Перейти на главную страницу
УНИВЕРСИТЕТ
Подготовительный факультет
для иностранных граждан
для студентов-иностранцев
подготовительного факультета
(пропедевтический курс по биологии)
АСТРАХАНЬ- 2002
Учебное пособие подготовлено ассистентом подготовительного факультета для иностранных граждан АГТУ Кряхтуновой О.В.
Учебное пособие обсуждено, одобрено и рекомендовано к изданию
методическим советом подготовительного факультета для иностранных граждан (протокол № 2 от 6.05.04 )
Рецензент – доцент каф. зоологии и ботаники, канд.биол.н.
Суворова Т.Ф.
Настоящее учебное пособие по биологии предназначено для работы на уроках русского языка со студентами подготовительного факультета для иностранных граждан. Оно состоит из пяти уроков. Материал пособия включает лексику, грамматику и речевые образцы по первым темам
курса биологии. Отобранный материал представлен в доступной форме, пособие содержит иллюстрации и схемы, что способствует активизации конструкций научного стиля речи (здесь- языка биологии) в устной и письменной форме.
Материал пособия строится на базе знаний, полученных студентами в процессе первых пяти недель освоения учебника «Практический курс русского языка». В связи с этим рекомендуется приступать к работе над «Учебным пособием» через пять недель после начала занятий на факультете.
Цель данного пособия – познакомить студентов с элементарной терминологией курса, выработать умения в чтении и понимании текстов научного содержания, включающих освоенный лексический и грамматический материал, научить самостоятельно работать с незнакомым текстом. преподаватель может отбирать и варьировать предложенные в пособии задания в зависимости от уровня подготовки студентов.
Пособие снабжено словарём, составленным поурочно. слова переведены на английский, французский и испанский языки.
Материал определён ГОСТом подготовительного факультета для иностранных граждан и скоординирован с рабочими программами по русскому языку и математике.
При подготовке настоящего пособия учтён опыт составления учебных лабораторных работ по биологии и лексико-грамматический материал «пособия по научному стилю речи (вводно-предметный курс)» изд.1980 г.
Урок1
Что изучает биология?
С растение углевод наука
Л животное жиры биология
О организм соль ботаника
В вещество являться
А неорганическое белок
Р клетка органическое
Ь минеральное зоология
Задание1:читайте и повторяйте
Дерево-это растение собака- это животное
Деревья- это растения собаки- это животные
растительная клетка - растительные клетки
- животный организм - животные организмы
- животная клетка - животные клетки
Растение растёт, дышит, питается, размножается.
Растения и животные растут, дышат, питаются, размножаются.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
Биология Химия изучает ЧТО(вин.п.) И т.д.
|
Наука О ЧЁМ(предл.п.) |
=
задание 3 :прочитайте по модели
1 зоология изучает животные организмы- это наука о животн... организм...
2 ботаника изучает растительные организмы- это наука о растительн... организм...
задание 4:ответьте на вопросы
1 что изучает биология ?
2 что изучает ботаника ?
3 что изучает зоология ?
4 какие организмы изучает биология ?
5 какие организмы изучает зоология ?
6 какие организмы изучает ботаника ?
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ - ЧАСТЬ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА
Задание 5:прочитайте и повторите
1 Клетка- это часть живого организма.
2 Растительная клетка- это часть растительного организма.
3 Животная клетка- это часть животного организма.
Задание 6:ответьте на вопросы
1 Что такое клетка ?
2 Что такое растительная клетка ?
3 Что такое животная клетка ?
часть 2
Что(им.п.) чем(тв.п.)
органическое вещество органические вещества |
ЯВЛЯЕТСЯ ЯВЛЯЮТСЯ |
Органическим веществом Органическими веществами |
Задание 1:прочитайте предложения 1 и 3 , правильно прочитайте предложения 2 и 4.
1.Белок- это органическое вещество. Белок является органическим веществом.
2.Вода – неорганическое вещество. Вода является неорганическ... веществ... .
3.Белки, жиры и углеводы – Белки, жиры и углеводы являются
органические вещества. органическими веществами.
4.Минеральные соли – неоргани- Минеральные соли являются ческие вещества. неорганическ... веществ... .
задание 2: задайте вопросы к предложениям зад.1 по образцу
образец: Что такое вода ? = Чем является вода ?
