюр, Дж. Мейерс), отнесен к представителям «литературы действия»
(Р.Л. Стивенсон, Г.Р. Хаггард, Дж. Конрад, У.У. Коллинз).
«Литература действия» – одна из школ английского неоромантизма, которая во многом определяет характер литературы «переходного времени». Явление «переходности» в литертуре описал в свое время А.В. Михайлов, указывая на черты взаимопроникновения различных, а порой и противоположных художественных принципов, которые образуют неустойчивые и противоречивые синтезы1.
Р. Киплинг был признан своими современниками участником «романтического возрождения», о чем писали А. Лэнг, Дж. Сейсбери и др., и его творчество сосредоточилось не на авантюрных сюжетах, разрабатывавшихся в прозе Р.Л. Стивенсона, Г.Р. Хаггарда, а на правде жизни «первопроходцев Империи». Р. Киплинг, родившийся в Индии, хорошо знавший страну, ее язык, традиции, быт английских колонистов, избрал тему, связанную с отдаленными территориями Империи – с Индией.
Опираясь на положения коллективной статьи «Категории поэтики в смене литературных эпох»2, в которой дано определение типов художественного сознания, в данной главе работы подчеркнуто, что творчество Р. Киплинга 1880-х гг. отчетливо реализует в себе индивидуально-творческий взгляд на словесное художественное творчество. В период господства «поэтики автора» отдельные приемы и правила построения литературного произведения разных жанров (в данном случае – малых эпических форм) уступают место подчеркнутому стремлению к самопознанию и миропознанию, реализованному в широком художественном образе.
Творчество Р. Киплинга 1880-х гг. не представляет в этом отношении исключения: оно несет в себе его личный жизненный и профессиональный опыт журналиста, любовь к Индии и Великобритании. Это определяет в творчестве писателя и романтический порыв, и героический пафос, и предмет
изображения, и героя – человека поступка и действия. Вместе с тем в
творчестве Р. Киплинга отчетливо обнаруживается и то, что активно противостоит романтизму, в том числе и в его обновленном варианте конца века. Это – его имперское сознание и восприятие Индии как «чужого» мира и «чуждого» пространства и сознания, что отчетливо прозвучит в его малой прозе 1880-х гг. («Лиспет», «Хранить как доказательство», «Возвращение Имрея», «Джорджи-Порджи и др.).
В разделе дается также определение поэтики, ее целей и задач, а также вырабатывается стратегия употребления данного термина в контексте поставленных в диссертационном исследовании задач. Применительно к творчеству Р. Киплинга 1880-х гг. следует определить две позиции в понимании поэтики: 1) как совокупности приемов, а также стилевых тенденций, характерных для переходного периода, 2) а также средств и приемов, характерных для творчества конкретного писателя, в данном случае – Р. Киплинга. Поэтика понимается как система жанровых, структурных и эстетико-художественных особенностей, а также комплекс как приемов, посредством которых автором реализуется идейно-тематический комплекс произведений. Указано, что в данной работе в основание методологического подхода положено определение поэтики как системы творческих принципов, породивших художественное единство произведений Р. Киплинга 1880-х годов.
Второй раздел данной главы – «Жанровая система ранних произведений Р. Киплинга» – посвящен теоретико-литературному рассмотрению проблемы малых жанров в отечественном и англо-американском литературоведении. С опорой на работы ведущих специалистов в области жанровых теорий – М.М. Бахтина, Б.М. Эйхенбаума, А.В. Михайлова, В.В. Кожинова, Ц. Тодорова, В.П. Скобелева, а также А. Фаулера, М. Абрамса, Г. Дуброу и др., в главе определяются теоретические подходы к рассмотрению проблемы малых жанров.
В главе дается обзор работ по теории малых жанров в англо-американском и отечественном литературоведении. В разделе подчеркнуто, что, говоря о жанровой природе произведений Р. Киплинга 1880-х гг., необходимо учитывать не только теоретические подходы, но и диахронический и синхронический контекст в развитии жанров малой прозы – рассказа и новеллы.
