Автотехническая экспертиза
Предметом судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства (ТС), механизме дорожно-транспортного происшествия (ДТП), дорожной обстановке на месте происшествия и действиях участников происшествия, а также об обстоятельствах, способствовавших возникновению происшествия, которые автотехнический эксперт может исследовать в соответствии со своими специальными знаниями. САТЭ как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных знаний в САТЭ выделены следующие виды экспертиз:
- Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;
- Исследование технического состояния транспортных средств;
- Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика);
- Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП;
- Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.
1. Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС – совокупность развивающихся событий на дороге, обусловленных взаимодействием водителя и других участников движения в определенных пространственно-временных границах), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.
Вопросы, решаемые экспертизой по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия:
-
Какова скорость движения транспортных средств?
-
Каково удаление ТС от места наезда (столкновения, опрокидывания) в заданные следствием (судом) моменты?
-
Имелась ли техническая возможность у водителя в момент, определенный органом, назначившим экспертизу, предотвратить ДТП?
-
В какой момент возникла опасность для движения, требующая принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.)?
-
Каково было взаимное расположение участников ДТП в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие?
-
Какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ) они предусмотрены?
-
Соответствовали ли действий водителя ТС техническим требованиям ПДД РФ в данной дорожной ситуации?
-
Имеется ли с технической точки зрения причинная связь между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наездом, столкновением, опрокидыванием и т.п.)?
Многие из приведенных вопросов экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо другими видами и родами судебных экспертиз, не относящихся к классу транспортных. Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС. Для квалификации действий водителей бывает необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д.
2. Судебная экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения до момента наступления ДТП. Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.
Вопросы, решаемые экспертизой технического состояния транспортных средств:
-
Соответствует ли техническое состояние ТС (его отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов и деталей) техническим нормам и требованиям безопасности движения?
-
Каковы причины и в какой момент времени возникли технические неисправности ТС?
-
Имелась ли возможность обнаружения технической неисправности до момента наступления ДТП?
-
Имелась ли техническая возможность предотвратить ДТП (наезд, столкновение, потерю устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС в момент ДТП?
-
Имеется ли причинная связь между неисправностью ТС и событием происшествия?
Многие из приведенных задач экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологическои экспертизой. К ним в частности относится задача установления причины (способа) и времени поломки деталей ТС.
3 Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика) включает комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания.
Вопросы, решаемые экспертизой следов на транспортных средствах и месте ДТП:
-
Как располагались ТС в момент столкновения относительно друг друга и элементов дороги?
-
Где относительно элементов дороги располагалось место столкновения ТС (или место наезда на пешехода)?
-
Двигалось или находилось в неподвижном состоянии ТС при столкновении?
-
Какой частью ТС нанесены повреждения потерпевшим?
-
Каков механизм ДТП?
-
Имеются ли повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений? Если имеются, то в какой момент и по какой причине они возникли?
Наряду с приведенными вопросами существует ряд вопросов, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:
-
Каково взаиморасположение человека и частей ТС в момент происшествия?
-
Где находился потерпевший в салоне, кабине ТС в момент столкновения?
Некоторые из перечисленных задач наряду с упомянутой судебно-медицинской экспертизой можно решить только в комплексе с другими родами (видами) судебной экспертизы. Например, определение взаимного расположения ТС и пешехода в момент наезда осуществляется в комплексе автотехнической, медицинской, трасологической (исследование одежды и обуви) экспертизами и криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий.
4. Судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде.
Вопросы, решаемые экспертизой технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП:
-
Соответствовали ли фактические квалификационные характеристики и техническое состояние участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП требованиям нормативно-технической документации (НТД)?
-
Имеется ли причинная связь между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и происшедшим ДТП?
-
Имеются ли причины и условия, связанные с организацией дорожного движения, способствующие ДТП?
5. Судебная экспертиза транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости
Вопросы, решаемые экспертизой транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости:
-
Какие повреждения образовались на транспортном средстве в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?
-
Каков способ устранения выявленных на ТС повреждений, образовавшихся в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?
-
Какова стоимость доаварийного ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, ДТП или иного события)?
-
Какова стоимость восстановительного ремонта ТС в ценах на дату ... (проведения экспертизы, ДТП или иного события)?
-
Каков размер утраты товарной стоимости ТС в ценах на дату ... (проведения экспертизы, ДТП или иного события)?
-
Какова стоимость представленных деталей (узлов, агрегатов, запасных частей) ТС, с учетом и без учета износа в ценах на дату ... (проведения экспертизы. ДТП или иного события)?
-
Какова рыночная (или отличная от рыночной) стоимость ТС с учетом его технического состояния в ценах на дату ... (проведения экспертизы, ДТП или иного события)?
-
Целесообразно ли проведение ремонта ТС?
Требования к материалам, направляемым на экспертизу:
Общие объекты САТЭ: ТС – автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные механизмы, участвовавшие в ДТП, их системы, узлы, механизмы, агрегаты, детали (не являются объектами исследования ТС, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта); данные о следах на ТС, проезжей части, вещной обстановке на месте происшествия; дорога, место ДТП, не требующие правовой оценки материалы дела, содержащие сведения об обстоятельствах ДТП.
Представляемые на автотехническую экспертизу материалы дела должны состоять из постановления о назначении экспертизы, предметов и подлинных документов, являющихся объектами экспертного исследования и содержащих фактические данные об обстоятельствах происшествия (справки по дорожно-транспортному происшествию, протокола осмотра места происшествия и схем, фототаблиц к нему, протоколов осмотра транспортных средств, протоколов следственных экспериментов), а также других материалов дела, не требующих правовой оценки.
В отношении материальных объектов исследования (вещественных доказательств) сложностей, как правило, не возникает, главное требование к ним - это сохранение их в том состоянии, которое они приобрели в процессе ДТП. Что касается представления нематериальной категории объектов исследования, то здесь постоянно возникают сложности. Специфика САТЭ заключается в том, что большинство объектов исследования, необходимых для решения ставящихся перед ней задач, нематериальны и относятся к так называемой категории сведений, получаемых следователем из документов, содержащихся в деле (протоколов следственных действий). Эта категория объектов исследования называется исходными данными. Поскольку каждое ДТП и предшествовавшая ему ДТС имеют свои особенности и требуют четкого установления конкретных первичных исходных данных, все исходные данные, а также особые условия обращения с предоставляемыми материалами и документами, если они необходимы, должны содержаться в постановлении о назначении САТЭ.
<предыдущая страница | следующая страница>