Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 10страница 11страница 12страница 13страница 14 ... страница 113страница 114

Глава 21: Помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю

Кто теперь не сознает зла своего, в час смерти сознает его... Но какая ему будет тогда от этого польза? Тогда сбудутся слова «нет покаяния в аду» (Пс. 6, 6). Теперь покаяние, тогда же - ответ. Теперь радостные дни покаяния, тогда же будет плач погибели... Посему сказано: «Отступите от Меня вси делающие беззаконие... во огнь вечный...» (Пс. 6, 9), который вы сами уготовали себе...

Теперь считаете вы книги Церкви Христовой за болтовню (т. е. не страшитесь того, что писано в них о Страшном суде); тогда же познаете, что они истиннейшие, но только истина там не попользует вас нисколько! Те же, которые теперь признают книги Церкви нашей истиннейшими (т. е. веруют писанному и живут по Писанию), тогда узрят Истину и обретут помощь свою...

Если ныне, слухом слыша о том, что есть на небе блаженство, вы от этого так вспомоществуетесь, тем более, какую помощь получает человек, читая книги церковные, как вспо-моществуется он сам? Посему говорится: «Помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю» (Пс. 120, 2).

Бог сотворил небо и землю: спрашиваю я вас, для кого же сотворил? Для животных, для птиц, или для человека? Опять вас спрашиваю: если Он сотворил для человека, для кого же распялся Он, Творец и Создатель сей безгрешный, вземляй грех мира? (Т. е. обычно говорите вы, что Бог создал все блага земные для человека, дабы человек наслаждался ими; в ответ на это святой вопрошает: для кого же распялся Господь, если только для того и создал мир, чтобы люди на земле плотию наслаждались).

Для кого погребся Он Неискусимый, Которого окружили скорби смертельные, Сей Милостивый в милостях и щедротах, «вземляй грех мира?» Все это ради души человеческой претерпел Он, страданиями Своими на земле пополнил исполнение и долг уплатил... Ради искупления людей и избавления их от проклятия, погребся плотию!..

Господня земля и исполнение ее (Пс. 23, 1) - уплатил Бог долг земле и ожидает покаяния человека.

Господня земля и исполнение ее. Уплатил Собезначальный долг на кресте и ждет спасения человека.

Господня земля и исполнение ее. Исполнила Ипостасная Премудрость и Сила, уплатив долг, быв бичеванной у колонны, и ожидает несения скорбей от человека.

Сей, Невместимый Щедродавец, вмeqтилcя в страдание и оправданием страстей Своих ждет взыскания спасения человеком.

Но следует ли из этого, что так и подобало Ему страдать, чтобы спасти человека? Не подобало Ему страдать ради оправдания страданиями. Если бы я так сказал, что Ему следовало это претерпеть, то оказалось бы, что я нашел некую вину в Боге и оправдываю человека (т. е. нахожу оправдание для грехопадения Адама и, следовательно, виню Бога, что Он создал Адама несовершенным на погибель его)...

Поэтому и суть Его страдания - оправдание для людей. Он безвинно пострадал и оправдал этим человека... Был погребен, сокрушил ад, расторг его праведностию страстей Своих и с оправдательным судом Своим рек: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы» (Пс. 23, 7).



Глава 22: Возмите врата князи ваша и возмитеся врата вечная и внидет Царь Славы

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы»... Отвечали Ему князи адские: «Кто естъ сей Царь Славы?» И сильнее еще утвердили врата ада, чтобы не вошел Царь Славы и не освободил узников ада Своим оправданием*.

И приподнял Царь Славы пречистую ногу Свою, надавил ею врата адские, как какой тимпан; сокрушились тотчас врата адские, расточились житницы осужденных, и извлек Царь Славы изнутри осужденных, тех, которые были осуждены ради преступления Адама...

Заутра врата адовы сокрушил еси, и смерти державу упразднил еси, и мертвые, во тьме от века сидящие, совосставил еси... Божественным и славным воскресением Твоим... Яко Царь всех и Бог Всемогущий…**

Итак, не с несправедливостию (т. е. не с насилием и произволом власти) пришел Он сокрушить ад и извлечь из него Свое создание, но извел лишь тех, которые вняли призыву Его, - тех извел из житниц пытки, говорим: из муки адской...