Указано на черты влияния на художественное творчество писателя, в том числе и на жанровое своеобразие его малой прозы 1880-х гг. со стороны традиций, сформированных в английской литературе, начиная с “рассказов” Дж. Чосера, романов Д. Дефо, произведений Р.Л. Стивенсона, Г.Р. Хаггарда, А.К. Дойла, а также нравоописательной журналистики середины XIX в. (Д.А. Генти и др.). Выделены основные жанровые формы малой прозы Р. Киплинга 1880-х гг. – рассказ (short story) и новелла (novella), которые имеют в основании простое повествование (plain tale).
Итак, при безусловном преобладании двух малых эпических жанров – рассказа и новеллы в творчестве Р. Киплинга 1880-х гг., можно говорить и о проявлении в них черт межжанровой коммуникации. Черты нравоописательного очерка, эссе, пародии (травестии), анекдота, сказки проникают в рассказ и новеллу, формируя неповторимое своеобразие киплинговской малой прозы. Кроме того, рассказ и новелла нередко смешиваются, их черты проникают друг в друга, так что отделить их друг от друга иногда представляется невозможным.
Вторая глава работы – «Своеобразие жанров рассказа и новеллы в малой прозе Р. Киплинга 1880-х гг.» – имеет два раздела.
В первом разделе – «Структурно-композиционное решение рассказов Р. Киплинга» рассматриваются архитектоника рассказов, определяются их характерные черты, а также черты взаимовлияния (межжанровой коммуникации): влияние на рассказ жанра романа (явление романизации), а также других жанров – сказки, анекдота, фельетона, эссе, новеллы и др.
Важной чертой рассказов Р. Киплинга выступает их основа – колониальная повседневность, нарочитая обыденность и приземленность жизни простых людей. Материал определяет и форму повествования: чтобы рассказать об этом, Р. Киплинг и выбирает форму «простого повествования» (“plain tale”). Важной структурообразующей чертой малой прозы является введение образа рассказчика, который нередко и начинает повествование с интонацией очевидца, человека бывалого и искушенного. Такой прием создает особую интонацию – доверительной беседы, чему способствует и образ слушателя, который вводится Р. Киплингом. Слушатель (он же – автор) дает некоторые дополнительные комментарии, помогая читателю в объяснении непонятных индийских обрядов, географических названий, местных обычаев и т. д., но главная его роль состоит в том, что он записывает за рассказчиком услышанную историю.
Кроме того, это придает киплинговскому повествованию особую достоверность, когда немудреная история – комическая, драматическая, трагикомическая и т.д. – передана с особой доверительной интонацией. На «тональность» или интонирование рассказа обращали особое внимание теоретики литературы (В.И. Скобелев, Н.Д. Тамарченко), подчеркивая, что в этом проявляются его долитературные источники.
Введением образа рассказчика формируется «точка зрения» (Б.А. Успенский), которая, как уже указывалось, выявляет присутствие автора. В связи с этим рассмотрен образ слушателя как особый композиционный прием. Несомненно, что в этом «скрытом» образе угадывается сам Р. Киплинг. Такими приемами достигается не только сиюминутность рассказа, но и его оценка, поскольку именно слушатель – он же автор, переводит его в письменную историю. Так появляется еще одна особенность – временная дистанция, что позволяет вести рассказ одновременно и от лица рассказчика, и от лица автора (перекрестность видения). Образ рассказчика дает возможность писателю как бы «отодвинуться» от героев, создать «избыток видения» (М.М. Бахтин). Вместе с тем, не выходя за границы устойчивой структурной модели, введением образа рассказчика Р. Киплинг обеспечивает повествованию компактность, эмоциональность и оценку.