сделайте самостоятельно
а) Дерево является(4) растительным организмом , а кошка(2) – это животное(3). Наука, которая изучает(4) растения(3) называется ботаникой , а животные организмы(3) изучает зоология.
б)Вещества в природе: неорганическими веществами(3) являются вода и минеральные соли(3), а белки, жиры и углеводы – это органические(2) вещества.
урок 2
С мембрана форма
Л плазматическая м. постоянная ф.
О цитоплазма оболочка
В амёба плотная об.
А животное тело
Р простейшее ж. парамеция
Ь эвглена клеточный сок
структура хлорофилл
различная с.
сложная с.
Задание 1:посмотрите на рисунки, читайте и повторяйте.
1-мембрана, 1-эктоплазма 1-жгутик
2- цитоплазма 2- пищеварительная 2- глазок(стигма)
3- ядро вакуоль 3- хроматофор
Это клетка. 3- ядро 4- ядро
Это животная клетка. 4- эндоплазма 5- сократительная
Это мембрана клетки. Это амёба. вакуоль
Это ядро клетки. Амёба- животное. Это эвглена.
Это цитоплазма клетки. Амёба- простейшее Эвглена- животное.
животное.
Эвглена и амёба - простейшие животные.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
Что(им.п.) чего(род.п.)
амёба парамеция |
ТЕЛО
|
амёбы парамеции |
Задание 2:прочитайте правильно
мембрана (амёба)
ядро (клетка) тело (эвглена)
цитоплазма (парамеция)
часть
ЗАПОМНИТЕ !
Что(вин.п.) чего(род.п.)
ИМЕТЬ
|
постоянную форму
|
|
НЕ ИМЕТЬ
|
постоянной формы
|
СОДЕРЖАТЬ |
хлорофилл |
|
НЕ СОДЕРЖАТЬ |
хлорофилла |
Задание 3:прочитайте фразы , повторите их вслух
Цитоплазма клетки имеет сложную структуру.
Клетки имеют сложное строение.
Клетки имеют различную форму.
Задание 4: правильно соедините части предложений
Тело эвглены имеет постоянной формы
Тело амебы не имеет жгутика
Эвглена имеет постоянную форму
Амеба не имеет жгутик
Сделайте самостоятельно: прочитайте фразы (а) и закончите
предложения (б)
а) 1.Каждая живая клетка содержит многие элементы, например,
кислород, углерод, водород и другие.
2.Цитоплазма клетки содержит органические вещества: белки,
жиры , углеводы.
3.Растительные клетки содержат клеточный сок.
4.Многие растительные клетки содержат хлорофилл.
5.Некоторые растительные организмы не содержат хлорофилла.
6.Животные клетки не содержат хлорофилла.
1.Эвглена имеет... 2.Амёба не имеет...
3.Тело эвглены имеет... 4.Тело амёбы не имеет...
5.Цитоплазма клетки содержит... 6.Растительные клетки содержат...
7.Животные клетки не содержат... 8.Некоторые растительные клетки не содержат...
Урок 3
С состоять из... называться
Л животное рот
О одноклеточное ж. щупальца
гидра передвигаться (с помощью...)
задание 1:слушайте, читайте, повторяйте
одноклеточное животное – одноклеточные животные
многоклеточное животное – многоклеточные животные
наружный слой – наружный слой цитоплазмы
внутренний слой – внутренний слой цитоплазмы
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
Что(им.п.) кем, чем(тв.п.)
Одноклеточное животное Одноклеточные животные |
ЯВЛЯТЬСЯ ЯВЛЯЮТСЯ |
Одноклеточным животным Одноклеточными животными |
Задание2:прочитайте правильно по модели
Модель: Амёба- одноклеточное животное.= Амёба является одноклеточным животным.
1.Эвглена – одноклеточн... животн... = Эвглена является ...
2.Гидра – многоклеточн... животн... =Гидра является ...
3.Все простейшие – одноклеточн... животные. =Все простейшие являются
задание3:прочитайте и ответьте на вопросы
Цитоплазма амёбы имеет внутренний и наружный слой . Эндоплазма- внутренний слой цитоплазмы. Эктоплазма - наружный слой цитоплазмы.
1.Что такое эндоплазма?
2.Что такое эктоплазма?
ЗАПОМНИТЕ !
Тв.п.