Тот же, который не пожелал внять призыву Его, остался внутри ада во веки веков... Так и ныне: кто не вонмет увещаниям Церкви, останется во тьме навсегда, на веки вечные...



______

* Данные слова прп. Нила очень близко подходят к следующей стихире воскресной на «Господи воззвах», глас 5-й «Воскресение даяй роду человеческому, яко овча на заколение ведеся. Устрашишася сего князи адстии, и взяшася врата плачевная, вниде бо Царь славы Христос, глаголя сущим во узах: изыдите; и сущим во тьме: открыйтеся».

**Ср.: Кондак воскресный на «Бог Господь», глас 5-й: «Ко аду, Спасе Мой, сошел еси и врата сокрушивый, яко Всесилен, умерших, яко Создатель, совоскресил еси, и смерти жало сокрушил еси и Адам от клятвы избавлен бысть Человеколюбче, тем же вси зовем: Спаси нас, Господи».

Глава 23: Толкование молитвы «Отче наш» в связи с обличением празднословия во время обеда

О, несчастные нынешние люди! Не довольно с вас того, что пути вашего покаяния оскверняете вы хождением вашим (т. е. живете нераскаянно), но еще охуждаете других в кругу трапезы?.. Едите хлеб насущный с празднословием осуждения и осуждаете должников ваших по делам их, какими они должны вам. Ибо так делают ныне люди среди круга трапезного; едя и пия, они многословят с празднословием осуждения своего, осуждая все, что только попадется злобе их.

Не на пользу ли души должают перед вами люди, делая нечто злое* вам, как вы и сами о том просили прежде, чем сесть за трапезу, и говорили: «Отче наш! Иже еси на небесех, да святится Имя Твое... и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим...»

Говорим: «Отче Небесный», потому что, создав нас, Ты снизошел к естеству человеческому, послал Единородного Твоего Сына и Слово, Который воплотился от Духа Святаго, вочеловечился, прияв естество человеческое, по естеству став человек и путевождь спасения людей. Ради спасения нашего воплотился Сын и Слово Божие. Быв неосязаемым, сделался и стал осязаемым, пребыл тем, чем был - Единородный Сын и Истинный Сущий Бог, удержав два естества - Божеское и человеческое... Всесильный, превысший над всем созданием, поставил Он нас над всеми в творении Своем. Мы же заповеди Того, Который поставил нас владыками в создании Своем, преступили; и изгнало нас грехопадение из того, что мы преступили, изверглись мы из благодати Святаго Духа (т. е. обнажились от благодати) и не в силах сами собою облещись в нее, в благодать Святаго Духа... Научи же нас оправданиям Твоим, спасению нашему, да познаем Создателя нашего, сотворшего небо и землю... Ты человека положил владыкою над всем, и завладело естество человеческое горами, холмами, древами плодоносными, всеми кедрами и прочее. Ты насадил рай на востоке, поселил в нем человека, которого создал, и поставил властителем над созданием Твоим. Но человек не соблюл завета Твоего, который Ты завещал ему: не ешь от запрещенного древа, чтобы не умереть. Человек преслушался, вкусил от плода преслушания и смертию смерти умер...

Преслушание низвергло человека, и опять послушание человека - ввело его. Говорим: диавол победил нашего праотца древом преслушания (имевшим на себе плод познания), - так и Второй Адам, Сын и Слово Божие, Владыка наш Иисус Христос, Древом Крестным победил диавола и ввел праотца Адама в рай. И завладело человеческое естество (т. е. вновь воцарилась над созданием всяческих, соединилась с зиждительного всех Божиею Мудростию Силою, как говорится: «Со-детельная и Содержительная всех Божия Мудросте и Сило! Непреклонну, недвижиму Церковь утвердили, Христе, Един бо еси Свят, во Святых почиваяй» - Ирмосы Успению Пресвятой Богородицы, песнь 3.

