Перейти на главную страницу
Трон Царицы Спасения утвержден на четырех кафедрах, I I нишах проповеди покаяния... Говорим: с четырех раковин проповедуют покаяние четыре евангелиста, каждый тезоименно имени своему. Первый называется Матфей; сие имя означает «научитесь»: «Научитесь от Меня, яко кроток есм и смирен сердцем». Второй называется Марк; имя сие означает «макариос, блажженный»: «Блажен тот, который возделывает слова Евангелия и хранит с чистым расположением божественное Крещение Истины.
Третий называется Лука; сие имя означает и говорит «лусесе, омойтеся»: «Омойтеся, и чисти будете». Говорим: если, яко человецы суще, действием похотения вашего или действием лукавого загрязните божественное Крещение, то паки омойтесь и очиститесь слезами покаяния. Омойтеся и паче снега убелитеся. До скольких крат? До седмидесяти крат седмерицею, пока суд не обрящет вас в том, как говорит: «В чем застану, в том и сужу».
Четвертый называется Иоанн; сие имя означает и говорит: «Прииде к нам свыше благодать Всесвятаго Духа ради спасения людей, да возделываем спасение наше!..»
Посему говорится: «Уклонися от зла и сотвори благо». Сии суть (глашения) четырех ниш кафедры Царицы Спасения*.
Но сегодня нет послушающих сего, нет способных к тому, чтобы уклониться от зла и творить благо; наоборот, уклонились от добра и сотворили делание злое. Говорим: согнали четырех проповедников из ниш трона Царицы Спасения, поставив в этих нишах четырех проповедников великого отступника, а на трон возвели великого отступника, называемого «любостяжание». У проповедников великого отступника, которые тоже находятся в четырех нишах, есть имена, тезоименные проповеди их; первый называется «попечение», ибо печется о мире, истребляя у людей попечение о спасении и делая их бесплодными. Второй именуется «забота», которого слушаются заботящиеся о погибели своей, а не о спасении своем. Третий называется «сокровиществование», которого слушаются сокровиществующие металлы земли в лихоимственную свою сокровищницу с любо-стяжательным хищением неправд. Четвертый называется «путь погибели», которого люди слушаются и погибают с такою легкостию. Сии суть отступники, проповедующие из четырех ниш трона царицы погибели. Раньше сей трон был троном Царицы Спасения, но, так как евангелистов, проповедающих Евангелие, изгнали, то тем самым изгнали и Царицу Спасения, а возвели на Ее место царицу погибели.
Видит Царица Спасения, что сделались они отступниками и сказала: «Подолготерплю Я еще некоторое время, не увижу ли плода покаяния». Так она долготерпела некоторое время, но не видит в человеке вожделенного плода покаяния, видит лишь усилившееся беззаконие; тогда вознамерилась Царица Спасения удалиться из города Своего, чтобы не видеть распутства людей. Ей, задумала Она удалиться из города сего, говорим: из Горы сей, - но мы предстательствовали пред Ней и теперь предстательствуем, чтобы Царица Спасения не удалялась из града сего; однако не довлеет Ей одного нашего предстательства, но желает Она и требует прежде всего покаяния и молитвы, умоляющей от вас; потом уже примет и наше собственное предстательство. Но раз вы покаяния умилостивительного не имеете, то как возможно быть принятому нашему о вас ходатайству.
Итак, молю я вас, преподобнейшие отцы! Молю и прошу вас: сделайте истинное покаяние моления вашего, чтобы мы возмогли просить и упросить Царицу Спасения, дабы не удалялась Она из Града сего. Ей, преподобнейшие отцы! Из-за ваших нужд телесных пребываете вы в обуревании мирском; сего ради молю вас и прошу: мирское кружение оставьте, делайте одно истинное покаяние умоления вашего, а я, и не только я, но и все преподобные, в подвигах просиявшие в Горе сей и на небеси живущие, все нужное для телесных потребностей ваших мы пополним; только оставьте кружение, которое имеете, принесите истинное покаяние и молитву к Царице Спасения; мы также со своей стороны будем ходатайствовать, не уговорим ли Ее не удаляться из Горы сей? Если же Царица Спасения удалится с Горы сей, увы и горе будет тогда сей Горе, горе не только людям, но также животным, птицам и древесам насажденным... Почему же горе будет насажденным древесам? Потому, что халпииты возьмут власть и поселятся в древесах.
*Касательно толкования имен евангелистов следует заметить, что преподобный руководится здесь не филологией, а внутренней (идейной) стороной евангельской истины.