Далее в разделе рассмотрены такие композиционные приемы, присутствующие в рассказах Р. Киплинга, как «немая сцена», «открытый финал» («Жизнь Мухаммед-Дина» и др.), а также зеркальная композиция («Путешествие новобрачной»), позиция «вдруг» («Отброшенный» и др.), композиционная роль фантастического, прием комментирования и др. формы. Обращено внимание и на введение образов «чужой» речи (М.М. Бахтин).
Анализ художественной ткани произведений дает основание сделать вывод о том, что рассказ в жанровой системе Р. Киплинга отличается рядом черт, характерных исключительно для этого автора: он вбирает в себя черты журналистских жанров – очерка, эссе («Город страшной ночи», «Путешествие новобрачной» и др.), имеет черты газетного отчета («Дело о разводе супругов Бронхорст», «Арест лейтенанта Голайтли»), новеллы («Отброшенный», «Жизнь Мухаммед-Дина»), а также нередко отсылает к долитературным устным источникам рассказа – анекдоту, притче, сказке («Ночные часы», «Свиньи», «Бизара из Пури», «Моти-Гадж, мятежник» и др.). Характерна для рассказов Р. Киплинга и романизация через введение образов «чужой речи» или «чужого слова» («Мэ-э, паршивая овца», «Бизара из Пури» и др.).
Второй раздел данной главы называется «“Индийская” новелла в системе малой прозы Р. Киплинга 1880-х гг.: ее своеобразие». С опорой на работы теоретиков (Б.М. Эйхенбаума, А.В. Михайлова, Е.М. Мелетинского и др.) дается определение жанровых признаков новеллы в ее сопоставлении с ближайшим к ней малым жанром – рассказом. Указано, что новелла «допускает реально не только всякие отходы от своих структурных принципов, утрачивая свою специфику, но и без утраты этой специфики вполне способна на всякие трансформации – и в те эпохи, для которых был вполне очевиден смысл новеллистического в противопоставлении рассказу»1.
Вместе с тем, опираясь на разграничение жанрового определения и жанровой сущности (М.М. Бахтин) в разделе указано, что среди “plain tales” и “short stories”, составивших сборники Р. Киплинга 1880-х гг., значительна доля новелл, которые в данной работе, по аналогии с «индийскими рассказами», названы «индийскими новеллами».
Определение «индийские» вполне корректно в отношении этой группы произведений Р. Киплинга 1880-х гг., поскольку они реализуют индийский контекст: место действия – Индия, герои – индийцы, многие сюжеты несут в себе индийские реалии – изображение обычаев, религиозных обрядов, кастовых взаимоотношений и т. д.
Значительная часть новелл – рассказы о любви, причем любовные отношения нередко осложнены кастовыми или межэтническими проблемами. На эту особенность новеллистики Р. Киплинга 1880-х гг. указывали англо-американские и индийские исследователи, которых чаще всего интересовали не жанровые особенности новелл, а характер этнических конфликтов, лежащих в их основе. Это работы Л.О’Корнелла, Авлар Синкха, Б.Дж. Джилберта-Мура и др.
Особую группу «индийских» новелл Р. Киплинга составляют произведениия с полуфантастическими сюжетами, а иногда новеллы мистико-религиозного характера. Причем фантастика в них основана на сломах человеческой психики, на изображении неких «пограничных» состояниях героев (между сном и явью, здоровьем и нездоровьем и т.д.). Современник Р. Киплинга, Г.К. Честертон, так писал об увлечении новеллой в конце ХIX в.: «Нынешняя новелла похожа на сновидение, ибо в ней есть неотразимая прелесть обмана. Перед нами, как в дыму опиума, мелькают серые улицы Лондона или опаленные солнцем долины Индии»1. В работе проанализированы новеллы с мистико-фантастическими сюжетами – «Необычайная поездка Морроуби-Джукса», «Рикша-призрак», «В доме Судху» и др. В их основе – хронотоп, для которого характерно использование «искаженного» времени (М.М. Бахтин). Искажение художественного времени позволяет Р. Киплингу усложнить сюжет новеллы, внести в нее элемент психологизма.
