Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4





В.В. Лукичева


ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ,

ИЗУЧАЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

(ЭКОНОМИКС)


Часть II

Москва


Издательство Российского университета дружбы народов

2000


В.В. Лукичева

Пособие по русскому языку

для студентов-иностранцев,

изучающих экономическую теорию

(экономикс)

Часть II

Москва


Издательство Российского университета дружбы народов

2000
Предисловие


Данная работа   вторая часть пособия по русскому языку для студентов-иностранцев, изучающих экономиче-скую теорию.

Пособие состоит из 10 уроков. В отобранных текстах раскрываются основные понятия макро- и микроэкономики.

Система заданий направлена на развитие навыков выделения основной информации текста, составления плана, полного и сжатого пересказа, построения монологического высказывания. В системе заданий представлены коммуника-тивные типы заданий (дать определение понятия; охарактеризовать понятие и т.п.). К ряду текстов даны вопросы, цель которых - не только проверка понимания текста, но и закрепление необходимой лексики и синтаксиса.

В заключительной части пособия даны контрольные задания и тесты, куда входят вопросы по содержанию обобщающего характера, дискуссионные вопросы, требующие доказать, опровергнуть, аргументировать мысль.




Первый урок

Т е м а I
Что изучает экономикс?
Активная лексика
Прочитайте слова и словосочетания. Обратите внимание на сочетаемость слов и структуру словосочетаний:

экономическая наука

политическая экономия

экономическая теория (экономикс)

принципы экономики

рынок


рыночная система

свободная рыночная система

экономический кризис

государственное вмешательство

прикладной характер

ограниченность ресурсов

безграничность потребностей

Прочитайте текст. Проследите за употреблением слов и словосочетаний, данных в активной лексике.
Что изучает экономикс?
“Экономическая наука, которая изучает становление и развитие “капитализма” и “социализма”, получила название “политической экономии”. Она была и остается самостоятельной научной дисциплиной.

Из нее выросла современная экономическая теория, получившая название “Экономикс”, которая излагает принципы экономики в свободной рыночной системе.

Курс “Экономикс” впервые начал читать А.Маршалл в 1902 г. в Кембриджском университете. В 1890 г. вышла его книга “Принципы экономикс”. Появление термина “эконо-микс” не случайно. Экономический кризис в конце XIX столетия и почти двадцатилетняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику.

А. Маршалл, воспевавший идею свободной конкуренции и рынка, не мог не ограничивать роль государства в рыночной экономике, что и получило отражение в новом термине.

Сегодня под таким названием выходят в свет многочисленные учебники по экономической теории.

В российской экономической литературе до недавнего времени термин “экономикс” рассматривался как название буржуазной экономической науки.

“Экономикс” - понятие многозначное, характеризующие:

1) специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро- и макроуровне;

2) науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер;

3) цикл учебных дисциплин в вузах США и Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.

Это служит основанием разграничивать предмет политической экономии и экономикс.
Послетекстовые задания
Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. Что изучает политическая экономия?

2. Что изучает современная экономическая теория?

Задание 2. Дайте определение понятия “экономикс”, используя конструкции: что - это что; что называется чем.

Задание 3. Выпишите из текста предложения, в которых раскрывается смысл понятия “экономикс”.

Задание 4. Дайте ответ на вопрос: Сколько значений имеет понятие “экономикс”?

В ответе используйте выражения: а) в абзаце (в тек-сте) указывается, что...; б) во-первых, во-вторых, в-третьих.

Задание 5. а) Прочитайте и запишите следующие предложения:

1. Современная экономическая теория по объекту исследования, по методологии, по проблемам изучения, по практическим выводам принципиально отличается от традиционной политической экономии.

2. Экономикс исходит из ограниченности ресурсов и беспредельности потребностей человека и общества. Тем самым во главу угла ставится человек с его потребностями.

3. Традиционная политическая экономия во главу угла ставит так называемые объективные экономические законы, которые и выступают предметом ее изучения.

4. Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

б) Объясните, в чем состоит главное отличие современной экономической теории (экономикс) от политэкономии. В ответе используйте следующие конструкции:

что отличается от чего чем по чему;

отличие чего от чего состоит;

проявляется в чем;

выражается

в) Сопоставьте отличительные черты экономикс и политэкономии, используя известные вам конструкции:

в то время как;

тогда как;

же; а;

если... , то.

Второй урок

Т е м а II
Предмет и метод экономикс
Активная лексика
Прочитайте слова и словосочетания. Обратите внимание на сочетание слов. Проанализируйте структуру словосочетаний:

соответствие чего? чему?

соответствовать чему?

абстракция

знание

описательное (“эмпирическое”) знание



познание

теория


метод

метод индукции

гипотеза

метод дедукции

количественная зависимость

модель


моделирование

Прочитайте текст. Проследите за употреблением слов и словосочетаний, данных в активной лексике.
Предмет и метод экономической теории
Что” познается?
Предметом современной экономической теории является поведение, деятельность человека, субъекта с целью максимизации прибыли в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.
Как” познается?
Метод должен соответствовать особенностям предмета соответствующей науки. Экономические процессы не протекают в “чистом” виде. Поэтому в качестве основного средства их познания применяют абстракцию, т.е. отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого предмета.

Абстрактный подход не отвергает, а исходит из необходимости изучения реальных экономических явлений.

Факты - исходная база познания экономической реальности. Они могут выступать в виде данных статистики, информации о событиях, поведении людей, различных организаций и пр.

Можно взять какую-то ограниченную совокупность фактов и описать их, сравнив, к примеру, между собой. В результате возникает знание о какой-то отдельной стороне экономической действительности. Такое знание называется описательным (или “эмпирическим”).

Если подвергнуть изучению значительный массив фактов, имеющих отношение к различным сторонам экономической реальности, выявить их внутренние связи и зависимости, то полученное знание будет иметь теоретический характер. Теория - это целостное (системное) знание о предмете науки, выраженное системой категорий, принципов и законов.

Теория - более развитая форма знания, чем знание эмпирическое. В экономической науке оба эти вида знания находятся в неразрывном единстве.

Изучая действительность, экономическая мысль общества движется от фактов, их накопления, систематизации и обобщения к формулировке теоретических положений и принципов. Это и есть метод индукции - выведение теоретических положений и принципов из фактов, движение мысли от частного к общему.

Чтобы не “утонуть” в море фактов, осуществить их правильную группировку, обычно используют предварительно сформулированные принципы и теоретические предположения, которые называются “гипотезами”. Это позволяет фактам обрести концептуальную интерпретацию, а принципам и гипотезам - пройти проверку фактами. Такой познавательный прием носит название дедукции, что означает движение познания от теории к фактам, от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в реальном познавательном процессе их трудно разделить. Они взаимодополняют друг друга, обеспечивая действенность метода науки.

В экономике особую роль играют количественные зависимости. Они образуют содержание многих экономических явлений. Например, такое фундаментальное явление, как “доход”, возникает только как обязательное превышение над расходами, “спрос” выражается в количестве товаров, которое способны приобрести покупатели по определенной цене и т.д. Такая особенность предмета экономической науки обусловливает необходимость широкого применения в ней математики. Особенно этим отличаются современные теории.

Абстрактные обобщения экономических фактов, осно-ванные на применении математики, находят воплощение в моделях.



Моделирование - наиболее практичная сторона метода экономической науки.
Послетекстовые задания
Задание 1. Выпишите информацию о предмете и методе экономикс.

Задание 2. Составьте вопросы к тексту, кратко запишите ответы на них.

Задание 3. а) Вспомните сочетаемость слова “метод”.

б) Раскройте сущность метода дедукции и метода индукции, используя известные конструкции.

Задание 4. Аргументируйте тезис о необходимости применения в экономике математики и моделирования.

