Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема: «Пословица - всем делам помощница» ( внеклассное мероприятие)

Цели: Обобщить знания учащихся о народных пословицах, показать глубину их мысли, напевность речи, своеобразие языка; прививать любовь к своей Родине, ее прошлому; учить работать в группе.



Форма проведения : устный журнал

Оборудование: Плакат с пословицами, «Книга пословиц», тексты на столах в каждой группе; карточки с пословицами в конвертах; игра «Ромашка», книги с пословицами; русский костюм; музыкальное сопровождение.

Подготовительный этап: Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает конверт с пословицами. Из этого конверта дети выбирают карточки с пословицами, подходящими по смыслу к каждому этапу мероприятия.

Ход мероприятия

Вводная часть

(Звучит народная мелодия)

Учитель: Сегодня у нас необычное мероприятие - мы будем говорить о том , что люди часто употребляют в речи. От этого их речь становиться яркой, образной.

Выходит ученица в русском народном костюме, в руках у нее рушник с караваем.

Ученица:

Здесь и красные девицы,

Добры молодцы кругом-

Все уселись за столом.

Будет вам всем здесь приятно

Побывать в гостях у нас.

Ведь изба красна не углами, а пирогами.

Угощает гостей и детей



2. Объявление темы

В. О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения.

На доске:

• Красна речь пословицей.

• Без пословицы не проживешь.

• Пословица недаром молвиться.

• Старая пословица не сломиться.

-- Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?

--Пословицы.

--Правильно, и тема нашего мероприятия: «Пословица – всем делам помощница»

3. Беседа о жанрах русского народного творчества (фольклора)

У.: Не зря Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Что за Роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото!»

Пословица—это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

В пословицах—народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.

Пословица советует, научает, наставляет, предупреждает.

--А какие еще жанры фольклора вы знаете?

Дети: Поговорки, потешки, скороговорки , загадки , прибаутки…

У.: Сохранилось много пословиц, и фольклористы (то есть люди, которые занимаются изучением, собиранием пословиц, сказок , поговорок, песен, шуток, прибауток) решили собрать все это в одну книгу –«Книгу пословиц» (Воспитатель демонстрирует книгу «Пословицы русского народа», составленную Далем)

Но сегодня мы будем работать по книге меньшего объема, в которой будет 5 страниц.

(Названия страниц вывешены на доске.)

4. Основная часть. «Книга пословиц»

У.: И сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам такой книги. Каждая страница—тема, на которую собраны пословицы. Путешествие начинается. Открываем первую страницу нашей книги.

«ЧТЕНИЕ—ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ»

1. Чтение «по цепочке»

У.: Вот мы с вами сейчас почитаем.

Каждая группа читает «по цепочке свой текст. Дети сомостоятельно оценивают работу каждого.

В.: Кто читал хорошо без ошибок?

Один ученик от группы называет лучших чтецов

2.Подбор пословиц о чтении

У.: Найдите пословицы, которые можно отнести к этой теме и объясните их.

Дети подбирают подходящие пословицы из конверта.

* Книга для ума—что теплый дождик для всходов.

*Книга поможет в труде ,выручит в беде.

*Кто много читает ,тот много знает.

*Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

*Хорошая книга—лучший друг.

*Грамоте учиться вперед пригодиться.

3.Игра «Ромашка»

На доске ромашка со съемными лепестками, на которых написаны отрывки из произведений

У.: Сейчас мы с вами поиграем. Я зачитаю вам отрывки из произведений, а вы должны к лепестку с их названием прикрепить лепесток с фамилией автора.

Воспитатель читает отрывки

*«Мороз» ( Е. Благинина)

* «Детство» (И. Суриков)

* «Сказка о рыбаке и рыбке» (А.Пушкин)

* «Серая шейка » (Д.Н. Мамин—Сибиряк)

* «Корзина с еловыми шишками» (К. Паустовский)

* «Не ветер бушует над бором» ( Н. Некрасов)

* «Летучий корабль» (Русская народная сказка)

--Какая книга здесь лишня и почему?

Дети: Сказку «Летучий корабль » создал народ, а остальные—авторские.

«ДЕРЕВО СИЛЬНО КОРНЯМИ, А ЧЕЛОВЕК ТРУДОМ»

1.Подбор пословиц

У.В.: Это вторая страница нашей «Книги пословиц». Как вы думаете, о чем можно узнать на этой странице? На какую тему должны находиться здесь пословицы?