Анализ новеллистики Р. Киплинга 1880-х гг. говорит о том, что в его творчестве новелла не только нередко соседствует с рассказом, но она латентно присутствует везде, где есть стихия рассказывания.
Новаторство Р. Киплинга проявляется в авторской трактовке жанра, во введении экзотического материала и фантастики для объективации скрытых или плохо осознаваемых самими героями чувств. Новаторство проявляется и во внесении в художественные жанры черт публицистических и журналистских жанров: путевого или нравоописательного очерка, эссе, газетного отчета, памфлета («Безумие рядового Лиройда», «Просто субалтерн», «Отброшенный», «“Бабья погибель”», «Маленький Тобра», «Преображение Орильена Макгоггина», «Арест лейтенанта Голайтли», «Последствия» и др.). В малых жанрах у Р. Киплинга значительны и описательные (этнографические) элементы, связанные с Индией – как «сказочной» страной («Бими», «Моти- Гадж, мятежник», «“Ворота ста печалей”», «На городской стене», «В доме Судху», «За чертой», «Без благословения церкви»).
В малой прозе Р. Киплинга 1880-х гг. есть явление микроциклизации, когда несколько произведений объединяются образами «сквозных» героев – Стрикленд, солдаты Малвени, Ортерис и Лиройд. Произведения, в которых они задействованы как главные герои, внесюжетные персонажи или рассказчики и т.д., образуют в малой прозе Р. Киплинга мини-циклы. Циклизация новелл и рассказов – особенность структурной организации малой прозы Р. Киплинга 1880-х гг., что также дает основание говорить о чертах романизации, поскольку несколько рассказов дают достаточно объемное видение изображаемого.
Третья глава – «Персонаж в ранней прозе Р. Киплинга и формы его презентации». В первом разделе – «Композиционная и смысловая группировка героев в малой прозе Р. Киплинга как поэтологический прием» – рассматриваются система и типы персонажей в рассказах и новеллах Р. Киплинга 1880-х гг. Выявляется, как «имперская» направленность и идея социальной активности индивида, характерные для мировоззрения писателя, преломляются в образах его ранней прозы. Р. Киплинг – человек эпохи Ч. Дарвина, Г. Спенсера, Т. Хаксли – рисует жизнь жестко, иногда с элементами цинизма, а героя заставляет преодолевать не только внешние обстоятельства, но и самого себя, свою «самость». Внешне не выходя за пределы типологии неоромантизма, Р. Киплинг создает характеры яркие, при их внешней «простоте». Они проявляют свою индивидуальность напряжением всех своих физических и нравственных сил («Конец пути», «Комиссар Орд», «Просто субалтерн», «Безумие рядового Лиройда», «”Бабья погибель”», «Преображение Орильена Макгоггина» и др.).
На героизацию, как один из основных видов пафоса в творчестве Р. Киплинга, указывали исследователи (Н.Я. Дьконова). Идеал Р. Киплинга прост и выражен в героизации повседневности, в преодолении невзгод и трудностей жизни, в выполнении долга, в подчинении Закону. Его реалиизуют «сквозные» герои малой прозы – Стрикленд, Ортерис, Лиройд, Малвени, а также комиссар Орд, Тэллентайр, субалтерн Бобби Вик, служащие Спортстоу, Хезерлинг, Холден, Хэммил и др. В отечественном и англо-американском литературоведении рассмотрено идейно-мировозренческое наполнение образов (М.В. Урнов, Дж. Риккетс, Ч. Кэррингтон, Дж. Эдер и др.), однако не выявлены поэтологические приемы, с помощью которых они созданы.