КАК ? |
Цитоплазмой Одноклеточным простейшими
|
ЧЕМ ? | |
КАКИМ ? |
1.Как называется наружный слой цитоплазмы?
2.Какой слой цитоплазмы называется эндоплазмой?
3.Какие животные называются простейшими?
4.Как называются одноклеточные животные?
часть 2
Род.п.
Одной клетки Многих клеток |
Задание4:закончите фразы
Модель: Тело амёбы состоит из одной клетки, поэтому амёба является одноклеточным животным.
1.Тело эвглены состоит из одной клетки, поэтому...
2.Тело парамеции состоит из одной клетки, поэтому...
3.Тело гидры состоит из многих клеток, поэтому...
задание5: посмотрите на рисунок и напишите ответы на вопросы, прочитайте – как можно назвать текст, который вы написали?
1-рот 3-пищеварительная полость 2-щупальца 4-подошва 5-молодая гидра
1.Тело гидры состоит из одной или множества клеток?
2.Каким животным является гидра?
3.Что имеет гидра?
4.У гидры есть жгутик?
5.У гидры есть реснички?
Задание6: прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему
Животные, тело которых состоит из одной клетки, называются одноклеточными(1) животными(3). Животные, тело которых состоит из(4) многих клеток, называются
многоклеточными(2).
Все одноклеточные животные называются(4) простейшими.
1.Какие животные называются одноклеточными?
2.Простейшие- это одноклеточные или многоклеточные животные?
3.Как называется внутренний слой цитоплазмы амёбы?
4.Какую форму имеет амёба?
СДЕЛАЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО:
перескажите текст зад.5 и выполните задания(под цифрами)
Урок 4
С вакуоль микроскоп являться
Ь ( органеллы) лизосомы функция
1- реснички 1-эктоплазма 1- жгутик
2- клеточный рот 2- пищеварительная вакуоль 2- глазок(стигма)
3- пищеварительные 3-ядро 3- хроматофоры
вакуоли 4- эндоплазма 4- ядро
4- ядро 5- сократительная
вакуоль
Задание 2:прочитайте текст и дополните грамматическую таблицу
Органоиды – это внутриклеточные структурные образования, которые имеют определённое строение, химический состав и выполняют какую-либо функцию клетки. Важнейшая органелла клетки – ядро. Органоиды можно увидеть только в электронный микроскоп.
Органоиды можно подразделить на общие и специальные. Большинство клеток имеет общие органоиды: это эндоплазматическая сеть, или ретикулум, митохондрии, рибосомы, лизосомы, комплекс Гольджи. Клеточный центр имеется в основном в клетках животных, а пластиды – только в клетках растений. Специальные органоиды(органеллы)- это реснички, жгутики и др.
ИМ.пад. ?пад.
Органелла Органеллы движения органоиды
|
ЯВЛЯТЬСЯ
|
Органеллой Органеллами ............ Органоидами
|
Задание 3:дополните предложения 2 и 3
1.Амёба передвигается с помощью псевдоподий. Псевдоподии являются органеллами движения амёбы.
2. Парамеция передвигается с помощью ресничек. Реснички являются ....
3.Жгутик является органеллой движения эвглены. Эвглена передвигается ....
ЗАПОМНИТЕ !
РОД.пад.
С ПОМОЩЬЮ |
жгутика ресничек
псевдоподий |
ЗАХВАТЫВАТЬ ПИЩУ
ПЕРЕДВИГАТЬСЯ
Задание 4: ответьте на вопросы
1.С помощью чего передвигается амёба?
2.Чем являются реснички парамеции?
3.С помощью чего передвигается эвглена?
Задание 5:Прочитайте тексты и выполните задания
1 - укажите состав слова
2 - задайте вопрос к слову
3 - определите форму слова
Эндоплазматическая сеть состоит из(4) каналов и полостей. По каналам эндоплазматической сети происходит движение(4) веществ от наружной мембраны(4) клетки(3) к её цитоплазме, органоидам и ядру.
Эндоплазматическая сеть выполняет(4) важные функции в обмене веществклетки. Она активно(2) участвует в синтезе органических веществ и переносит продукты синтеза к различным частям(3) клетки.
2.Митохондриии. Строение и функции
Митохондрии находятся в цитоплазме растительных(1) и животных(2) клеток.
