На правах рукописи
Гурылева Валентина Винедиктовна
Проблематика и поэтика ПРОЗЫ Б. Жилина
Специальность 10.01.01 – русская литература
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Астрахань – 2006
Работа выполнена в Астраханском государственном университете
Научный руководитель: доктор филологических наук,
профессор Глинин Геннадий Григорьевич
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор Смирнова Альфия Исламовна;
кандидат филологических наук,
доцент Громова Татьяна Юрьевна
Ведущая организация: Педагогический институт
Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
Защита диссертации состоится 22 декабря 2006 г. в 10.00 час. на заседании диссертационного совета КМ 212.009.04 в Астраханском государственном университете по адресу 414056, г. Астрахань, ул. Татищева 20, ауд. 10.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета.
Автореферат разослан «___» ноября 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат филологических наук, доцент Евдокимова Л.В.
Общая характеристика работы
Имя писателя Бориса Ивановича Жилина (1921–1993) в наши дни знакомо лишь узкому кругу литературоведов и читателей. Между тем его творчество представляет собой одно из симптоматичных явлений в литературной жизни Астраханской области и в русской прозе 1960–1980-х гг. Он известен как автор многочисленных художественных и публицистических произведений, оценка и интерпретация которых в современной критике и литературоведении сводятся к определению их роли в разделах литературного краеведения и выявлению их функционирования в границах соцреалистического метода. Однако проза Б. Жилина вызывает интерес читателей и критиков с точки зрения формирования историко-литературного процесса 1960–1990-х гг., расширяя границы сложившейся системы жанров.
Значительный вклад в изучение прозы Б. Жилина внесли публикации ряда исследователей (Д. Чирова, А. Маркова, Е. Дрюкова, С. Свердлиной, А. Гаркуши, Б. Куликова, Н. Утехина, Ю. Кочеткова и др.), в которых особое внимание уделялось литературной деятельности писателя. В основном эти источники представляют собой материалы ознакомительного плана с указанием основных этапов творчества Б. Жилина, содержат критико-биографические заметки. Авторы выявляют истоки творческой манеры писателя, акцентируя внимание на таких отличительных принципах изображения действительности, обусловленных особенностями его художественного мировидения, как патриотизм, историзм, народность. Особое значение исследователи придают определению природы творчества Б. Жилина, генетически связанного, по их мнению, с традициями русской реалистической литературы и фольклора.
Некоторые литературные критики, определявшие общие свойства творческой манеры Б. Жилина, фокусировали свое внимание на анализе отдельных аспектов поэтики его произведений, очерчивали круг социальных, этических и философских проблем, составляющих основу идейно-эстетического содержания его текстов, а в их оценках преобладали внеэстетические категории. Такие конститутивные элементы поэтики, как тематический комплекс, совокупность оппозиций, формирующих представление о проблематике его творчества, типы сюжетных схем и конфликтных ситуаций, принципы сюжетостроения, композиционная организация, система образов, повествовательная структура, хронотоп, авторская позиция и способы ее выражения в тексте, языковые средства художественного миромоделирования не были самостоятельным предметом исследования прозы Б. Жилина. Ряд вопросов, касающихся общей типологии его творчества, остался нерешенным. Так, практически неизученной является проблема творческой эволюции писателя в контексте историко-литературного процесса 1950–1980-х гг. Обозначение ряда сквозных мотивов, сюжетообразующих коллизий, приемов создания образов персонажей и их взаиморасположение в парадигме авторской модальности, которые отмечались в предшествующих работах, носят характер скорее разрозненных суждений, нежели развернутой системы доказательств. Вместе с тем системный подход к творчеству писателя продуцирует новые возможности интерпретационных практик, способствует раскрытию глубинных пластов содержания его текстов, а также дает представление об индивидуальности авторского мировосприятия. Подобный интегрирующий взгляд на художественную природу текста позволяет воссоздать сквозь призму авторского сознания сложную систему взаимодействий отдельных компонентов внутри целого с точки зрения проблемы структурного единства, в чем и заключается актуальность диссертационного исследования.
Объектом исследования
является
художественная проза
Б. Жилина
.
В качестве основного материала используются рассказы и повести писателя, вошедшие в сборник «Родное и близкое», а также роман «Люди без колокольчиков».
Предмет исследования – проблематика и поэтика прозы Б. Жилина, включающие круг проблем, особенности повествования, моделирования пространственно-временного континуума и его роль в создании исторического контекста, взаимоотношений человека и природы в границах оппозиции/тождества «микрокосм–макрокосм», формирования идиостиля, специфику авторской позиции и ее проявления в тексте.
Научная новизна работы обусловлена впервые предпринятой попыткой разработки принципов системного анализа прозы Б. Жилина, определением доминирующих черт поэтики писателя в русле жанровых и стилевых исканий русской литературы 1950–1980-х гг., классификацией различных типов повествования в его текстах, исследованием особенностей авторской позиции, смены точек зрения, соотношения «своего» и «чужого» слова в границах авторского сознания, обоснованием зависимости повествовательных инстанций и приемов психологизма. Таким образом, диссертационное исследование демонстрирует принципиально новый, комплексный взгляд на творческий путь Б. Жилина, который позволяет в значительной степени раздвинуть рамки интерпретации большинства произведений писателя, создать динамическую концепцию его творчества.
Цель работы – определить своеобразие художественного мира прозы Б. Жилина, особенности ее проблематики и поэтики в контексте жанрово-стилевых тенденций русской литературы 1950–1980-х гг.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
-
обнаружить связи сюжетных схем, мотивов и образов в творчестве писателя с традициями русской литературы 1950–1980-х гг., раскрыв характер контекстного соотнесения;
-
исследовать своеобразие проблематики прозы Б. Жилина, принципы сюжетосложения, композиционной организации, создать типологию конфликтных положений;
-
выявить единство авторского сознания, определив его инвариантные черты в различных повествовательных ситуациях;
-
раскрыть специфику построения системы пространственно-временных координат в романе Б. Жилина «Люди без колокольчиков», обозначив их роль в формировании принципов исторического мышления в тексте;
-
рассмотреть приемы создания художественных образов в романе «Люди без колокольчиков;
-
выделить конститутивные признаки идиостиля писателя.
Теоретико-методологическую основу настоящей диссертации составляют концепции ведущих отечественных ученых – В. Виноградова, М. Бахтина, Б. Кормана, Ю. Лотмана, Ю. Тынянова, Л. Гинзбург, С. Бройтмана, Б. Успенского, исследования отдельных аспектов поэтики – Н. Кожевниковой, Н. Тамарченко, Г. Глинина, А. Буланова, А. Смирновой и др., работы историко-литературного плана – Н. Лейдермана, М. Липовецкого, Г. Белой, В. Островской, А. Огнева и др.
В работе мы учитываем критические статьи Д. Чирова, А. Маркова, Е. Дрюкова, С. Свердлиной, А. Гаркуши, Б. Куликова, Н. Утехина, Ю. Кочеткова и др., сформировавших аксиологическую парадигму восприятия творческого наследия Б. Жилина. К исследованию привлечены также мемуарные и эпистолярные источники, публицистика писателя.
Диссертационное исследование базируется на следующих
методологических принципах:
-
системный подход к выявлению константных свойств поэтики прозы Б. Жилина;
-
многоуровневый анализ художественной структуры произведений с точки зрения проблемы жанра, автора и стиля.
В исследовании использованы историко-типологический, структурный методы, а также методы интертекстуального и мотивного анализа.
Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена разработкой принципов классификации и типологии повествовательных форм в прозе Б. Жилина, способов их реализации в рамках психологического анализа, определением доминирующих черт поэтики творчества писателя, разграничением внутренней, несобственно-прямой и косвенной речи, несобственно-авторского повествования. В теоретическом плане интерес также представляет предлагаемый метод выявления в текстах писателя различных модуляций авторского и иных голосов в сфере диалогического соотношения.
Практическое значение диссертационного исследования состоит в возможности использования его результатов в вузовских и школьных курсах «Литературное краеведение Астраханской области», «История русской литературы 1950–1980-х гг.», а также спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам теоретической поэтики и творчеству Б. Жилина.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Творчество Б. Жилина развивалось в историко-литературном контексте 1950–1980-х гг. Общие тенденции обновления идеологических и эстетических установок социалистического реализма, наметившиеся в период «оттепели» в русской литературе (отказ от схематизма сюжетных коллизий и перипетий, от принципа «лакировки действительности», усиление внутренних противоречий в характере положительного героя, процессы романизации малых эпических жанров, с одной стороны, и лиризации прозы – с другой), определяют проблематику и особенности художественной структуры ранних произведений Б. Жилина. Жанровое своеобразие и поэтика прозы писателя генетически связаны с беллетризованной публицистикой В. Овечкина и его школы (жанровая форма очерка, социально-экономическая проблематика, сочетание художественного вымысла и документальности, продуцирующие стилевую доминанту). В то же время система образов, тематический и мотивный комплекс, типология повествовательных форм в текстах Б. Жилина тяготеют в ряде случаев к открытиям «деревенской» прозы.
