ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту стандарта
«Капитальный ремонт водопропускных труб»
(Первая редакция)
СТО НОСТРОЙ Х.Х.Х-20__
Автомобильные дороги
«УСТРОЙСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ»
Часть 4. Капитальный ремонт водопропускных труб
Наименование
стандарта
Саморегулируемая организация
Некоммерческое партнерство
«Межрегиональное объединение
дорожников «СОЮЗДОРСТРОЙ»
Название организации-
разработчика
1 Основание для разработки стандарта
Основанием для разработки стандарта является Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190 «Градостроительный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон от 01 декабря 2007 года № 315 «О саморегулируемых организациях», Программа стандартизации и решение Совета Национального объединения строителей.
2 Цели и задачи разработки стандарта
Целью разработки СТО НОСТРОЙ Х.Х.Х-20__ является обеспечение безопасности и эффективности видов работ, указанных в «Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», согласно Приказу № 624 Минрегионразвития РФ от 30 декабря 2009 г. (вид работ № 25.4). Кроме того, разработка данного стандарта ведется с целью совершенствования нормативной базы, внедрения новых технологий, учета накопленного производственного опыта.
К задаче относится систематизация накопленных за последние десятилетия теоретических и практических знаний с учетом обновления нормативной базы, новых материалов и технологий и новых подходов к контролю качества работ.
3 Данные о стандартизации объекта к началу разработки проекта стандарта
В настоящее время отсутствуют нормативные документы по капитальному ремонту водопропускных труб под автодорогами такими современными методами, как гильзование с использованием высокопрочных стеклопластиковых труб, санация фотоотверждаемым полимерно-тканевым рукавом, метод SPR.
4 Характеристика объекта стандартизации
Объектом стандартизации является капитальный ремонт водопропускных автодорожных труб.
Составными частями объекта стандартизации являются – общие сведения о современных методах капитального ремонта труб, об их особенностях и условиях применения, требования к материалам и изделиям, используемым при ремонте, технология работ, контроль качества материалов и работ.
5 Научно-технический уровень объекта стандартизации
При разработке стандарта учтен накопленный отечественный и зарубежный опыт капитального ремонта водопропускных труб автомобильных дорог:
- новые технологии, позволяющие быстро и надежно ремонтировать трубы бестраншейным способом;
- особенности современного оборудования для ремонта труб методами SPR и санации полимерно-тканевым рукавом;
- новые материалы для создания внутренней облицовки труб, заполнения пазух;
- новые нормативные документы.
6 Технико-экономическая эффективность от внедрения стандарта
Технико-экономическая эффективность от внедрения стандарта определяется повышением качества капитального ремонта водопропускных труб, снижением сроков строительно-монтажных работ, отсутствием негативного влияния ремонтных работ на пропускную способность автодороги, увеличением межремонтных сроков службы водопропускных труб.
7 Предполагаемый срок введения стандарта в действие и предполагаемый срок его действия
Предполагаемый срок введения стандарта в действие 2013 г.
Специальных мероприятий по внедрению стандарта не требуется.
Срок действия стандарта должен быть ограничен 5-ю годами, так как за это время возможно усовершенствование технологии.
8 Взаимосвязь с другими стандартами
Рассматриваемый стандарт входит в группу разрабатываемых стандартов НОСТРОЙ по СТО «Устройство, реконструкция и капитальный ремонт водопропускных труб на автомобильных дорогах».
9 Опытное применение объекта стандартизации
В 2009 году на базе ФГУП «НИИ мостов и дефектоскопии ФАЖТ» были проведены сравнительные испытания фрагментов водопропускных труб, усиленных металлической гофрированной конструкцией и различными вариантами полимерных и композитных труб. Целью данной работы являлась экспериментальная оценка совместной работы железобетонных водопропускных труб, усиленных металлическими гофрированными конструкциями и различными вариантами полимерных и композитных труб, эксплуатируемых под насыпями дорог. В процессе проведения работы были выполнены статические испытания и дано заключение о возможности применения металлических гофрированных конструкций и различных вариантов полимерных и композитных труб для усиления эксплуатируемых водопропускных труб.