Митохондрии имеют(4) двойную мембрану – наружную и внутреннюю(1). Внутри(2) митохондрий(3) находятся полужидкие(1) растворимые белки(3)- ферменты. Основная функция(4) митохондрий- синтез АТФ(аденозинтрифосфорной кислоты), при помощи(4) ферментов происходит её расщепление(3) и выделяется большое количество(2) энергии(3).
Комплекс Гольджи находится около ядра(3) и по строению похож на(4) эндоплазма-тическую сеть. Комплекс Гольджи состоит из(4) полостей, трубочек и пузырьков.
Урок 5
В неорганический хлорофилл
А органический
Р пигмент
Ь фотосинтез
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
ПИТАТЬСЯ
|
ЧЕМ? – ТВ.п. КАКИМИ (растениями, организмами)
|
Задание 1: прочитайте текст, как можно назвать этот текст?
Почти все простейшие питаются бактериями, одноклеточными растениями и одноклеточными животными. Бактерии и простей-шие- пища амёбы. Она захватывает пищу с помощью псевдо-подий. Пища переваривается в пищеварительных вакуолях.
Парамеция тоже питается бактериями. Пища попадает в цито-плазму через клеточный рот. Она переваривается в пищевари-тельных вакуолях.
Клетка эвглены содержит хлорофилл. Поэтому на свету эвглена питается минеральными веществами, как зелёное растение. Но в темноте она питается органическими веществами, как животное.
ЗАПОМНИТЕ !
КУДА КАК = =
ВО ЧТО(вин.п.) ЧЕРЕЗ ЧТО(вин.п.) |
ПИЩА ПОПАДАЕТ
ГДЕ = В ЧЁМ(предл.п.) |
ПЕРЕВАРИВАЕТСЯ
Задание 2:расскажите, отвечая на вопросы
А) как питается амёба.
1.чем питается амёба?
2.с помощью чего она захватывает пищу?
3.где перевариваривается пища?
Б)как питается парамеция.
1.чем питается парамеция?
2.как (через что) пища попадает в цитоплазму?
3.где (в чём) переваривается пища?
В)как питается эвглена.
1.что содержит клетка эвглены?
2. чем питается эвглена на свету?
3.чем питается эвглена в темноте?
ЗАПОМНИТЕ !
Фотосинтез – это ЧТО |
Фотосинтез является ЧЕМ |
Задание 3: прочитайте текст и ответьте на вопросы
Фотосинтез
Фотосинтез — сложный процесс. Он происходит только в зеленой растительной клетке. В зеленой растительной клетке содержится хлорофилл. При фотосинтезе (когда происходит фотосинтез) растение поглощает солнечный свет, двуокись углерода и воду, а выделяет кислород. В результате фотосинтеза образуются органические вещества.
Замечательный русский ученый? Климент Аркадьевич Тимирязев (1843—1920) детально изучал процесс фотосинтеза. Его работы о фотосинтезе («Солнце, жизнь и хлорофилл» и др.) знают ученые во всем мире.
ЗАПОМНИТЕ!
поглощать выделять ЧТО? синтезировать |
поглощение выделение ЧЕГО? синтез
|
а) фотосинтез является (сложный процесс)
б) фотосинтез происходит в (зеленая растительная клетка)
в) хлорофилл является (необходимый элемент, растительная клетка)
г) при (фотосинтез) происходит поглощение (солнечный свет, двуокись углерода и вода) и выделение (кислород)
задание 5: вставьте предлоги
а) происходит только __зеленой растительной клетке
б) ___ фотосинтезе растение поглощает солнечный свет
в) работы Тимирязева __ фотосинтезе знают ученые ___всем мире.
г) ___ свету эвглена питается минеральными веществами
д) пища попадает в цитоплазму _____клеточный рот.
е) захватывает пищу ___помощью псевдоподий.
Урок 6
Питание (часть 2)
классификация
С делить(ся) грибы
Л относить(ся) сапрофиты
О создавать – создать фотосинтез
В использовать хемосинтез
А бактерии паразиты
Р мертвый большинство
Ь строить – построить – построение
ЗАПОМНИТЕ !
ОТНОСИТСЯ ОТНОСЯТСЯ |
К ЧЕМУ ? – дат.п. К КАКИМ (организмам) |
Задание 1: прочитайте текст и ответьте на вопросы
Зеленые растения и некоторые бактерии относятся к автотрофным организмам. Они сами создают органические вещества из неорганических и используют их для построения своего тела. Животные и некоторые незеленые растения (грибы) относятся к гетеротрофным организмам. Они не могут создавать органические вещества для построения своего тела и используют готовые органические вещества (белки, жиры, углеводы).
Задание 2: запишите предложения, слова в скобках употребите в правильной форме
а) некоторые бактерии относятся к (автотрофные организмы)
б) животные относятся к (гетеротрофные организмы)
в) автотрофные организмы питаются (неорганические вещества)
г) гетеротрофные организмы питаются (готовые органические вещества)
ДЕЛИТЬСЯ |
ПО ЧЕМУ? – по + дат.п. ПО КАКОМУ (признаку) |
НА ЧТО? НА КАКИЕ (группы) |
задание 3:прочитайте текст
По способу питания растения делятся на две группы: гетеротрофы и автотрофы. Зеленые растения и некоторые бактерии синтезируют необходимые питательные вещества из неорганических веществ. Такой тип питания называется автотрофным питанием. В зеленых растениях происходит процесс фотосинтеза, а в некоторых бактериях происходит процесс хемосинтеза.
Все животные, грибы и большинство бактерий являются гетеротрофными организмами. Они питаются готовыми органическими веществами. Например, бактерии: по способу питания они делятся на бактерии-сапрофиты и бактерии-паразиты. Бактерии-сапрофиты питаются органическими веществами мертвого организма. Бактерии-паразиты живут в живых организмах и питаются органическими веществами самого организма.
Дайте ответы на вопросы.
А) Зеленые растения и некоторые бактерии (относиться) к автотрофным организмам.
Б) они (использовать) органические вещества
В) По способу питания растения (делиться) на две группы
В) Такой тип питания (называться) автотрофным
Г) Все животные (являться) гетеротрофными организмами.
Д) Они (питаться) готовыми органическими веществами.
Е) Бактерии-паразиты (жить) в живых организмах
1)некоторые бактерии относятся __ автотрофным организмам.
2)создавать органические вещества __построения своего тела
3) растения делятся __ две группы
4) бактерии синтезируют необходимые питательные вещества __неорганических веществ.
5)__ способу питания растения делятся на две группы
6) Бактерии-паразиты живут __живых организмах
Задание 6:составьте схему классификации организмов и растений и расскажите по ней содержание урока.
урок 7
Размножение
Л дочь(дочерний) расти
О размножаться способ
В делиться образовать
А почкование хромосомы
Р бесполый благоприятный
Ь половой
Задание1: слушайте, повторяйте, читайте
а) мать – материнский - материнская- материнская клетка - материнские клетки;
б) дочь – дочерний – дочерняя - дочерние клетки;
в) много – размножаться - размножаются- размножение;
г) делиться – делятся – деление - делением;
д) размножаться делением, размножаются делением.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
размножаться делением = размножаться путем деления |
половым ПУТЁМ бесполым
|
задание 2: прочитайте тексты 1 и 2. Расскажите о бесполом размножении по рисункам
БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ
1.АМИТОЗ
1 2 3 4
амитоза. Это прямое деление клетки без образования хромосом. Амитоз начинается с деления ядра, а затем делится цитоплазма клетки. Вначале деления ядро вытягивается, образуется перетяжка. После деления ядра происходит деление цитоплазмы.
В результате амитоза из материнской клетки образуются дочерние клетки без изменения клеточных структур.
2
2.ПОЧКОВАНИЕ
Г
Задание 3: прочитайте текст и ответьте на вопросы после текста.
РАЗМНОЖЕНИЕ ПАРАМЕЦИИ
Парамеция размножается бесполым и половым путём. Бесполое размножение происходит путём деления тела: сначала делится микронуклеус, затем макронуклеус и цитоплазма. Бесполое размножение происходит в благоприятных условиях.
Иногда парамеции размножаются половым путём: две парамеции временно соединяются, их макронуклеусы растворяются, а микронуклеусы делятся на четыре ядра.
Три ядра исчезают, а четвёртое делится на два новых ядра. Парамеции расходятся и в их теле снова образуются микро- и макронуклеусы.
Половое размножение происходит при голодании.
