Экономика 10 класс
Тема урока: «Понятие и виды безработицы»
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Форма урока – урок-диалог. Урок сопровождается презентацией PowerPoint.
Основные понятия темы:
-
Безработица
-
Трудовые ресурсы;
-
Фрикционная безработица;
-
Структурная безработица;
-
Циклическая безработица;
-
Сезонная безработица.
Цель урока: познакомить учащихся с явлением безработицы.
Задачи урока:
Образовательная – познакомить учащихся со структурой населения страны, рассмотреть виды и причины безработицы.
Развивающая – осмысление уже известных знаний, умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы.
Воспитательная – развитие экономической культуры учащихся.
Техническое обеспечение:
Компьютер, проектор и экран.
Программное обеспечение:
Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Подготовка к уроку:
-
Составление учителем презентации к уроку.
Ход урока
-
Актуализация знаний (….. минуты).
«Не позволяй душе лениться, чтоб воду в ступе не толочь……Н.Заболоцкий
-О чем это стихотворение? ( о труде…)
-А труд напрямую связан с экономикой.
-Каждый из нас мечтает жить в стране со стабильной экономикой, которая обеспечит нам возможности для успеха и будет предохранять от неприятных неожиданностей. Конечно, трудно осуществить такую мечту в стране, где происходит трудный переход от одной системы к другой. Однако и во всех тех странах, которые мы относим к благополучным, где демократия и рыночная экономика существуют давно, стабильность также остаётся несбыточной мечтой. Слайд 1
-А что такое рынок труда? (Система общественных механизмов, при которых одни члены общества (работники) имеют возможность найти работу, а другие, работодатели - могут нанять работников)
Слайд 2
-Что покупается и продается на рынке труда?( рабочая сила)
-А что такое рабочая сила? (Рабочая сила- физические и умственные возможности, умения, навыки позволяющие человеку выполнять определённые работы). Слайд 3.
-Что называется величиной денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ? (заработная плата)
-Какова инфраструктура рынка (
потребительский рынок, рынок факторов производства, рынок капитала, рынок труда).
Слайд 4.
-Какая ситуация возникнет, на рынке труда, если предложение будет превышать спрос? ( возникнет нехватка рабочих мест, не все смогут найти работу).
-А как можно назвать возникшую ситуацию? (безработицей)
2. Изучение нового материала..
Итак, тема нашего урока: «Понятие и виды безработицы». Слайд 5.
Цель урока (слайд 6)
План урока ( слайд 7)
-Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывания известного учёного-экономиста 19 века Адама Смита.
Безработица равна 100%, если безработный – это Вы. Слайд 8.
- Согласны ли вы с этим суждением или нет? - На этот вопрос вы попробуете ответить в конце урока. Данное высказывание станет проблемой нашего урока, которую мы попытаемся решить через призму уже полученных нами знаний как с предыдущих уроков, так и полученных сегодня на уроке.
-Сегодня мы говорим о безработице как о макроэкономическом явлении. Слайд 9.
-Вспомним, что такое макроэкономика ?
- С понятием «трудовые ресурсы» мы знакомились с вами на предыдущих уроках. Давайте вспомним, кого мы относим к «трудовым ресурсам».
(Ответы учащихся: часть населения страны в возрасте от 16 лет до пенсии, которые желают и способны трудиться).
- Верно, теперь давайте рассмотрим каким образом можно представить все население страны в виде схемы.
Слайд 10. (постепенно при нажатии клавиши появляется таблица на слайде).
Все население страны (РОР)
|
Трудоспособное население
|
Нетрудоспособное население
|
Трудовые ресурсы (рабочая сила),
|
Добровольно
незанятые
|
|
Занятые,
|
Безработные,
|
|
|
По ходу объяснения таблицы детям задаются вопросы:
- Кто входит в состав нетрудоспособного населения? (пенсионеры, дети, инвалиды).
- Кого можно отнести к добровольно незанятым? (домохозяйки, отчаявшиеся найти работу, бродяги, студенты дневных отделений).
Слайд 11.
- Кто включается в категорию «трудовые ресурсы»? (работающие по найму, неработающие в связи с временной нетрудоспособностью или отпуском, предприниматели, военнослужащие).
- Следует обратить внимание на то, что к трудовым ресурсам не относят: отбывающих срок заключения в тюрьмах и людей, находящихся в психиатрических лечебницах.
