Перейти на главную страницу
Рыночная экономика приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации современной автоматизированной информационной системы (ИС).
ИНФОРМАЦИЯ (от лат. informatio — разъяснение, изложение), первоначальная — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом; с сер. 20 в. общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики. СИСТЕМА (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
ЦЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ - решение текущей задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и управления организацией.
Информационная система управления должна решать текущие задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления фирмой. Многие учетные задачи (бухгалтерского и материального учета, налогового планирования, контроля и т. д.) решаются без дополнительных затрат путем вторичной обработки данных оперативного управления. Учет является необходимым дополнительным средством контроля. Используя оперативную информацию, полученную в ходе функционирования автоматизированной информационной системы, руководитель может спланировать и сбалансировать ресурсы фирмы (материальные, финансовые и кадровые), просчитать и оценить результаты управленческих решений, наладить оперативное управление себестоимостью продукции (товаров, услуг), ходом выполнения плана, использованием ресурсов и т. д. Информационные системы управления позволяют:
Рис. 1. Классификация информационных технологии.
По степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии:
По степени охвата автоматизированной информационной технологией задач управления выделяют автоматизированную обработку информации на базе использования средств вычислительной техники, автоматизацию функций управления, информационную технологию поддержки принятия решений, которые предусматривают использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам. К данной классификационной группе относятся также организация электронного офиса как программно-аппаратного комплекса для автоматизации и решения офисных задач, а также экспертная поддержка, основанная на использовании экспертных систем и баз знаний конкретной предметной области.
По классам реализуемых технологических операций ИТ рассматриваются в соответствии с решением задач прикладного характера и имеющимся прикладным программным обеспечением, таким, как текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, мультимедийные системы, гипертекстовые системы и др.
По типу пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии подразделяются в зависимости от возможностей доступа пользователя к информационным, вычислительным и программным ресурсам, соответствующей используемой на экономическом объекте автоматизированной информационной технологии. Пакетная информационная технология не предоставляет возможности пользователю влиять на обработку данных, в то время как диалоговая технология позволяет ему взаимодействовать с вычислительными средствами в интерактивном режиме, оперативно получая информацию для принятия управленческих решений.
Интерфейс сетевой автоматизированной информационной технологии предоставляет пользователю телекоммуникационные средства доступа к территориально удаленным информационным и вычислительным ресурсам.
Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это влечет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в ИС организационного управления. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информации.
Информационные технологии выступают инструментарием в управлении и формировании информационных ресурсов организации в рамках е информационной системы (рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь ИТ и ИР в ИС.
В процессе деятельности организации формируются различные документы, которые в дальнейшем служат основой для финансово-экономического анализа или отправной точкой в разработки или совершенствовании товаров или услуг, повышается квалификация персонала. Таки образом формируются информационные ресурсы.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - сочетание знаний и информации.
Существуют две формы информационного ресурса как отчуждаемы знаний, становящихся сообщениями: пассивная и активная.
К пассивной форме ИР относятся книги, журнальные статьи, патенты базы данных. К ним могут также относиться и знания, привязанные конкретным предметным областям, если они не комплексные, т.е. недостаточны для целенаправленного применения.
К активной форме ЯР относятся модель, алгоритм, проект, программа и база знания. Эти формы можно трактовать в целом как стадии созревания ИР, степени доведения его до готовности и возможности превратиться в «силу».
Любая система как социально-экономическая, так и система живой и неживой природы, действует в постоянной взаимосвязи с внешней средой — системами более высокого или более низкого уровней. Взаимосвязь осуществляется посредством информации, которая по потокам прямой связи передает цель функционирования, различные команды управления от системы более высокого уровня к системам низового звена, а по потокам обратной связи — все сведения, необходимые для регулирования функционального процесса. Универсальной является не только схема функционирования любой системы управления, но и понятие информации как важнейшего ее элемента, охватывающего все стороны жизнедеятельности. Понятие «информация» означает сообщение о каком-либо факте, событии, объекте, явлении и т.п. Однако в теории информации и кибернетике под информацией понимается не каждое сообщение, а лишь такое, которое содержит неизвестные ранее его получателю факты, дополняющие его представление об изучаемом или анализируемом объекте (процессе). Другими словами, информация — сведения, которые должны снять в большей или меньшей степени существующую до их получения неопределенность у получателя, пополнить систему его понимания объекта полезными сведениями.