-
Социально-психологическая и этическая проблематика ранней прозы писателя реализуется в классических для соцреалистической парадигмы конфликтных столкновениях: общего и частного, чувства и долга. Однако уже в ранних текстах Б. Жилина традиционные противопоставления модифицируются и осмысливаются в границах оппозиции «ложное – истинное»: декларация примата общественных интересов оборачивается удобной квазипозицией героя. В позднем творчестве писателя круг проблем существенно расширяется, что обусловлено его ориентацией на проблемное поле «деревенской» прозы. Повышенный интерес к русской истории и культуре, к истокам национального характера формирует цепочку взаимосвязанных проблемных соотношений: человек и природа, город и деревня, история и современность. Принцип хроникального сюжетостроения, осложненного включением элементов автобиографизма, в ранних рассказах Б. Жилина модифицируется в поздних произведениях за счет совмещения различных временных планов и использования приемов проспекции и ретроспекции.
-
Внутренняя речь в различных формах (прямая, полупрямая, косвенная, несобственно-прямая) является одним из доминирующих приемов психологизма в прозе Б. Жилина, служит средством самораскрытия героя и его авторской оценки. Этот традиционный для классической литературы способ психологического отображения внутреннего мира персонажа характеризуется в произведениях писателя следующими чертами: сочетание прямой и полупрямой речи, немотивированное переключение различных речевых планов (героя, рассказчика и автора-повествователя) и совмещение несобственно-прямой речи и несобственно-авторского повествования, использование осложненных форм «чужой» речи, диалогизации внутреннего монолога, трансформация диалога с предполагаемым адресатом в обращение к самому себе, функционирование внесюжетных элементов (пейзажа, портрета) как фактов внутренней речи, особая роль внефабульной речи в создании художественного единства текста. Эволюция субъектной сферы в творчестве Б. Жилина определяется возрастающим, по сравнению с ранней прозой, значением несобственно-прямой речи (как в количественном, так и в функциональном аспектах).
-
Воссоздание природного мира в творчестве Б. Жилина отличается натуралистической (порой фактографической) точностью воспроизведения топографии Астраханского края, представленной совмещением панорамного и фрагментарного планов изображения, национальным колоритом пейзажа, в описательных характеристиках которого намечается динамика изменений от очерковых зарисовок, выполняющих фоновую и композиционную функцию, к концептуальному и психологическому принципам художественного миромоделирования, в пределах которых формируется авторская идея о взаимодействии человека и Универсума.
-
Сложное переплетение временных и пространственных планов, сочетание различных временных (событийное и историческое, линейное и циклическое) и пространственных (точечное и плоскостное, замкнутое и открытое) форм, создающих образ многомерного, иерархически организованного хронотопа романа с доминантой концентрического движения времени активизирует мотив исторической памяти, где фиксация «большого», онтологического времени выполняет жанрообразующую функцию в романе «Люди без колокольчиков».
-
К приемам создания образа персонажей в романе «Люди без колокольчиков» можно отнести портретную и речевую характеристику героя, художественную деталь, описание интерьера, прямую авторскую оценку, оценку персонажа другими действующими лицами, внутреннюю речь героя и др. Многослойность повествования, включающая различные стилистически окрашенные элементы, представленные такими лексико-семантическими подгруппами, как общеупотребительная, разговорно-просторечная, профессиональная и др., использование приемов экспрессивного синтаксиса, имитирующего живую разговорную речь, функционирование устойчивых лексико-семантических полей в описании Волги, Отечественной войны, нижневолжской деревни, эволюция их семантических ореолов становятся конститутивными признаками индивидуального стиля писателя. Художественные функции языковых средств, восходящих к разным сферам употребления, определяются сближением авторского и «чужого» слова, речевым самораскрытием персонажа, выражением авторской оценки и – в целом – авторской позиции.
следующая страница>