рис.1 рис.2
задание 4:расскажите о размножении парамеции, используя рисунок
задание 5:ответьте на вопросы:
1. какие организмы размножаются бесполым путем?
2.какие животные могут размножаться как бесполым, так и половым путем?
3.при каких условиях происходит половое, а при каких бесполое размножение?
4.что такое почкование, какое животное размножается почкованием?
5.что происходит при половом размножении парамеции?
задание 6:правильно соедините
происходит………………………….половым путём
делится………………………………размножение
размножается ……………………….условия
образуются…………………………...клетки
благоприятные…………………….. на две части
размножение…………………………деление
урок 8
часть 1 Обмен веществ
С синтезировать – синтез приспосабливаться
Л распадаться – распад фермент
О переносить – перенос свойственный
В внешний неразрывно связаны
А внутренний поглощаться
Р условия превращаться
Ь среда расщепление
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Связанный Своественный Постоянный Противоположный необходимый
|
Связан, связана, связаны Свойствен, свойственна, свойственны Постоянен, постоянна, постоянны Противоположен, противоположна(-ны) Необходим, необходима, необходимы
|
Задание 1: прочитайте текст
Обмен веществ
Весь комплекс химических реакций в клетках называется обменом веществ или метаболизмом. Через цитоплазма-тическую мембрану в клетку поступают все питательные вещества и выходят продукты выделения. При этом в клетке постоянно происходит распад, синтез веществ и образование энергии.
Внешние условия не постоянны, поэтому внутренняя среда клетки изменяется, но клетка может приспосабливаться к этим условиям и поддерживать постоянный состав веществ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
СВОЙСТВЕН СВОЙСТВЕННА СВОЙСТВЕННЫ
|
ЧЕМУ –дат.п. КАКИМ(организмам) |
Ассимиляция
Объясните, как вы поняли
Диссимиляция – это процесс обратный ассимиляции. При диссимиляции сложные вещества распадаются на простые. В процессе реакций расщепления освобождается энергия. Например, конечные продукты реакции расщепления углеводов— углекислый газ (СО2), вода (Н2О) и энергия, которая необходима для всех процессов жизнедеятельности клетки и организма (движения, питания, роста, развития, размножения и др.).
Вопросы:1) чем различаются процессы ассимиляции и диссимиляции?
2)при каком процессе происходит синтез веществ, а при каком – распад?
3)при каком процессе энергия потребляется(используется) , а при каком освобождается
Задание 2: вставьте краткие прилагательные
1)конечные продукты реакции расщепления углеводов— углекислый газ (СО2), вода (Н2О) и энергия, которая ______________для всех процессов жизнедеятельности клетки и организма
2) Эта форма ассимиляции ___________ автотрофным бактериям
3) Внешние условия не __________________
4) процесс диссимиляции _________________ процессу ассимиляции
5) при фотосинтезе ________________ световая энергия
УРОК 9
Биологические процессы
С циркулировать биосфера
Л жизнедеятельность природопользование
О взаимоотношения рациональное
В особь( особи) загрязнение
А популяция ресурсы
Р экосистема возобновляемый
Ь загрязнение охрана
сказываться предсказывать
уничтожение редкий
Задание 1: прочитайте текст «Круговорот веществ в природе»
Растительные и животные организмы тесно связаны между собой и с окружающей средой. В состав растительных и животных клеток входят одни и те же химические элементы. Из этих элементов в клетке постоянно синтезируются различные органические соединения: белки, жиры, углеводы, витамины и др.
Вещества, которые синтезируются автотрофными организмами, необходимы для жизнедеятельности гетеротрофных организмов
В процессе жизнедеятельности животных из их организмов выделяются вещества — продукты выделения, которые используются бактериями. Бактерии разлагают сложные вещества на простые и создают этим условия для питания растений. Таким образом, химические элементы в форме различных соединений непрерывно циркулируют между организмом и окружающей средой. Они проходят сложный путь, который назван круговоротом веществ
в природе.
Запомните !
Биосфера – это область жизнедеятельности всех растительных и животных организмов.
Экосистема – это биологическая система взаимодействующих живых и неживых компонентов определенных участков биосферы.
Бороться с чем? |
Борьба с чем? |
Нарушать что? |
Нарушение чего? |
Загрязнять что? |
Загрязнение чего? |
Исследовать что? |
Исследование чего? |
Задание 2: измените форму слов в скобках
Задание 3: прочитайте текст «Экология и охрана окружающей среды»
Название «экология» образовано от греческих слов «ойкос»— дом, убежище и «логос» — учение.
Экология объединяет систему биологических наук. Она исследует взаимоотношения организмов (особей, популяций) со средой, выявляет закономерности эволюции экосистем.
Существует экология растений и экология животных. Общая экология изучает продуктивность экосистем, круговорот веществ, поток энергии и цепи питания в экосистемах.
Экология позволяет предсказывать последствия нарушения природного равновесия и является научной основой рациональ-ного природопользования. Круг проблем экологии – это охрана живого мира и окружающей среды, борьба с загрязнением воды, воздуха, с сокращением плодородной почвы, уничтожением редких животных.
Биосфера Земли - единственная среда обитания человека, но его деятельность оказывает ощутимое негативное влияние на природу, так как человек использует невозобновляемые природные ресурсы, обедняет естественную среду обитания.
Отходы промышленности концентрируются в окружающей среде. Происходит химическое, радиационное, тепловое и акустическое загрязнение воды и воздуха, приводящее к разрушению природных сообществ. Из-за этого исчезают многие виды животных и растений. Поэтому, охрана природы - одна из главных проблем современности.
Вопросы к тексту:
Задание 3: подготовьте рефераты на темы
СЛОВАРЬ
растение животное организм клетка наука
биология зоология ботаника белок
углевод вещество органическое в.- неорганич. в.- минеральное в.- жиры
соль - соли минеральные соли являться
|
plant, plante, planta animal, organism, organisme, organismo cell, cellule, cellula science, science, ciencia biology, biologie, biologia zoology, zoologie, zoologia botany, botanigue, botanika protein, proteine, proteina carbohydrates, hydrate de carbone, hidrato de carbono substanse, substancia substancia organic sub., mat. оrganique, sub. organica inorganic substance, matiere inorganique inorganico mineral sub., mat. minerale, subst.мineral fat, corps gras, lipides salt, sel, sal mineral salts, sels mineraux, sales minerales to be, etre gch, ser |
УРОК 2
мембрана плазматическая цитоплазма амёба животное простейшее ж. эвглена структура различная с. сложная с. форма постоянная ф. оболочка плотная об. тело
|
membrane, membrane membrana plasma m., m. plasmatique, m. plasmatica cytoplasm, cytoplasme, citoplasma amoeba, amibe, amiba animal animal protozoa, protozoaire, protozario euglena structure, estructura different s., s.differente, es.diferente complex s., s.complexe, es.compleja shape, forme, forma permanent sh., f.permanente, f.estable envelope, envelope, capa strong(thick) en., en. dense, c.densa body, corps, cuerpo
|
парамеция сок клеточный с. хлорофилл |
paramecium, paramecia, paramecio juice, suc, jugo j. of cell, s. cercullaire, j. circular chlorophyll, clorophille, clorofila |
УРОК 3
состоять из... животное одноклеточное многоклеточное слой внутренний с. наружный с. гидра передвигаться (с помощью...) питаться называться рот щупальца молодой полость ресничкa |
to consist of, se composer de qch, componer animal
unicellular an., organisme unicellulaire, an. unicellular multicellular an., org. polycellulaire, an. policelular layer, couche, capa ( estrato) internal layer, couche interne, capa interior external layer, couche rxterieure, capa exterior hydra, hydre, hydra to move se deplacer moverse
to feed on, se nourrir de qch, alimentarse to be colled, s`appeler, illamarse mouth, bouche, boca palpo joven
cavity, cavite, cavidat cilium , cil, pestana |
УРОК 4
вакуоль пищеварительная в. эктоплазма эндоплазма жгутик митохондрия органоид органеллa пластидa рибосомa лизосома
функция передвигаться питаться являться
|
vacuole, vacuola food vac., vac.digestive, vac. da alimentasion ectoplasm, ectoplasma endoplasm, endoplasma flagellum( pl. flagella), cordon mitochondrion, mitohondrie, mitohondrio organoid, organoide, organelo organelle, organite, organelle plastid, plastide, plastido( protoplasto) ribosome, ribosoma lysosome, lisosoma function, function to move, se mouvior, moverse to feed on, se nourrir, alimentarse to be, etre, ser
|
УРОК 5
питаться пища поглощать переваривать-перевариваться синтезировать захватывать выделять неорганический хлорофилл органический пигмент фотосинтез |
To eat, Se nourrir nutrirse nutrition , la nourriture alimento To absorb, Absorber absorcion To be digested, Être digéré digerir
To grasp, S'emparer apoderarse To excrete, Affecter exretar Inorganic, Inorganique inorganico Chlorophyll, La chlorophylle clorofila Organic, Organique organico Pigment, Le pigment de pigmento Photosynthesis, La photosynthèse fotosintesis |
УРОК 6
делить(ся) грибы относить(ся) сапрофиты создавать фотосинтез использовать хемосинтез бактерии паразиты мертвый большинство строить построение |
To divide, Diviser division Funguses, Les champignons hongo , seta To carry, Porter pertenecer Saprophytes saprofito
Chemosynthesis quemosintesis Bacteria, Les bactéries bacteria Parasites, les parasites parasito Dead , morte muerto the majority, La plupart mayoria To build , Construire construir construction, la construction construccion |
материнская клетка дочерняя клетка размножаться делиться почкa
бесполый половой
способ образовать хромосомa благоприятный развиваться расти |
mother cell, ctllule-mere, cellula madre daughter cell, cellule-fille, ctlula hija to reproduce, se reproduire, reproducirce to be divisible by, se diviser, dividirse en kidney, rein, rinon Sexless Asexué asexual Sexual Sexuel sexual Mean{*Method*} Le moyen modo to form, former, formar chromosome, cromosoma Congenial Favorable favorable to develop, se developer, desarrollar to grow, pousser(croitre), crecer
|
УРОК 8
синтезировать синтез приспосабливаться распадаться распад фермент переносить перенос свойственный внешний неразрывно связаны
внутренний поглощаться условия превращаться среда расщепление
|
To synthesize, Synthétiser sintetizar Synthesis, la synthèse sintesis to adapt , s'adapter acomodarse To break up, Se désagréger dividirse disintegration , la désagrégation descomposicion Enzyme, Le ferment fermento To tolerate, Transférer transportar Transmission, le transport transport Inherent, Propre propio Choronomic, Extérieur exterior Inextricably Sont indissolublement inseparablemente related, liés combinado Intrinsic, Intérieur interior To be absorbed, Être absorbé absorber Conditions, Les conditions conditiones To turn, Se transformer transformar Medium, Mercredi{*Milieu*} medio Scission, La désagrégation division, fision |
УРОК 9
циркулировать биосфера жизнедеятельность природопользование взаимоотношения рациональное особь
загрязнение популяция ресурсы экосистема возобновляемый охрана
сказываться предсказывать уничтожение редкий |
To circulate Circuler circular Ecumene La biosphère biosfera Life activity L'activité vitale actividat vital Nature L'aménagement disfrute management de la nature de la naturalesa Mutual relations Les relations relation reciproca Rational Rationnel rational Individual individuo Pollution La pollution ensuciamento Population La population poblacion Resources Les ressources recurso Ecosystem L'écosystème ecosistema Renewed Recommencé reanudars Preservation La protection defensa To affect Affecter dejar huellas To predict Prédire predesir Killing La destruction aniquilamiento Infrequent Rare raro |
Учебное пособие подготовлено ассистентом подготовительного факультета для иностранных граждан агту кряхтуновой О. В
10 10 2014
1 стр.
Охватывает все производственные ресурсы: заводы, оборудование, электростанции и т д
18 12 2014
4 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов юридических специальностей в качестве составной части учебно-методического комплекса по изучению немецкого языка
14 12 2014
1 стр.
П 54 Международное гуманитарное право и средства массовой информации: Учеб пособие. — М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. — 40 с
06 10 2014
3 стр.
Охватывают сводными характеристиками целый ряд таких явлений, или, как говорят, их совокупность. Индивидуальное явление отличается от совокупности своей неразложимостью на самост
07 10 2014
9 стр.
Учебное пособие по курсу всэ для студентов факультета ветеринарной медицины Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
12 09 2014
12 стр.
Данное учебное пособие должен помочь в решении этой важной задачи
04 09 2014
6 стр.
Вяткин Л. А. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Academia, 2001. – 208 с. 11 экз
14 10 2014
1 стр.