Совокупность больших сложных человеко-машинных информационных систем является важнейшей составляющей инфраструктуры общества, где информация выступает одним из главных ресурсов его жизнедеятельности.
Таким образом, любая система в процессе работы с информацией проходит четыре основных этапа:
Рис.3. Принципиальная модель получения и обработки информации.
В процессе получения и обработки информации, как показано на рисунке 3, происходят следующие основные действия:
Шаг 1. У любой системы имеются в наличии различные устройства для регистрации происходящих явлений как внутренних, так и внешних. Так, например, у человека органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа и висцеральные рецепторы) регистрируют внешние явления, а нервная, иммунная и эндокринная системы выступают в роли коммуникаций, передающих сигналы к спинному и головному мозгу. Техническая система должна иметь в наличии аппаратуру для регистрации информации. Например, для получения изображения необходим сканер, фотоаппарат, видеокамера. Для регистрации звука — микрофон и устройство, преобразующее аналоговый сигнал в цифровой. Для регистрации температуры, давления газа и жидкостей необходимы датчики и устройства, преобразующие информацию в цифровой вид. Соответственно, в случае, если система не обладает регистрирующей аппаратурой, то и получить информацию в этом виде она не сможет.
Шаг 2. Следующие две задачи являются этапами переработки полученной информации. Вначале необходимо произвести сегментирование информации, т.е. выделить те области, которые необходимо будет в дальнейшем распознать для решения поставленных или возникших непредвиденных задач. Человек на данном этапе акцентирует свое внимание, чтобы получить более четкое представление об объектах. В компьютере специализированная программа по заданной методике выявляет области для дальнейшего распознавания.
Шаг 3. На этом этапе нам необходимо сопоставить полученные сегментированные области с имеющимися данными в памяти. В процессе жизни человек получает знания и опыт. Эта информация сохраняется в памяти, и дальнейшая задача заключается в том, чтобы найти похожие образы. В информационных технологиях этим занимаются системы управления базами данных (СУБД), которые предоставляют возможность сохранить информацию в базах данных (БД). А дальше все опять зависит от человека: насколько корректно и полно он ввел информацию в БД, настолько качественно мы в дальнейшем сможем ею воспользоваться.
Шаг 4. Получив результат, мы приступаем к апробации. На данном этапе в случае, если работа отлажена, и возникновение непредвиденных ситуаций сведено к минимуму, то мы можем получить новую порцию информации, т.е. перейти на первый шаг, таким способом ускорив обработку типовой информации. Если же на предыдущих этапах мы не смогли точно воспринять информацию, это может привести к повреждениям вплоть до выхода системы из строя. Чтобы этого не произошло, необходимо выполнить следующий шаг.
Шаг 5. Для того чтобы уточнить правильность своих действий, либо произвести обучение системы, необходимо выполнить уточнения. Cбой может произойти на любом шаге и, соответственно, необходимо уточнит некоторые детали. В данной ситуации Система может вернуть обработку на любой из первых трех шагов. Тем самым обеспечивается надежность, безопасность и точность обработки информации.
Шаг 6. Когда выполнены все уточняющие действия, мы используем по лученную информацию для принятия решения. Но на этом шаге мы можем принять неверное решение в результате того, что-либо нас неправильно научили реагировать, либо не все случаи были рассмотрены при программировании техники.
Таким образом, из данной модели можно выделить основные средств; получения и обработки информации, которые в зависимости от поставленных задач будут использоваться как набор инструментов. Прежде всего, это аппаратные компоненты, включающие вычислительные машины, теле коммуникационные сети и средства ввода и (или) вывода информации, программные компоненты, обеспечивающие с одной стороны удобный пользовательский интерфейс и доступ к аппаратуре, с другой стороны — пакеты прикладных программ предназначенные для решения различных задач управления.
Информационные технологии используют программно-технически! комплексы как инструмент, образуя автоматизированные рабочие места (АРМ) различных специалистов. Этот набор состоит их следующих компонентов:
1. Техническое обеспечение.