Второй раздел данной главы – «Портрет персонажа в малой прозе Р. Киплинга, его композиция и функции». Портрет рассмотрен как важнейший способ характеристики персонажей. Внешность человека редко представлена у Р. Киплинга целиком и подробно: объем жанра требовал краткого, но емкого представления персонажа. Поэтому важную роль в портретных описаниях в его малой прозе играет деталь, яркая черта внешности, которая помогает сразу же выделить человека. Так, прием «одной детали» использован при создании образов «мамаши Пампуши», Лиспет в ее сравнении с античной богиней, Бизезы в сравнении с птицей. Иногда Р. Киплинг использует прием метонимии «свежая юность», «сияющая красота» и использует прием символизации («Путешествие новобрачной», «Хранить как доказательство», «Стрелы Амура»). Наиболее яркими и «живописными» предстают в прозе Р. Киплинга портреты молодых женщин.
В малой прозе Р. Киплинга привлекают внимание и портретные описания детей. Это – дети из рассказов «Жизнь Мухаммед-Дина», «Маленький Тобра», «Поправка Тодса», «Без благословения церкви» и др.
Особое место среди детских образов занимает Панч («Мэ-э, паршивая овца»). Рассказ, имеющий автобиографический характер, неоднократно привлекал к себе внимание английский исследователей, которые многое открывали в нем: прежде всего истоки личности писателя (Э. Уилсон, Ч. Кэррингтон).
В данной работе обращено внимание, как через портретное описание передано психологическое состояние ребенка, что, в сущности, раскрывает идею всего произведения. Отчаяние ребенка, разлученного с мамой и отцом, передано, в том числе, и через портрет Панча: «От ребенка в таких обстоятельствах трудно ждать, что он пошлет проклятие небесам и покончит счеты с жизнью. Он просто будет реветь благим матом, покуда не покраснеет нос, не распухнут глаза и не разболится голова»1, а герой новеллы «Маленький Тобра», столкнувший в колодец свою маленькую сестру, спасая ее от голода, на допросах «только низко кланялся и хныкал». Здесь представлено не столько описание внешности, сколько подчеркивается психилогическое состояние детей.
В данном разделе также подчеркивается, что Р. Киплинг использует свободную композицию портрета, давая его экспозиционно, лейтмотивно, фрагментарно, а также дает и разнообразные типы портретов – идеализирующий, гротескный, комический и др.
Не менее важным приемом характеристики персонажа в прозе Р. Киплинга 1880-х гг. является его поступок и поведение. Этому посвящен третий раздел данной главы: «Поступок и поведение персонажа как способ выявления его индивидуальности».
С опорой на работы М.М. Бахтина, где поступок рассмотривается как форма выражения «доминанты личности» героя, в данном разделе проведен анализ приемов создания образов туземцев, англичан, детей, женщин,
стариков через формы их «поступления» (М.М. Бахтин). В прозе Р. Киплинга выделяются две преобладающие модели поведения героев: 1) демонстративно-устойчивое, тяготеющее к выработанной национальной традиции или норме той или иной профессиональной, социальной группы людей; 2) нехарактерное, «выпадающее» из стандартов поведения, свойственных национальной или социально-бытовой традиции.
Одним из наиболее ярких персонажей, в котором нашли отражение черты личности и поведения Р. Киплинга, является полицейский Стрикленд. Именно для него, его поведенческих установок характерно отчетливо выраженное стремление слиться с индийским сообществом, стать для него «своим». Это дало основание Дж. Рикеттсу утверждать, что в образе Стрикленда Киплинг решал свою главную проблему – через художественный образ осуществить свою мечту полного слияния с Индией.
В этом разделе проведен анализ поэтологических приемов, выявляющих поведение не только такого ключевого персонажа, как Стрикленд, но и других героев – Джелалуддина-Макинтоша, Джорджи-Порджи, Бобби Вика, Хэммэла, Спэртстоу, Пэнси и др., а также персонажей-туземцев – Бахадур Хана, Дасса, старика Судху. Особенно выделены женские и детские образы («За чертой», «Без благословения церкви», «Лиспет», «Джорджи-Порджи», «На городской стене», «На краю пропасти», «Захолустная комедия», «Дочь полка» и др.).