Итак, утратился людьми путь спасения. Стали сокровиществовать лихоимство в воровскую свою сокровищницу неправды, исчез путь мира и любовь тишины. Утратили путь спасения и пропало преосияние спасения, которое было и есть - честность девства; из-за таких погибельных дел грозит опасность для Горы лишиться Царицы Спасения (досл.: обнищать), Которая была и есть вся - тишина и преосияние мира. Итак, ради сего говорю я вам: когда удалится Царица Спасения от Горы сей, тогда - увы Горе сей, ибо последует великое смущение (переворот) в Горе сей честной и святой. Спрашиваю я вас: что за переворот имеет последовать с сей Горою? Если не покаетесь, то Царица Спасения удалится; когда же Она удалится, то получат доступ халпииты, распространятся как им будет угодно, мысленно и чувственно. Мысленные халпииты суть демонские искушения, чувственные же халпииты суть злобы человеческие, и те, которые ныне называются корсарами, т. е. морскими разбойниками; (между прочим, недавно турецкое правительство переселило в Македонию 100000 семей злобнейшего и жесточайшего племени из Малой Азии и поселило близ Афона). Второе же их имя - воры. Таковые воры суть мысленные и чувственные халпииты. Вселятся мысленные халпииты в насажденных древесах, говорим: в деревах освященных, - так как раньше дерева были осквернены, ибо жили в них люди беззаконные; потом, по приходе Царицы Спасения, сделались дерева освященными, поселились здесь люди освященные и освятилось место вместе с людьми. (Действительно, до самого прихода иконы Иверской в X веке, который святой называет приходом Царицы Спасения, на Афоне были мирские поселения, но после сего мало-помалу уничтожились. Константин же Погонат по VIII веке выселил отсюда коронное население, после арабских набегов. Константин Погонат отдал Афон монахам, но мирские селения еще существовали и монашество не было благоустроенным до построения лавры Афанасием Великим; тогда же вскоре пришла икона Иверская по морю: с тех пор иссякли миряне и расцвело монашество.)
И не только тогда освятилось место, но и всякий последующий, приходя жительствовать в месте сем, освящается. Ныне же человек с пришествием своим не только не освящается, но почти оскверняется мирскими беззакониями; осквернилось место сие вследствие того, что приход их был не с правотою, но почти всегда с лукавством. Из-за этого вашего лукавства будете вы истреблены с Горы сей, как говорится: «Лукавнующие потребятся, терпящие же Господа, тии наследят землю». Сего ради говорю вам: увы древесам насажденным! Когда Царица Спасения удалится с Горы сей святой, тогда обрушатся на Гору халпииты чувственные.
Но кто понудит халпиитов прийти и совершить нашествие на Гору сию? Никто иной, кроме одного вашего лукавства. Лукавство же ваше есть сие: любостяжание, с которым вы заботитесь стяжевать в ваши воровские сокровищницы, с которым вы хвалитесь один перед другим, что у такого-то столько золотых, у такого-то столько, а у того скоплено больше всех других. Некогда ублажали подвиги древних отцов, а ныне ублажают того, у которого насокровиществовано больше других. Когда же халпииты услышат о Горе сей, что на ней сокровищ набрано в избытке, то что сотворят они тогда на Горе? Халпииты уже готовы идти сюда, но не в силах пока этого сделать, так как в Горе сей есть еще Царица Спасения. Они только и ждут того, чтобы удалилась с Горы сей Царица Спасения; тогда придут и сделают то, что имеют сделать.
О, преподобнейшие отцы! Разумеете ли вы, что означает город, народ города, Царица Спасения, что значит боевой стан и что значит приморский песок? Город означает Гору сию честную, воскрешающую вас от греховного, мирского умертвил. Люди городские суть жительствующие в Горе сей, то есть монахи; а Царица Спасения есть Всецарица и Богородица, Приснодева Мария. Но вы, вместо того, чтобы чтить Ее, величать, возносить и прославлять, вы Ее бесчестили, презрели и изгнали, не воздав Ей чести и славы. Ее, препрославленную, вы имеете, как презренную, презираете, но и сами будете презрены за то, что Ее не чтите. Палатки боевые (т. е. стан боевой) есть аскетический подвиг; прибрежный песок - крайнее безмолвие или спокойствие аскетов; ибо, если отступят они крайнего спокойствия, - делаются отступниками от Царицы Спасения. Услыхали войска халпиитов, говорим: войска папы римского, - что отступили горожане от Царицы (т. е. подвиглись и склонились к латинянам при Палеологе) - устремились халпииты внутрь города и разгромили боевые палатки. Говорим: опустошили крайний покой пустынников (т. е. напали на Гору, изгнав своим нашествием пустынников из пустынь), потом опустошили и город нашественным своим устремлением, одних усекли, других замучили, иных утопили, третьих ножом уст своих убили, т. е. склонили в латинство и лишили спасения. Гарнизон города совершенно обнажили, во власть свою взяли; тех же, которые поклонились папе, любоодарили; сделали гарнизон города нагим, оставили город пустым и удалились. Видит Царица город Свой пустым, опечалилась о гибели его, собрала оставшийся народ города, который был в живых, а умерших соединила на месте злачнем, на месте светлом, на месте покойном, идеже несть болезнь, печаль и воздыхание... Но, когда Царица Спасения уйдет с Горы сей, кто примет меры, чтобы выкупить Гору сию из пленения халпиитов.
Толкование того, как неверие и похоть рождают грех, а грех рождает смерть. Изъяснение грехопадения прародителей 1
27 09 2014
114 стр.
Правилам применения оборудования систем телевизионного вещания. Часть IV. Правила применения оборудования стереозвукового сопровождения аналогового телевизионного вещания системы n
10 10 2014
1 стр.
Засилие массовой культуры и забвение духовных ценностей – это лишь часть общей картины состояния современной культуры
23 09 2014
1 стр.
Раскол в Вырозерском приходе и вообще в Заонежье // Олонецкие губернские ведомости. 1874. №73. С. 877 ‒ 879
04 09 2014
1 стр.
Общество постсоветского периода: раскрепощение и свобода слова
04 09 2014
1 стр.
Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах
17 12 2014
6 стр.
13 09 2014
1 стр.
Вообще-то, этот элемент трейдинга является самым ответственным. От того, как и когда мы открыли позицию, зависит и успех торговой сессии вообще, и величина стоп-лосса, и нервы трей
14 12 2014
1 стр.