Персональный компьютер стал обязательным атрибутом в любом офисе Это основная техническая база информационных технологий.
1.2. Докупленное оборудование
Рабочее место будет неполным и недостаточно организованным если по мимо системного блока не будет установлено дополнительное оборудование, преобразующее его в АРМ. Так для решения практически всех задач с использованием вычислительной техники необходимо рабочее место, организованное в соответствии с санитарными правилами и нормами. Д выполнения работ связанных с формирование отчетов необходимо печатающее устройство, а для быстрого ввода текстовой информации не помешает сканирующее устройство. Ведения деловой переписки требует подключение компьютера к вычислительной сети. Примеры организации АР будут рассмотрены ниже с указанием соответствующей докупленного оборудования.
1.3. Вычислительные сети
Для эффективного управления крупными организациями, имеющие большое количество филиалов, строится корпоративная вычислительная сеть, на основе которой формируются информационные связи между локальными вычислительными сетями отдельных структурных подразделений.
Вычислительная сеть - это совокупность программных, технических и коммуникационных средств, обеспечивающих эффективно распределение вычислительных ресурсов. Построение вычислительной сети обеспечивает:
Рис. 4. Схематичное изображение построения вычислительной сети по топологии звезда.
На сегодняшний день получает распространение на основе медного провода стандарт 1000BASE-T, со скоростью передачи до 1000 мегабит в секунду и беспроводная технология построения вычислительных сетей Wi-Fi, со скоростью до 56 мегабит в секунду, но оборудование стоит значительно дороже, чем в проводных сетях стандарта 100BASE-T.
2. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Возможности компьютера как технической основы системы обработки данных связаны с используемым программным обеспечением.
Базовым программным обеспечением является операционная система.
ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ОС) КОМПЬЮТЕРА, комплекс программ, постоянно находящихся в памяти компьютера; организует управление устройствами машины и ее взаимодействие с пользователем.
Исходя из назначения вычислительного устройства, как сервер или рабочая станция, соответственно идет разделение и операционных систем.
Для серверов: UNIX, Linux, Windows 2003 Server.
Рабочая станция: MS-DOS, Windows 9x, Windows XP, Linux, UNIX.
2.2. Пакеты прикладных программ
Для решения задач частного характера используются либо самостоятельные программные продукты, либо программные продукты, входящие в состав пакета прикладных программ (ППП).
ПАКЕТ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ - это комплекс программных средств и документации, предназначенный для реализации функционально-завершенного алгоритма обработки данных, обеспечивающий автоматизацию разработки рабочих программ и автоматизированное управление процессом решения задач. Существуют разные классификации ППП. Вашему вниманию предлагается классификация по характеру решаемых задач управления:
— справочно-правовая информация: Консультант Плюс, Гарант;
Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексн
10 10 2014
4 стр.
Мгу; глава 10 В. М. Кульков, д э н., проф мгу; Глава 11 А. И. Московский, к э н., доц мгу; глава 12 Е. В. Красникова, к э н., доц мгу; глава 13 Т. В. Гудкова, к э н., м н с мгу; гл
18 12 2014
17 стр.
Е. В. Красникова к э н., доц., Мгу; глава 14 Л. М. Ипполитов, к э н., доц., Мос гум ун-т; глава 15 В. А. Бирюков, к э н.,доц., с н с., Мгу; глава 16 Н. Ф. Эйсен, к э н., с н с., То
18 12 2014
19 стр.
Ренан: Главным событием всемирной истории является тот переворот, при посредстве которого благороднейшие расы человечества перешли от древних религий, известных под общим неопредел
26 09 2014
1 стр.
Манипулирование строками и регулярные выражения 95 Глава Повторное использование кода и создание функций 115
13 10 2014
1 стр.
Исторический аспект в становлении системы законодательства Глава Понятие системы законодательства и её структура
25 12 2014
1 стр.
А все начинается с того, что в некоторый неизвестный (нам) момент времени кому-то в голову приходит некоторая идея: "А что, если ". Дальнейшие варианты различны
12 10 2014
22 стр.
Большой вальс (третья часть трилогии, состоящей из книг: «бегущая в зеркалах» «Поцелуй небес» и «Большой вальс»)
11 10 2014
14 стр.