Завершает главу раздел «Формы раскрытия сознания и самосознания персонажа», в котором рассмотрены формы объективации внутренней жизни героев. Указано на место и роль фантастики как формы раскрытия сознания персонажа («Необычайная прогулка Морроуби Джукса», «Рикша-призрак», «Хранить как доказательство»), охарактеризовано художественно-содержательное своеобразие сновидений, галлюцинаций героев, подчеркнута их реалистическая природа. Галлюцинации и видения героев Р. Киплинга, а также и их сновидения отражают их страхи, боязнь смерти, настороженность в отношении Индии и ее «странных» и непонятных для европейского сознания религий, обрядов и традиций. Такие поэтологические приемы направлены на углубление восприятия и отображения внешнего мира в сознании персонажей.
Особый прием в прозе Р. Киплинга – «изображенное слово», когда мыслительная деятельность героев рассматриается как «сложный поступок». В данном разделе с опорой на концепцию М.М. Бахтина рассмотрены «образы речи» героев рассказа «Мэ-э, паршивая овца». Отдельные слова героев и их целостные высказывания составляют так называемые «образы речи», которые раскрывают то, о чем думают персонажи (в конкретном случае тетя Анни-Роза, Панч, Джуди).
Четвертая глава – «Поэтика природно-предметной образности в художественном мире малой прозы Р. Киплинга 1880-х гг.» – имеет два раздела.
В первом – «Образы природы, пейзаж и его функции» – рассмотрено своеобразие пейзажей в рассказах и новеллах Р. Киплинга. Указано, что пейзаж и природа в ее разнообразных проявлениях, в том числе и в образах «очеловеченных» животных, – важнейшая часть повествовательной техники писателя. Пейзаж у Р. Киплинга, как правило, краток, порой даже лаконичен и скуп, но все-таки представлен едва ли не в каждом произведении 1880-х гг. В изображении природы в прозе 1880-х гг. у Р. Киплинга сказыватся его индивидуально-авторское видение действительности. Он характеризует ее так: «…Природа, которую, несомненно, следует считать француженкой – столь сильна ее любовь к эффектам…»1.
В прозе Р. Киплинга 1880-х гг. пейзаж нередко выступает фоном, на котором разворачиваются основные события его повествований. Вместе с тем в рассказах и новеллах есть и вполне самостоятельные образы природы («В наводнение»), в том числе образы «очеловеченных» животных – Бими, Моти-Гадж в новеллах и рассказах-сказках. Вместе с тем следует сказать, что пейзаж нередко выполдняет и психологическую функцию, углубляя показ внутренних состояний героев («Необычайная прогулка Морроуби Джукса», «Отброшенный», «Ложный рассвет», «Лиспет», «За чертой» и др.).
Природа нередко оттеняет внутренний мир героев малой прозы Р. Киплинга, помогает раскрытию их состояний. Несмотря на лаконичность пейзажных описаний, у Р. Киплинга она является важнейшим приемом углубления эмоционально-психологических характеристик геров («Лиспет», «Без благословения церкви», «В наводнение», «На городской стене» и др.).
В разделе «Предметно-вещный образ и художественная деталь в малой прозе Р. Киплинга» рассмотрены основные тенденции в изображении предметно-вещного мира в прозе Р. Киплинга. Поэтика киплинговской прозы 1880-х гг. ориентирована на показ сурового и нередко грубого в своей сути мира. Предметы у Р. Киплинга нередко выступают как своеобразные «маркеры» пространства: детского («Жизнь Мухаммед-Дина»), индийского («Путешествие новобрачной», «В доме Судху», «Город страшной ночи», «На городской стене», «За чертой»), природного («В наводнение», «Бими», «Моти-Гадж, мятежник» и др.). Деталь нередко создает в прозе Р. Киплинга особую напряженность, выступает знаком чего-либо, нередко – смерти («Без благословения церкви», «На краю пропасти», «Конец пути», «За чертой» и др.).