Дети: О труде.

У.В.: Найдите на карточках пословицы, которые можно отнести к этой теме.

Дети выбирают пословицы из конверта.

• Без труда ничего не деется.

• Землю красит солнце, а человека – труд.

• Птица крепнет в полете, а человек в труде.

• Деревья смотри в плодах, а человека смотри в трудах.

2.Чтение стихотворения

У.В.: Давайте послушаем стихотворение.

Читает подготовленный ученик.

Ученик:


Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба—

Все это создано трудом,

А не, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

-- А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд—это учеба, хорошие, крепкие знания. Но, кроме хорошей учебы, вы должны уметь и себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре.

3. Загадки о пословицах

Загадки загадывает каждая группа

1 группа

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской

У него в руках ведро

Сам расписан он пестро. (Маляр)

2 группа


Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу. (Пограничник)

3 группа

Он не летчик ,не пилот,

Он ведет не самолет ,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

4 группа


Кто в дни болезней всех полезней,

И лечит нас от всех болезней. (Доктор)

«ПТИЦА СИЛЬНА КРЫЛЬЯМИ, А ЧЕЛОВЕК -- ДРУЖБОЙ»

1. Подбор пословиц

У.В.: Как вы думаете, на какую тему могут быть пословицы на третьей странице?

Д.: О Дружбе.

У.: Давайте найдем пословицы о дружбе.

* Человек без друга – что земля без воды.

* Друга ищи, а нашел – береги.

* Друзья познаются в беде.

* Старый друг лучше новых двух.

* Не тот друг, кто медком помажет , а кто правду скажет.

* Друга на деньги не купишь.
2. Игра «Отгадай пословицу»

У.: Вот мы и проверим, как вы умеете дружно работать. Каждой группе я даю по карточке со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

Дети получают карточки со словами из пословицы.

Коса—камень

Д. Нашла коса на камень.

Лес—дрова

Д. Чем дальше в лес, тем больше дров.

Шило—мешок

Д. Шила в мешке не утаишь

Язык-дело

Д. Не спеши языком , торопись делом.

Дело—мастер

Д. Дело мастера боится

Труд-лень

Д. Труд человека кормит, а лень—портит.

5 Физкультминутка—музыкальная пауза

Дети исполняют белорусскую народную песню «Кума, мая кумачка…»

«ОДНА У ЧЕЛОВЕКА РОДНАЯ МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА »

1. Подбор пословиц

У.: Какие пословицы могут быть на четвертой странице?

Д.: О Родине.

У.: Прочитайте и объясните их смысл.

* Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

* Родина—мать, умей за нее постоять.

* Только тому почет будет, кто Родину не словом , а делом любит.

* На чужой сторонушке рад своей воронушке.

* Своя земля и в горсти мила.

* Жить –Родине служить.

Дети читают пословицы и объясняют их смысл.

2. Чтение стихотворений

Ученик1


Если скажут слово «Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки Березка-скромница

И ромашковый бугор.

Ученик 2

А другим, наверно вспомниться

Свой родно, красивый двор,

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Ученик 3.

Или степь от маков красная ,

Золотая целина…

Родина у всех бывает разная,

Но у всех она одна.

Последнюю строку читают все вместе.

У.: Да, и у нас с вами есть Родина, страна, где мы живем. Как она называется?

Д.: Беларусь

У.: А что значит малая Родина?

Д.: Это то место, где мы родились.

Звучит гимн Беларуси в исполнении детей.

4.Викторина.

У.: А сейчас проведем викторину. Надо по началу пословицы найти конец.

Учитель раздает карточки с написанным началом пословиц. Дети заканчивают пословицы.

- книгу читать…

Д. Как на крыльях летать.

В. Поздно встанешь…

Д. Мало сделаешь.

В. Мир освещается солнцем…

Д. А человек знанием.

В. Не красна изба углами…

Д. Красна пирогами.

В. Что одному не под силу. То…

Д. Легко коллективу.

В. Делаешь наспех…

Д. Сделаешь на смех.

5. Творческая работа.

В. Ребята, у нас еще остались пословицы, которые мы никуда не отнесли. Прочитайте их. Как вы думаете, к каким темам можно их отнести

В каждой группе осталось по шесть пословиц. Дети их распределяют.