В 2007 году тем же НИИ были испытаны на прочность фрагменты железобетонных водопропускных труб, усиленных фотоотверждаемым полимерно-тканевым рукавом и двухслойной полиэтиленовой трубой.
По результатам проведенных испытаний были сделаны следующие выводы:
-
Внешние (ремонтируемые) железобетонные трубы являются наиболее слабым звеном и разрушаются под нагрузкой в 1-ю очередь. Их несущая способность в результате ремонта повышается главным образом за счет омоноличивания бетонной смесью межтрубного пространства (при методе гильзования).
-
Внутренняя облицовка из полимерных, композитных или металлических гофрированных труб на несущую способность внешних железобетонных труб практического влияния не оказывает. Это связано с большей гибкостью внутренней облицовки.
-
Несущая способность отремонтированной трубы главным образом зависит от прочности внутренней облицовки, которая должна быть как минимум не слабее (желательно прочнее) внешней трубы в неразрушенном состоянии.
-
В проведенных испытаниях наилучшим образом себя проявили внутренние трубы из стеклопластика и металлической гофры, получившие предельные деформации (но не разрушившиеся) при нагрузках в разы превосходившие разрушающую нагрузку для внешней железобетонной трубы.
Результаты опытного применения объекта стандартизации приведены в приложениях А-В.
Руководитель разработки В.А. Шмелев
Приложение А
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
по стандарту организации
«Капитальный ремонт водопропускных труб»
1.Авторы: д.т.н. проф. Э.К. Кузахметова (Московский государственный университет путей сообщения), к.т.н. В.А. Шмелев, инж. Ю.К. Кудимов (ООО «ФСК «МГЦ»), инж. Д.В. Колоколов (ЗАО «ОСГ»).
Работа выполнена под руководством д.т.н., профессора Ушакова В.В. (МАДИ) и к.т.н. Хвоинского Л.А. (СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ»).
2. Оценка содержания.
Представленный стандарт разработан в рамках Программы стандартизации Национального объединения строителей на 2012 год и соответствует установленной тематике.
Положения стандарта устанавливают единые требования к проведению работ по капитальному ремонту водопропускных труб автомобильных дорог и контролю их выполнения.
В стандарте изложены правила выполнения работ при капитальном ремонте водопропускных труб различными методами, требования к используемым материалам и изделиям, виды и методы контроля качества.
3. Актуальность, практическая значимость
Разработка стандарта в настоящее время актуальна, его практическая ценность на данный момент высока.
4. Степень разработки в целом (полнота, аргументированность)
При разработке стандарта использованы многолетние наработки его авторов, действующие нормативные документы, а также опыт современных российских и зарубежных технологий. Полнота документа и степень его проработки достаточно аргументированы и удовлетворяют предъявляемым требованиям к нормативным документам.
5. Качество изложения, терминология, понятность, информативность.
Изложение материала стандарта организации выполнено на современном, высоком техническом уровне, построено грамотно и понятно. Содержание документа в целом отражает установленные к выполнению производственных процессов, качеству работ и материалов требования, и подтверждено ссылками на действующую нормативную документацию.
6.Ошибки, редакционные погрешности, замечания
Редакционные ошибки и опечатки в тексте отсутствуют.
ВЫВОД: на основании изложенного разработанный Стандарт организации представляет собой законченный нормативный документ, окончательная редакция которого с учетом устранения указанных замечаний может быть рекомендована к утверждению.
Проректор МАДИ по научной работе
д.т.н., профессор А.М. Иванов
Приложение Б
Примеры выполнения работ
Капитальный ремонт трубы с применением фотоотверждаемого полимерно-тканевого рукава
Капитальный ремонт трубы по технологии SPR
Капитальный ремонт трубы гильзованием высокопрочными стеклопластиковыми трубами
Приложение В
Выполненные научно-исследовательские работы