Третий урок

Т е м а III
Микро- и макроэкономика
Активная лексика
Прочитайте слова и словосочетания. Обратите внимание на сочетаемость слов. Проанализируйте структуру словосочетаний:

микроэкономика

макроэкономика

суперэкономика (мировая экономика)

экономическое поведение

совокупная экономическая активность

валовой национальный продукт (ВНП)

рыночный субъект

международная торговля

международная валютная система

международное разделение труда

Прочитайте текст. Проследите за употреблением слов и словосочетаний, данных в активной лексике.
Микро- и макроэкономика
В экономике существуют два совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения, - это макроэкономика и микроэкономика. Макроэкономика - это часть экономики, наука о хозяйстве в целом, это раздел в экономике как науке, в котором исследуется хозяйство в целом, это изучение совокупной экономической активности. Совокупная экономическая активность представляет собой общее количество экономических ценностей, произведенных в данной общественно-экономической формации в данное время. Мера совокупности экономической активности есть валовой национальный продукт.

Валовой национальный продукт - это общая стоимость всех экономических ценностей и услуг, которые производит общество в определенный период времени.

Вторым большим разделом в экономике является микроэкономика. Микроэкономика - это наука о потребителях и производителях как самостоятельных рыночных субъектах, о ценах и о том, как они функционируют на рынке. Макроэкономика очень точно отражает все, что происходит в экономике в целом. Микроэкономика же очень мало отражает то, что происходит во всей экономике, потому что, изучая ее, мы рассматриваем только небольшие ее части.

Кроме этих двух уровней анализа экономических проблем в настоящее время можно выделить также суперэкономику или мировую экономику, которая исследует экономические проблемы во всемирном хозяйстве. Сюда относятся проблемы международной торговли, международной валютной системы, международного разделения труда и другие.

Послетекстовые задания
Задание 1. Дайте определение понятий макроэкономика и микроэкономика.

Задание 2 . Ответьте на вопросы:

а) Что представляет собой совокупная экономическая активность?

б) Чем отличается макроэкономика от микроэкономики?

в) Что исследует суперэкономика?

г) Какие проблемы анализирует мировая экономика?

д) Что такое валовой национальный продукт?



Задание 3. Посмотрите на схему и скажите, что относится к макроэкономике, а что к микроэкономике.

IV

мировая экономика


экономика

всех государств














III

экономика страны



экономика всех предприятий и людей страны












II

экономика

предприятий




многочисленные объекты, производящие товары и услуги












I

личная и семейная экономика



квартира, дом, личное имущество, собственные деньги



Задание 4. Сравните ваш ответ со следующими данными.

  1. К микроэкономике относится экономика семей, людей, предприятий.

  2. К макроэкономике относится экономика страны и экономика мира.

Задание 5. Измените предложения, используя слова в скобках:

  1. Экономическую науку разделяют на макроэкономику и микроэкономику (состоять).

  2. Совокупная экономическая активность - это общее количество экономических ценностей, произведенных в данной общественно-экономической формации в данное время (представляет собой).

  3. Мера совокупности экономической активности есть валовой национальный продукт (являться).

Четвертый урок
Т е м а IV
Потребности общества
Активная лексика
Прочитайте слова и словосочетания:

производитель

потребитель

потребление

первичные потребности (низшие)

вторичные потребности (высшие)

свободные (даровые) блага

экономические (хозяйственные) блага



Прочитайте текст. Выполните задания к тексту.
Виды потребностей
Как известно, экономикс является специфической наукой, которая исследует то, как человек поступает, когда он является производителем и потребителем, как он решает вопрос удовлетворения потребностей для своего существования и потребностей других людей.

Потребности - это объективная нужда людей в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития организма и личности, требующая удовлетворения.

Удовлетворение - это процесс частичного или полного выполнения желания (потребности) потребителя.

Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей, процесс извлечения полезности, заложенной в ресурсе.

Потребности человека многообразны. Они делятся на первичные (низшие) и вторичные (высшие).

Под первичными подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т.д.

Вторичные потребности связаны с духовной, интеллектуальной деятельностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т.д.

Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.

Одни блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и в такой форме, что человеку для удовлетворения потребностей в них не требуется никаких усилий. Это свободные и даровые блага.

Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве. Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности, необходимы усилия человека на их добывание и приспособление к потребностям. Эти блага называются экономическими.

Удовлетворение потребностей является бесконечным процессом.

Человек никогда не может потребить столько, чтобы навсегда удовлетворить все свои потребности.


