Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ
№30 с. Романовка
___________ Назаренко А.М.
Приказ №267 от 26.11.2011г.
Положение
о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
МБОУ СОШ № 30 с. Романовка
-
Общие положения
-
Настоящее Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» п. 2.7 ст. 32.
-
Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы учебного курса, предмета и дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа).
-
Рабочая программа, утвержденная образовательным учреждением, - это локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися (выпускниками) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в условиях конкретного образовательного учреждения.
-
Рабочая программа, как компонент основной образовательной программы образовательного учреждения, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения.
-
Рабочая программа учителя разрабатывается на основе:
-
примерной образовательной программы по учебному предмету;
-
учебно-методического комплекса (учебника);
-
основной образовательной программы школы;
-
требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
-
Рабочая программа выполняет следующие функции:
-
является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;
-
определяет содержание образования по учебному предмету на базовом и повышенном уровнях;
-
обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;
-
реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;
-
включает модули регионального предметного содержания;
-
создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;
-
обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся.
-
Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) с последующей корректировкой.
-
Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного предмета, работающих в образовательном учреждении, или индивидуальной.
-
Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях.
-
Образовательное учреждение в соответствии с п. 2.7 ст. 32. Закона РФ «Об образовании» самостоятельно разрабатывает Положение о рабочей программе учителя на основе Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
II. Структура рабочей программы
2.1. Структура рабочей программы определяется Положением о рабочей программе учителя образовательного учреждения на основе следующих подходов:
-
структура рабочей программы может соответствовать структуре примерной образовательной программы по учебному предмету;
-
рабочая программа, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и представленная учебно-методическими комплексами, может использоваться без изменений;
-
образовательное учреждение вправе самостоятельно определить структуру рабочей программы учителя для всех работников школы;
-
образовательное учреждение в локальном акте может предоставить право учителю определиться со структурой рабочей программы.
2.2. Структура рабочей программы на основе требований федерального государственного образовательного стандарта должна иметь обязательные компоненты:
-
титульный лист;
-
пояснительная записка (общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета);
-
содержание учебного предмета, курса с указанием планируемых результатов и системы оценки индивидуальных достижений обучающихся;
-
календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
-
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2.2.1. В титульном листе указываются:
-
полное наименование образовательного учреждения;
-
наименование «Рабочая программа по______________ для _______ класса»;
-
годы, на которые составлена рабочая программа;
-
обязательные грифы «Утверждена приказом образовательного учреждения» (дата, номер), рассмотрена и рекомендована к утверждению органом самоуправления образовательного учреждения (методическим объединением учителей, методическим советом, педагогическим советом), дата, номер протокола;
2.2.2. В пояснительной записке конкретизируются:
-
общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
-
нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа;
-
место и роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы;
-
информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом.
2.2.3. Содержание учебного предмета, курса включает:
-
наименование разделов учебной программы и характеристику основных содержательных линий;
-
указания планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях к каждому разделу учебной программы;
-
систему оценки планируемых результатов, выраженную в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («зачет/незачет», «хорошо/отлично», рейтинг, портфолио).
2.2.4. Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает:
-
дату проведения урока;
-
раздел учебной программы по предмету;
-
тему урока; темы контрольных, практических, лабораторных работ;
-
количество часов, отведенных на освоение программного материала;
-
основные виды учебной деятельности.
2.2.5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
-
печатные пособия;
-
экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);
-
технические средства обучения (средства ИКТ);
-
цифровые образовательные ресурсы;
-
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
-
натуральные объекты;
-
демонстрационные пособия;
-
музыкальные инструменты;
-
натуральный фонд.
2.3. Структура рабочей программы предусматривает:
-
расширение перечня дидактических единиц учебного предмета на основе регионального содержания образования;
-
увеличение количества часов учебных занятий практико-ориентированной направленности;
-
определение логической последовательности освоения программного содержания в ходе реализации образовательного процесса;
-
моделирование программного содержания на основе блочно-модульной технологии;
-
операционализацию планируемых результатов освоения учебной программы.
III. Порядок рассмотрения и утверждения рабочей программы
3.1. Рабочая программа рассматривается органом самоуправления (методическим объединением учителей, методическим советом, педагогическим советом) в соответствии с Уставом образовательного учреждения и Положением о рабочей программе.
3.2. Решение органа самоуправления «рекомендовать рабочую программу к утверждению» оформляется протоколом.
3.3. Рабочая программа утверждается ежегодно до 01 сентября учебного года приказом директора образовательного учреждения.
3.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией образовательного учреждения.
3.5. Утвержденные рабочие программы предметов учебного плана являются составной частью основной образовательной программы школы, входят в обязательную нормативную локальную документацию образовательного учреждения и представляются органам управления образованием регионального и муниципального уровней, органам контроля и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу, родительской общественности.
3.6. Администрация образовательного учреждения осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольной работы.
3.7. Образовательное учреждение несет ответственность на основании п. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.