Деталь нередко укрупняет образ, очеловечивает его, или, напротив, высмеивает отрицательные черты характера персонажа.
В данном разделе обращено внимание на выразительность звуковой, осязательной и обонятельной художественной образности в прозе Р. Киплинга. Звуковые образы – это различные звуки, которые «наполняют» художественное пространство рассказов и новелл, – звяканье браслетов женщин, вой шакалов и псов, крики муэдзинов («Город страшной ночи», «Необычайная прогулка Морроуби Джукса»); всхлипы и вздохи «засушенной головы», крики животных и шум наводнения («В наводнение») и т.д. Нередки в прозе Р. Киплинга и обонятельные образы – запахи гхата сожжения и храма коровы («Путешествие новобрачной), «города мертвецов» («Необычайная прогулка Морроуби Джукса»), а также осязательные – собака, изъеденная паршой, которую погладила Новобрачная («Путешествие новобрачной»), «что-то мягкое», пробежавшее по ногам («Город страшной ночи») и т.д.
Деталь делает мир прозы Р. Киплинга насыщенным, плотным, объемным и зримым. Сама по себе деталь или предметность отличается символизацией («Бизара из Пури») и натурализмом – «некий предмет» («Путешествие новобрачной») и др., хотя ни тот ни другой элемент стиля не является ведущим в прозе писателя 1880-х гг.
В Заключение работы формулируются основные выводы и подводятся итоги исследования. Малая проза Р. Киплинга 1880-х гг. представляет ранний период творчества, для которого характерны поиски начинающим литератором своей темы и приемов ее воплощения. Вместе с тем рассказы и новеллы Р. Киплинга 1880-х гг. со всей полнотой отразили и общие тенденции в развитии английской литературы «переходного» периода. Оставаясь в русле общей эволюции европейской литературы, актуализирующей приоритет поэтики автора, они отразили его взгляд на содержание эпохи и своеобразие используемых им жанров и приемов поэтики.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
Научные статьи, опубликованные в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Зотова, Л.И. Специфика «малой» прозы Р. Киплинга 1880–1890-х годов / Л.И. Зотова // Известия Самарского научного центра РАН. Том 11. – № 4 (30), 2009. – С. 180–185. – 0,4 п.л.
2. Зотова, Л.И. Роль и место пейзажа в «малой» прозе Р. Киплинга 1880–1890-х годов / Л.И. Зотова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Science. – СПб, 2009. – № 114. – С. 199–204. – 0,3 п.л.
Научные статьи, опубликованные в других изданиях:
3. Зотова, Л.И. Своеобразие сюжетно-композиционной организации новеллы Р. Киплинга «Лиспет» / Л.И. Зотова // Межкультурные связи в системе литературного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (19–20 ноября 2008 г.): в 2 ч. – Ч. 2 / Под ред. В. В. Кадакина. – Саранск: Изд-во Мордов. гос. пед. ин-та, 2008. – С. 166–169. – 0,25 п.л.
14 12 2014
1 стр.
Проблематика и поэтика прозы б. Жилина Специальность 10. 01. 01 русская литература
07 10 2014
2 стр.
Жанровая структура рассказа в марийской литературе складывалась долго и сложно, через взаимодействие с другими жанрами малой прозы – публицистическими и художественно-публицистичес
29 09 2014
1 стр.
11 09 2014
3 стр.
Всего за несколько лет он успел приобрести мировую известность и звание «Ульяма Берроуза нашего времени». В чём же причина его грандиозного успеха?
16 12 2014
1 стр.
Самым распространенным жанром литературы XIX столетия был роман. Но Антон Павлович Чехов не обращал внимания на замечания критиков и литературоведов и оставался неизменным малому ж
26 09 2014
1 стр.
Освальд Шпенглер (1880 1936) немецкий философ и культуролог, один из основных представителей «философии жизни»
23 09 2014
1 стр.
Оренбуржье, о малой Родине, формированию у учащихся ответственности за будущее малой Родины
15 12 2014
1 стр.