Слайд 12.
- Теперь попробуйте самостоятельно сформулировать понятие «безработица». Ответы учащихся.
- Безработица относится к проблемам макроэкономики, т.к. она связана с хозяйственной жизнью страны и оказывает на нее непосредственной влияние.
- Существуют критерии, по которым человека относят или не относят к безработным: Слайд 13.
1. Возраст.
Вопрос: Люди какого возраста точно не будут отнесены к безработным? (до 16 лет и после наступления пенсионного возраста).
2. Отсутствие постоянного дохода.
3. Активный поиск работы.
То есть государство платит пособие по безработице только при наличии данных факторов.
Слайд 14. А какова ситуация с безработицей у нас на ставрополье?
( Слово подготовленным уч-ся, сообщение на 2-3 мин)
- Причинами безработицы могут быть различные факторы. Попробуйте привести примеры. (Ответы учащихся).
- Хорошо. Действительно, потерять работу можно в результате увольнения или по собственному желанию или прочим причинам. В зависимости от этого выделяют три основных вида безработицы:
ФРИКЦИОННАЯ, СТРУКТУРНАЯ, ЦИКЛИЧЕСКАЯ (сезонная)
СЛАЙД 15. ПРОСЛУШАТЬ КРАТКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ В ЗАПИСИ СЛАЙД 16.
(Затем, работа в группах) Слайд 17.
- Найти и охарактеризовать один из данных вида безработицы.
( 1команда-фрикц., 2-структ., 3-я- цикл., сезонная)
Слайд 18. 1. Фрикционная безработица связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу. К фрикционным безработным можно отнести:
- уволенных по приказу администрации;
- уволившихся по собственному желанию;
- нашедших работу, но не приступивших к ней;
- впервые появившихся на рынке труда.
- сезонных рабочих, иногда их выделяют в отдельную группу.
Фрикционная безработица неизбежна и желательна, т.к. способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности труда.
Слайд 19. Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, т.е. изменением отраслевой структуры (исчезновение старых, появление новых) в результате научно-технического прогресса; изменение спроса на товары и услуги (увольнение в связи с этим).
Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, т.к. нужна переподготовка и переквалификация.
Слайд 20. Циклическая безработица связана с краткосрочными колебаниями экономической активности. Основной причиной появления циклической безработицы является спад в экономике, когда фактический ВВП меньше, чем потенциальный ВВП.
Это означает неполную занятость в экономике.
Слайд 21. Сезонная безработица. …..
Слайды 22, 23, 24.
Определи тип безработицы:
Ниже перечислены работники, не имеющие работы. Используя определения трех видов безработицы, укажите какой вид безработицы, - фрикционную, структурную (в т.ч. сезонную) или циклическую, - представляет каждый из перечисленных работников.
Слайд 25. Установите соответствие.
- Скажите, пожалуйста, все ли виды безработицы можно избежать?
(Ответы учащихся).
- Конечно, нет. Фрикционная и структурная безработица представляют собой неизбежное явление. Почему? (Ответы учащихся).
Последствия безработицы.
- А давайте посмотрим каковы последствия безработицы? Выполняем задание, заполняем пропуски. Указав направление стрелки о росте или снижении данных процессов. ( Слайд 26)
-
….. количество товаров и услуг.
-
…..налоговые поступления
-
…..уровень жизни
-
….конфликты в семье
-
….недовольство правительством
-
….рост преступлений ( проверим задание)
-
Подведение итогов. Закрепление пройденного материала (8 мин).
Игра «Тренажер» ( если останется время)
- Обсудим проблему нашего урока
.
“Безработица равна 100%, если безработный – это Вы”.
- Согласны ли вы с этим суждением или нет? Имеет ли смысл это высказывание в 21 веке?
Проблема, которую мы сегодня рассматривали, носит характер открытый и актуальный на сегодняшний момент. Оценивая безработицу как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно “амортизировать” ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.
-
Каждый из вас совсем скоро столкнётся с выбором будущей профессии, мне бы хотелось , чтобы вы осознанно подошли к этому выбору, и надеюсь, что уроки экономики вам в этом окажут помощь.
-
21 мая уже на протяжении последних 15 лет в России отмечают День защиты от безработицы. Сегодня от безработицы во всем мире страдают миллионы людей.
4. Домашнее задание (4 минуты).
- А теперь запишите домашнее задание: