Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4

Автотехническая экспертиза

Предметом судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства (ТС), механизме дорожно-транспортного происшествия (ДТП), дорожной обстановке на месте происшествия и действиях участников происшествия, а также об обстоятельствах, способствовавших возникновению происшествия, которые автотехнический эксперт может исследовать в соответствии со своими специальными знаниями. САТЭ как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных знаний в САТЭ выделены следующие виды экспертиз:

- Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;

- Исследование технического состояния транспортных средств;

- Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика);

- Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП;



- Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.
1. Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС – совокупность развивающихся событий на дороге, обусловленных взаимодействием водителя и других участников движения в определенных пространственно-временных границах), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.
Вопросы, решаемые экспертизой по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия:

  1. Какова скорость движения транспортных средств?

  2. Каково удаление ТС от места наезда (столкновения, опрокидывания) в заданные следствием (судом) моменты?

  3. Имелась ли техническая возможность у водителя в момент, определенный органом, назначившим экспертизу, предотвратить ДТП?

  4. В какой момент возникла опасность для движения, требующая принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.)?

  5. Каково было взаимное расположение участников ДТП в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие?

  6. Какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ) они предусмотрены?

  7. Соответствовали ли действий водителя ТС техническим требованиям ПДД РФ в данной дорожной ситуации?

  8. Имеется ли с технической точки зрения причинная связь между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наездом, столкновением, опрокидыванием и т.п.)?

Многие из приведенных вопросов экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо другими видами и родами судебных экспертиз, не относящихся к классу транспортных. Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС. Для квалификации действий водителей бывает необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д.
2. Судебная экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения до момента наступления ДТП. Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.
Вопросы, решаемые экспертизой технического состояния транспортных средств:

  1. Соответствует ли техническое состояние ТС (его отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов и деталей) техническим нормам и требованиям безопасности движения?

  2. Каковы причины и в какой момент времени возникли технические неисправности ТС?

  3. Имелась ли возможность обнаружения технической неисправности до момента наступления ДТП?

  4. Имелась ли техническая возможность предотвратить ДТП (наезд, столкновение, потерю устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС в момент ДТП?

  5. Имеется ли причинная связь между неисправностью ТС и событием происшествия?

Многие из приведенных задач экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологическои экспертизой. К ним в частности относится задача установления причины (способа) и времени поломки деталей ТС.
3 Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика) включает комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания.
Вопросы, решаемые экспертизой следов на транспортных средствах и месте ДТП:

  1. Как располагались ТС в момент столкновения относительно друг друга и элементов дороги?

  2. Где относительно элементов дороги располагалось место столкновения ТС (или место наезда на пешехода)?

  3. Двигалось или находилось в неподвижном состоянии ТС при столкновении?

  4. Какой частью ТС нанесены повреждения потерпевшим?

  5. Каков механизм ДТП?

  6. Имеются ли повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений? Если имеются, то в какой момент и по какой причине они возникли?

Наряду с приведенными вопросами существует ряд вопросов, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:

  1. Каково взаиморасположение человека и частей ТС в момент происшествия?

  2. Где находился потерпевший в салоне, кабине ТС в момент столкновения?

Некоторые из перечисленных задач наряду с упомянутой судебно-медицинской экспертизой можно решить только в комплексе с другими родами (видами) судебной экспертизы. Например, определение взаимного расположения ТС и пешехода в момент наезда осуществляется в комплексе автотехнической, медицинской, трасологической (исследование одежды и обуви) экспертизами и криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий.


4. Судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде.
Вопросы, решаемые экспертизой технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП:

  1. Соответствовали ли фактические квалификационные характеристики и техническое состояние участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП требованиям нормативно-технической документации (НТД)?

  2. Имеется ли причинная связь между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и происшедшим ДТП?

  3. Имеются ли причины и условия, связанные с организацией дорожного движения, способствующие ДТП?


5. Судебная экспертиза транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости


Вопросы, решаемые экспертизой транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости:

  1. Какие повреждения образовались на транспортном средстве в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?

  2. Каков способ устранения выявленных на ТС повреждений, образовавшихся в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?

  3. Какова стоимость доаварийного ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, ДТП или иного события)?

  4. Какова стоимость восстановительного ремонта ТС в ценах на дату ... (проведения экспертизы, ДТП или иного события)?

  5. Каков размер утраты товарной стоимости ТС в ценах на дату ... (проведения экспертизы, ДТП или иного события)?

  6. Какова стоимость представленных деталей (узлов, агрегатов, запасных частей) ТС, с учетом и без учета износа в ценах на дату ... (проведения экспертизы. ДТП или иного события)?

  7. Какова рыночная (или отличная от рыночной) стоимость ТС с учетом его технического состояния в ценах на дату ... (проведения экспертизы, ДТП или иного события)?

  8. Целесообразно ли проведение ремонта ТС?


Требования к материалам, направляемым на экспертизу:

Общие объекты САТЭ: ТС – автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные механизмы, участвовавшие в ДТП, их системы, узлы, механизмы, агрегаты, детали (не являются объектами исследования ТС, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта); данные о следах на ТС, проезжей части, вещной обстановке на месте происшествия; дорога, место ДТП, не требующие правовой оценки материалы дела, содержащие сведения об обстоятельствах ДТП.

Представляемые на автотехническую экспертизу материалы дела должны состоять из постановления о назначении экспертизы, предметов и подлинных документов, являющихся объектами экспертного исследования и содержащих фактические данные об обстоятельствах происшествия (справки по дорожно-транспортному происшествию, протокола осмотра места происшествия и схем, фототаблиц к нему, протоколов осмотра транспортных средств, протоколов следственных экспериментов), а также других материалов дела, не требующих правовой оценки.

В отношении материальных объектов исследования (вещественных доказательств) сложностей, как правило, не возникает, главное требование к ним - это сохранение их в том состоянии, которое они приобрели в процессе ДТП. Что касается представления нематериальной категории объектов исследования, то здесь постоянно возникают сложности. Специфика САТЭ заключается в том, что большинство объектов исследования, необходимых для решения ставящихся перед ней задач, нематериальны и относятся к так называемой категории сведений, получаемых следователем из документов, содержащихся в деле (протоколов следственных действий). Эта категория объектов исследования называется исходными данными. Поскольку каждое ДТП и предшествовавшая ему ДТС имеют свои особенности и требуют четкого установления конкретных первичных исходных данных, все исходные данные, а также особые условия обращения с предоставляемыми материалами и документами, если они необходимы, должны содержаться в постановлении о назначении САТЭ.




<предыдущая страница | следующая страница>


Пособие по судебной экспертизе Постановка вопросов и требования к материалам, направляемым на экспертизу

Почерковедческая экспертиза относится к так называемым традиционным криминалистическим экспертизам

526.29kb.

18 12 2014
4 стр.


Требования к материалам, направляемым для публикации в журнале размещены на сайте kaznmu

Журнал входит в перечень изданий, рекомендованных кнасон для публикаций результатов диссертационных работ

291.94kb.

16 12 2014
4 стр.


Регламент проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий

С 1 по 2 день Принятие документации на экспертизу, присвоение номера. Рассмотрение проекта в экспертизе начинается с момента подтверждения оплаты по договору

195.83kb.

10 09 2014
1 стр.


Технические требования к материалам, предоставляемым для размещения новости на городском портале TagilCity ru
20.24kb.

11 09 2014
1 стр.


Требования к допечатным материалам

Материалы, передаваемые в отдел допечатной подготовки типографии включают в себя

30.1kb.

24 09 2014
1 стр.


Требования к рекламным материалам в формате gif, jpg

Не принимаются баннеры, имитирующие дизайн и навигационные кнопки сайта, а также с графикой плохого качества

20.42kb.

02 10 2014
1 стр.


Теннесси Уильямс

Первая постановка — Erlandger Theater, Chicago, 29 декабря 1950 г. Первая постановка в России — Москва, мхат им. Горького, 1976 г

908.69kb.

24 09 2014
4 стр.


1 Основы судебной экспертизы Основные вопросы правового регулирования судебной экспертизы

Решением Президиума некоммерческого партнерства «палата судебных экспертов» нп

134.59kb.

16 12 2014
1 стр.