Группа 1


• Хорошо трудиться – хлеб уродиться.

• Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь.

• Что посеешь, то и пожнешь.

• Д. О сельском труде.

• Осень –перемен восемь.

• Сентябрь холоден, да сыт.

• Новый год – к весне оборот

• Д . О временах года.

• Группа 2

• Мир не без добрых людей.

• Где смелость там и победа.

• Д. О мире

• Трус таракана посчитает за великана.

• Скромность красит человека.

Д. О характере людей.

• Группа 3.

• Пока ленивый проспится, усердный с работы вернется.

• Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать.

• Солнышка садится – лентяй веселится, солнышко всходит.

Д. О лени.

• Сам погибай, а товарища выручай.

• Один за всех , все за одного.

• Крепкую дружбу и водой не разольешь.

• Один в поле не воин.

Д. О дружбе и взаимопомощи.

У.: И вот мы открываем последнюю страницу нашей «Книги пословиц»



«КОНЧИЛ ДЕЛО—ГУЛЯЙ СМЕЛО»

У.В.: Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д.: Отдыхать можно тогда, когда закончил все дела.

У.: А сейчас посмотрите сценку, которая так и называется: «Кончил дело –гуляй смело».

Сценку разыгрывают подготовительные дети.

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко.


Солнышко.

Недовольно ли учиться?

Не пора ли по ли порезвиться?

Мальчик.


Нет, ясное солнышко, нет.

Теперь мне гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Птичка.


Недовольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Мальчик.

Нет, милая, гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Кошка.


Недовольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Мальчик.

Нет, кисонька, нет

Теперь гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Наконец урок окончен, мальчик убирает книги, тетрадь в портфель, встает из-за стола.

Мальчик. Ну-ка, кто меня манил?

Все. Кончил дело?

Мальчик. Да!

Все. Гуляй смело!

Дети поют белорусскую народную песню «Саука ды Грышка» Итог мероприятия.

У.. Ребята, правильно поступил мальчик?

Д. Да!


У.. Ну вот и все, теперь и мы можем гулять смело, так как все дела мы сделали.

Я надеюсь, что вы не будете забывать пословицы и будете правильно употреблять их в своей речи.


ГУО «Пластокский УПК ДС-БШ ЛЮбанскогорайона»

ПОСЛОВИЦА-

ВСЕМ ДЕЛАМ ПОМОЩНИЦА

( устный журнал)



Учитель: Черкас

Ольга Николаевна

«Пословица всем делам помощница» ( внеклассное мероприятие)

Цели: Обобщить знания учащихся о народных пословицах, показать глубину их мысли, напевность речи, своеобразие языка; прививать любовь к своей Родине, ее прошлому; учить работать в

89.99kb.

09 10 2014
1 стр.


Внеклассное мероприятие по истории, посвящённое 90-летию Пионерии Салют, Пионерия!

Ведущий 2: Внеклассное мероприятие, посвященное 90-летию со Дня рождения Пионерии, объявляется открытым!

64.01kb.

26 09 2014
1 стр.


Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса «что нам осень принесла»

Выбегают Ветры, Дожди, Ночи и Холода. Все Звери и Птицы прячутся. За всем этим наблюдает Солнце

102.8kb.

10 10 2014
1 стр.


Открытое внеклассное мероприятие, проведенное на районном семинаре зам дирек по внеклассной работе Асанне-асла анне

Открытое внеклассное мероприятие, проведенное на районном семинаре зам дирек по внеклассной работе

41.91kb.

08 10 2014
1 стр.


Внеклассное мероприятие «Летний карнавал»
61.6kb.

15 12 2014
1 стр.


Внеклассное мероприятие по обж конкурсное мероприятие по профилактике терроризма и экстремизма, номинация «Крепко за руки держась!»

Когда-то люди бережно хранили огонь, передавая eго другу. Огонь жизни был дороже всего. Так же передается из поколения в поколение свет подвига

171.28kb.

25 12 2014
1 стр.


Внеклассное мероприятие по истории интеллектуальная игра для 6-7-х классов

Внеклассное мероприятие по истории – интеллектуальная игра для 6–7-х классов "Своя игра"

108.85kb.

14 12 2014
1 стр.


Внеклассное мероприятие по химии «Эта удивительная химия»
135.83kb.

13 10 2014
1 стр.