Послетекстовые задания
Задание 1. Измените предложения, используя слова в скобках:

  1. Потребности - это объективная нужда людей в чем-либо, требующая удовлетворения (называться).

  2. Потребности человека делятся на первичные и вторичные (подразделяться).

  3. Удовлетворение потребностей является бесконечным процессом (представлять собой).

Задание 2. Посмотрите на схему и постройте текст под названием “Экономикс - что это?”


Экономикс - это наука об...





































удовлетворении потребностей







Потребности безграничны































которая подразумевает потребление товаров и услуг













Это влечет

за собой выбор



























которые производятся с использованием редких ресурсов







Ресурсы ограничены









Пятый урок

Т е м а V
Экономические ресурсы
Активная лексика
Прочитайте слова и словосочетания. Обратите внимание на сочетаемость слов:

факторы производства

природные ресурсы (земля)

производственные ресурсы (капитал)

предприниматель

проблема выбора



Прочитайте текст. Выполните указания к тексту.
Экономические ресурсы
Экономические ресурсы включают людей и все то, что используется для производства товаров и услуг. В экономике эти ресурсы называются факторами производства. Их обычно делят на три основные группы.

  1. Природные ресурсы - это ресурсы, созданные природой, а не людьми. Понятие “земля” включает дары природы.

  2. Людские ресурсы - это совокупность усилий, практического опыта и знаний работающего населения. Эти ресурсы носят название “труд”.

  3. Производственные ресурсы. Понятие “капитал” охватывает все производственные ресурсы: заводы, оборудование, электростанции и т.д.

Многие экономисты включают в факторы производства еще один - предпринимателя. Предприниматель - это человек (или люди), организующий землю, труд и капитал в производственные единицы, которые называются фирмами.

Все экономические ресурсы, факторы производства обладают одним общим свойством: они имеются в ограниченном количестве. Эта ограниченность относительна и означает, что ресурсов меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития.

Ограничены определенным предметом и пахотные земли, и полезные ископаемые, и капитальные товары, и рабочая сила (рабочее время). Вследствие ограниченности ресурсов объем производства ограничен. Общественное производство не способно произвести весь объем товаров и услуг, который общество хотело бы получить. Ограниченность ресурсов относительна и потому, что исторически определенный уровень научно-технического прогресса (НТП) определяет границы использования того или иного ресурса, например, глубина переработки нефти.
Послетекстовые задания


следующая страница>


Пособие по русскому языку для студентов-иностранцев, изучающих экономическую теорию (экономикс) Часть II москва

Охватывает все производственные ресурсы: заводы, оборудование, электростанции и т д

514.64kb.

18 12 2014
4 стр.


Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного факультета

Учебное пособие подготовлено ассистентом подготовительного факультета для иностранных граждан агту кряхтуновой О. В

375.26kb.

10 10 2014
1 стр.


Тематическое планирование по русскому языку 2 класс

Программа : концепция и программы для начальных классов «Школа России». Москва «Просвещение» 2008год, часть

778.24kb.

14 12 2014
5 стр.


Учебное пособие для студентов специальности 240706 «Автоматизированное производство химических предприятий»

Учебное пособие предназначено для студентов очной и очно-заочной форм обучения специальности 240706, изучающих дисциплину «Машины и агрегаты для переработки и изготовления смесей»

484.57kb.

09 09 2014
4 стр.


Учебное пособие для студентов II курса Москва 1999

Представлены задачи и упражнения по языку Си и программированию на нем. Рассматриваемая версия Си соответствует международному и ansi-стандарту этого языка

1074.47kb.

08 10 2014
13 стр.


Пособие для студентов-иностранцев 2 курса

Милосердие, человеколюбие, трудолюбие, разнообразие, самоуверенность, самоусовершенствование, малокультурный, себялюбец, самолюбие, добросовестный, благородный

1218.67kb.

27 09 2014
10 стр.


Олимпиада по русскому языку для 4 класс. Школьный тур. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов

Предлагаются олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 4 классов. Школьный уровень

32.28kb.

14 10 2014
1 стр.


Программа летней школы по русскому языку и культуре для студентов
115.3kb.

08 10 2014
1 стр.