Святит и святится тот, кто пьет чашу, которую пил Сын и Слово Божие; только такой и свят (т. е. святит Имя Отчее) по благодати Святаго Духа. Говорим: тот есть во благодати, кто хранит заповеди Божий непоколебимо и пьет Христову чашу, таковой получает благодать Святаго Духа и святит Имя Божие. Да, пил Христос ее, но как пил? Не так, как воду (т. е. не была сладка вода сей чаши), но Христос напоен был, как горькою водою из горчицы, волею испив сию горькую и спасительную воду... Что же значит пить горчичную воду? Пить горчичную воду, - значит сносить презрение, которое Он претерпел волею, гонение, поругание, голод, жажду, ударения, темницу, бичевания, обиды, уничижения, послушание, пост, молитву, заушения от раба, обнажение риз, когда обнажили Его и о одежде Его метали жребий. Все сие Он терпел до смерти, смерти же крестной... Сия есть чаша, которую пил Сын и Слово Божие... Тот, кто пьет сию чашу безропотно, терпит скорби с благодарностию, - тот есть во благодати почивающий (иначе сказать, в нем, как во Святом, благодатно почивает и упокоевается Христос).

Зиждитель Бог заповедал Адаму, глаголя: «От всякого древа еже в рай, снедию снеси, от древа же еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него, в оньже аще день снесте от него смертию умрете». Да, умерли люди древом преслушания... Сын же и Слово Божие воскресил их древом** креста; крещением истины оживотворилось естество человеческое. Сам Христос сделался для нас Путевождь спасения, открывший нам три соприсносущных Лица - Истинного Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, едино божество, едину силу.

Много благотворит Всеблагий Бог душе человека, но люди унизительными деяниями оскверняют свои несчастные души; чего не сделал Всеблагий Бог (для спасения человека) - Бог воплотился ради человека; Бог заушен был ради человека; Бог бичеван был ради человека; Бог поруган был ради человека, Бог распялся ради человека, погребен был ради человека и Бог воскрес ради человека... Не только воскрес Сам, но и человека воскресил крещением Истины от мертвости греховной, да прославится всесвятое Имя Его... И ниспослав Духа Истины, в соединение вся призвал...

Да, воля Твоя Святая, Царю Небесный, яко послал нам Духа Истины - Иже везде сый и вся исполняли, Сокровище благих и жизни Податель. Посему, как послал Ты нам безмерную милость Твою, милосердия Твоего ради пошли нам и хлеб насущный, да прославим Имя Твое во веки веков... Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя!..

Мы просим Бога: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша»...

Сие слово имеет два значения - хлеба Небесного и хлеба земного.

_________

*Т. е. обиды и оскорбления от ближних следует терпеть с кротостью, ибо все это полезно для души, как путь к смирению.

**Христос Спаситель голгофским древом, древом послушания уничтожил прародительский грех эдемского древа - «древа преслушания, запрещение разрешил еси, Спасе, на древе крестнем волею пригвоздився» - Воскресная стихира «Господи Воззвах»; глас 4.




<предыдущая страница | следующая страница>


Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского Часть о предметах духовных вообще

Толкование того, как неверие и похоть рождают грех, а грех рождает смерть. Изъяснение грехопадения прародителей 1

7797.79kb.

27 09 2014
114 стр.


Требования к скремблированию

Правилам применения оборудования систем телевизионного вещания. Часть IV. Правила применения оборудования стереозвукового сопровождения аналогового телевизионного вещания системы n

8.93kb.

10 10 2014
1 стр.


Литература «Либо к Нему, либо от Него»

Засилие массовой культуры и забвение духовных ценностей – это лишь часть общей картины состояния современной культуры

190.34kb.

23 09 2014
1 стр.


Расколъ въ Вырозерскомъ приходѣ и вообще въ Занежьѣ

Раскол в Вырозерском приходе и вообще в Заонежье // Олонецкие губернские ведомости. 1874. №73. С. 877 ‒ 879

106.83kb.

04 09 2014
1 стр.


Сборник статей по языознанию. М.,1958 Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба. Ас

Общество постсоветского периода: раскрепощение и свобода слова

34.7kb.

04 09 2014
1 стр.


Шеллинг Ф. В. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах

Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах

954.77kb.

17 12 2014
6 стр.


Государство на берегах Нила.(слайд №1)
27.62kb.

13 09 2014
1 стр.


8. Пример механического входа в торги

Вообще-то, этот элемент трейдинга является самым ответственным. От того, как и когда мы открыли позицию, зависит и успех торговой сессии вообще, и величина стоп-лосса, и нервы трей

50.38kb.

14 12 2014
1 стр.